«Нерпа» относится к
подводным лодкам типа «Щука Б». Решение о разработке
этой серии было принято в июле 1976 года. В начале
1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании
Toshiba партию высокоточных металлорежущих станков,
которые позволяли применять новые технологии при
обработке гребных винтов, что резко снижало шумность
субмарин. Сделка была секретной, но информация о ней
попала в мировую прессу. В результате, США ввели
экономические санкции против компании. Лодки
проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula».
Позднее проект несколько раз усовершенствовался, и
лодки, построенные по изменённым проектам, получили на
западе кодовые названия «Improved Akula».
Головная «Щука-Б»,
К-284, вступила в строй Тихоокеанского флота ВМФ СССР в
1984 году. Уже на ходовых испытаниях измерения показали,
что новая субмарина имеет уровень шума примерно в 4 раза
меньший, чем лодки проекта 671РТМК «Щука». Первоначально
«Щуки-Б» несли только тактические номера, но 10 октября
1990 года главнокомандующий ВМФ СССР алмирал Чернавин
издал указ о присвоении К-317 имени «Пантера».
Во время военной акции
войск США в Сербии в 1996 году подводная лодка К-461
«Волк» осуществляла боевую службу в Средиземном море.
Она была обнаружена при прохождении Гибралтара, однако
через некоторое время контакт с лодкой был потерян, и
обнаружилась она только у берегов Югославии. «Волк»
осуществлял защиту ТАКР «Адмирал Кузнецов» от подводных
лодок, за время боевой службы было выполнено слежение за
несколькими субмаринами НАТО, в том числе за
американской атакующей субмариной типа «Лос-Анджелес».
Всего по проекту
планировалась постройка 25 кораблей: 13 в
Комсомольске-на-Амуре и 12 в Северодвинске. В 1983–1993
годах было заложено 20 субмарин, из них 14 достроены (по
7 на каждом заводе) и входят в состав ВМФ России, на
последней из них – К-335 «Гепард» флаг был поднят 4
декабря 2001 года в присутствии Президента и Верховного
Главнокомандующего В. Путина. Две подлодки, «Рысь» и
«Кугуар», недостроены и разобраны, ещё одна, К-152
«Нерпа» была спущена на воду только в 2006 году и была
изначально предназначена для передачи в лизинг Индии.
Россия планировала
передать АПЛ «Нерпа» в лизинг ВМС Индии еще в 2009 году,
но 8 ноября 2008 года во время заводских ходовых
испытаний в Японском море на субмарине произошел пожар.
В результате несанкционированного срабатывания системы
пожаротушения в отсеки стал поступать газ фреон. Погибли
20 человек, еще 21 был госпитализирован с отравлением.
Всего на борту АПЛ было 208 человек. После ремонта в
декабре 2009 года лодка вошла в боевой состав ВМФ
России.