Т-72 – вторая жизнь легенды

45
Т-72 – вторая жизнь легенды


В мировой технике есть боевые машины, жизненный цикл которых настолько длителен, что они превратились в настоящую легенду. В качестве примера можно привести российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95, созданный в далекие 50-е годы прошлого века. За десятилетия серийного производства и эксплуатации этот самолет прошел несколько этапов модернизации и в настоящее время составляет основу дальней авиации России. Ресурс Ту-95 практически неограничен, что, по оценке специалистов, позволит эксплуатировать самолеты этого типа еще в течение длительного времени. То же самое можно сказать и о его американском визави – стратегическом бомбардировщике В-52. За время эксплуатации сменилось несколько поколений пилотов, летавших на этих выдающихся машинах.



САМЫЙ МАССОВЫЙ

Не только в небе, но и на земле есть примеры боевых машин-«долгожителей». Среди них гордость отечественного послевоенного танкостроения, самый массовый танк современности, знаменитый Т-72, разработанный в стенах Уральского КБ трансмаш. Эта боевая машина после принятия на вооружение в 1973 году стала основой бронетанкового парка советской, а в последующем и российской армии. Благодаря удачной конструкции, высоким тактико-техническим характеристикам, феноменальной надежности и неприхотливости в эксплуатации «семьдесятдвойка» снискала заслуженное уважение и авторитет танкистов и технических специалистов десятков стран.

Более того, Т-72 стал образцом для подражания. Во внешнем облике современных китайских танков и пакистанского «Аль-Халида» легко угадываются черты Т-72. Китайские специалисты скопировали также ряд технических решений «семьдесятдвойки» (125-мм пушка, автомат заряжания, ходовая часть и т.д.). Кроме того, благодаря своей технологичности Т-72 остается лидером по количеству стран (пять), освоивших с помощью специалистов АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» его лицензионное производство. Для сравнения, только американский М1А1 «Абрамс» собирался из машинокомплектов в Египте, лицензии на производство немецких «Леопардов», английских «Челленджеров» и французских «Леклерков» остались невостребованными.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

К началу 90-х годов прошлого столетия стало очевидно, что даже наиболее современные модификации «семьдесятдвоек» – танки Т-72Б и Т-72БА уступают по ряду показателей лучшим западноевропейским аналогам. Одной из проблем того периода было отсутствие на отечественных боевых машинах современных ночных прицелов.

Это наглядно показала операция «Буря в пустыне», проведенная в 1991 году в Ираке коалицией стран во главе с США. Наибольшего успеха танки коалиции, оснащенные современным прицельным комплексом, включающим тепловизор, достигали в борьбе с иракскими Т-72 именно в ходе боевых действий ночью.

Также отмечалось отсутствие в боекомплекте современных бронебойно-подкалиберных снарядов, недостаточный уровень баллистической защиты и устаревшие средства связи. Поэтому перед российскими специалистами встала задача ликвидации наметившегося отставания. Благодаря напряженной работе конструкторов удалось вернуть танку Т-72 лидирующие позиции.

УНИКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Т-72Б3

Сегодня наиболее современной модификацией «семьдесятдвойки» является танк Т-72Б3, принятый на вооружение российской армии приказом министра обороны РФ от 19 сентября 2012 года. В течение нескольких лет эта модификация серийно выпускается АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» в ходе капитального ремонта с модернизацией танков типа Т-72Б и массово поставляется в войска. В результате модернизации значительно повышаются ТТХ, а ресурс, качество и соответственно надежность танка обеспечиваются на уровне нового изделия.

В ходе модернизации на Т-72Б3 внедрена система управления огнем, включающая прицельный комплекс с современным тепловизором, обеспечивающий всесуточность обнаружения, распознавания и наведения на цель на дальностях до 5 тыс. м, цифровой баллистический вычислитель с комплектом датчиков метео- и топографических условий, обеспечивающий автоматизацию процесса подготовки выстрела и значительно повышающий точность стрельбы. В составе танка имеется комплекс высокоточного оружия – управляемого вооружения, позволяющий гарантированно уничтожать цели управляемой ракетой с места и в движении, днем и ночью на дальностях до 5 тыс. м с вероятностью, близкой к 100%, а также автомат сопровождения целей, обеспечивающий повышение точности стрельбы по подвижным целям и значительно снижающий время подготовки выстрела. Цифровые радиостанции Т-72Б3 обеспечивают скрытую помехозащищенную радиосвязь с режимами технического маскирования и программной перестройкой частоты.

С 2014 года танк Т-72Б3 оснащается двигателем В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. Одновременно проведена работа по автоматизации процессов контроля и управления силовой установкой. В помощь механику-водителю введен контроллер управления системами шасси с отображением параметров на специальном дисплее.

Для повышения защищенности с учетом результатов анализа хода вооруженных конфликтов последних лет, выявивших массовое применение ручных противотанковых гранатометов и противотанковых ракет, включая ТОУ-2, применяемых с практически равной вероятностью с любого ракурса, в состав Т-72Б3 введен комплект дополнительной всеракурсной защиты, включающий модули динамической защиты (ДЗ) бортовых проекций башни, аналогичные модули, устанавливаемые поверх бортовых экранов с ДЗ, а также решетчатые экраны, защищающие кормовые проекции корпуса и башни.

Таким образом, танк Т-72Б3 получил эффективную всеракурсную защиту, которая позволяет значительно повысить его живучесть и эффективность как при ведении общевойскового боя, так и в ходе боевых действий с массированным применением противотанкового оружия, например, в населенных пунктах.

В качестве одного из направлений дальнейшего повышения неуязвимости танка является установка комплекса активной защиты «Арена-Э», позволяющего обнаруживать подлетающие противотанковые средства и специально отстреливаемым защитным боеприпасом либо значительно ослаблять их действие, либо полностью уничтожать. Вариант Т-72Б3 с таким комплексом был впервые продемонстрирован на международной выставке вооружения RAE-2013, проходившей в сентябре 2013 года в Нижнем Тагиле.

ЗВЕЗДА «ТАНКОВОГО БИАТЛОНА»

Сочетание надежной защиты, современной всесуточной системы управления огнем, мощного комплекса вооружения, современных средств связи и подвижности, а также большого запаса хода позволяет рассматривать Т-72Б3 как боевую машину, способную эффективно противостоять лучшим мировым образцам основных боевых танков.

Высокие боевые характеристики Т-72Б3 наглядно подтвердил проходивший в августе текущего года конкурс «Танковый биатлон-2016». Китайская команда для участия в конкурсе подготовила танк «Тип-96Б», значительно облегченный и оснащенный новой силовой установкой повышенной мощности. Остальные участники соревнований, в том числе и россияне, использовали серийные танки Т-72Б3 в штатной комплектации.

Реализованные на китайском танке мероприятия привели к значительному повышению скорости машины. Это, безусловно, внесло определенную интригу и практически до самого последнего момента держало в напряжении участников соревнований, специалистов и гостей конкурса. Тем не менее благодаря высоким техническим характеристикам Т-72Б3, его феноменальной надежности российская команда в напряженной борьбе одержала заслуженную победу. Одержанная победа становится еще более весомой с учетом того, что «Тип 96Б» считается прототипом новейшего танка VT-4, продвигаемого КНР на рынок вооружений.

Итак, танк-легенда Т-72, снискавший уважение нескольких поколений танкистов, оснащенный современными системами и вооружением, остается в боевом строю. Ему на смену идут новые перспективные машины, над которыми напряженно трудятся уралвагонзаводцы. Уже в ближайшее время мы сможем оценить в полной мере возможности последних версий танка Т-90 и новейших боевых машин на платформе «Армата».


Танк Т-72Б3 стал одной из сенсаций выставки в Нижнем Тагиле.


Мощное вооружение и высокая подвижность – лучшие качества танка.


Модернизированные «семьдесятдвойки» были по достоинству оценены зарубежными участниками «Танкового биатлона».


Место командира танка.


Место наводчика.


«Танковый биатлон» еще раз подтвердил высокий боевой потенциал танка Т-72Б3.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    10 сентября 2016 05:56
    ЗПУ,управляемая человеком это анахронизм ,перечёркивающий все остальные достоинства!!!
    1. +3
      10 сентября 2016 07:27
      ...управляемая человеком это анахронизм

      Вот тут вы не правы . Пока вся техника зависит от человека и это возможно хорошо. Может когда-то это станет по другому, Но я считаю, что технику ни в коем случае нельзя выводить из под контроля человека.
      1. +2
        11 сентября 2016 19:52
        Вы не верно поняли. Имеется ввиду, что у Т-72 ЗПУ открытого типа, для стрельбы нужно вылезать. Это недостаток Т-72, учитывая что управляемые дистанционно ЗПУ стояли и стоят еще на Т-64 и далее Т-80, Т-90.
        Впрочем высказывание, что один этот недостаток все перечеркивает, слишком громогласно и верно лишь отчасти.
        1. +1
          11 сентября 2016 20:15
          учитывая что управляемые дистанционно ЗПУ стояли и стоят еще на Т-64 и далее Т-80, Т-90.
          Вот тут Вы не совсем правы. На Т-80 такая установка появилась только на модификации "У" или "«Объект 219АС»" , на всех остальных она ОТКРЫТАЯ

          1. +1
            11 сентября 2016 20:55
            Согласен, ошибся, искренне был уверен что там закрытые ЗПУ. В матчасть Т-80 детально не вникал. Спасибо, заставили поискать)
            Тем не менее Вы тоже не совсем правы. Если судить по статьям
            http://btvt.narod.ru/4/t-80u.htm
            http://btvt.narod.ru/4/t-80ud/t-80ud.htm
            закрытая ЗПУ устанавливалась только на Т-80УД. Даже на модификации Т-80У-М1 стояла открытая ЗПУ, впрочем это визуальное наблюдение, печатного слова не нашел.
  2. +21
    10 сентября 2016 06:30
    Всю свою службу прошел на родном Т-72Б. Готов пасть порвать за свою любимую "чебурашку".
    Прочитал статью...такое очучение что меня вымазали вареньем и попытались уговорить купить танк.
    .
    Особенно понравилось про "шасси", всеракурсную защиту, решетчатые экраны и...а че на фото "место командира танка" ТКН-3МК так стыдливо отвернули в сторогну ? Реально ведь отвернули...)))

    1. +2
      10 сентября 2016 07:48
      Aleks тв
      Лёха, привет дружище! hi drinks
      1. +4
        10 сентября 2016 08:03
        Цитата: андрей юрьевич
        Лёха, привет дружище! hi drinks

        Рад слышать, Андрей !
        Ура, земляки пришли. Сыну - привет от меня.
        fellow
        Урал - Опорный край Державы.
        Так было, есть и будет.
        За наш Урал.
        drinks
        1. +5
          10 сентября 2016 09:19
          hi
          Моё почтение и от всей души всех танкистов и к ним примкнувшизх с наступающим праздником. drinks
          Что же до Т-72 то это действительно оптимальное "цена-качество". Его последние модификации Т-90, Т-72Б3 (в меньшей степени) достойно передают бронетанковую эстафету Армате.
          Что же касается архаичной ЗПУ, стыдливо "упрятанного" на фото ТКН и отсутствия КАЗ на серийных машинах для РА и пр., то ничего идеального в жизни и технике не бывает... request
          будем надеяться что всё это исправят.
          1. +3
            10 сентября 2016 09:29
            Цитата: алексеев
            hi
            Моё почтение и от всей души всех танкистов и к ним примкнувшизх с наступающим праздником. drinks .

            Приветствую, Алексей.
            hi
            С наступающим, тезка.
            С наступающим нам на гусли главного праздника страны )))
            drinks
        2. +2
          10 сентября 2016 15:52
          Цитата: Aleks тв
          Урал - Опорный край Державы.

          Не забыл ещё. Молодец.
          Привет рыбачок! drinks
          Ну что - дрель победил? wink
          1. +1
            10 сентября 2016 16:23
            Цитата: злой партизан
            Цитата: Aleks тв
            Урал - Опорный край Державы.

            Не забыл ещё. Молодец.
            Привет рыбачок! drinks
            Ну что - дрель победил? wink

            Вас забудешь, как же...)))
            wassat
            Здорово, Полуэктище.) Рад слышать, дружище.
            Привет всем нашим.
            drinks
        3. +4
          10 сентября 2016 17:10
          Урал-Воронеж-хрен обгонишь!!! Прости Лёх,с утреца не сумел ответить- забегал на минуту,уборочная у нас! в саду пропадаем,битва за урожай как всегда!Урал-зона рискованного земледелия! лето прекратилось за 2 дня,было +30,стало +7... через пару дней-к Твоим услугам! готов за Тебя,за Деда, за Т-72,за КВ-1, за нас с тобой,за Удачу и за Успех!!! (внук Мехвода) drinks
          1. +2
            11 сентября 2016 02:53
            Цитата: андрей юрьевич
            забегал на минуту,уборочная у нас! в саду пропадаем,битва за урожай как всегда!Урал-зона рискованного земледелия! лето прекратилось за 2 дня,было +30,стало +7... drinks

            Андрей, разреши старый и добрый анекдот,
            Служит солдат на Урале, пишет домой письмо:
            - дорогие Тату и Маму, все у меня хорошо, вот только загореть этим летом я не успел. В тот день когда на Урале было лето, я стоял в наряде.
            winked

            А лето в этом году было необычно жаркое...
            Вах.
            wink
    2. +4
      10 сентября 2016 16:28
      Всю свою службу прошел на родном Т-72Б
      soldier . Рад встречи...
      Статья така хвалебная, что в конце можно дописать: "Т-72Б3 - вершина танкового искусства, лучше уже ничего не создать... " А главное самому поверить в это и не замечать, что этому танку есть еще куда двигаться в плане улучшения и совершенствования.
      1. +1
        11 сентября 2016 02:59
        Цитата: svp67
        Всю свою службу прошел на родном Т-72Б
        soldier . Рад встречи...
        Статья така хвалебная, что в конце можно дописать: "Т-72Б3 - вершина танкового искусства, лучше уже ничего не создать... " А главное самому поверить в это и не замечать, что этому танку есть еще куда двигаться в плане улучшения и совершенствования.

        Всегда помню что мы одной Мазуты - Бронетанковой.
        Рад слышать, Сергей.
        hi
    3. 0
      11 сентября 2016 20:37
      На "Биатлоне" мне экипаж жаловался, что в модификации Б3 очень плохой обзор у командира машины. Сам не танкист, так что...) в остальном - хвалят.
  3. +10
    10 сентября 2016 08:21
    Как показал последний биатлон наши выиграли за счет мехводов, а вот со стрельбами китайцы были явно впереди как по точности так и по скорости прицеливания. Так что с СУО нам еще работать и работать . В идеале член экипажа (любой) должен только указать или выбрать цель на экране, а автоматика уже определяет наиболее уязвимое место прицеливания (в зависимости от ракурса и типа цели), тип боеприпаса и собственно расчитывать и выполнять прицеливаниеи производить выстрел в наиболее оптимальный момент.
    Эх мячты, мячты.
    1. +1
      10 сентября 2016 13:24
      Цитата: TOPchymBA
      а автоматика уже определяет

      Цитата: TOPchymBA
      Эх мячты, мячты.

      Это точно! wink
      Автоматики и сейчас изрядно. yes
      Наводчик современного танка при стрельбе в автоматическом режиме только наводит прицельную марку в точку прицеливания на цели и нажимает кнопочку замера дальности.
      Затем СУО, причем довольно точно, выводит пушку на угол прицеливания с учетом поправок, как по высоте (весовые различия снарядов, износ канала ствола, атмосферное давление, изменение дистанции вследствие движения танка), так и по направлению (ветер, боковая скорость цели относительно танка).
      Отчего же иной раз не попадают на биатлоне?
      Скучна теория, мин херц, а древо жизни пышно зеленеет...
      Тут и "мандраж", нервное напряжение ещё никто не отменял, и оптические искажения (см. ТиВ №8 2016, хотя, на мой взгляд, там эта проблема несколько приувеличена) и подготовка танкового вооружения к стрельбе.
      Скажут - это ж биатлон, там же ж лучшие из лучших, там же "усё нормально, шеф".
      Не знаю, но имея определённый опыт службы и не находясь в информационной зависимости от зомбоящика, вполне допускаю, что и могут попасться и не самые-самые, и не "усё" досконально сделано в вопросах подготовки вооружения.
    2. +3
      10 сентября 2016 17:48
      Как показал последний биатлон наши выиграли за счет мехводов,
      Да больше за счет более высокой надежности наших танков, не подломи "китаец" почти в самом конце свою ходовку, кто его знает чем бы в этот раз все закончилось, так и стреляли они лучше и "бегали" вровень...
  4. dfg
    +12
    10 сентября 2016 08:36
    Мда с 2013 года мы читаем эту статью только в разных вариантах, а хочется задать всего два вопроса: когда уберут проплешину на лбу башни и когда машины с каз Арена-э хотя бы обкатают в боевых условиях для выявления недостатков а не то что примут на вооружение.
    1. +9
      10 сентября 2016 11:08
      Вы совершенно правы,я тоже когда читал,чуть ли не каждое утверждение наперёд знал!Мусолят-мусолят,словно рекламный буклет переиздают!И так он хорош,и эдак.....а то,что лоб башни ничем не защищён,это ещё года 3-4 назад говорили...И СУО то...до 5 км,а мажут с 2-х....Да хоть на дальность до 10 км сделай,толку то.... request
  5. +12
    10 сентября 2016 09:15
    Результаты танкового биатлона явно опровергают пафосные славословия, особенно по поводу возможностей СУО. А именно: "лучшие из лучших", прошедшие многоступенчатый отбор в предварительных соревнованиях в полках, бригадах, ..., округах умудряются мазать на дистанциях менее 2 км, притом стреляя в практически лабораторных условиях - с места, с подготовленной бетонированной площадки, без огневого противодействия со стороны цели. И, к тому же, попаданием считается не попадание в какую-либо жизненно важную проекцию цели, а просто задевание силуэта, то есть в реальности рикошет, абсолютно не опасный для противника. А что-же тогда ожидать от рядовых среднестатистических экипажей в реальных боевых условиях?
  6. +10
    10 сентября 2016 09:35
    Вернули Т-72 на лидирующие позиции?
    Наиболее современная модификация "Б3"?
    Бред, можно дальше не читать.
    1. aba
      +1
      10 сентября 2016 20:20
      Бред, можно дальше не читать.

      А вы посмотрите, что и на каком языке написано крупными буквами за танком:
      Presentaition Pavilion.
      Статья скорее из рекламного буклета. hi
      1. +4
        10 сентября 2016 21:25
        Как по мне, ну не место на этом сайте, статьям с откровенно обманывающим читателей информацией.
    2. +1
      10 сентября 2016 23:28
      Цитата: Моль
      Наиболее современная модификация "Б3"?
      Бред, можно дальше не читать.

      Если по-честному, то "Б3" Б3" рознь - каждый год в ней что-то меняют и добавляют. Самая первая Б3 была по факту версией БА с тепловизором, а версия от 2016 года уже близка к варианту Б2 Рогатка. Так, в 2016 и 2017 году в ВС должны прийти Т-72 с автоматической коробкой передач и ДЗ "Реликт".
      1. 0
        11 сентября 2016 07:44
        Не совсем: каждая новая одификация имеет свой индекс, вы сами это же и написали, а новые варианты для поставки в войска имеют индексы Т-72Б4 и Т-72Б3М, вроде.
        1. 0
          11 сентября 2016 17:29
          Цитата: Моль
          Не совсем: каждая новая одификация имеет свой индекс, вы сами это же и написали, а новые варианты для поставки в войска имеют индексы Т-72Б4 и Т-72Б3М, вроде.

          Все 72ки, что сейчас идут имеют индекс Б3. Но при заключении гос.контрактов меняется ТЗ - машины 2013-2015 годов шли с Контактом-5, по обнародованному ГК 2016-2017 в ВС должны прийти Б3 с более мошным двигателем, автомат.коробкой передач и Реликтом.
  7. +5
    10 сентября 2016 10:33
    Вчера был с семьей на "Армия 2016" офигенно. Особенно летуны понравились приколисты))). Ну и конечно "Буратино" при стрельбе впечатлил.
    1. +5
      10 сентября 2016 10:34
      выставка Уралвагон
      1. 0
        10 сентября 2016 20:26
        Красавец,....цуко..........
  8. +5
    10 сентября 2016 12:17
    Т-72Б3 - хороший массовый танк, но ему не хватает более совершенной СУО, двигателя мощностью 1200-1300 л.с., более совершенной конфигурации ДЗ на башне и дистанционного боевого модуля.
  9. +6
    10 сентября 2016 15:07
    * Т-72Б3 внедрена система управления огнем, включающая прицельный комплекс с современным тепловизором, обеспечивающий всесуточность обнаружения, распознавания и наведения на цель на дальностях до 5 тыс. м, цифровой баллистический вычислитель с комплектом датчиков метео- и топографических условий, обеспечивающий автоматизацию процесса подготовки выстрела и значительно повышающий точность стрельбы.
    -------------------------------------------------

    всё это красиво звучит...
    читая это просто диву даешься отчего же тогда на танковом биатлоне они мажут по мишеням....
    казалось бы с закрытыми глазами должны попадать...
  10. 0
    10 сентября 2016 19:04
    А почему старые Т-72 нельзя модернизировать в вариант Т-90М как предполагают сделать с ранее выпущенными Т-90?
    Слишком дорого требует больших изменений?
    Минобороны модернизирует несколько сотен отработавших танков Т-90
    Несколько сотен танков Т-90 в ближайшее время модернизируют по программе "Прорыв-3", сообщил в интервью РИА Новости начальник Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны РФ генерал-лейтенант Александр Шевченко.
    https://ria.ru/defense_safety/20160909/1476498376
    .html
    1. 0
      11 сентября 2016 09:15
      Цитата: ватник
      А почему старые Т-72 нельзя модернизировать в вариант Т-90М

      Наиболее "малоизученный", т.е. секретный элемент, отличающий старую семьдесятдвойку от Т-90 - это технология изготовления броневых деталей корпуса, Применяемые стали совершенствуются, меняется состав многослойной брони. А поставить иной стабилизатор, ТБВ, прицел, то что в общем называется СУО, более мощный двигатель, новую ДЗ и т.д., конечно, можно. Вопрос тут только в цене.
      Не пора ли основную часть финансирования направить не на модернизацию, а на Армату?
      1. +1
        12 сентября 2016 18:55
        Цитата: алексеев
        Не пора ли основную часть финансирования направить не на модернизацию, а на Армату?

        И сколько планируют Армат - порядка 2000 ед., а 72ек на вооружении 6000-9000 тысяч. Чтобы заменить весь парк нужны не только деньги, но и время - очень много времени. Кроме того, потенциал Т-72 не исчерпан - его можно еще неплохо модернизировать или конвертировать в Т-БМП (см. БМО-Т) или машину огневой поддержки.
  11. +1
    10 сентября 2016 20:49
    Всех танкистов поздравляю с наступающим праздником! С Днем ТАНКИСТА!!!
  12. +2
    10 сентября 2016 21:36
    В статье автор не рассказал об одном интересном моменте. Разработана система дистанционного управления Т-72.
    Такой танк может использоваться как с экипажем, так и без него. Создание подобной основы открывает интересные возможности. Например, добавляем дополнительные датчики и танк сможет самостоятельно распознавать и классифицировать цели. Объединившись в сеть группа танков получив приказ сможет уже без участия людей держать оборону или идти на прорыв. Понятно, что с такими образцами вооружения получившими вторую жизнь нужно будет учиться работать.
  13. 0
    11 сентября 2016 16:26
    лицензии на производство немецких «Леопардов»
    А разве в Испании и Швейцарии Леопарды не собирались согласно заключенных контрактов?
    1. 0
      11 сентября 2016 20:01
      Именно что собирались, из готовых машинокомплектов поставляемых из Германии. В случае же с Т-72 было налажено лицензионное производство собственными силами, плюс право вносить в конструкцию изменения. Так появились югославский М-84, польский РТ-91. Боюсь ошибаться в Индии тоже пытались организовать производство, но что вышло не знаю.
  14. 0
    12 сентября 2016 09:41
    Учился ,в своё время,на Т-72Б...судя по местам командира и наводчика,придётся,не дай Бог война, доучиваться(много незнакомого)
  15. 0
    12 сентября 2016 11:39
    Думаю, что по делу: некоторое время назад было сообщение: на совместных учениях нато румынские модернизированные Т-55, условно уничтожили восемь из одиннадцати "штатовских "Абрамсов", вот те визжали! winked
  16. +3
    13 сентября 2016 15:47
    Как хотите, а на счёт защищённости башни я бы поспорил, лоб голый, "заман" тоже ничем не прикрыт, да и между контейнерами собака проскочит.