Болгария в мышеловке НАТО

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Болгария, как и Польша, Румыния, Литва, Латвия, Эстония, относится к тем странам-членам НАТО, на вооружении которых со второй половины ХХ века стоят оружие и военная техника российского (советского) производства. На июльском саммите альянса в Варшаве прозвучал призыв к указанным государствам избавиться от советского военного наследия. Однако призывы призывами, но со времени присоединения Болгарии в 2004 году к Североатлантическому блоку вооружённые силы этой страны живут по принципу «с миру по нитке». Так, авиационный парк Болгарии состоит из 121 воздушного судна, из которых 71 - советского производства (самолёты МиГ-21, МиГ-29, Су-25, Ан-2, Ан-26, Ан-30, Ту-154 и вертолёты Ми-8, Ми-24, Ми-17). Остальное – это «подарки» от США, Франции, Италии, Швейцарии и Чехии. Из 121 самолёта двадцать пять стоят на земле, двадцать четыре из этих двадцати пяти – советского производства.

Причина не только в финансовой слабости Болгарии, но и в вынужденном свёртывании сотрудничества с Россией, откуда поставлялись необходимые запчасти для болгарских МиГ, Су, Ту и т. д. Руководство НАТО требует от Болгарии свести российско-болгарские контакты в военно-технической сфере к нулю. Причём, по замыслу стратегов из Брюсселя, Россию для Болгарии должна заменить… Польша. 

В августе 2015 г. между Польшей и Болгарией было подписано рамочное соглашение о военно-политическом сотрудничестве. Речь идёт о координации усилий в сфере осуществления совместных миротворческих, гуманитарных и войсковых операций, обучения военного персонала, а также модернизации устаревшего вооружения. Одним из пунктов этого соглашения предусматривается ремонт болгарских истребителей в польском Быдгоще. До конца 2016 года Польша должна отремонтировать  шесть болгарских МиГ-29. 

Уже через два месяца в знак протеста после подписания болгарско-польского соглашения командующий болгарскими ВВС генерал Румен Радев подал в отставку. «Для меня как генерала болгарской армии этот замысел ещё более унизителен, чем Нёйиский договор 1919 года [по договору, подписанному после Первой мировой войны между Болгарией и державами Антанты в предместье Парижа Нейи-сюр-Сен, Болгария потеряла 11 тыс. кв. км территории. – В.Г.], потому, что тот договор был навязан нам извне, а эта инициатива исходит от болгарского вице-министра и принята болгарским военным командованием», - с возмущением заявил  генерал Радев. 

Причиной своего желания уйти в отставку генерал назвал «исключительно тяжёлое состояние авиации и отсутствие ясной и стабильной программы её развития; и грядущие изменения закона о вооружённых силах касательно совместной защиты воздушного пространства Болгарии [Радев требует, чтобы болгарское небо охраняли болгарские пилоты, и выступает против американо-болгарских «военных баз совместного использования» на территории Болгарии. – В.Г.]. 

Сегодня болгарские лётчики вынуждены летать на устаревших самолётах, чей ресурс увеличен не заводом-изготовителем, а ловкостью рук авиатехников. «Как командующий Военно-воздушными силами, я не могу в таких условиях гарантировать сохранность здоровья и жизни наших лётчиков и технического состава… Проблема в постоянно сокращающемся бюджете Минобороны. Авиация или отвечает необходимым требованиям, или её нет», - прокомментировал  ситуацию Румен Радев. Шесть отремонтированных в Польше самолётов, по его словам, «не решат исключительно острые проблемы с ремонтом и эксплуатацией МиГ-29». 

Год назад премьер-министр Бойко Борисов уговорил генерала остаться в строю, пообещав увеличить финансирование ВВС на 80 млн. левов. Однако 1 августа сего года Радев подал повторный рапорт об отставке. 

В Болгарии ходят устойчивые слухи, что отставка генерала Радева обусловлена его намерением участвовать в президентских выборах от Болгарской социалистической партии (БСП). Выборы состоятся 6 ноября 2016 года. Кандидатуру Радева поддерживает и другое влиятельное левое движение – "Альтернатива для болгарского возрождения" (АБВ), возглавляемое Георгием Пырвановым, дважды занимавшим пост президента Болгарии. В болгарских политических кругах Г. Пырванов пользуется устойчивой славой русофила. 

Обе социалистические партии, действующие на болгарской политической сцене – БСП и АБВ – критикуют действующий режим за слепое следование в фарватере политики НАТО и выступают за углубление российско-болгарских отношений. Одно из отличий между этими партиями состоит в том, что АБВ в отличие от БСП считает тактически допустимым союз с правыми, в частности с партией «Атака» Волена Сидерова, тоже противника ориентации Болгарии на Запад. 

По словам представителя Исполнительного бюро левых партий Веселы Лечевой, фигура Румена Радева - «одна из самых обсуждаемых и примиряющих» на президентских выборах. «Нам нужен президент-дипломат, умеющий соблюдать баланс интересов. Генерал Радев – одна из возможных кандидатур», - говорит В. Лечева. 

Отставка генерала Радева хронологически совпала с протестами БСП и АБВ против соглашения с Польшей. По мнению социалистов, это соглашение приведёт к тому, что Болгария вообще останется без авиации. Премьер Бойко Борисов, возглавляющий прозападную партию «ГЕРБ» («Граждане за европейское развитие Болгарии»), несмотря на протесты оппозиции и командования ВВС, сообщил, что план привлечения иностранных самолётов для охраны воздушных границ страны будет воплощён в жизнь.

В интересах Брюсселя держать болгарских военных в полной зависимости от натовских поставок. Для этого от Болгарии и требуют полностью разорвать партнёрские отношения с Россией в военно-технической сфере. Это одно из звеньев стратегии НАТО по выдавливанию России из Черноморского региона. Элементы системы ПРО США в румынском Девеселу и польском Редзиково, американо-болгарские «военные базы совместного использования» также нацелены на это.