Семейство японских F-2A обретёт второе дыхание. О модернизации лучшей существующей версии «Фалькона»

8

На вооружении Воздушных сил самообороны Японии продолжает состоять несколько двухместных модификаций многоцелевого истребителя F-2B. Машина обладает значительно расширенной живучестью и продуктивностью за счёт наличия оператора систем, но ради объёмов фюзеляжа, затраченных на место второго пилота, пришлось пожертвовать объёмом топливного бака, урезанного примерно на 600 кг в сравнении с F-2A


Начиная с проверки радиолокационной сигнатуры уменьшенного прототипа планера будущего японского перспективного истребителя 5-го поколения ATD-X, которая состоялась ещё в 2005 году силами Технического проектно-конструкторского института (TRDI) Минобороны Японии, страна впервые начала демонстрировать высокий уровень самодостаточности в некоторых важнейших сферах собственной оборонки, которая ранее базировалась исключительно на разработках ведущих американских компаний «Локхид Мартин» и «Боинг». Темпы разработки новой машины ATD-X «Shinshin» были форсированы сразу после 2007 года, когда Вашингтон отказал Токио в заключении контракта на приобретение американских многоцелевых истребителей F-22A «Raptor». В результате этого, после плодотворной 9-летней работы сотрудников TRDI и специалистов «Mitsubisi Heavy Industries», 22 апреля 2016 года в воздух поднялся совершенно непохожий на другие машины класса передовой истребитель, точные конструктивные и технические параметры которого не разглашаются, но являются «сборной солянкой», объединяющей все доступные и видимые преимущества Т-50 ПАК-ФА, «Раптора» и «Лайтнинга». Этот аппарат ещё успеет показать себя, а в нашем сегодняшнем обзоре рассмотрим планирующуюся программу обновления «правой руки «Синсина» — многоцелевого истребителя поколения «4++» F-2A/B.

Согласно сообщению, опубликованному 20 июля на «Военном паритете» со ссылкой на западные источники, Минобороны Японии разработало документ-запрос о предоставлении компаниями «Lockheed Martin» и «Boeing» информации о возможных вариантах модернизации 61-го одноместного истребителя F-2A и 14 F-2B, являющихся сегодня наиболее современными машинами переходного поколения в сравнении с F-15J и F-15DJ. Отталкиваясь от информации из различных источников, дальнейшая судьба F-2A/B будет зависеть от предоставленных американскими корпорациями конфигураций модернизации самолёта, и, якобы, если эти варианты не устроят японцев, начнётся проектирование нового самолёта переходного поколения для замены первых. Но такой вариант абсолютно не соответствует действительности.

Во-первых, проектирование нового истребителя для японской казны влетит в дополнительную копеечку, и на работы уйдёт не менее 5-7 лет. Новая машина поколения «4++» вряд ли окупит себя, поскольку за окном будет уже 2021 — 2023-й год, когда всё внимание и средства придётся затрачивать исключительно на доводку БРЭО, придание оперативной готовности и серийное производство истребителей 5-го поколения ATD-X «Синсин». Гораздо разумней будет сохранить и модернизировать все имеющиеся F-2 усилиями «Локхида» и TRDI до уровня F-16C Block 60 или даже выше, а такой потенциал у японских «Фальконов» куда больше, чем у F-16C Block 40. Аналогичные работы можно провести и со 156 истребителями завоевания превосходства в воздухе F-15J/DJ, доведя их до уровня южнокорейских F-15K, американских F-15SE «Silent Eagle» или японских вариантов заокеанской и национальной модернизации — F-15MJ и радикальной стелс-версии F-15J, цифровые эскизы которых были опубликованы пару лет назад.

Во-вторых, в Воздушных силах самообороны Японии уже давно ознакомлены с работой тайваньской аэрокосмической компании «Aerospace Industrial Development Corporation» (AIDC) по программе обновления 144 первых версий «Файтинг Фальконов», которая в 2017-м году начнёт в основную фазу модернизации устаревающего авиапарка F-16A/B Block 20 до уровня F-16V. Глубокое усовершенствование БРЭО этих самолётов базируется на замене устаревшей бортовой РЛС AN/APG-66 со щелевой антенной решёткой на новейшую БРЛС активной ФАР AN/APG-83 SABR, обладающей режимами синтезированной апертуры, картографирования рельефа местности и селекции движущихся малоразмерных морских и наземных целей. Оценочная стоимость модернизации 75 F-2 обойдётся японцам не более, чем в 2,5—3 млрд. долларов, так как информационное поле кабины пилота, инерциально-навигационная система и СПО машин уже соответствуют поколению «4+», а количество в 2 раза меньше, чем у Тайваня. Напомним, что Тайваню данная программа обойдётся примерно в 3,7 млрд. долларов, поскольку замене подлежит почти вся «древняя» начинка F-16A/B.

НЕСМОТРЯ НА КОНСТРУКТИВНОЕ СХОДСТВО ЯПОНСКИХ F-2A/B СО ВСЕМИ ИСТРЕБИТЕЛЯМИ СЕМЕЙСТВА F-16, ИЗДЕЛИЕ ОТ «MITSUBISHI» ОБЛАДАЕТ ЛУЧШИМИ АЭРОДИНАМИЧЕСКИМИ И МОДЕРНИЗАЦИОННЫМИ КАЧЕСТВАМИ

Работы над первым проектом национального японского истребителя FS-X, начавшиеся в TRDI в 1985 году, были спешно свёрнуты уже в 1987 году по причине отсутствия опыта в проведении исследований аэродинамических качеств перспективных сверхзвуковых летательных аппаратов, а также лобби проамериканских кругов в оборонных ведомствах и японском руководстве, которые ни при каких обстоятельствах не хотели утерять для Штатов крупную долю на рынке вооружений. США отказались предоставить TRDI специалистов и собственные наработки для проектирования исключительно японского истребителя, и в итоге навязали Токио программу по разработке машины, основанной на модернизированной базе планера американского истребителя F-16C Block 40 «Night Falcon».


При сравнении силуэтов планеров базового F-16C Block 40 и построенного на его базе F-2A отчётливо виден конструктивный уклон в сторону маневренных качеств последнего. Общая площадь крыла и рулей высоты более, чем на 25% превышает показатели «Найт Фалькон»


Программа была начата в октябре 1987 года под тем же обозначением FS-X, в соответствии с японо-американским межправительственным договором, а затем, весной 1990 года, окончательно утвердилась подписанием контракта между «Lockheed Martin», а также японским консорциумом во главе с «Mitsubisi Heavy Industries». Также в него входили «Fuji Heavy Industries» и «Kawasaki Heavy Industries». Учитывая стремление японцев к созданию машины, способной хоть на шаг приблизиться к тем маневренным качествам, которыми обладает наше семейство МиГ-29А/С и Су-27С, в проектирование включили множество американских специалистов, замеченных в программе «Agile Falcon» (более маневренная версия F-16A для равного ближнего воздушного боя с «Фалкрумами» и «Фланкерами» с большими размахом и площадью крыла).

Планер F-2A получил в сравнении с Block 40/50 увеличенную в 1,25 раза площадь крыла при увеличенном на 18% размахе, а также уменьшенную с 40 до 33 градусов его стреловидность. Что резко и положительно сказалось на угловой скорости разворота истребителя, а также на несущих качествах планера, удельная нагрузка на крыло при нормальной взлётной массе осталась на прежнем для «Фальконов» уровне в 430 кг/м2. Практический потолок F-2 переваливает за 18 км (у «Фальконов» всего 16,5 км). Незначительному увеличению массы поспособствовало внедрение в конструкцию большого процента композиционных материалов. Большая на 1000 л ёмкость внутренних топливных баков одноместной версии F-2A с увеличенной площадью крыла привела к 43%-му приросту боевого радиуса действия (с 579 до 830 км) в сравнении с «Найт Фальконом», что является для Воздушных сил самообороны Японии очень важным критерием в ведении патрулирования близ архипелага Дяоюйдао (Сенкаку). F-2A могут достигать данных рубежей с авиабазы Кагосима (на юге Японии) без помощи самолётов-заправщиков.

Многие могли бы утверждать, что для этих задач существует полторы сотни истребителей F-15J/DJ, но возможности этих машин в противостоянии с современными китайскими J-10B и J-11B сильно ограничены, поскольку на борту японских «Иглов» всё та же БРЛС AN/APG-63 со ЩАР, которая в разы менее совершенная, чем новые китайские ПФАР/АФАР-станции. Благодаря наиболее высоким ЛТХ среди всех модификаций F-16, сегодня F-2A/B считаются наиболее грозными японскими истребителями до обретения первичной боевой готовности ATD-X.

Теперь конкретно о модернизации. В дополнение к отличным лётно-техническим характеристикам F-2A, совершенствование его БРЭО даст фору даже таким машинам, как израильский F-16I «Sufa» и американский F-16C Block 60. Изначально все серийные самолёты, впервые в мировой практике, получили бортовые РЛС с АФАР J/APG-1, ППМ которых изготовлены на основе одного из самых совершенных полупроводников — арсенида галлия (GaAs). Более высокая, чем у кремния, подвижность электронов позволяет добиться лучшего качества и скорости излучающего и приёмного циклов ППМ в любом диапазоне частот. Кроме того, излучающие элементы из GaAs обладают меньшим шумовым коэффициентом, способны длительно функционировать на высоких мощностях, а также сохраняют приемлемый уровень работы даже в момент наблюдающихся радиоактивных поражающих факторов ядерного взрыва. Антенная решётка станции J/APG-1 компании «Mitsubishi Electric» состоит из 800 ППМ и СУО, разработанной ещё в начале 90-х, а поэтому максимальное количество сопровождаемых на проходе целей — всего 10 ед., захватываемых на точное автосопровождение — 4, при дальности обнаружения цели с ЭПР 1 м2 120 — 130 км. Для угроз XXI века эти параметры — «на троечку». Требуется более совершенный радар, с большим количеством режимов и пропускной способностью по завязке трасс целей в несколько десятков воздушных объектов.

Список радаров-претендентов для японского истребителя небольшой, это могут быть: усовершенствованный радар типа J/APG-2 от японского производителя, который сегодня упоминается интернет-изданиях как основа радиоэлектронной начинки малозаметного «Shinshin», а могут быть и американские AN/APG-80 и AN/APG-83 SABR. Первая устанавливается на F-16C Block 60 и способна обнаружить воздушную цель типа F/A-18E/F (с подвесками) на дальности 120 км. От БРЛС типа AN/APG-68(V)9 её отличает не только АФАР, но и сектор обзора в азимутальной и угломестной плоскостях, составляющий 140 градусов. Начиная с AN/APG-80 появилась программная возможность увеличения количества сопровождаемых на проходе целей с 20 до 50 ед., что делает лётчика F-16C Block 60 более осведомлённым в сложной тактической воздушной обстановке даже тогда, когда отсутствуют «воздушные радары» E-3C, E-767 и т.д.

Ещё одно очень важное качество РЛС типа AN/APG-80 и AN/APG-83 SABR — наличие режима низкой вероятности перехвата сканирующего сигнала LPI (Low-Probability of intercept). РЛС работает в широкополосной частотной модуляции с шумоподобным типом радиоволны, что создаёт приличные трудности с обнаружением носителя такой бортовой РЛС, особенно при дополнительном использовании систем РЭП. В данный момент эти станции могут хорошенько измотать лётчиков китайских J-10A c «Жемчугами» на борту, а также Су-30МК2 с устаревшими РЛС Н001ВЭ, но тягаться с Су-35С и J-20 — это уже не их удел. Проблема в том, что количество первых и вторых у Поднебесной пока очень небольшое.

Как и их «родительская» БРЛС со ЩАР AN/APG-68(V)9, APG-80 и SABR способны картографировать местность и «вести» цели в режиме синтезированной апертуры, но с лучшим разрешением. Станции могут синхронизироваться с нашлемной системой целеуказания JHMCS, которая придаст японским F-2A/B лучшие углы визирования и захвата истребителей противника в БВБ.

В качестве перспективного вооружения класса «воздух-воздух» для обновлённых японских истребителей указываются дальнобойная ракета AA-4B, над которой уже около 5 лет работает всё та же «Mitsubishi». Ракета радикально отличается от всех новинок, которые мы наблюдаем у «Рэйтеон», MBDA и других западных корпораций: для неё спроектированная активная радиолокационная ГСН с ФАР, которая по точности и помехозащищённости значительно превзойдёт ракеты типа AIM-120D или «Meteor», а также, в случае промаха, осуществит самостоятельный допоиск и селекцию наиболее приоритетных оставшихся целей. Дальность этой ракеты должна составить около 120 км.


Перспективная японская ракета дальнего воздушного боя AA-4B


Последняя, не менее важная часть модернизации может заключаться в оснащении японских истребителей F-2 оптико-локационным прицельным комплексом типа J/AAQ-2 IRST в модуле перед кабиной пилотов, как это сделано на российских истребителях, «Рафале», некоторых F-15J и американском «Блок 60». В отличие от контейнерного исполнения под фюзеляжем, на подвеске, либо на боковой части воздухозаборника, такая конфигурация обеспечит больше способностей по борьбе с летательными аппаратами в верхней полусфере. Комплекс J/AAQ-2 также интегрирован в общую СУО истребителя с нашлемной системой целеуказания JHMCS: F-2A/ смогут позиционировать себя в качестве достойных «ближних бойцов», не уступающих китайским J-10A. Для окончательного улучшения качества БВБ, Минобороны Японии может заключить контракт на закупку партии из нескольких сотен AIM-9X Block II/III, которые сегодня пользуются высоким спросом в ВВС стран Европы, Передней и Юго-Восточной Азии.

В 2027 году планировалось начать списание всех находящихся на вооружении F-2A/B, но, судя по огромному модернизационному запасу японской машины, а также по вариантам обновления, находящимся в «багаже» «Локхид Мартин» и TRDI, у них ещё будет возможность показать себя на воздушном театре военных действий середины ХХI века.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=158080#p158080
http://www.airwar.ru/enc/fighter/fsx.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f16cd40.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f16df.html
http://www.paralay.com/allocer_tab.xls
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    28 июля 2016 06:38
    Первая внятная статья от Даманцева! Да ладно...прям не верится... Поздравляю.
    1. +3
      28 июля 2016 09:28
      Цитата: Leto
      Первая внятная статья от Даманцева! Да ладно...прям не верится... Поздравляю.

      Есть повод отметить! drinks Возможно не всё так безнадёжно?
      1. +1
        28 июля 2016 09:39
        Цитата: Bongo
        Возможно не всё так безнадёжно?

        Надеюсь, жаль особого интереса не вызвало, а тема то хорошая.
        1. +3
          28 июля 2016 09:41
          Цитата: Leto
          Надеюсь, жаль особого интереса не вызвало, а тема то хорошая.

          Первая статья данного автора которая вызвала интерес, даже "+" поставил.
  2. +1
    28 июля 2016 12:20
    AA-4B, над которой уже около 5 лет работает всё та же «Mitsubishi». Ракета радикально отличается от всех новинок, которые мы наблюдаем у «Рэйтеон», MBDA и других западных корпораций: для неё спроектированная активная радиолокационная ГСН с ФАР

    В сети читал что ГСН ракеты имеет АФАР.
  3. +3
    28 июля 2016 13:52
    А молодцы жапанцы! Вот у кого надо поучиться, как технику для ВС подбирать. Не стали брать у мерикосаф стандартные А15/16, настояли на своем и получили нехилый модернизационный запас.
  4. 0
    28 июля 2016 21:38
    По БРЭО F-2 продвинутее F-16 Block50, однако. АФАР имеет с антенным полем на 40% больше и БЦВМ лучше.
  5. 0
    29 июля 2016 09:14
    Ф-2 можно сравнивать скорее с Ф-18