Корабль «Иван Грен» в рядах ВМФ России. Что вышло в итоге?

Корабль «Иван Грен» в рядах ВМФ России. Что вышло в итоге? Милитари

АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»» (Калининград) 17 июня 2016 года завершил постройку большого десантного корабля «Иван Грен» проекта 11711, который отправился в Балтийск на место государственных испытаний и пришёл туда 20 июня.

Далеко не секрет, что сам корабль, к несчастью, смело можно называть долгостроем. Однако радует, что он наконец-то завершился.

bd2362225f253e2ea7e1f874a5bcd485

Непосредственно проект 11711 большого десантного корабля разрабатывался еще с конца 80-х, однако далеко он не продвинулся из-за проблем с финансированием. В апреле 2004 года завод «Янтарь» получил контракт на строительство корабля, и уже 23 декабря этого же года «Иван Грен» был заложен. Однако постройка фактически началась лишь в 2008 году, а сам проект корректировался «на ходу» еще долгое время: просто руководство ВМФ решило пересмотреть реализацию концепции корабля, и проект переделывался.

[youtube height=»360″ width=»600″]https://www.youtube.com/watch?v=l55LMpqg70o[/youtube]

Что вышло в итоге?

Водоизмещение корабля «Иван Грен» равно 5000 тонн, скорость хода — до 18 узлов, дальность плавания — до 3500 миль и автономность в 30 суток.

1_RG_44,375

Таким образом, он не просто является первым большим десантным кораблем, построенным в постсоветское время, но и выражает новую концепцию – возможность «отдаленного десантирования»: корабль может автономно плавать месяц, патрулируя регион и имея возможность в случае необходимости высадить десантников с техникой.

Поскольку «Иван Грен» будет приписан к Северному флоту, можно предположить, что основной его целью будет являться ликвидация последствий возможных провокаций противника в соответствующем регионе, если таковые будут сопряжены с высадкой на сушу.
[quote align=»left»]

Четыре всадника авианосного апокалипсисаЧетыре всадника авианосного апокалипсиса

[/quote]
Всего корабль может транспортировать до 300 десантников и технику: до 13 танков или до 36 БМП. При этом уделено внимание комфортному расположению десанта и экипажа в связи с длительностью патрулирования, а вентиляция позволяет заранее, до десанта, прогревать двигатели, что очень важно в условиях низких температур.

В интернете нередко можно встретить комментарии о том, что вооружение корабля «Иван Грен» стало слабее по сравнению с изначальным проектом, что является непосредственным результатом удешевления проекта. Но так ли это?

Первоначальный вариант предусматривал одну 100-мм АУ А-190М, два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш» и две системы залпового огня А-215 «Град-М».

А-190 «Универсал» — это автоматическая пушка калибра 100-мм со скорострельностью 80 выстрелов в минуту. Досягаемость цели по высоте — 15 км, дальность стрельбы — до 21 км. В целом она обладает неплохими характеристиками, которые, впрочем, не так важны для десантного корабля. Ведь ему надо высаживать десант, а не обстреливать берег с расстояния 20 км. То есть 100-мм пушка — это, конечно, приятно, но на море это не очень-то и солидно, тем более в единственном экземпляре.

По этой же причине, вероятно, отказались и от установки на корабль РСЗО А-215 «Град-М». Отбиваться от кораблей противника — одной установки будет мало, да и для корабля десанта опять-таки это не профильная задача.
[quote align=»right»]

Крымская война 2.0: Юго-западные рубежи России — это «оголенный нерв»Крымская война 2.0: Юго-западные рубежи России — это «оголенный нерв»

[/quote]
Морской зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Палаш» проектировался еще тогда, когда типовые цели для ПВО корабля летали куда медленнее и прямее. Пушки АО–18КД имеют дальность стрельбы до 4000 метров, ракеты — до 10 км, но вот их наведение в современности уже не то. С «Палашом» вообще как-то не сложилось, и на вооружении он находится в единичных экземплярах. Так что вполне логично было установить на корабль нечто более массовое, надежное и перспективное.

Поэтому в 2010 году главнокомандующий ВМФ РФ адмирал В.С. Высоцкий принял решение об изменении вооружения. Сегодня на «Иван Грен» установлены АК-630М-2 «Дуэт», две АК-630М с системой управления огнём 5П-10-03 «Ласка» и как приятное дополнение — две 14,5-мм МТПУ «Жало». Для защиты от ракет противника установлен комплекс выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М». Также имеются два вертолета Ка-29.

Таким образом, 30-мм шестиствольные установки, по сути, остались, а 100-мм пушку сменил АК-630М-2 «Дуэт»: два шестиствольных автомата АО-18, 10000 выстрелов в минуту. Выходит, что при подходе к берегу для высадки десанта с расстояния нескольких километров начинают для профилактики работать «газонокосилки»:

[youtube height=»360″ width=»600″]https://www.youtube.com/watch?v=R1z0Se4JiUU[/youtube]

Вблизи же, при непосредственной высадке десанта, точечные цели могут подавлять и морские тумбовые пулеметные установки «Жало» с пулеметами калибра 14,5 мм:

[youtube height=»360″ width=»600″]https://www.youtube.com/watch?v=hzTYXLbaDA4[/youtube]

Выходит, что суть всех изменений не в удешевлении, а в определении боевых задач корабля: это именно высадка десанта и вооружение «заточено» именно под эту функцию. Противодействие же кораблям противника, хотя и не входит в прямую задачу, вполне может осуществляться посредством вертолётов, имеющих ракетное вооружение.

Интересно, что корабли проекта 11711 имеют возможность транспортировки на верхней палубе морских контейнеров и оборудованы краном грузоподъемностью в 16 тонн. Есть ощущение, что по какой-то причине (читай – для размещения «Клаб-К») современные российские корабли по возможности непременно получат грузовую палубу для парочки контейнеров.

В целом можно сказать, что, несмотря на длительное строительство, Северный флот в этом году получит десантный корабль, вполне соответствующий боевым задачам региона.

Однако буквально сразу после прибытия корабля на место испытаний появилась достаточно интересная новость.

«Газета.Ru» пишет:

«В ″Иване Грене” есть серьезная конструкторская недоработка: не учли размагничивание. Придется резать корпус и по новой прокладывать кабель».

Других подтверждений новости нет, и она сама, скажем так, странная.

Корабль проходил размагничивание в январе, при этом оно было безобмоточным, на стенде. Зачем в этом случае «резать корпус и по новой прокладывать кабель» – не понятно в принципе. Более того, контроль размагничивания корпуса должен был производиться сразу после её окончания, а не спустя полгода.

При этом «Газета.Ru» ссылается на анонимный источник в военно-промышленной комиссии:

«Как выяснилось, это конструктивный недочет и недостаток, который нужно переделывать за счет промышленности, за счет конструкторского бюро и завода. Корабль нужно ставить на стапель и делать большой объем работ».

Что именно надо переделывать в конструкции в случае безобмоточного размагничивания, остается загадкой, поэтому данная информация больше похожа на вброс.

Тем более что представитель предприятия Сергей Михайлов, видимо в ответ на эти слухи, сообщил журналистам:

«БДК перешел на сдаточную базу в городе Балтийске, где начались заводские ходовые испытания корабля, которые пройдут на полигонах Балтийского флота в Балтийском море. Никаких причин для внепланового возвращения корабля на акваторию завода нет».

Также отметим, что помимо «Ивана Грена» будет построен ещё один корабль проекта 11711 «Пётр Моргунов», заложенный 11 июня 2015 года. Но хотя изначально планировалось заказать шесть кораблей этого проекта, решено было ограничиться двумя.

О причинах этого сообщает «Лента.ру»:

«»Иван Грен» и заложенный в июне этого года «Петр Моргунов» концептуально являются повторением старых проектов, предназначенных для высадки десанта непосредственно на побережье в поддержку приморских операций армии, и плохо приспособлены для экспедиционных операций. Задачи поддержки армии на приморском фланге, если они появятся, можно решать с помощью более мелких средств, включая корабли на воздушной подушке, а для операций на большом удалении от своих баз флоту нужен корабль крупнее».

Корабли новой конструкции будут перевозить до 500 десантников и нести до 8 вертолетов, при этом планируется оборудовать их док-камерой для малых десантных кораблей на воздушной подушке и десантных катеров. Высадка будет проходить, можно сказать, кинематографично: при поддержке вертолетов из корабля роем вырвутся катера и малые корабли на воздушной подушке, рассредоточиваясь и устремляясь к берегу, прикрываемые артиллерией самого БДК.

По словам начальника управления кораблестроения ВМФ Владимира Тряпичникова, большие десантные корабли нового поколения начнут поступать в ВМФ России уже к 2020 году. Детали проекта пока не разглашаются.

Поэтому не стоит думать, что из-за сокращения строительства БДК одного проекта с шести до двух у нас не будет средств для организации загоризонтного десантирования морской пехоты.

Автор: Борис Степнов

Stockinfocus.ru