Гибкое крыло — как альтернатива «жесткому» и парашюту
Гибкое крыло для БПЛА еще не нашло почему-то своей ниши для создания подъемной силы всевозможным полезным нагрузкам, наряду с раздвижным жестким крылом и парашютом, хотя с успехом могло бы вторгнуться в «разрыв» между этими элементами благодаря уникальности совокупных свойств: способности восстанавливать и удерживать форму при большом относительном удлинении (размаху к хорде). Попробуем подобрать ему свое место в «авиатехнике», или, говоря менеджерским языком, определить матрицу применения среди устоявшихся «соратников» по цеху.
В настоящее время на вооружении многих стран мира стоят контейнерные (складные) БПЛА/авиабомбы с раскрываемым жестким крылом, которое в зависимости от вычурности своих создателей может принимать форму в плане как двутавра (буквы Н), так и Х-образную или даже Ф-подобную. В любом случае длина полуплоскости крыла не превышает длину БПЛА в сложенном состоянии, хотя телескопический вариант тоже не исключен в силу доступности технологий.
Однако такое крыло малого удлинения имеет достаточно низкое аэродинамическое качество, а сам летательный аппарат — неустойчив при резких порывах ветра (турбулентности). Все это налагает определенные ограничения и повышенные требования к управляющей БПЛА электронике, движителю и метеоусловиям применения данных средств. По превалирующей тактике использования подобные БПЛА — одноразовые, разведывательно-наблюдательные либо барражирующие (планирующие) боеприпасы.
Парашютными системами в основном оснащены свободно падающие кумулятивные заряды, вся надежда на успех в поражении техники противника которыми состоит в точности высыпания этих носителей кумулятивных воронок над колонной БТТ ракетами РСЗО и последующего «плевка» медью вращающегося в поиске «жертвы» заряда — слишком много условностей для получения действенного эффекта.
Вторым, более привычным поприщем парашютов, является десантирование грузов и техники — здесь они практически вне конкуренции: современные конструкции парашютных систем позволяют планировать с высокой длительностью и точностью приземления, но аэродинамическое качество все же заметно уступает профилю крыла. Хотя мотодельтапланы и их вариация в виде моторизированного параплана успешно используются для перемещения людей и грузов.
Какие же тактические преимущества позволят отхватить гибкому крылу часть конкурентной ниши в сопоставлении с рассмотренными выше «признанными лидерами»? Например, возможность длительного планирования с большой высоты (на которую его забрасывает ракетный двигатель) без использования движителя — экономия ресурсов и массы на полезную нагрузку в виде элементов питания для получения видео (радио, метео) информации и передачи ее радиосигналом потребителям (либо ретрансляция оного, постановка помех и пр.). Это свойство будет очень полезным как на море, так и на суше.
На океанских просторах главным носителем этих разведчиков должны стать подводные глайдеры, унифицированные под запуск Сколопендры. Распределенные по районам дрейфа они могут запускать данные БПЛА вместо ПЛ (чтобы не снижать возимый ими боезапас) по кодированным сигналам со спутника (через приповерхностный глайдер-ретранслятор) либо посылкой-запросом гидроакустической последовательности с ПЛ — это, несомненно, демаскирующий фактор, но и сам запуск БПЛА через торпедный аппарат с радиопередачей и ретрансляцией сигнала в воду — тоже «намекает» на близкое расположение ПЛ, так что разница небольшая. А вот для роботизированных ПЛ-арсеналов ракет и безэкипажных катамаранов эти БПЛА-наводчики станут основным «прицельным приспособлением».
Для боевых кораблей почти одноразовый (собирать их как ГА-буи можно, но сложно) БПЛА может стать заменой новомодным «тейлситтерам» и квадрокоптерам, если применение последних будет затруднительным в ветреную погоду: за их «квазиодноразовую» стоимость можно будет позволить иметь несколько «истинных ракетных камикадзе». К тому же, скороподъемность на рабочую высоту у БПЛА с гибким крылом (в виде запакованного контейнера на ракете) будет значительно выше — это преимущество уже перед обычными БПЛА «классической» компоновки, говоря терминами статьи — цельностартующими.
Упомянутое превосходство перед стандартными БПЛА на суше (включая и меньшую стоимость) будет также большим подспорьем для немедленной оценки оперативной обстановки вблизи соприкосновения с противником. Причем даже при использовании неприятелем РЭБ на частотах передачи сигнала высотным БПЛА, это не помешает его успешному приему направленными антеннами с узкой диаграммой направленности, потому что данный БПЛА будет висеть практически над головой. Этот момент как-то выпадает из аргументов апологетов секты «а нас-то за щЁ?» при рассмотрении недостатков БПЛА-конкурента (9М534; 9М61 / Т-90-13), запускаемого РСЗО «Смерч» и ему подобным (а там еще габариты носителя и «запускателя» с «перевозителем», не забывая про их цену).
Однако барражирующий боеприпас с планирующим гибким крылом вряд ли имеет шанс на успех: здесь больше в почете маневренность и скорость, что с жестким крылом реализуется проще. И как десантное планирующее средство пока без особых негативных моментов рассматривается только для глайдеров, сбрасываемых с самолетов и БПЛА — значительная горизонтальная составляющая скорости входа в воду обтекаемому торпедообразному глайдеру менее опасна, чем, пусть и приземляющемуся на колеса Прицепу с поклажей - на суше. В последнем случае выигрыш может быть от массово-габаритных параметров крыла по сравнению с парашютом и относительно управляемой посадки (точности десантирования). Не будем брать на себя повышенных обязательств в этом направлении до натурных испытаний.
Как уже все поняли, данный БПЛА-наводчик (или ретранслятор) будет «вжат» в габариты 80-мм Сколопендры и пользоваться для полета унифицированным с ней двигателем ПуВРД. Гибкое крыло будет «заплетено» вокруг корпуса (батарейный блок с видеокамерой) до момента отделения двигательной секции — высота и дальность зависит от угла наклона пусковой установки. Точка выхода на планирующий режим рассчитывается оператором с учетом направления ветра и приоритетного района наблюдения. При разъединении ПуВРД от корпуса крыло разворачивается на упругих усилиях и фиксируется в горизонтальной плоскости особым способом (подлежащим патентованию со стратегическим партнером) — этим оно и отличается от «мягкого» параплана. Корпус повисает на тонких капроновых нитях с возможностью изменения их длины (управления крылом). Антенна работает на передачу, поэтому РЭБ ей нипочем, а декодировать сигнал смогут все, владеющие паролем (устанавливается перед запуском).
Тактика и конструкция сухопутного варианта «Зоркого глаза» основана на продолжении идеи Москитного вооружения против «продвинутого» неприятеля, т.е. такого, у которого есть РЭБ, спутниковая и ДРЛО разведка (своя или «позаимствованная»), контрбатарейные установки, пассивные РЛС для поиска источников радиосигналов, но главное — имеющих на вооружение ПЗРК и артиллерийские системы 30...57мм с управляемым временем подрыва картечного снаряда. И этот противник не будет ждать, когда после прилета разведывательного БПЛА со «Смерча» стартанут боевые ракеты, а ударит по вычисленной боевой позиции этой РСЗО своими «polonezamy». И он будет глушить исходящий сигнал с любого БПЛА, вторгшегося на «его» территорию, а разведанные источники их управления — уничтожать своими управляемыми ракетами и дальней РСЗО и артой. И при любой возможности — обстреливать картечью приближающиеся БПЛА и сбивать ракеты каким-нибудь «Ржавым куполом». В общем, секта «а нас-то за щЁ?» временно закрывается (до следующей стычки босоногих зусулов в какой-нибудь Потагонии).
Запуск одного или нескольких «Зорких глаз» будет предварять вход на пространство, контролируемое противником, наших ударных БПЛА как с пулеметами, так и «ракетных ящиков», сопровождаемых БПЛА-наводчиками (согласно ранее выработанной тактике «Москитного оружия»). Задача «Зорких глаз» не только разведка и ретрансляция команд на нижелетящие БПЛА (возможно и целеуказание для Сколопендр), но и стать первыми жертвенными наживками для ПЗРК и картечной артиллерии — даже в существующих конфликтах с менее оснащенными «аборигенами» выявлен слишком большой расход БПЛА, а значит, с «равным» противником их ожидаемые потери можно смело увеличивать в 10 раз. Поэтому и здесь будут не лишними БПЛА-пустышки и «обманки» с дешевыми веб-камерами либо просто с передачей «радиошума» - для инициации его глушения и выявления позиций уже систем РЭБ противоборствующей стороны.
Таким образом, долгопарящих на гибком крыле БПЛА потребуется очень много. А если учесть, что они одновременно могут и противодействовать ориентации чужих летательных аппаратов с помощью спуффинга/глушения спутниковых сигналов навигации (находясь выше БПЛА-нарушителей и уж тем более КР), т.е. быть ретрансляторами РЭБ, а также использоваться для охраны важных объектов внутри страны, районов развертывания мобильных установок ЯО и прочих средств, требующих срочной защиты (ситуативного видеонаблюдения); метеорологических исследований, наблюдения за смерчами и грозовыми облаками (и прочие «гражданские» отрасли), то их тоже ждет «москитная» массовость, обусловленная унификацией части узлов с «боевой» Сколопендрой.
Само же гибкое крыло (габаритных масштабов), которое можно свернуть в рулон для перевозки, возможно будет полезным для подъема антенн (аналог «воздушного змея»), для транспортировки грузов в моторизированном варианте (как израильский «мул»-параплан), создания нового типа гражданских разборных БПЛА-планеров с очень низкой скоростью полета (и приземления!). В общем, даже перечисление всех сфер применения займет не одну страницу. Но надо с чего-нибудь просто начать...
Информация