Атомный ракетный крейсер проекта 1165 «Фугас»

© 2014, www.otvaga2004.ru, текст, характеристики, рисунки
«Атрина» - справочник по отечественному ВМФ (с 1945 г.)


Построено: 0


Модификации: нет


 

К ОБЩЕМУ СПИСКУ

В 1961 году в состав ВМС США вошёл первый атомный боевой надводный корабль – крейсер УРО «Лонг Бич». В СССР исследования по определению облика подобного корабля начались позже – в 1964 г., но работы велись довольно осторожно, причиной чего была не только новизна проекта, но и своеобразные взгляды H.С.Хрущева на роль и развитие нашего ВМФ и, в частности, надводных кораблей (особенно крупных).

Однако желание иметь океанский корабль неограниченной автономности, способный самостоятельно действовать в удаленных районах мирового океана и искать и уничтожать атомные подводные лодки-ракетоносцы противника привело к началу работ над проектом 1144 «Орлан». По первоначальной классификации это был сторожевой, а затем большой противолодочный корабль. Специально для него создавалась двухреакторная атомная энергоустановка, а кроме того, по личному указанию Главкома корабль должен был оснащаться резервной ЭУ на органическом топливе. Проектирование «Орлана» было сложным и довольно медленным процессом, к тому же с первых же этапов «поползло вверх» водоизмещение и появился большой соблазн в выборе оружия. Корабль постоянно увеличивался в размерах и стал мало походить на сторожевой корабль – свой изначальный прототип. Причина была в том, что ВМФ как заказчик толком не знал, что ему на самом деле нужно, ведь концепция и реальность должны совпадать, у нас же этого почти никогда не было. Постепенно из защитника проект 1144 превращался в корабль, которого самого нужно защищать. В итоге снова вернулись к идее «пары»: один корабль ведет поиск подводных лодок противника, а другой его защищает.

 

 

Так появился проект 1165 «Фугас», второй корабль с атомной энергетической установкой, но уже с мощным зенитным и противокорабельным ракетным вооружением. Несмотря на то что сам по себе проект был очень интересен с технической точки зрения, он превратился в своеобразную «идею фикс», и кораблю предстояла долгая, но лишь «бумажная» жизнь.

По мере появления нового оружия корабль пр.1165 постоянно видоизменялся, в том числе и в сторону увеличения водоизмещения. Сначала были проработки с ПКРК «Малахит» и ЗРК «Коршун», затем с комплексами «Базальт» и «Квант», затем – «Гранит» и «Форт». Артиллерийское и радиоэлектронное вооружение также менялось от варианта к варианту. В окончательном проекте решили остановиться на ПКРК «Гранит» разработки КБ Машиностроения, как наиболее совершенном на тот момент (нужно ведь было защищаться от авианосных соединений вероятного противника). Правда этот комплекс разрабатывался изначально для подводных лодок пр.949, и его ракеты имели «мокрый» старт, но из-за нехватки времени переделывать пусковые установки уже не стали, поэтому впоследствии на наших надводных кораблях перед запуском ракет приходилось заливать ПУ забортной водой, что конечно же противоречило здравому смыслу.

 

 

Окончательные проработки по проекту 1165 велись с 32-48 ПКР «Гранит» и 32-64 ЗУР комплекса С-300Ф. Получался мощный ракетный крейсер, вооруженный к тому же 130-мм артиллерией (в то время уже велись разработки одноствольных и спаренных 130-мм универсальных АУ). Корабль имел только ударное и зенитное вооружение, а противолодочные ракеты или торпеды предусматривались лишь на самых ранних этапах разработки. Для противоторпедной защиты предназначались две реактивные бомбометные установки.

Время шло, но отсутствие четкой и продуманной конечной цели создания первого атомного надводного корабля привело к тому, что на корабль ПЛО пр.1144, который уже стали классифицировать как крейсер, стали примерять ПКРК «Малахит», затем «Базальт» и, в конечном итоге – «Гранит». Причем наличие на корабле этого противокорабельного комплекса не являлось следствием каких-либо высоких оперативно-тактических соображений, просто сработало сложившееся из предыдущей практики простое правило: раз крейсер, то и ракетное оружие на нем должно быть «оперативного» класса, а поскольку оно должно быть и самым новейшим, то «Гранит» – самый лучший вариант.

 

 

Вот тогда и появились сомнения в целесообразности атомного ракетного крейсера пр.1165 и он под первым же благовидным предлогом канул в небытие. При этом многолетнее проектирование «съело» столько средств, что для того чтобы хоть как-то списывать затраченные деньги было выпущено соответствующее постановление «объединяющее» два проекта (1165 и 1144) в один, утвержденное в августе 1971 г. Так был «красиво закрыт» очередной технический тупик.

 

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн:

• стандартное

-

15 000…20 000

Основные размерения, м:

• длина наибольшая

• ширина наибольшая

• осадка

-

170…200

17…20

8…9

Главная энергетическая установка:

• 2 ВВР, суммарная мощность, мВт

• 2 ППУ, 2 ГТЗА, суммарная мощность, л.с. (кВт)

• 2 резервных ЭУ, кВт

Атомная

н/д

н/д

н/д

2 вала; 2 гребных винта

Скорость хода, уз:

• наибольшая

• экономическая

-

~30

~18

Дальность плавания под резервными ЭУ, миль (при скорости, уз)

н/д

Автономность, сут.

30…40

Экипаж, чел.

500…600

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:

ПУ ПКРК / ПКР

-

24…48

Зенитное ракетное:

ПУ ЗРК / ЗУР

-

32..64

Артиллерийское:

• 76,2 / 130-мм АУ

• 30-мм ЗАК АК-630

-

1…2

6…8

Торпедное:

• 533-мм ТА (на ранних вариантах)

-

2 Х 5

Противолодочное:

РБУ-6000 «Смерч-2»

-

2 Х 12

Авиационное:

• вертолет Ка-25 / Ка-27

-

1…2

 

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

БИУС

н/д

РЛС обнаружения ВЦ

Различные варианты

РЛС общего обнаружения

Различные варианты

РЛС обнаружения НЦ

Различные варианты

ГАС

н/д

средства РЭБ

Различные варианты

комплексы выстреливаемых помех

н/д

РЛС управления огнем

Различные варианты

средства связи

н/д

РЛС госопознавания

н/д

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru