Первые попытки оснащения воздушно-десантных войск тяжелым вооружением, в частности автомобильной и бронетанковой техникой, предпринимались еще задолго до Второй Мировой войны. В СССР, например, в ОКПБ Гроховского уже в 1932 году была разработана парашютно-десантная подвеска танкетки Т-27 под бомбардировщиком ТБ-1. Спустя три года в том же КБ, а точнее уже в Экспериментальном институте НКТП (ЭИ НКТП) спроектировали универсальную подвеску ПГ-12, предназначенную для транспортировки по воздуху и десантирования посадочным способом пяти основных образцов боевой техники, в том числе бронеавтомобиля Д-8 и танка Т-37А. С использованием подвески ТВД-2, разработанной в ВАММ им.Сталина, в конце 1936 года танк Т-37А сбрасывался на воду без парашюта.
Во время Великой Отечественной войны отрабатывалась подвеска под бомбардировщиком ТБ-3 бронеавтомобиля БА-64Б, легкого танка Т-38, бронетранспортера «Универсал», легкового автомобиля «Виллис», грузовика ГАЗ-ММ и других машин. Однако реально боевые бронированные машины на вооружении ВДВ в те годы не состояли.
Первым образцом советской бронетанковой техники, разработанным специально для ВДВ, стала авиадесантная самоходная установка АСУ-76. Ее проектирование началось в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1946 года №2287–957сс на Мытищинском машиностроительном заводе Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (завод №40). Главным конструктором установки был Николай Александрович Астров. Работа, как это было принято в те годы, велась очень быстрыми темпами: эскизный проект закончили уже в марте 1947 года, технический – в июне, а в декабре изготовили первый опытный образец! Заводские испытания АСУ-76 проводились с января по май, а междуведомственные – в июне–июле 1948 года. И те, и другие – с положительными результатами.
Войсковые испытания четырех опытных образцов проходили в 38-м воздушно-десантном корпусе с 1-го июля по 1-е сентября 1949 года. Комиссия признала их результаты удовлетворительными. Правда, испытывавшийся параллельно на НИИБТ Полигоне еще один образец испытаний не выдержал.
Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1949 года №5560-2153 АСУ-76 была принята на вооружение, однако на серийное производство не поставлена. Были изготовлены лишь два головных образца, которые в ноябре–декабре 1950 года подвергались полигонным испытаниям в объеме гарантийного срока службы, которых не выдержали. По решению тогдашнего министра обороны Н.А.Булганина от 27 августа 1953 года работы по АСУ-76 были приостановлены до отработки новых самоходок АСУ-57П и СУ-85.
Единственная сохранившаяся до наших дней самоходка АСУ-76 № 906Э5 находится в Музее бронетанковой техники и вооружения в Кубинке. Судя по всему это один из головных образцов.
Конструктивно АСУ-76 выполнена по схеме с кормовым расположением боевого отделения, то есть также как легкая самоходка военных лет СУ-76М. Однако в силу малых размеров машины боевое отделение совмещено и с отделением управления, и с моторным. Открытый сверху корпус машины сварен из катаных броневых листов. На марше боевое отделение может закрываться брезентовым тентом. Посадка экипажа осуществляется через борта, а также через дверь в кормовой стенке корпуса. 76-мм пушка ЛБ-76с (в более поздних документах она именуется – Д-56с) установлена на станке, приваренном к днищу корпуса и снабжена прицелом ОП2-66 для стрельбы прямой наводкой и панорамой для стрельбы с закрытых позиций. В носовой части корпуса машины смонтирован кронштейн для крепления пушки по-походному. Снятие ее со стопора производится из боевого отделения.
В боевом отделении справа сзади установлен 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-51Е. Для облегчения его запуска при низких температурах в систему охлаждения встроен подогреватель калориферного типа с паяльной лампой.
Трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), 4-скоростной коробки передач, карданного вала, демультипликатора, главной передачи, бортовых фрикционов с тормозами, полуосей и бортовых передач. Главный фрикцион и коробка передач соединены непосредственно с двигателем, а остальные агрегаты размещены в передней части корпуса.
Подвеска машины – индивидуальная торсионная. На ее передних узлах установлены гидравлические амортизаторы поршневого типа.
Ходовая часть применительно к одному борту включает в себя четыре опорных обрезиненных катка. При этом последний опорный каток положен на грунт и выполняет роль направляющего колеса, а в его балансир встроен механизм натяжения гусеницы. Поддерживающие катки (по два на борт) – не обрезинены. Гусеничная цепь – мелкозвенчатая, цевочного зацепления, состоит из 71 трака шириной 260 мм, шаг трака 105 мм.
Для повышения устойчивости машины при стрельбе в опорных катках имеются тормоза, а направляющие колеса выполнены самотормозящимися.
Тактико-технические характеристики АСУ-76
Боевая масса, т |
5,8 |
Экипаж, чел. |
3 |
Габаритные размеры, мм: |
|
- длина с пушкой |
4670 |
- ширина |
2340 |
- высота (по тенту) |
1600 |
- клиренс |
300 |
Бронирование, мм/угол наклона к вертикали, град.: |
|
- лоб корпуса |
8 — 6/38 |
- борт |
6/0 |
- корма |
4/0 |
- лоб рубки |
13/45-8/38 |
- борт |
6/20 |
- корма |
4/0 |
Вооружение (марка, калибр в мм): |
|
- пушка |
Д-56С, 76 мм |
- пулемет |
РП-46, 7,62 мм (в укладке) |
Углы наведения пушки, град: |
|
- горизонтальный |
18 |
- вертикальный |
-5; + 12 |
Макс, прицельная скорострельность, выстр./мин |
12 |
Боекомплект: |
|
- выстрелов к пушке |
30 |
- патронов к пулемету |
1000 |
Мощность двигателя, л.с. |
78 |
Удельная мощность, л.с./т |
13,4 |
Скорость движения, км/ч: |
|
- максимальная |
45 |
- средняя по проселку |
17-21 |
Запас хода по шоссе, км |
220…250 |
Проходимость: |
|
- удельное давление на грунт, кг/см2 |
0,46 |
- угол подъема/крена, град. |
30/29 |
- глубина брода, м |
0,65 |
Средства связи: |
радиостанция 10РТ-12, ТПУ |
Гарантийный пробег |
2000 |
Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»