Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и автора фотографий
На очередном осеннем военно-техническом фестивале «Herbstanlass», проводимого Швейцарским армейским музеем в Фулле в 2012 году, в числе прочих образцов бронетехники, были показаны венгерские бронеавтомобили FUG и PSZH-IV. Согласно программе фестиваля демонстрировалась реальная бронетехника стран Варшавского договора, в которой, принимали участие как колесные, так и гусеничные машины (См. также: Гусеницы русской бронетехники рвут швейцарскую землю). Наш друг Uwe Harnack предоставил сайту «Отвага» небольшой фоторепортаж о машинах FUG и PSZH-IV, первая из которых является аналогом советской БРДМ, а вторая представляет собой оригинальный бронетранспортер.
Легкий разведывательный бронеавтомобиль FUG (Felderito Uszo Gerkosci) был создан в Венгрии на базе технических решений советской машины БРДМ-1 и поступил на вооружение венгерской армии в 1964 году. По конструкции FUG является аналогом БРДМ-1, но имеет компоновку с кормовым расположением МТО. В 1966 году бронемашина FUG также была принята на вооружение армий Польши и Чехословакии.
Корпус бронеавтомобиля сварной из стальных бронелистов, толщина в лобовой части 13 мм. Среднюю часть корпуса занимает боевое отделение, в передней части которого расположены сиденья командира и водителя. Большую часть крыши занимает прямоугольный двустворчатый люк для доступа в боевое отделение. В бортах рубки боевого отделения расположены четыре амбразуры для стрельбы из личного оружия (по две на борт). В корме находится моторно-трансмиссионное отделение, где установлен 4-цилиндровый дизельный двигатель водяного охлаждения «Чепель» D.414.44 мощностью 100 л. с.
Ходовая часть бронеавтомобиля FUG двухосная. Но подобно советской БРДМ-1 она также имеет четыре небольших дополнительных колеса, которые опускаются для улучшения проходимости машины при движении по пересеченной местности, а в нормальном положении наполовину убираются внутрь корпуса. Бронеавтомобиль оборудован системой централизованного регулирования давления в шинах.
Для движения по воде на плаву в задней части корпуса машины установлены два водометных движителя; а в передней части корпуса имеется поднимаемый водоотбойный щиток.
Бронеавтомобиль оснащен системой защиты от оружия массового поражения. В качестве вооружения используется 7,62-мм пулемет, устанавливаемый на шкворневой установке на крыше перед люком.
На базе бронемашины FUG выпускались также модификации: санитарно-эвакуационная машина, и машина радиационной, бактериологической и химической разведки. Кроме того, в Чехословакии производился собственный вариант этой машины, получившей обозначение ОТ-65А. У ней на крыше устанавливалась вращающаяся башня от гусеничного БТР ОТ-62В с 7,62-мм пулеметом М59Т. На некоторых машинах с правой стороны башни монтировалось 82-мм безоткатное орудие Т21.
На базе FUG в Чехословакии был разработан легкий бронетранспортер PSZH-IV (другое обозначение – OT-66) с колесной формулой 4 х 4. В его конструкции прослеживается аналогия с советской машиной БРДМ-2, но в отличие от нее отсутствуют дополнительные колеса в середине корпуса, а более вместительный сварной корпус использован для размещения десанта.
Места командира и механика-водителя расположены в передней части, десантное отделение – в середине, а силовой блок в корме. Рубка БТР имеет упрощенную форму, в бортах оборудованы двухсекционные двери, открывающиеся вперед и по две амбразуры для стрелкового оружия. На крыше боевого отделения установлена вращающаяся башня, со спаренными пулеметами КПВТ (14,5 мм) и ПКТ (7,62 мм) с боезапасом 500 и 2000 патронов соответственно. Обстрел по азимуту – круговой, в вертикальной плоскости – от-5° до +30°. В распоряжении наводчика имеется перископический прицел, головка которого находится на крыше башни.
PSZH-IV, как и FUG может преодолевать водные преграды вплавь без подготовки с помощью двух водометов, расположенных в корме корпуса. В передней части корпуса имеется поднимаемый водоотбойный щиток.
Штатное оборудование включает усилители рулевого привода, систему защиты от ОМП радиостанцию и централизованную систему регулирования давления в шинах. Также имеются приборы ночного видения.
На базе БТР PSZH-IV выпускались два варианта командно-штабной машины, санитарно-эвакуационная машина и машина химической, бактериологической и радиационной разведки. Бронеавтомобили PSZH-IV состояли на вооружении в армиях бывших соцстран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Словакии и Чехии, а также Ирака.
Основные характеристики:
|
FUG |
PSZH-IV |
Колесная формула |
4 x 4 |
4 x 4 |
Боевая масса, кг |
7000 |
7600 |
Длина, м |
5,70 |
5,70 |
Ширина, м |
2,50 |
2,50 |
Высота по крышу корпуса, м |
1,91 |
. |
Высота по крышу башни, м |
2,25 |
2,31 |
Дорожный просвет, м |
0,34 |
0,42 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
87 |
80 |
Максимальная скорость на плаву, км/ч |
9 |
9 |
Запас хода по шоссе, км |
500 |
500 |
Мощность двигателя, л.с. |
100 |
100 |
Емкость топливных баков, л |
200 |
200 |
Преодолеваемые препятствия: – высота стенки, м – ширина траншеи, м – подъем |
0,4 1,2 60% |
0,4 0,6 60% |
Экипаж (десант), чел. |
2(4) |
3(6) |
Небольшой фоторепортаж о бронемашинах FUG и PSZH-IV: виды с разных ракурсов, детализация и частично внутренний интерьер PSZH-IV
© фото Uwe Harnack aka Panzeruwe