«Абрамс» без «чернухи» и прикрас

Сергей Суворов, кандидат военных наук, ветеран бронетанковых войск
Журнал «Обозрение армии и флота» №5, 2012

Об этом танке на сегодняшний день написано немало. Статьи самые разные: от взахлеб хвалебных до унизительно критичных. Это понятно, любая статья волей неволей будет иметь некую долю субъективизма, зависящей от точки зрения автора. Ведь не секрет, что одни и те же факты можно преподнести по-разному.

Мы предлагаем вам познакомиться еще раз с историей создания одного из знаменитых основных танков современности – Abrams («Абрамс»), познакомится с историей его создания и с модификациями боевой машины, которые состоят на вооружении армий некоторых государств.

 

Если рассматривать точку зрения американских исследователей и летописцев истории создания основного танка (ОТ) «Abrams», то некоторые из них представляют историю этой машины, как дальнейшее развитие среднего танка М48 «Patron II». Именно так трактуется история создания нового американского ОТ в труде американского исследователя Р.Ханникатта (R.R Hunnicutt) «История американского основного танка» (A History of the American main battle tank).

Научно-исследовательские работы по разработке проекта нового американского танка были начаты в 1951 г. По сути результатом рождения знаменитого «Абрамса» стало последовательное осуществление трех основных программ по разработке танка будущего.

Первой из них это была программа по отработке танка Т95, которая опиралась на более ранние работы по созданию опытного танка Т42. Целью этой НИОКР было создание опытного образца машины с относительно небольшой массой, вооруженного пушкой среднего калибра. Параллельно отработки Т95 первоначально отрабатывалась еще одна программа – Т-96, предусматривающая разработку танка с тяжелым пушечным вооружением. Позже, оба проекта были объединены на базе шасси танка Т95. В рамках этой НИОКР в общей сложности отрабатывались 13 проектов машин, начиная с Т95 и заканчивая Т95Е12, а также еще и Т96. Однако полностью были завершена отработка проекта Т95ЕЗ, все остальные версии были построены частично или существовали только в виде макетов. При отработке программы Т95 было проработано немало новшеств и концепций, таких применение жестко закрепленной гладкоствольной пушки и новые системы управления огнем. Многие из разрабатываемых в те времена концепций требуют дальнейших проработок и в современное время. Эти встретившиеся трудности в сочетании с изменившимися взглядами военных на концепцию танка будущего привели к закрытию программы Т-95. Вместо нее в срочном порядке была инициирована программа усовершенствования среднего танка М48 Patton. Такая спешка была вызвана появлением в СССР на вооружении средних танков Т-45А и Т-54Б, вооруженных стабилизированной 100-мм пушкой и превосходящих по всем характеристикам американские средние танки М48 «Patton». В результате работ по усовершенствованию М48 в США в 1960 г. на вооружение принимается танк М60 со 105-мм нарезной пушкой.

После закрытия программы Т95 отработка некоторых новых систем и компонентов все равно продолжалась. Все понимали, что рано или поздно в США будет запущена новая программа по разработке перспективного основного танка новые основные понятия боевого танка. В это же в США и некоторых странах НАТО акценты в разработке основного оружия танка несколько изменились. Внимание военных больше привлекали не танковые пушки, стреляющие высокоскоростными бронебойными снарядами кинетического действия, а орудия-пусковые установки, способные стрелять управляемыми ракетами с кумулятивной боевой частью. В качестве технических новинок, которые могли бы быть использованы для создания новых танков появились лазерный дальномер и другие новые компоненты для системы управления огнем.

1 августа 1963 года между Соединенными Штаты Америки и Федеративной Республикой Германии было подписано соглашение по совместной разработке нового основного танка для производства и использования в обеих странах. Проект получил наименование МВТ70 – «Основной танк 70-х» (Main Battle Tank 70).

В МВТ70 конструкторы реализовали немало технических новинок, таких как гидропневматическая подвеска, автоматизированная система управления огнем, автоматическое заряжание пушки, комбинированное бронирование. Надо отметить, что подобное бронирование и автоматическое заряжание в СССР к этому времени уже было реализовано на серийно выпускающихся танках Т-64 и Т-64А. Так что американские конструкторы, даже не подозревая еще об этом, играли роль «догоняющих» в мировом танкостроении. Внедрение передовых технических новинок в МВТ70 потянуло за собой и удорожание стоимости боевой машины. Конгресс США пересмотрел ряд программ разработки перспективной техники в сторону сокращения конечной стоимости образцов. Сюда е попала и программа МВТ70. Перспективный танк посчитали слишком дорогим и сложным. Кроме того появилось немало разногласий у американских и немецких конструкторов относительно необходимости и конструкции ряда систем и узлов перспективного танка. Это привело к прекращению совместных работ по машине и каждая из стран дальше пошла своим путем.

В Соединенных Штатах с целью снижения затрат и повышения надежности конструкция перспективного танка была упрощена, однако в качестве основного оружия в новом проекте, получившем обозначение основной танк ХМ803, была сохранена 152-мм орудие-пусковая установка. Однако на западе к началу 70-х годов прошлого века вновь стали меняться приоритеты в отношении основного оружия танка. Снова предпочтения стали отдаваться пушкам, способным ввести огонь высокоскоростными бронебойными снарядами кинетического действия. К тому же разрабатываемый новый танк ХМ803 получился не намного дешевле своего предшественника МВТ70. В декабре 1971 года Конгрессом США работа по проекту ХМ803 была прекращена. При этом была признана необходимость разработки для армии нового танка. Под это было выделено и необходимое финансирование. Нельзя забывать, что на вооружении СССР тогда уже поступали средние танки Т-64А, вооруженные 125-мм гладкоствольной танковой пушкой, способной стрелять бронебойно-подкалиберными снарядами с начальной скоростью 1800 м/с. На подходе были новые машины: Т-72 «Урал» и Т-80.

«Добро» и финансы от Конгресса США на разработку нового американского танка стали третьей попыткой рождения нового американского танка, которая и стала успешной.

В сухопутных войсках США была организована рабочая группа для разработки ТТЗ по новому танку. Разработка ТТЗ на танк 80-х годов, получивший обозначение ХМ1, началась в январе 1972 г. В подготовленном Минобороны ТТЗ предлагалось использовать наработки по МВТ70 и ХМ803. Однако оставалось много неясностей и был даже момент, когда рассматривался вариант отказа от программы ХМ1 в пользу дальнейшего совершенствования М60. Окончательно требования к новому танку и сроки отработки программы были сформулированы в январе 1973 г. Больше всего при разработке ТТЗ учитывалась финансовая сторона вопроса, которая ограничила стоимость одной серийной машины немногим более 500 тыс. USD при заказе 3300 танков. Впервые в США разработку нового танка решили вести на конкурсной основе компаниями «General Motors» и «Chrysler Corporation».

Программа отработки ХМ1 включала три этапа: 1974-76 гг. – оценка концепции и выбор прототипа по результатам сравнительных испытаний опытных образцов компаний «General Motors» и «Chrysler»; 1977-80 гг. – доработка опытного образца, подготовка серийного производства, изготовление установочной партии, принятие на вооружение; 1981-90 гг. – серийное производство и модернизация. Передача ТТЗ и подписание контрактов с компаниям «General Motors» и «Chrysler Corporation» на осуществление разработки и создания опытных образцов танка Пентагон осуществил в июне 1973 г.

Правда, в октябре некоторые положения ТТЗ пришлось корректировать после тщательного анализа опыта арабо-израильской войны «судного дня». Этот опыт требовал увеличения дальности эффективного огня по бронированным целям, увеличения боекомплекта основного оружия, усиления защищенности машины, уменьшения времени на подготовку машины к боевому применению, повышения надежности систем и агрегатов и их ремонтопригодности.

Одним из наиболее спорных вопросов в отработке нового американского основного танка стал вопрос выбора основного оружия. На тот период времени танки СССР уже имели 125-мм гладкоствольные пушки, создаваемый в ФРГ новый танк «Leopard 2» планировалось оснастить созданной в Германии 120-мм пушкой. Почему же М1 «Abrams» в США пошел в войска со 105-мм пушкой М68 (лицензионная версия британской пушки L7, разработанной во второй половине 50-х гг.)? Ответ на этот вопрос автору дал лично главный конструктор «Абрамса» д-р Филипп Леи, во время одной из встреч в Нижнем Тагиле. Он-то, как раз предлагал установить на новый танк 120-мм гладкоствольную пушку «Rheinmetall» L44, разработанную в ФРГ для нового «Леопарда». А настояли на 105-мм пушке М68 американские военные, аргументировав свой выбор очень просто: «на складах большое количество боеприпасов к пушке М68, их надо куда-то девать. Потом вернемся к разговору о пушке калибра 120 мм».

Для участия в сравнительных испытаниях опытные образцы танков ХМ1 компании-конкуренты представили в феврале 1976 г. Оба танка имели классическую компоновку: отделение управления в носовой части корпуса машины, боевое отделение – в средней части корпуса и моторно-трансмиссионное – в кормовой. Башня с пушкой кругового вращения.

В качестве силовой установки компания «General Motors» использовала V-образный дизель «Teledyne Continental» AVCR-1360-2 воздушного охлаждения с турбонаддувом, развивающего мощность 1500 л.с. Этот двигатель представляет собой усовершенствованный вариант дизеля, использовавшегося на опытных образцах МВТ70 и ХМ803.

На машине, представленной компанией «Chrysler» был установлен трехвальный газотурбинный двигатель «AVCO Lycoming» AGT-1500? Также мощностью в 1500 л.с.

Ходовая часть у танков конкурентов также имела отличия. На танке компании «General Motors» ходовая часть состояла из шести опорных катков на борт, три из которых на гидропневматической подвеске, а три – на торсионной. На машине от «Chrysler» ходовая часть имела по семь опорных катков на борт с индивидуальной торсионной подвеской.

По массе оба прототипа вписывались в ТТЗ и не превышали 53 тонн.

Испытания опытных образцов компаний-конкурентов проводились на Абердинском полигоне (шт. Мэриленд), а затем в в Форт-Ноксе и Форт-Худе. Победитель конкурса был определен 12 ноября 1976 г. Им стал прототип компании «Chrysler», который был выбран руководством сухопутных войск США для дальнейшей разработки в качестве будущего основного танка армии США.

При этом были в определенной степени возобновлены попытки кооперации с немецкими конструкторами по созданию единого основного танка. 11 декабря 1976 г. был подписан меморандум о взаимопонимании в области танкостроения между США и ФРГ. Документ предусматривал проведение сравнительных испытаний танков «Leopard 2» и ХМ1 на территории США и принятие на вооружение машины, которая победит в данных испытаниях. Победителя должна была определить совместная комиссия, состоявшая из специалистов США и ФРГ. При этом немцы скептически относились к газотурбингному двигателю американской машины, а американским военным на «Леопарде» не нравился комплекс вооружения со 120-мм гладкоствольной пушкой. В конечном итоге камнем преткновения в выборе единой боевой машины стали экономические проблемы. Как это часто случается американские и немецкие компании-производители не сошлись в размерах получаемой прибыли при реализации проекта. В итоге вооруженные силы США и бундесвер получили разные машины. Попытки унифицировать танки по отдельным системам и агрегатам, таким как основное оружие, силовая установка, ходовая часть, к успеху не привели. Военная комиссия Конгресса США настояла на том, что работы по максимальной унификации узлов и систем приведут к затягиванию сроков реализации программы, ее удорожанию и снижению характеристик танка ХМ1. В 1978 г. после того, как американцы отказались от проведения испытаний танка ХМ1 с немецким дизелем, меморандум о взаимопонимании канул в Лету.

Для продолжения испытаний компания «Chrysler» построила этапа 11 опытных образцов танка ХМ1, которые приняли во втором этапе участие в технических и войсковых испытаний, проходивших с марта 1978 г. по сентябрь 1979 г. и с мая 1978 г. по февраль 1979 г. соответственно.

Еще до завершения второго этапа в конце 1978 г. компания Chrysler получила «добро» от Пентагона на постройку установочной партии из 110 танков, предназначенных для участия в испытаниях третьего этапа и для обучения личного состава танковых подразделений.

В ходе испытаний, как и следовало ожидать, когда испытывается принципиально новая машина, был выявлен целый ряд недостатков в конструкции машины и работе ее систем и агрегатов. Серьезные нарекания вызывала ненадежная работа газотурбинной силовой установки (ГТСУ). ГТСУ настолько ненадежно работала, что наработка на отказ ГТД в среднем составляла не более 210 км. В связи с этим даже предлагалось заменить ГТД немецким дизелем от «Leopard 2» или британским дизелем «Rolls Royce» CV12. Инженерам в спешном порядке пришлось провести целый комплекс работ по усовершенствованию опытных машин, которые дали положительный эффект. На испытаниях, которые проводились во второй половине 1979 г., модернизированные прототипы достигли средней наработки на отказ ГТД уже около 480 км. Ряд представителей государственной комиссии по испытаниям ХМ1 настаивали на отсрочке принятия на вооружение танка и начала его серийного производства, предлагая инженерам компании «Chrysler» начать полномасштабную разработку дизельного варианта танка ХМ1.

Тем не менее, большинство экспертов высказались в пользу использования на танке ГТСУ, как более прогрессивного технического решения. Последний третий этап испытаний танка ХМ1 был завершен в 1980 г. и танк был принят на вооружение под обозначением М1 «Abrams» в честь генерала Крейтона Абрамса (Creighton Abrams), бывшего начальника штаба сухопутных войск США, командовавшего американскими войсками во Вьетнаме на заключительном этапе той войны.

Пентагон разместил заказ на постройку компанией «Chrysler» первой партии из 352 серийных танков, (машины). Первые серийные танки М1 «Abrams» были изготовлены в 1980 г. на государственном танковом заводе в Лиме, (штат Огайо), однако массовое полномасштабное производство этих машин началось только в сентябре 1981 г. В 1982 г. серийное производство «Абрамсов» стартовало еще на одном государственном танковом заводе – Детройтском арсенале в г.Уоррен (штат Мичиган). Суммарный для двух заводов темп производства составлял 70 танков в месяц. Всего было построено 2374 танка «Abrams» модификации М1, производство которого было полностью прекращено в январе 1985 г. К этому моменту на вооружении Сухопутных войск СССР, в том числе в группах войск, дислоцировавшихся в ГДР, Чехословакии, Польше и Венгрии, а также в Западных военных округах, были уже тысячи единиц танков типа Т-64Б, Т-80Б и Т-72А, которые по своим характеристикам значительно превосходили новейший американский танк. А на советских исследовательских полигонах близились к завершению испытания еще более новых образцов бронетанкового вооружения.

 

Описание конструкции танка M1 «Abrams»

 

Основной танк M1 «Abrams» выполнен по классической компоновке. Корпус танка представляет собой сварную конструкцию с большим углом наклона верхней лобовой бронедетали (ВЛБ). В носовой части корпуса находится отделение управления, расположенное по продольной оси машины. На рабочем месте механика-водителя установлено регулируемое по высоте сиденье с мягкой обивкой, подголовником и поясничной опорой. С целью снижения силуэта танка, в боевом положении механик-водитель занимает положение полулежа с приподнятыми относительно сиденья ногами. Для управления движением танка в отделении управления установлены Т-образная рулевая колонка мотоциклетного типа и педаль тормоза. Все необходимые органы управления – переключатель передач заднего и переднего хода, регулятор подачи топлива – размещены на рулевой колонке. Посадка и высадка механика-водителя на свое рабочее место осуществляется только через люк, оборудованный в ВЛБ, закрывающийся сдвигаемой вправо броневой крышкой. Аварийный люк в днище корпуса отсутствует. В крышке люка механика-водителя установлены три перископических прибора наблюдения.

Боевое отделение танка включает среднюю часть корпуса и башню кругового вращения. В боевом отделении размещаются комплекс вооружения танка, средства связи, рабочие места командира, наводчика и заряжающего, а также другое оборудование.

При создании танка М1 «Abrams» уделялось значительному повышению его защищенности по сравнению с танками предыдущих поколений. Эта проблема решалась за счет уменьшения силуэта танка и снижения его заметности, увеличения броневой защиты, использования бронирования нового типа. Корпус и башня танка цельносварные. На носовой части корпуса имеются узлы для навешивания каткового или ножевого минных тралов, а также бульдозерного оборудования.

Башня состоит из наружного и внутреннего слоев из броневой стали, соединенных поперечными ребрами жесткости, между которыми заложены пакеты наполнителя из стальных и керамических материалов. Ходовая часть прикрыта бортовыми экранами состоящими из отдельных секций по семь штук на борт. Секции имеют разнесенное бронирование, между которым находится наполнитель. Экраны крепятся к корпусу на кронштейнах с помощью шарниров, между собой секции соединяются шарнирно-петлевым соединением. Наиболее массивные передние секции крепятся к корпусу жестко, на болтах. Толщина каждой секции около 70 мм, а общая масса экранов составляет 1,5 т.

С целью повышения противоминной стойкости усилено бронирование передней части днища корпуса до 30-32 мм, в то время как толщина нижнего листа корпуса в кормовой части составляет всего 12,5 мм. Дифференцирование толщины бронелистов применяется по всему танку, которая варьируется от 25 мм в районе МТО до 125 мм в лобовой части башни. Однако следует отметить незначительную толщину брони бортовых листов корпуса, которая не превышает 35 мм. В целом на бронезащиту приходится примерно 56% всей массы танка.

Комплекс вооружения ОТ М1 «Abrams» включает в себя основное, дополнительное и вспомогательное оружие; автоматизированную систему управления огнем (СУО), боекомплект, стабилизатор оружия, дублированные ручные приводы наведения, приборы наблюдения.

Основное оружия танка – стабилизированная в двух плоскостях 105-мм нарезная пушка М68А1. В качестве дополнительного оружия используются спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет М240 (лицензионный вариант бельгийского пулемета FN MAG), смонтированный на командирской башенке зенитный 12,7-мм пулемет «Browning» M2НВ и еще один 7,62-мм пулемет М240, установленный на крыше башни перед люком заряжающего. Углы наведения пушки в вертикальной плоскости составляют от -10° до +20°, зенитного пулемета – от -10° до +65°. Дистанционного управления башенные пулеметы не имеют, стрельба из них ведется командиром танка и заряжающим при открытых люках.

В качестве вспомогательного оружия имеются 12 штук 66-мм гранатометов для стрельбы дымовыми гранатами (по 6 штук на левом и правом бортах башни) с дальностью стрельбы 30 м; 5,56-мм винтовка М16А1 и ручные гранаты М67.

Боекомплект танка включает 55 унитарных 105-мм выстрела для танковой пушки, в том числе выстрелы М735 с бронебойными подкалиберными оперенными снарядами (БПОС) с отделяющимся поддоном с сердечником из вольфрамового сплава, М774 и М883 с БПОС с сердечниками из обедненного урана, М494 со снарядом с готовыми стреловидными поражающими элементами, М456 с кумулятивно-осколочным снарядом и М416 с дымовым снарядом. Также могут использоваться учебные выстрелы М737В со снарядом в инертном снаряжении. Основная часть боекомплекта – 44 унитарных выстрела размещаются в изолированном отсеке в кормовой нише башни. Отсек изолирован от обитаемого отделения танка открывающимися броневыми крышками и оборудован сверху вышибными панелями, направляющие взрывную волну при детонации находящихся в отсеке для боекомплекта выстрелов наружу.

Остальные 11 выстрелов размещаются в бронированных контейнерах в корпусе танка и на полике башни перед заряжающим.

Боекомплект к пулеметам состоит из 11400 патронов к 7,62-мм пулеметам (1400 патронов к пулемету заряжающего и 10000 патронов – к спаренному пулемету) и 900 патронов калибра 12,7-мм к зенитному пулемету. Боекомплект к автоматической винтовке составляет 210 патронов, кроме того имеется 24 дымовых гранаты и 8 ручных гранат.

Комплекс вооружения танка М1 «Abrams» имеет автоматизированную СУО, разработанную компанией «Hughes Aircraft». При разработке танка ХМ1 конструкторы «Chrysler» отказалась от СУО с комбинированным прицелом наводчика и панорамным прицелом командира с независимой стабилизацией линий визирования, использовавшейся в опытном танке ХМ803 . Ее посчитали слишком дорогой и сложной.

В составе СУО танка М1 «Abrams» используется перископический монокулярный комбинированный прицел наводчика GPS (Gunner’s periscope sight) с независимой стабилизацией линии визирования в вертикальной плоскости (такая стабилизация линии визирования в СССР использовалась уже на танках Т-62 и Т-55 последних выпусков). В составе прицела GPS скомплексированы оптический канал с 3- и 10-кратным увеличением, тепловизионный канал ночного видения и лазерный дальномер. Прицел установлен на крыше башни под бронеколпаком и в нерабочем положении закрывается стальной заслонкой, открываемой из башни. Тепловизионый канал обеспечивает дальность видения в темное время суток до 2000 м, лазерный дальномер позволяет измерять дальность до цели, как с места, так и в движении на дистанциях от 200 до 8000 м. Прицел имеет окулярный отвод для командира, обеспечивающий командиру возможность ведения прицельного огня из основного оружия.

В СУО танка М1 используется цифровой баллистический вычислитель который автоматически вводит поправки в углы прицеливания и боковых поправок с учетом измеренной дальности до цели, боковой составляющей скорости ветра, скорости цели, крена оси цапф пушки, типа снаряда, износа канала ствола, атмосферного давления, температуры заряда и поправки на ошибки выверки прицела. Данные о типе снаряда, износе канала ствола, атмосферном давлении, температуре заряда и ошибках выверки прицела вводятся в вычислитель вручную, остальные – автоматически.

Пушка со спаренным с ней пулеметом стабилизированы в двух плоскостях. Приводы наведения пушки и поворота башни электрогидравлические. Они обеспечивают максимальную скорость поворота башни 40 град./с и наведения пушки – 25 град/с.

В качестве дублирующего прицела наводчика на М1 «Abrams» используется монокулярный нестабилизированный оптический прицел М920 с 8-кратным увеличением. Для ведения прицельной стрельбы из зенитного пулемета у командира танка имеется оптический прицел М919 с 3-кратным увеличением. Прицел установлен на крышке люка вращающейся командирской башенки и связан с зенитным крупнокалиберным пулеметом параллелограмным механизмом.

Для ведения наблюдения за местностью с места командира в командирской башенке установлено шесть призменных приборов наблюдения, у заряжающего для этой цели имеется призменный прибор наблюдения, закрепленный на вращающейся опоре.

Места командира и наводчика расположены в башне справа от пушки друг за другом: впереди по ходу движения машины наводчик, за ним – командир. Рабочее место заряжающего расположено в башне слева от пушки.

Моторно-трансмиссионное отделение танка М1 «Abrams» расположено в кормовой части корпуса, занимая более трети его длины и объем 6,8 м3. Поскольку высоты корпуса машины для размещения всех агрегатов ГТСУ не хватило, верхняя часть корпуса в районе МТО значительно приподнята. МТО отделено от боевого отделения герметичной противопожарной перегородкой. В нем продольно установлен газотурбинный двигатель «AVCO Lycoming» AGT-1500, выполненный в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией «Allison» Х-1100-3. ГТД AGT-1500 представляет собой трехвальный двигатель с двухкаскадным компрессором, индивидуальной камерой сгорания, двухступенчатой свободной силовой турбиной с регулируемым сопловым аппаратом первой ступени и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Воздух в турбину поступает через двухступенчатый воздухоочиститель. Для регулирования мощности двигателя в AGT-1500 ГТД используется гидромеханический регулятор подачи топлива с электронной системой управления. Пуск двигатель осуществляется электростартером, который через привод коробки агрегатов раскручивает ротор турбокомпрессора второго каскада. Максимальная температура газов в турбине составляет 1193°С, частота вращения выходного вала – 3000 об./мин. Масса сухого двигателя – 1137 кг. Двигатель может развивать максимальный крутящий момент 5310 Нм при частоте вращения выходного вала 1000 об/ мин.

ГТД в комплексе с трансмиссией обеспечивают танку М1 разгон с места до скорости 30 км/ч за 6 с.

Автоматическая трансмиссия «Allison» X-1100-3 двухпоточная гидромеханическая. Она обеспечивает четыре передачи для движения вперед и две передачи заднего хода. В состав трансмиссии входят гидротрансформатор, четырехступенчатая автоматическая коробка передач, рабочие и остановочные тормоза и бесступенчатый механизм поворота с двойным дифференциалом и гидрообъемной передачей, планетарные бортовые редукторы. Масса трансмиссии составляет 1960 кг.

Ходовая часть танка состоит из семи двускатных обрезиненных опорных катков на борт, четырех поддерживающих катков на борт, двух унифицированных с опорными катками направляющих колес, двух ведущих колес и двух гусениц состоящих из 78 траков (на каждую гусеницу) типа Т156 с резинометаллическими параллельными шарнирами. Ширина трака – 635 мм. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава, ступицы – стальные; диаметр опорных катков – 635 мм. Подвеска индивидуальная торсионная, на первом, втором и седьмом узлах подвески установлены лопастные гидроамортизаторы. Полный ход катков – 581 мм.

Для преодоления водных преград имеется оборудование для подводного вождения, обеспечивающее преодоление бродов глубиной до 2,36 м. Оборудование включает в себя две воздухопитающие трубы и выпускную трубу.

Топливо размещается в шести баках суммарной емкостью 1907 л. Этот запас топлива обеспечивает танку запас хода по шоссе 440 км. Два передних и два кормовых бака изготовлены из полиэтилена, в передней части надгусеничных полок, между основным бортом и наружным экраном, расположены два металлических бака.

Танк М1 «Abrams» оборудован системой защиты от оружия массового поражения с ручным включением, обеспечивающей подачу очищенного воздуха к индивидуальным дыхательным маскам членов экипажа. Очистка воздуха осуществляется фильтровентиляционной установкой.

В состав специального оборудования входят приборы радиационной и химической разведки.

Также танк оборудован автоматической быстродействующей противопожарной системой, состоящей из двух подсистем, установленных в МТО и в боевом отделении. В состав системы входят оптические и термические датчики обнаружения возгорания, блок управления и баллоны с огнегасящим составом «Halon-1301». Время реакции системы на возгорание не превышает 150 мс.

При создании танка М1 «Abrams» конструкторы уделили немало внимания повышению эксплуатационных свойств танка по сравнению с предшествующими американскими образцами бронетанкового вооружения. Для этого был облегчен доступ к основным узлам и агрегатам, предусмотрено быстрое отключение топливной, электрической и гидравлической систем.

 

Развитие и новые модификации

 

«Abrams» M1IP

 

Модификация M1IP (Improved Production – улучшенный) представляет собой переходный вариант от базовой модели к модификации М1А1, на которой планировалось установка 120-мм гладкоствольной пушки М256 – лицензионной версии немецкой пушки «Rheinmetall» L44. На танке M1IP осуществлены все основные усовершенствования, предложенные для внедрения на М1А1 кроме самой пушки, которая осталась прежней – 105-мм М68. Масса улучшенного танка возросла на 900 кг по сравнению с массой серийного М1. В период с октября 1984 г. по май 1986 г. было построено 894 таких танка.

 

«Abrams» M1A1

 

В период 1982–1984 гг. активно велись работы усовершенствованию танка М1. Главным отличием М1А1 от «Абрамсов» М1 стало установка на него 120-мм гладкоствольной пушки. Немецкую пушку «Rheinmetall» L44 в США немного переработали, изменив конструкцию люльки и казенника. Боекомплект к пушке из-за большего размера боеприпасов был сокращен до 40 выстрелов, 34 из которых размещаются в боеукладке в кормовой нише башни, а 6 выстрелов – в корпусе в боевом отделении. Выстрелы унитарные с частично сгорающей гильзой и стальным поддоном. В состав боекомплекта 120-мм пушки вошли выстрелы М827 с бронебойными подкалиберными оперенными снарядами с отделяющимся поддоном с сердечником из вольфрамового сплава и выстрелы М829 с БПС с сердечником из обедненного урана. Возможно также использование штатных немецких боеприпасов, использовавшихся в боекомплекте танка «Leopard 2».

В связи с изменением баллистики основного оружия были внесены необходимые изменения в баллистический вычислитель СУО; введен счетчик расхода боеприпасов, работающий от датчика, учитывающего откаты пушки. По расчетным оценкам дальность действительного огня при стрельбе с ходу для бронебойных боеприпасов 120-мм пушки составляет 1,9–2 км и 1,7–1,8 км для кумулятивных боеприпасов; при ведении огня с места дальность увеличивается соответственно до 2,6–2,8 и 2–2,2 км.

Кроме повышения огневой мощи в танке М1А1 «Abrams» была повышена и защищенность. Приведенная толщина брони на новом танке составила 600 – 680 мм гомогенной катаной брони (ГКБ) в лобовой проекции башни при обстреле бронебойно-подкалиберными снарядами, и 1080-1320 мм ГКБ – при обстреле кумулятивными снарядами. Для лобовой проекции корпуса эти цифры составляют 580 – 630 и 800 – 900 мм соответственно.

Танк М1А1 оснащен новой системой коллективной защиты с фильтровентиляционной установкой (ФВУ) с автоматическим включением. ФВУ создает избыточное давление в танке и обеспечивает подвод очищенного воздуха к индивидуальным маскам членов экипажа. Система коллективной защиты срабатывает только при работающем ГТД и закрытых всех люках танка. Система наддува внутреннего объема танка включается не только при радиологическом или химическом заражении, но и при стрельбе из пушки и спаренного с ней пулемета для удаления из боевого отделения пороховых газов.

Установка дополнительной бронезащиты, более тяжелой пушки и новой ФВУ привела к увеличению массы танка на 2,6 т. Это потребовало усиление трансмиссии и ходовой части, а также установки более мощных приводов наведения пушки и поворота башни.

Внешне М1А1 от М1 отличается 120-мм пушкой с термоизоляционным кожухом, устройством выверки прицела и эжектором, а также наличием на тыльной стороне башни корзины и двух (вместо трех) вышибных панелей в крыше башни над боекомплектом; под гранатометами на наружных стенках башни монтируются контейнеры с запасными гранатами (по шесть гранат к каждому гранатомету).

В 1982–1984 гг. было изготовлено и испытано 14 опытных М1А1. Серийный выпуск танков М1А1 «Abrams» был начат в августе 1985 г. Пентагоном было заказано 4199 машин. Какое-то время танки М1А1 выпускались параллельно с M1IP, который внешне отличается от M1A1 только другой пушкой и тремя, а не двумя вышибными панелями на крыше башни. Производство М1А1 «Abrams» было прекращено в 1993 г., всего было изготовлено 3546 машин.

М1А1 стал первым «Абрамсом» поставленным на вооружение за рубеж. В ноябре 1988 г. между США и Египтом было подписано соглашение о совместном производстве на территории Египта в течении десяти лет 555 танков М1А1 для египетских вооруженных сил. Впоследствии количество заказанных Египтом машин было сокращено до 524 единиц. Производство танков началось в 1992 г. на заводе в г. Абу-Заабаль недалеко от столицы. Часть узлов и агрегатов поставлялись из США (до 60%). Первые 25 танков для АРЕ были изготовлены в США. Окончание производства планировалось на середину 1999 г.

 

«Abrams» М1А2

 

Активная фаза работ по созданию варианта танка М1А2 началась в начале 90-х гг. прошлого века. Бурное развитие электроники и компьютерных технологий давали возможность конструкторам реализовать те проекты, которые не удалось осуществить при создании прототипа ХМ803. Во многом толчком к появлению варианта «Абрамса» М1А2 стал немецкая концепция СУО, реализованная на «Leopard 2». Новая СУО – это главное отличие нового «Абрамса» от своих предшественников. В составе этой СУО, построенной на основе шины данных MIL STD1553В имеются комбинированный прицел наводчика с независимой стабилизированной в двух плоскостях линией визирования, панорамный тепловизионный наблюдательный прибор командира, также имеющий стабилизированную в двух плоскостях линию визирования.

Лазерный дальномер заменен на более совершенный, работающий на углекислом газе и имеет туже самую рабочую длину волны, что и тепловизионные приборы. Благодаря внедрению в бортовую аппаратуру шины данных MIL STD1553B многие элементы СУО интегрированы в единую информационную систему, которая служит для обеспечения организации взаимодействия и управления в бою, опознавания целей. Нововведения, внедренные на М1А2, увеличили его боевую эффективность по сравнению с М1А1 в наступлении в 1,5 раза, а в обороне – в 2 раза.

Серьезному совершенствованию подверглась и остальная бортовая аппаратура. Внедрена навигационная система GPS на основе приемников спутниковой навигационной системы, установлены средства связи нового поколения.

Первый М1А2 был переоборудован из М1А1 в сентябре 1990 г., затем было переоборудовано еще 9 машин, которые прошли комплекс испытательных тестов. В ноябре 1992 г. началось серийное производство М1А2. По май 1993 г. было построено 67 машин. Всего для армии США планировалось построить 3000 танков М1А2 «Abrams», однако в связи с изменением политической ситуации в мире, а именно прекращением существования СССР, эти планы перекроили. В вариант М1А2 переоборудуются танки М1А1, уходящие в капитальный ремонт. Пока планируется модернизировать до уровня М1А2 998 танков М1А1.

 

«Abrams» M1A2SEP

 

Программа модернизации танка Abrams M1A2 SEP (Systems Enhancement Package – пакет программ по усовершенствованию системы) первоначально начал реализовываться в 1999 году как «цифровая» версия М1А2 в рамках реализации программы СЕЕР (Continuous Electronics Enhancement Program – продолжение программы усовершенствования электроники). В ходе проведения работ по усовершенствованию машины предусматривалось оснастить танк новой полностью цифровой системой управления огнем, включающей в себя тепловизионные приборы 2-го поколения наводчика и командира 2nd Gen FLIR (2nd Generation Forward Looking Infra-Red sighting system), имеющие существенно улучшенные возможности по обнаружению целей днем и ночью. Также применены самые современные информационные технологии, включая установку цветных мониторов, использование сетевых коммуникаций, увеличенных объемов машиной памяти и производительности процессоров для повышения эффективности обработки информации и поражения целей.

Кроме того, усовершенствование предусматривало оснащение танка усовершенствованной броневой защитой третьего поколения без использования наполнителя из обедненного урана, вспомогательной силовой установки для обеспечения функционирования электронных систем без пуска ГТСУ, а также тепловой системы управления для кондиционирования воздуха для экипажа и обеспечения работы электронного оборудования.

Поставки в войска первых Abrams M1A2, доведенных до уровня SEP, были начаты в августе 1999 года. Всего программой предусматривается обновление 1150 ранее выпущенных танков М1А2 Abrams. Помимо этого до «цифрового» стандарта модернизируются танки М1А2, поставленные в Саудовскую Аравию. Контракт на проведение модернизации первых 60 машин был заключен в 2006 году, а в ноябре 2007 г. компания приступила к его реализации.

В ноябре 2007 года компания «General Dynamics» получила контракт на модернизацию 240 танков с уровня М1А2 SEP V1 до уровня М1А2 SEP V2 (V2 -вторая версия SEP). Уровень SEP V2 предполагает установку усовершенствованных цветных дисплеев для отображения тактической обстановки, установку прицелов наводчика и командира с электронно-оптическим и инфракрасным каналами, доработку ГТСУ и установку новых средств связи, совместимых с информационно-боевыми сетями пехотных частей и соединений. Модернизация также включает внедрение других технологий, разработанных в рамках отработки программы «Боевые системы будущего» или FCS (Future Combat Systems). Долгосрочный контракт на модернизацию 435 танков М1А1 до уровня М1А2 SEP V2 компания «General Dynamics» получила в феврале 2008 года. До «цифрового» стандарта SEP V2 планируется довести все ранее выпущенные танки М1А1 «Abrams».

 

«Abrams» M1A2 TUSK

 

Эта модификация предусматривает установку на боевую машину специального комплекта оборудования для действий в городских условиях TUSK (Tank Urban Survival Kit – танковый комплект для выживания в городских условиях). Комплект TUSK включает в себя комплекс динамической защиты ARAT, якобы обеспечивающий повышение защиты боковых проекций от кумулятивных средств поражения; тепловизионный прицел для турельной установки пулемета М240 заряжающего; бронещитки для защиты командира и заряжающего при наблюдении и работе в открытых люках; разнесенное бронирование днища; гарнитуру для связи с поддерживающей пехотой; дополнительный 12,7-мм пулемет «Browning» M2НВ на установке CSAMM, смонтированной на маске пушки; дистанционно управляемую установку CROWS с 12,7-мм пулеметом «Browning» M2НВ производства норвежской компании «Kongsberg» (на танках Abrams M1A2) или тепловизионный прицел командирской ЗПУ на танках версии М1А1.

Комплект TUSK может быть смонтирован на танк в полевых условиях, что обеспечивает проведение доработки боевых машин без необходимости отправки на ремонтные предприятия.

29 августа 2006 года, компания «General Dynamics Land Systems» получила заказ от командования сухопутных войск США на оборудование комплектами TUSK 505 танков «Abrams», принимающих участие в операции в Ираке. Общая стоимость контракта составила 45 миллионов долларов США. (Для сравнения см.: «Комплект средств защиты для выживаемости в городе для танка Т-72»)

 

Практически все модификации танков Abrams принимали участие в боях. Однако рассказ о боевом прошлом и настоящем американского основного танка «Abrams», анализ его сильных и слабых сторон – это уже тема отдельной статьи.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru