Построено: 68
Модификации:
• проект 50 – базовый серийный проект (1954 г.)
• проект 50ПЛО – модернизированный вариант с усиленным противолодочным вооружение (в 1959-60 гг.) (см. в тексте)
К ОБЩЕМУ СПИСКУ |
Несмотря на все положительные результаты, полученные при испытаниях, первый послевоенный отечественный СКР пр.42 был построен ограниченной серией, а по личному указанию И.В.Сталина началась разработка ТТЗ на новый сторожевой корабль с полным водоизмещением в 1200 т проекта 50.
Совет Министров Союза ССР обязал Министерство судостроительной промышленности и Военно-морское Министерство разработку проекта 50 нового СКР и постройку по этому головного корабля произвести в следующие сроки:
а) закончить разработку эскизного проекта в сентябре и представить в октябре 1950 г. в Совмина СССР;
б) закончить разработку технического проекта в феврале и представить в марте 1951 г. в Совмина СССР;
в) начать постройку головного корабля во II квартале 1951 г. и предъявить его к государственным испытаниям в III квартале 1952 г.
Все работы были поручены ЦКБ-820. В июле-августе 1950 года велись согласования различных технических вопросов, которые позволили бы обеспечить получение заданного водоизмещения и необходимых качеств корабля. Однако в заданных размерах так и не удалось полностью выполнить требования по ветростойкости. Исследования показали, что при линейном размещении ГЭУ можно обеспечить водоизмещение на заданном уровне. В процессе исследования рассматривалась совмещенная схема из двух машинно-котельных установок. Для нее были созданы в СКБК котлы с дутьем в топки типа КВГ-57/28. Котлы были с естественной циркуляцией, вертикальные, с развитой радиационной поверхностью, односторонним протоком дымовых газов, двухфронтовым отоплением. Температура перегретого пара была принята умеренной (370°С), а рабочее давление до 28 кг/кв.см. Новая конструктивная схема корабельного котла была положена в основу создания высокофорсированных малогабаритных котлов для всех классов надводных боевых кораблей послевоенной постройки. Была решена важнейшая задача последующей высокой форсировки топки с увеличением ее тепловой нагрузки в три раза. После многочисленных споров было принято линейное расположение ГЭУ.
Рассматривались и варианты с вооружением, сильно отличающимся от проекта 42. Так предполагалось заменить две носовые установки Б-34УСМ на одну спаренную установку закрытого типа с теми же 100-мм орудиями, что и в Б-34УСМ. Разработка такой установки велась тогда в ОКБ-172. Делались попытки также заменить МБУ-200 на МБУ-600 и 37-мм автоматы на 25-мм. Все же окончательно состав вооружения корабля отличался от пр.42 только уменьшением количества установок Б-34УСМ с 4-х до 3-х, количеством труб торпедного аппарата с 3-х до 2-х и уменьшения боекомплекта артиллерии на 15%.
Эскизный проект был выполнен Ленинградским филиалом ЦКБ-820 в срок. В процессе его рассмотрения ВРИО Военно-морского министра адмирал А.Г.Головко утвердил предложение по замене 4 БМБ-1 на 4 БМБ-2. Стандартное водоизмещение, полученное в эскизном проекте, составляло 1059 т. В техническом проекте величина стандартного водоизмещения увеличилась до 1 068 т. В процессе рассмотрения технического проекта, представленного комплекта и в срок, выяснилось, что на корабле невозможно было обеспечить хранение и использование боезапаса снаряженного ТГА в точном соответствии с действующей инструкцией. Вследствие дополнительных объемов, полученных на корабле, даже при существующем стандартном водоизмещении, появилась возможность принять почти вдвое больше топлива (при наибольшем водоизмещении) и довести дальность плавания почти до 2000 миль. Постоянно вызывало нарекание наличие только двухтрубного торпедного аппарата вместо традиционного трехтрубного. Наконец, при утверждении технического проекта был принято решение обязать СКБ-700 МСП по заказу МТУ ВМС разработать в 1951 году технический проект трехтрубного торпедного аппарата применительно к кораблям пр.50. В дальнейшем эти аппараты были разработаны и устанавливались на кораблях этого проекта.
Главным конструктором СКР пр.50 вначале был Д.Д.Жуковский затем В.И.Неганов и на заключительном этапе с конца 1953 года стал Б.И.Купенский, а наблюдающим от ВМФ был капитан 1 ранга В.С.Авдеев.
Корабль пр.50 также как и СКР пр.42 был гладкопалубным с продольной седловатостью, однотрубный, с одной мачтой и двумя надстройками. Носовые образования ТЧ по сравнению с СКР пр.42 были значительно заострены, что по мнению специалистов должно было существенно уменьшить брызгообразование. Данный ТЧ был использован последним главным конструктором в своих дальнейших проектах. По всем боевым постам и помещениям, за исключением бомбового погреба N6, мичманского отсека и румпельного отделения был обеспечен закрытый проход, что было необычно для такого небольшого корабля. Противоосколочной броней толщиной 7-8 мм были забронированы отсеки ГЭУ, ходовая рубка и щиты артиллерийских установок. Весь корпус – электросварной за исключением соединения верхней палубы с бортом и съемных листов. По результатам испытаний и общая и местная прочность были признаны удовлетворительными. Вибрация кормовой оконечности на всех ходах оказалась меньше, чем у ЭМ пр.30-бис и соответствовала временным нормам.
На ходовых испытаниях корабль при нормальном водоизмещении 1134 т развил среднюю скорость хода в 29.5 узлов при 386 об/мин винтов. Несмотря на снижение числа оборотов по сравнению с проектом 42 не удалось избавиться от эрозии на всасывающих сторонах лопастей у ступицы винтов. Корабль также как и предшественник имел два руля, но винты из-за большего диаметра (снижение числа оборотов) теперь выступали за основную линию. Это обстоятельство ухудшило условия прохода корабля по внутренним водным путям и сделало более опасным плавание на отмелях и в устьях рек. В результате проведенных мореходных испытаний при состоянии моря 4,5 и 6 баллов было установлено, что при 4-х баллах волнения скорость хода корабля и использование любых боевых и технических средств было не ограничено. При большем волнении скорость хода снижалась до 23 узлов (6 баллов). При состоянии моря 6 баллов главная артиллерия может быть использована только на скоростях хода до 16 узлов, использование торпедного, противолодочного и минного вооружения невозможно.
Общая оценка маневренных и мореходных качеств корабля была признана удовлетворительной. Мореходность корабля по использованию оружия была оценена величиной в 4 балла, хотя на волнении вплоть до 6 баллов возможно использование артиллерийского вооружения.
Турбозубчатый агрегат корабля ТВ-9 представлял однокорпусную активно-реактивную однопроточную турбину мощностью в 10000 л.с., однопроточного поверхностного конденсатора, расположенного вдоль оси с раздвоением мощности. ТВ-9 мог запускаться в работу из холодного состояния. В период проведения госиспытаний серийных кораблей стали обнаруживаться поломки рабочих лопаток. Специальная комиссия под председательством профессора М.И.Гринберга выяснила, что указанные поломки из-за резонансных колебаний на полных ходах (переднем и заднем). Завод-изготовитель и его СКБТ приняли повышенные против ранее принимаемых в морском турбостроении напряжения, не обеспечил конструктивно и технологически качественное ее изготовление. В апреле и сентябре 1954 г. были приняты постановления СМ СССР, во исполнение которых были произведены исправления дефектов турбин ТВ-9. В связи с этим было введено временное ограничение максимальную скорость хода, ограниченную 25 узлами. Ограничения были сняты в 1955 году. Однако и в дальнейшем существовали неисправности с этими турбинами.
На корабле были установлены три 100-мм орудия типа Б-34УСМА. Наводка артустановок осуществлялась автоматически при помощи дистанционного управления и вручную. Это была первая отечественная универсальная артустановка с автоматическим дистанционным наведением от дальномерного поста (ПУС «Сфера-50»). К АУ серьезных замечаний не было, однако как и на пр.42 направляющий лоток в ходе эксплуатации прогибался, а гильзоотражатель не всегда обеспечивал свободное выпадение гильз. Для управления стрельбой 100-мм артиллерии установлен стабилизированный визирный пост СВП-42-50 совмещенный с антенной РЛС «Якорь». Дальность ее действия по морской цели 180 каб, а по воздушной до 165 каб. Установленный на корабле двухтрубный торпедный аппарат предназначался для стрельбы только прямоходными парогазовыми торпедами типа 53-38, 53-39, 53-ЗЭУ, 53-51. Новым в радиотехническом вооружении корабля по сравнению с СКР пр.42 было принятие в качестве РЛС обнаружения надводных целей РЛС типа «Линь», которая могла обнаруживать низколетящие самолеты и гидроакустическую станцию «Пегас-2». При скорости хода СКР около 20 узлов эта ГАС была способна обнаружить ПЛ на перископной глубине на дальности 14 каб, а якорную мину – 7 каб (по техническим условиям было задано всего 3 каб).
Несмотря на многие недостатки, вскрывшиеся в ГЭУ из-за поломок ТВ-9 строительство кораблей пр.50 шло довольно быстро и к концу 1958 г. была построена вся серия в 68 кораблей. Сравнение СКР пр.50 первых серий с зарубежными аналогами показывает, что если по ходовым качествам наш корабль и превосходит их, то по дальности плавания существенно уступал. Это вполне объяснимо, тек как наши корабли не предназначались для сопровождения океанских конвоев. Интегральная оценка вооружения показывает, что СКР пр.50 находился на уровне СКР «Батлер» постройки времен ВMB и уступал СКР типа «Дили» постройки 50-х годов (оба ВМС США). По артиллерийскому вооружению, если рассматривать только максимальную дальность стрельбы и величину минутного залпа, то СКР пр.50 несколько превосходил зарубежные аналоги, однако их башенные установки позволяли использовать артиллерию в условиях более интенсивного забрызгивания и волнения. Наконец автоматические 76-мм артиллерийские установки СКР «Дили» были значительно более эффективны отечественных установок Б-34УСМА при стрельбе по воздушным целям. По противолодочному вооружению превосходство СКР «Дили» было значительным. Так, его торпедные аппараты использовали уже самонаводящиеся противолодочные торпеды, реактивный бомбомет Мк108 имел эффективную дальность стрельбы 4.5 каб и скорострельность до 12 выстрелов в минуту, а установленная на нем ГАС имела дальность обнаружения ПЛ более 30 каб. Только у кораблей, модернизированных по проекту 50ПЛО, противолодочное вооружение и средства его обеспечения стали более или менее отвечать тому времени, но у ведущих морских держав появились уже другие корабли с еще большими противолодочными возможностями.
Модификации. Практически все СКР пр.50 отечественного ВМФ в 1959-1960 гг. были модернизированы по пр.50ПЛО. На них было усилено противолодочное вооружение: бомбомет МБУ-200 был заменен на две РБУ-2500, двухтрубный ТА заменен на трехтрубный ТТА-53-50 для стрельбы самонаводящимися противолодочными торпедами, ГАС «Пегас-2» – на «Пегас-3М». Корабли ранних серий имели РЛС «Гюйс-1М4», которую впоследствии заменили на РЛС «Фут-Н». РЛС управления стрельбой «Якорь» в составе СВП-42-50 была заменена на РЛС «Якорь-М2», РЛС «Линь» – на РЛС «Нептун-М». На двух кораблях (СКР-76 и «Лунь») установили навигационную РЛС «Дон», на «Ягуаре» в 1957 г. — ГАС звукоподводной связи МГ-16 «Свияга». В связи с изменениями вооружения менялись и составляющие нагрузки. Для поддержания остойчивости на заданном уровне пришлось на СКР последних серий и на модернизируемых размещать твердый балласт.
СКР «Архангельский комсомолец» в 1973-74 гг. прошел ремонт с модернизацией и демонтажом торпедного аппарата, на месте которого разместили рубку с аппаратурой РЭБ. На крыше рубки были установлены 4 обтекателя излучателей помех и еще один — на второй площадке мачты (позади РЛС), аналогичные по конструкции наземному комплексу СПН-40 (1РЛ238). В помещении рубки размещались две авиационные станции СПС-22 и СПС-44 для постановки активных помех и станция поиска и помех СПБ-7. Корабль входил в состав Беломорской ВМБ, где обеспечивал прикрытие помехами от разведывательной авиации НАТО полигонов ВМФ во время испытаний подводных лодок и пусков ракетного оружия в районе Неноксы.
На СКР «Ягуар», переоборудованном в опытовое судно ОС-188 в 1977 г., в опытном порядке проходили испытания стрельбовой РЛС МР-100 «Парус». Антенный пост станции установили на крыше рубки вместо СВП-42-50, который перенесли на кормовую надстройку.
На некоторых кораблях в процессе службы были установлены не предусмотренные проектом системы вооружения: на СКР-59 и СКР-73 в 1971 г. установлены два спаренных 25-мм автомата 2М-3М; на СКР-59 в в 1971 г. установлены два 45-мм автомата 21КМ; на нескольких кораблях установлена противодиверсионная ОГАС МГ-7 «Браслет», на некоторых — ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста». На одном из СКР проходила испытания противолодочная система ПЛРКК-4500 «Бурун» — на корме были установлены четыре шестиствольных пусковых установки для стрельбы глубинными реактивными бомбами РКБ.
Два СКР, проданные в Финляндию, где их переклассифицировали в фрегаты и переименовали в «Hameenmaa» и «Uusimaa», были модернизированы финнами под свои требования. На них установили дополнительный 30-мм двуствольный автомат АК-230М (на баке), а кормовые зенитные установки В-11М заменили на 40-мм одноствольные «Бофорсы». С 1971 г. оба корабля были переоборудованы в минные заградители. На них сняли кормовое 100-мм орудие и смонтировали помещение для минного боезапаса.
Пять СКР, построенных в Китае, были модернизированы в фрегаты УРО — на них вместо торпедных аппаратов установили строенные пусковые установки противокорабельных ракет.
Программа строительства. Головной СКР проекта 50 был заложен на стапеле завода №445 (ныне завод им. 61 Коммунара) в г.Николаеве 20 декабря 1951 г. и получил наименование «Горностай», спущен на воду 30 июля 1952 года. Принят в состав ВМФ после длительных испытаний только 30 июля 1954 года. Всего до 1958 года было построено 68 кораблей: на заводе №445 (им. 61 коммунара) в Николаеве – 20 единиц, на ССЗ №820 («Янтарь») в Калининграде – 41, на ССЗ №199 (им.Ленкома) в Комсомольске-на-Амуре – 7. Это была первая самая крупная программа постройки СКР отечественного флота, после ЭМ пр.30-бис – вторая в отечественном флоте по численности серия кораблей водоизмещение которых более 1000 т.
Экспорт. 17 кораблей из состава ВМФ СССР были проданы следующим странам: Болгарии – СКР-67 в 1957 г. (переименован в «Дързки»); СКР-53 в 1958 г. («Смели»); «Кобчик» в 1985 г. («Бодри»); Индонезии – «Пума», «Сарыч», «Корсак» и «Гризон» в 1963 г. (переименованы соответственно в «Slamet Rijari», «Jons Sudarso», «Ngurah Rai» и «Mongin Sidi»); «Пеликан» в 1964 г. («Nuku»); «Зубр», «Бизон» и «Аист» в 1965 г. (переименованы в «Hang Tuan», «Kaki Ali» и «Lambung Mangkurat»); ГДР – «Олень» в 1956 г. («Ernst Thalmann»); «Тур» в 1957 г. («Karl Liebknecht»); «Соболь» и «Енот» в 1959 г. («Karl Marx» и «Friedrich Engels»); Финляндии – СКР-69 и «Филин» в 1964 г. (переименованы в «Hameenmaa» и «Uusimaa»). Помимо этого в Китае после передачи полной документации по советской лицензии были построены ещё 5 СКР, переоборудованные позднее китайцами в фрегаты УРО.
Статус. Сторожевые корабли пр.50 (50ПЛО) несли службу в составе ВМФ на всех четырех флотах. Последние корабли этой серии были списаны в 1990-91 годах.
Выполняли боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта: СКР «Ягуар» в 1967 и 1971 гг.; СКР «Пантера» в 1970 г.; СКР «Куница» в 1967 и 1973 гг.; СКР «Ворон» в 1967 и 1968 гг.; СКР-57 в 1968 г.; вооруженным силам Сирии: СКР «Куница» в 1968 г.; вооруженным силам Египта и Сирии: СКР-77 в 1973 г.
Фотогалерея СКР пр.50: | |||
СЕРИЯ:
Название | з/н | заложен | спущен | в строю | исключен |
ССЗ № 445 им. 61 коммунара в Николаеве |
|||||
«ГОРНОСТАЙ» |
1120 |
20.12.1951 |
30.06.1952 |
30.06.1954 |
24.06.1991 |
«ПАНТЕРА» («Советский Туркменистан») |
1121 |
21.02.1952 |
20.08.1952 |
21.05.1954 |
25.06.1988 |
«РЫСЬ» |
1122 |
22.04.1952 |
31.12.1952 |
21.05.1954 |
19.04.1990 |
«ЯГУАР» («Комсомолец Грузии», ОС-188) |
1123 |
23.07.1952 |
14.02.1953 |
24.04.1954 |
28.06.1977 |
«САРЫЧ» («Jons Sudarso») |
1124 |
24.09.1952 |
31.03.1953 |
31.08.1954 |
24.01.1963 (продан Индонезии) |
«ПУМА» («Slamet Rijari») |
1125 |
25.11.1952 |
29.04.1953 |
31.08.1954 |
24.01.1963 (продан Индонезии) |
«ВОЛК» |
1126 |
26.02.1953 |
23.07.1953 |
31.10.1954 |
4.10.1988 |
«КУНИЦА» |
1127 |
27.05.1953 |
30.11.1953 |
23.12.1954 |
4.05.1989 |
«КОРСАК» («Ngurah Rai») |
1128 |
1.08.1953 |
29.04.1954 |
30.12.1954 |
24.01.1963 (продан Индонезии) |
«НОРКА» |
1129 |
12.01.1954 |
29.04.1954 |
30.04.1955 |
4.05.1989 |
«ВОРОН» |
1130 |
12.03.1954 |
11.11.1954 |
18.06.1955 |
4.05.1989 |
«ГРИЗОН» («Mongin Sidi») |
1131 |
15.04.1954 |
29.11.1954 |
30.06.1955 |
24.01.1963 (продан Индонезии) |
СКР-51 |
1132 |
25.06.1954 |
26.02.1955 |
28.09.1955 |
24.06.1991 |
СКР-52 («Туман») |
1133 |
1.09.1954 |
15.04.1955 |
26.11.1955 |
4.05.1989 |
СКР-53 («Смели») |
1134 |
20.11.1954 |
15.04.1955 |
31.12.1955 |
15.10.1958 (продан Болгарии) |
СКР-57 |
1135 |
23.12.1954 |
21.07.1955 |
28.02.1956 |
4.05.1989 |
СКР-58 |
1136 |
15.03.1955 |
21.07.1955 |
7.05.1956 |
19.04.1990 |
СКР-63 (СМ-141) |
1137 |
5.05.1955 |
28.10.1955 |
30.05.1956 |
20.06.1987 |
СКР-66 |
1138 |
10.02.1956 |
30.05.1956 |
29.09.1956 |
5.05.1989 |
СКР-67 («Дързки») |
1139 |
1.03.1956 |
10.07.1956 |
22.12.1956 |
12.04.1957 (продан Болгарии) |
ССЗ № 820 в Калининграде |
|||||
«ЛЕОПАРД» |
108 |
21.12.1952 |
30.04.1953 |
30.04.1954 |
3.09.1981 |
«БАРС» |
109 |
25.04.1952 |
25.07.1953 |
30.06.1954 |
19.04.1990 |
«РОСОМАХА» |
110 |
19.06.1952 |
16.08.1953 |
30.04.1954 |
4.05.1989 |
«СОБОЛЬ» («Karl Marx») |
111 |
27.09.1952 |
5.11.1953 |
13.10.1954 |
19.10.1959 (продан ГДР) |
«БАРСУК» |
112 |
2.12.1952 |
27.02.1954 |
15.09.1954 |
28.05.1980 |
«КУГУАР» |
113 |
27.03.1953 |
31.12.1953 |
31.08.1954 |
19.04.1990 |
«ЕНОТ» («Friedrich Engels») |
114 |
17.10.1953 |
9.04.1954 |
30.10.1954 |
19.10.1959 (продан ГДР) |
«ФИЛИН» («Uusimaa») |
115 |
27.08.1953 |
6.06.1954 |
9.12.1954 |
8.06.1964 (продан Финляндии) |
«ЛУНЬ» |
116 |
20.10.1953 |
5.08.1954 |
27.12.1954 |
4.05.1989 |
«КОБЧИК» («Бодри») |
117 |
26.12.1953 |
2.11.1954 |
31.05.1955 |
14.02.1986 (продан Болгарии) |
«ТУР» («Karl Liebknecht») |
118 |
24.03.1954 |
16.12.1954 |
31.05.1955 |
14.01.1957 (продан ГДР) |
«ЛОСЬ» |
119 |
26.05.1954 |
29.03.1955 |
31.07.1955 |
20.06.1987 |
«ОЛЕНЬ» («Ernst Thalmann») |
120 |
2.08.1954 |
29.04.1955 |
27.08.1955 |
14.07.1956 (продан ГДР) |
СКР-76 («Архангельский комсомолец») |
123 |
29.04.1957 |
16.12.1957 |
15.06.1958 |
4.05.1989 |
СКР-69 («Hameenmaa») |
125 |
29.07.1956 |
28.12.1956 |
30.05.1957 |
8.06.1964 (продан Финляндии) |
СКР-70 |
126 |
13.08.1956 |
19.02.1957 |
20.06.1957 |
24.06.1991 |
СКР-71 |
127 |
21.09.1956 |
3.04.1957 |
13.07.1957 |
24.06.1991 |
СКР-72 (ОТ-28) |
128 |
26.01.1957 |
16.05.1957 |
26.09.1957 |
1.09.1994 |
СКР-73 |
129 |
24.12.1956 |
21.06.1957 |
30.09.1957 |
11.02.1991 |
СКР-74 |
130 |
4.02.1957 |
27.07.1957 |
26.11.1957 |
25.06.1988 |
СКР-54 |
131 |
20.12.1954 |
31.08.1955 |
31.12.1955 |
20.06.1987 |
СКР-75 |
132 |
14.03.1957 |
3.09.1957 |
30.12.1957 |
25.06.1988 |
СКР-77 («Советский Дагестан») |
134 |
17.06.1957 |
20.01.1958 |
29.06.1958 |
4.05.1989 |
СКР-80 |
136 |
17.09.1957 |
13.03.1958 |
31.07.1958 |
20.06.1987 |
СКР-81 |
138 |
17.10.1957 |
15.04.1958 |
31.08.1958 |
26.06.1988 |
СКР-10 |
139 |
27.11.1957 |
30.05.1958 |
21.10.1958 |
20.06.1987 |
СКР-4 |
140 |
22.01.1958 |
30.07.1958 |
13.12.1958 |
4.05.1989 |
СКР-5 |
141 |
20.03.1958 |
1.09.1958 |
31.12.1958 |
4.05.1989 |
СКР-8 |
142 |
24.04.1958 |
18.10.1958 |
31.12.1958 |
19.04.1990 |
СКР-14 |
143 |
29.05.1958 |
9.01.1959 |
?.09.1959 |
20.06.1987 |
СКР-15 |
144 |
10.07.1958 |
27.02.1959 |
1.10.1959 |
19.04.1990 |
СКР-59 |
147 |
21.06.1955 |
2.02.1956 |
25.05.1956 |
4.05.1989 |
СКР-60 |
149 |
8.12.1955 |
13.04.1956 |
29.06.1956 |
25.06.1988 |
СКР-61 |
151 |
17.10.1955 |
24.05.1956 |
23.08.1956 |
4.05.1989 |
СКР-62 («Иркутский комсомолец») |
155 |
21.12.1955 |
27.06.1956 |
25.09.1956 |
4.05.1989 |
СКР-64 («Комсомолец Литвы») |
156 |
8.02.1956 |
1.08.1956 |
31.10.1956 |
1.08.1987 |
СКР-55 |
160 |
18.02.1955 |
30.09.1955 |
31.12.1955 |
20.06.1987 |
СКР-65 |
161 |
28.03.1956 |
4.09.1956 |
27.12.1956 |
4.05.1989 |
СКР-68 |
167 |
17.05.1956 |
27.10.1956 |
23.03.1957 |
4.05.1989 |
СКР-56 («Советский Азербайджан») |
173 |
16.04.1955 |
6.01.1956 |
21.05.1956 |
4.05.1989 |
СКР-50 |
194 |
12.10.1954 |
16.08.1955 |
3.01.1956 |
20.06.1987 |
ССЗ № 199 в Комсомольске-на-Амуре |
|||||
«ЗУБР» («Hang Tuan») |
41 |
29.08.1952 |
9.07.1953 |
31.05.1954 |
24.04.1965 (продан Индонезии) |
«БИЗОН» («Kaki Ali») |
42 |
4.10.1952 |
9.07.1953 |
30.06.1954 |
24.04.1965 (продан Индонезии) |
«АИСТ» («Lambung Mangkurat») |
43 |
25.12.1952 |
25.08.1953 |
27.08.1954 |
24.04.1965 (продан Индонезии) |
«ГИЕНА» («Ласка») |
44 |
5.03.1953 |
18.05.1954 |
25.10.1954 |
19.06.1981 |
«ПЕЛИКАН» («Nuku») |
45 |
1.08.1953 |
18.04.1954 |
30.11.1954 |
28.02.1964 (продан Индонезии) |
«ПИНГВИН» |
46 |
10.09.1953 |
13.08.1954 |
31.12.1954 |
25.06.1988 |
«ГЕПАРД» |
47 |
21.12.1953 |
13.08.1954 |
31.12.1954 |
31.05.1984 |
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Водоизмещение, тонн: • стандартное • полное |
- 1 054 1 186 |
Основные размерения, м: • длина наибольшая (по КВЛ) • ширина наибольшая (по КВЛ) • осадка наибольшая (средняя) |
- 96,6 (86) 10,2 (9,6) 2,9 (2,8) |
Главная энергетическая установка: • 2 паровых котла КВГ-57/28, 2 ГТЗА ТВ-9 суммарная мощность, л.с. (кВт) • турбогенераторы, мощность, (кВт) • дизель-генераторы, мощность, (кВт) |
котлотурбинная - 20 030 (14 720) 2 Х 150 1 Х 100 и 1 Х 25 |
2 вала; 2 гребных винта | - |
Скорость хода, уз: • наибольшая • экономическая |
- 29,5 15,1 |
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) |
1950 (15,1) 2200 (14,5) |
Автономность, сут. | 5 |
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) | 168 (11) |
ВООРУЖЕНИЕ |
|
Артиллерийское: • 100-мм АУ Б-34УСМА • 37-мм АУ В-11 или В-11М |
- 3 Х 1 2 Х 2 |
Торпедное: • 533-мм ТА ДТА-53-50 или ТТА-53-50 |
- 1 Х 2 или 1 Х 3 |
Противолодочное: или РГБ-25 |
- |
Минное: • морские якорные мины на палубе |
- 26 |
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ |
|
БИУС | • «Планшет-50» |
РЛС общего обнаружения | 1 х «Гюйс-1М4» или «Фут-Н» |
НРЛС | 1 х «Линь» или «Нептун-М» |
ГАС | • «Пегас-2» или «Пегас-3М» |
средства РЭБ | • «Бизань-4» • акустические охранители БОКА-ДУ |
РЛС управления огнем | 1 х «Якорь» или «Якорь-М2» для артиллерии ГК (в составе СВП) |
командно-дальномерные посты | 1 х СВП-42-50 |
средства связи | набор средств |
РЛС госопознавания | • «Нихром» |