Проект корабля измерительного комплекса «18290»

10
В обозримом будущем военно-морской флот России может получить первый корабль измерительного комплекса нового проекта. По причине экономических трудностей к настоящему времени в строю остался лишь один такой корабль, который нуждается в ремонте, а также может не в полной мере отвечать существующим требованиям. Не так давно началась разработка нового проекта, который в обозримом будущем приведет к необходимому обновлению флота.

Разработка нового проекта, получившего обозначение «18290» и шифр «Буер» стартовала в прошлом году. Работы ведет ЦКБ «Айсберг» (г. Санкт-Петербург). Сведения о начале разработки нового проекта появились в конце ноября прошлого года. Конструкторское бюро опубликовало некоторые документы о текущих работах, в которых упоминалась разработка некоторых элементов нового проекта корабля со специальным оборудованием.

В опубликованном документе упоминалось, что в ходе заседания руководства организации следовало определить стоимость одного из договоров субподряда. К созданию эскизного проекта по опытно-конструкторской работе «Буер» планировалось привлечь Крыловский государственный научный центр. Эта организация должна была создать новую систему электродвижения для привода гребных винтов. После определения основных положений следовало подписать требуемый договор между двумя организациями.


Корабль "Маршал Крылов" вскоре после начала службы


Это было первое упоминание о проекте 18290 «Буер» в открытых источниках. Ранее сведения о разработке перспективного корабля измерительного комплекса не публиковались. По этой причине, несмотря на отсутствие подробных сведений, новый проект привлек внимание специалистов и широкой общественности. Новости о создании подобных кораблей привлекают внимание в связи с нынешним плачевным состоянием этой составляющей флота – в строю имеется лишь один представитель этого класса.

В конце июня 2016-го ЦКБ «Айсберг» опубликовало годовой отчет о деятельности в 2015 году. В этом документе организация рассказывает обо всех работах, проводившихся в прошлом году, в том числе о проектировании нового корабля измерительного комплекса. На этот раз конструкторское бюро вновь обошлось без технических подробностей, однако рассказало о ходе проекта и достигнутых успехах. В течение прошлого года специалистам организации удалось выполнить значительное число необходимых работ.

Согласно годовому отчету, в прошлом году ЦКБ «Айсберг» разработало и защитило эскизный проект нового корабля измерительного комплекса. В ходе этих работ специалистами бюро был выполнен ряд важных этапов проектирования. В рамках эскизного проектирования корабля «Буер» подготовили 22 технических задания. Формирование заданий позволило заключить такое же количество договоров на контрагентские работы со смежными организациями на проведение тех или иных работ в рамках создания эскизного проекта корабля. Также было разработано 347 документов.

Как следует из годового отчета, эскизное проектирование нового корабля измерительного комплекса было завершено не позднее начала осени. Тогда же проект защитили, что позволило продолжить работы по теме «Буер». После этого появилась возможность продолжить работы. В октябре 2015 года сотрудники ЦКБ «Айсберг» приступили к работам над техническим проектом «18290». Другие сведения о ходе проекта пока отсутствуют. Можно предположить, что к настоящему времени конструкторским бюро завершена часть необходимых работ, что приближает момент начала строительства головного корабля нового проекта.

Годовой отчет ЦКБ «Айсберг» также раскрыл сведения о примерном времени начала работ по новому проекту. Так, государственный контракт на разработку проекта 18290 за номером 1416187302801010105000657/Н/1/1/0512/ГК-14-ДГОЗ был подписан 5 сентября 2014 года. Таким образом, первые работы по теме «Буер» могли стартовать еще осенью позапрошлого года. В дальнейшем продолжение опытно-конструкторской работы привело к появлению эскизного проекта. Примечательно, что от заключения контракта до защиты эскизного проекта прошло чуть более одного года.

Новый проект 18290 «Буер» представляет большой интерес по причине своего назначения. Его задачей является создание нового корабля измерительного комплекса – судна с набором специального оборудования, предназначенного для решения особых задач. Подобные корабли несут набор радиолокационных станций и иного радиоэлектронного оборудования, который позволяет им осуществлять слежение за различными объектами. Главной задачей таких кораблей является слежение за баллистическими ракетами в районах, недоступных для наземных средств контроля, а также контроль за спуском космических аппаратов.

Первые отечественные корабли измерительного комплекса вступили в строй в конце пятидесятых годов. В течение нескольких следующих десятилетий было создано несколько проектов, по которым построили (либо перестроили из имеющихся судов транспортного назначения) достаточно большое число требуемых кораблей. Имеющаяся флотилия активно использовалась при проведении различных испытательных и научных мероприятий. Ее корабли работали в разных районах Мирового океана, осуществляя слежение за требуемыми объектами.

Экономические проблемы девяностых годов серьезно ударили по кораблям измерительного комплекса. К моменту распада СССР в строю имелось восемь подобных кораблей. В течение нескольких следующих лет семь кораблей были выведены из состава флота, списаны и утилизированы либо проданы третьим странам. Как следствие, в настоящий момент ВМФ России располагает лишь одним кораблем измерительного комплекса. Это «Маршал Крылов» проекта 1914.1, эксплуатация которого началась в феврале 1990 года.

Основным средством обнаружения и слежения за объектами корабля «Маршал Крылов» является комплекс радиолокационных станций в составе систем «Фрегат», «Зефир-А», «Зефир-Т», «Волга» и т.д. Также присутствуют оптико-электронные системы, станция фоторегистрации, пеленгатор-радиомер, а также несколько гидроакустических станций с разными характеристиками. Вся эта аппаратура позволяет кораблю осуществлять слежение за надводными, воздушными, заатмосферными и подводными целями на дальностях до нескольких сотен километров. Также имеется возможность передавать данные о параметрах обнаруженных целей различным потребителям.

В октябре 2015 года корабль «Маршал Крылов» отправился на предприятие «Дальзавод» (г. Владивосток) для прохождения ремонта и модернизации. В обозримом будущем специалисты-ремонтники должны будут восстановить корабль, а также заменить некоторые элементы его оснащения. После завершения всех необходимых работ он сможет вернуться к выполнению своих задач.

Имеющиеся сведения о новом проекте показывают, что новый корабль (или корабли) «18290» должен будет дополнить, а затем и заменить существующего «Маршала Крылова». Таким образом, появляются возможности строить предположения о техническом облике перспективного корабля, о составе его оборудования и примерных характеристиках. По своим ходовым, эксплуатационным и рабочим характеристикам новый корабль не должен уступать существующему, либо превосходить его.

В контексте нового проекта 18290 «Буер» нельзя не отметить один момент, способный раскрыть некоторые подробности существующего технического задания. ЦКБ «Айсберг» имеет большой опыт создания ледоколов различных классов и типов. В таком случае получение заказа на разработку корабля измерительного комплекса именно этим конструкторским бюро может быть связано с имеющимся опытом. Есть основания предполагать, что в рамках темы «Буер» требуется создать корабль измерительного комплекса, способный работать в северных широтах, в условиях льдов Арктики. Тем не менее, официальные комментарии на этот счет пока не поступали.

Сведения, опубликованные в прошлом году, позволяют с определенной уверенностью говорить о типе силовой установке перспективного корабля. Проектом 18290 предусматривается использование электродвигателей, приводящих в движение гребные винты. Двигатели какого типа будут обеспечивать выработку электроэнергии – пока неизвестно, но, вероятно, это будут «традиционные» для отечественного флота дизели.

Подавляющее большинство технических подробностей перспективного проекта корабля измерительного комплекса «18290» пока не раскрывалось и, в самом лучшем случае, станет известно в течение нескольких следующих лет. Таким же образом обстоит дело и со сроками реализации проекта. Известно, что создание технического проекта началось осенью прошлого года, но сроки завершения этих работ еще не оглашены. Время возможной закладки головного корабля, последующего спуска на воду и введения в строй так же остаются неизвестными.

Несмотря на дефицит сведений, проект корабля измерительного комплекса 18290 «Буер» уже сейчас представляет большой интерес. Группировка подобных кораблей в настоящее время крайне ослаблена и не позволяет полноценно решать имеющиеся задачи. Новый проект должен привести к появлению требуемого корабля (либо кораблей) с повышенными характеристиками, что позволит, как минимум, частично восстановить потенциал измерительного комплекса. Таким образом, проект 18290 имеет большое значение в контексте перспектив развития военно-морского флота.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://rg.ru/
http://e-disclosure.ru/
https://defendingrussia.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    5 июля 2016 06:28
    Все таки умели строить корабли в СССР. Идея начать строить корабли КИК принадлежала Королеву. Первыми стали Сахалин, Сучан, Сибирь. Переоборудованные гражданские суда (рудовозы). Все три вошли в плавучий измерительный комплекс "Бригада С". По легенде они входили в океанографическую тихоокеанскую экспедицию. После прибавились Чумикан и Чажма. Эти корабли в 1962 наблюдали за операцией Starfish Prime. Высотный взрыв ядерного заряда 1,4 Мт, 400 км высота подрыва. В 84 по проекту 1914 Маршал Неделин и 1914.1 Маршал Крылов прибавились к классу КИК. Корабли занимались испытанием всех типов МБР, обеспечивали все пилотируемые полеты в космос, спасении Аполлона 13, наблюдали за Бором и Бураном.

    Из восьми кораблей 7 продали на металлолом. Маршал Неделин не прослужил и 10 лет. Сахалин ныне принадлежит КНР. Третий корабль построенный по проекту 1914 Маршал Бирюзов был разрезан на стапеле. Последний оставшийся Маршал Крылов остается единственным кораблем КИК в составе флота. Был задействован в испытаниях МБР Булава, следил за прибытием головных блоков на полигон после пуска. В декабре 2015 судно отправили в приморский «Дальзавод» для прохождения ремонта и модернизации.
    1. +3
      5 июля 2016 08:17
      Про "Чукотку" не сказали и слова-а она была в числе четырех "малышей".... Соединение называлось ТОГЭ-Тихоокеанская гидрографическая экспедиция,базировались в П.-Камчатском-50,сейчас это город Вилючинск..... "Крылов" в ремонте,верно.... Вся информация о кораблях,их службе на официальном сайте ТОГЭ-4,5.... Сам служил на "Спасске" (Сучане).....
      1. +1
        5 июля 2016 08:38
        Цитата: GTYCBJYTH2021
        Про "Чукотку" не сказали и слова


        Мое упущение, писал с телефона. Исправляюсь...


        Четвёртый корабль проекта 1129 «Чукотка» первоначально был оборудован как судно-ретранслятор. В 1962 году он был ещё раз модернизирован, по проекту 1129Б, и стал полноправным кораблём измерительного комплекса.


        Цитата: GTYCBJYTH2021
        Сам служил на "Спасске" (Сучане).....


        Если мне не изменяет память первую четверку кораблей КИК все переименовали верно? Неужели из за смены имени городов только?

        Еще пара интересных фактов... на кораблях ПИК (поисково-измерительный корабль) тренировались первые морские вертолетчики. А ТОГЭ 4,5 испытывали новые виды тропической одежды.
        1. +2
          5 июля 2016 09:10
          Как мне известно,название сменили одному "Сучану".... А назывались мы соединением КИК-корабли измерительного комплекса.... Подчинялись Министерству Обороны,имели первый ранг.... А кораблики (малыши) были настоящими пароходами-паровая машина их двигала.....Паровым был брашпиль,грузовые стрелы..... шпиль лишь электрический,привод шлюпбалки по левому борту.... Вельбот правого борта поднимали с воды в ручную,крутя кривой рукояткой привод,спускать вельбот на воду приходилось так же.........
          1. +9
            5 июля 2016 10:07
            Кстати на вики нашелся интересный документ. Записка к экипажу, накануне обеспечения полета Гагарина.
      2. 0
        6 июля 2016 20:43
        Чумикан и Чажма... Еще два корабля ИК. При мне их в Индию на железо отправляли. Самому посчастливилось на Крылове послужить. Красивый, большой корабль. А шарик там, так, для интереса размером с пяти-шестиэтажный дом! ))) Реально огромный. И пустой...
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      5 июля 2016 10:58
      Цитата: Цой
      Все таки умели строить корабли в СССР. Идея начать строить корабли КИК принадлежала Королеву.

      На сегодняшний день проблема не только в строительстве кораблей, но и в финансировании их плаваний. По ящику выступало несколько человек из РАН, в том числе и академики, которые открыто говорили о том, что денег, выделяемых на экспедицию научного корабля, часто хватает лишь для того, чтобы доплыть до места и, не задерживаясь там, сразу вернуться обратно. О длительном прибывании в заданном районе даже речи не идёт.
  2. 0
    5 июля 2016 06:51
    Цитата: Цой
    Из восьми кораблей 7 продали на металлолом.


    Для Флота России ОЧЕНЬ МНОГО нужно кораблей РАЗЛИЧНОГО назначения.

    МНОГО и СРАЗУ СЕЙЧАС!

    А продуманной политики развития Флота, в том числе и двигателистроения, пока не наблюдается совсем.

    Только латание дыр и ссылка на отсутствие средств.
  3. +1
    5 июля 2016 09:54
    Получил сообщение от Решетова-доброго времени суток,Александр!!!!!! Не знаю,как в личку отвечать.... Я с парохода ушел 15 декабря 85,служил в боцманах,одногодком из ГМС был Слава Чекальский.......
  4. +6
    5 июля 2016 11:25
    90-е страшно вспоминать. Мой первый корабль "Спасск" в вполне исправном состоянии, последний средний ремонт прошел в 91-м, в 95-м по приливу своим полным ходом выбросился на пляж в Индии. Ребята еще на берег не сошли, а индусы с автогенами набросились на "тазик". По слухам металл продали в Германию, так что может быть мы сейчас ездим на авто, сделанных из моего корабля.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»