Опыт военных конфликтов на стыке двух веков показал, что характер современных боевых действий имеет значительные отличия. Решающую роль приобретают получение и передача информации, мобильность подразделений, особенно при действиях в населенных пунктах и в труднопроходимой местности, где маневр тяжелой бронированной техники затруднен. Мобильность нужна также подразделениям миротворческих сил, пограничникам, службам спасения, подразделениям МВД и другим.
Опыт Великой Отечественной войны показал, что относительно недорогим и эффективным способом повышения мобильности является оснащение подразделений надежными и высокопроходимыми мотоциклами. В свое время они нашли широкое применение в Советской Армии, но позже оказались почти полностью вытесненными более тяжелыми машинами. Но некоторые специалисты считают, что мотоциклы до сих пор армии необходимы.
Именно для этих целей в конце 1990-х гг. ОАО «Уралмото» разработало и испытало специальную версию дорожного мотоцикла повышенной проходимости – модель ИМЗ-8.107 с приводом колеса бокового прицепа. По версии разработчика наиболее эффективно его можно было использовать в составе разведывательных, патрульных мобильных групп и в качестве передвижного средства связи, а также многоцелевого транспортного средства. Меньшие габариты и большая маневренность, чем у любого армейского джипа, делают мотоцикл максимально пригодным для ведения боевых действий в условиях городской застройки. Экипаж может состоять из 3-х или 2-х человек, включая водителя, при этом масса перевозимого груза или дополнительного снаряжения составляет не менее 25 и 100 кг соответственно.
Основное вооружение ИМЗ-8.107 – крупнокалиберный пулемет (например КОРД калибра 12.7 мм) позволяет поражать низколетящие воздушные и легкобронированные наземные цели, а также вести борьбу с живой силой противника на расстоянии 1500–2000 м. «Открытость» мотоцикла дает возможность вести прицельную круговую стрельбу из личного оружия экипажа, который защищен средствами индивидуальной бронезащиты.
Так на выставке вооружений в Нижнем Тагиле в 1999 году бурю восторга вызвал мотоцикл с экипажем из двух человек при показе ходовых качеств и стрельбы из пулемета по целям на дальности 1200 м.
При необходимости он может быть вооружен гранатометом (РПГ, АГС-17 «Пламя»), противотанковыми комплексами («Конкурс», «Фагот») и даже безоткатным орудием. Это позволит поражать бронированные цели на дальностях до 3 км.
Высокая динамика, проходимость и маневренность обеспечиваются мощным силовым агрегатом, трансмиссией и движителями. Короткая – 1500 мм – база и большие – 19″ колеса с шинами, имеющими «вездеходный» рисунок протектора, позволяют уверенно двигаться по сильнопересеченной местности. Конструктивное исполнение и компоновка агрегатов по автомобильному принципу (система смазки двигателя, коробка передач в отдельном блоке, имеющая в том числе передачу заднего хода, карданный вал в трансмиссии) гарантируют высокую эксплуатационную надежность и ремонтопригодность при оптимальных технико-экономических характеристиках. Очень важным условием эксплуатации является использование типов (марок) моторных и трансмиссионных масел, широко применяющихся в автомобилях.
Мотоцикл с боковым прицепом обладает качеством, особенно важным при проведении боевых или разведывательных операций, возможностью прохождения препятствий, совершенно непреодолимых для любого типа автомобильной техники. Используя прием езды с «поднятой» коляской, мотоцикл, сохраняя равновесие, может двигаться по одной колее, объезжая глубокие ямы (воронки) или препятствия высотой до 0,7 м (камни, плиты, заграждения). Имея массу в 315 кг, при помощи только мускульной силы экипажа мотоцикл методом кантования можно перетащить через преграду – упавшее на дорогу дерево или железобетонную конструкцию. Высокая, свыше 100 км/ч, скорость обеспечивает резерв времени для совершения маневра. Эксплуатация ИМЗ-8.107 возможна во всех климатических зонах – от районов Крайнего Севера до тропических (от -40 до +50 °С).
Первая партия мотоциклов ИМЗ-8.107 была заказана Вооруженными Силами России для частей российских миротворцев в Косово во время вооруженного противостояния на Балканах. Разработчиком также предлагались экспортные варианты, с возможностью оснащения комплектующими зарубежного производства.
Основные характеристики ИМЗ-8.107 |
|
Экипаж, чел. |
3(2) |
Двигатель: |
|
• тип |
бензиновый, 4-тактный, воздушного охлаждения встречным потоком воздуха |
• мощность, кВт |
23,5 |
• топливо |
бензин с октановым числом не ниже 76 |
Трансмиссия: |
|
• колесная формула |
3×2 |
• КПП |
4-ступенчатая с передачей заднего хода |
• задняя передача |
карданный вал |
• главная передача |
конический редуктор |
Ходовая часть: |
|
• рама |
трубчатая, сварная |
• передняя вилка |
рычажная с пружинно-гидравлическим амортизатором |
• задняя подвеска |
маятниковая с пружинно-гидравлическим амортизатором |
• колеса |
взаимозаменяемые |
• размер шин |
4,00-19″ |
Напряжение бортовой сети (постоянного тока), В |
12 |
Скорость движения по шоссе, км/ч |
105 |
Запас хода на одной заправке, км: |
|
• основной бак |
240 |
• дополнительная емкость |
125 |
Масса (сухая), кг |
315 |
Габаритные размеры, мм: |
|
• длина |
2560 |
• ширина |
1700 |
• высота |
1100 |
База, мм |
1500 |
Основное вооружение |
12,7-мм пулемет или 7,62-мм пулемет или установка с ПТРК или установка с АГС или установка с БЗО или РПГ |
Дополнительное оснащение |
фара-искатель, 10-литровая емкость для горючего, комплект шанцевого инструмента |