Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 10

11
Leopard 2A4HEL

Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 10

Страна: Германия/Греция



В общей сложности Греция заказала в 2005 году 183 танка Leopard 2A4 из наличия немецкой армии. Перед отправкой все машины были проверены и покрашены в греческий камуфляж. Никаких других изменений конфигурация этих танков не претерпела.

Leopard 2HEL


Первое появление: 2006 год Страна: Германия/Греция

В начале 2002 года Leopard 2 был объявлен новым основным боевым танком для греческой армии. Было заказано в общей сложности 170 машин, которые должны были быть произведены главным образом в Греции. Дополнительная машина была заказана для боевых стрельб. Корпус и башня танков изготавливались в Греции. В процессе производства компоновка брони была оптимизирована, что привело к уровням защиты, сравнимым с уровнями защиты вариантов Strv 122 или Leopard 2Е. Боевые стрельбы показали несколько слабых мест в бронировании, над которыми предстояло поработать.

Танк базируется на модели Leopard 2AG, но доработан по нескольким основным направлениям. Корпус был дополнительно бронирован в передней части по образцу танков для Швеции и Испании. Дополнительные листы также установили на крыше корпуса в передней его части. Улучшенные комплекты бронирования можно увидеть также на бортах корпуса. Модули, защищающие направляющие колеса, были усилены, получив разнесенную броню в передней части. Бортовые экраны идентичны бортовым экранам варианта Leopard 2A6. Силовой блок варианта Leopard 2HEL состоит из известной комбинации двигателя МВ873 Ка-501 и трансмиссии HSWL354. Установка современного силового блока стандарта euro рассматривалась, но не была реализована по финансовым причинам. Поскольку Греция также эксплуатирует танк Leopard 2A4, это решение представляется совершенно разумным. В кормовой части корпуса изменились лючки для обслуживания, также был немного перенесена влево опора пушки. Камера заднего вида для водителя установлена по осевой линии на крыше кормы корпуса. Эта усовершенствованная модель имеет солнечные фильтры. На этом варианте вспомогательная штанга с шаром на конце, показывающая кормовой срез машины, не установлена. Правый борт в кормовой части был серьезно доработан, а его высота была увеличена. Здесь был установлен вспомогательный силовой блок, доступ к которому осуществляется через люк в правом борту. Он используется для выработки электроэнергии для систем танка в случае останова основного двигателя. Вспомогательный блок заменил обычные ящики для хранения в надгусеничной нише правого борта. Разъем для внешнего запуска танка сохранен с доступом к нему через небольшой лючок. Башня танка четко определяется как семейство А6 по дополнительным клинообразным модулям на башне и основной пушке L55. Кроме того, на крыше башни установлена новая защита от атак сверху и плюс сдвижные люки командира и заряжающего. Дополнительное бронирование получил прицел PERI-R17A2. Теперь он защищен створкой с электроприводом. Она установлена на массивном поворотном кронштейне и рассчитана на защиту прицела от осколков. Вокруг прибора установлены дополнительные модули бронирования.

На танке Leopard 2HEL стоит такая же система управления огнем, как на варианте Leopard 2A6, хотя и немного усовершенствованная. В основной прицел наводчика теперь встроен современный тепловизор класса Ophelios-P. Кроме того, на крыше башни установлен датчик бокового ветра. Подобное устройство имелось на первом варианте танка уже Leopard 2, но было снято. Leopard 2 HEL в настоящее время является единственной версией семейства Leopard 2 с установленным датчиком бокового ветра.

Танк также оборудован командно-информационной системой тактического уровня INIOCHOS. Она позволяет выводить тактическую информацию и обмениваться цифровыми данными между различными подразделениями. Командир получил дисплей, на который выводится либо информация о состоянии систем танка, либо тактические данные с привязкой к местности. Командир также может вводить и отправлять данные с помощью небольшой клавиатуры. Еще один дисплей установлен у водителя, он используется для настройки и показа промежуточных точек маршрута.

На танке Leopard 2 HEL установлены современные коммуникационные средства, Обмен сообщениями на борту осуществляется через цифровую систему WISPR. Она обеспечивает зашифрованную голосовую связь между членами экипажа, а также и вокруг машины. Системе не нужны кабели для поддержания связи, она организована на основе локальной беспроводной сети WLAN. Эта система не установлена на других вариантах Leopard 2, но предлагается в качестве модернизационного комплекта. В принципе система WISPR (Wideband Intercom and Secure Packet Radio - широкополосная внутренняя связь и безопасная пакетная радиосвязь) также способна осуществлять обмен данными между машинами. Наконец, коммуникационный комплект завершают две радиостанции TRC-9200, установленные за местом командира. Они обеспечивают шифрованную связь, позволяя передавать как речевые сообщения, так и данные. Они также используются для отправки и получения данных INICHOS.

Еще одно важное усовершенствование у варианта Leopard 2HEL можно обнаружить справа в задней части башни. Для охлаждения электроники и экипажа установлена электрическая система кондиционирования. Так как система установлена вместо ящиков для хранения, то новые корзины установлены по бортам башни. Эти корзины имеются только у варианта Leopard 2HEL. Еще один способ узнать этот вариант Leopard 2 - присмотреться к пусковым установкам дымовых гранат. Это тот же самый вариант, устанавливаемый на Leopard 2A6M и Leopard 2E. Каждая отдельная установка контролируется с панели управления на командирском месте.

Leopard 2NL


Страна: Германия/Нидерланды

Нидерланды стали первым зарубежным заказчиком танка Leopard 2, соответствующий контракт был подписан уже в марте 1979 года. Первые четыре машины были поставлены в июле 1982 года, но массовая поставка началась только год спустя. В течение трех лет было поставлено в общей сложности 445 танков.

Нидерланды более или менее следовали за соответствующими конфигурациями, доступными для Германии, что привело к поставке машин в варианте А1, A3 и даже А4. Параллельно с поставкой новых машин были модернизированы устаревшие машины.

Leopard 2NL отличается от немецкой версии по некоторым основным аспектам. Самым заметным отличием является шесть установок дымовых гранат на каждом борту башни. На танках также установлены 7,62-мм пулеметы FN MAG вместо пулеметов MG3. И, наконец, установлены голландские радиостанции и приборы ночного видения водителя. В остальном эта конфигурация идентична конфигурации немецких танков.

С конца 90-х годов голландская армия сокращает количество танков Leopard 2. Австрии было продано 115 машин, 52 машины Норвегии, а в 2008 году еще 80 танков Канаде. Оставшиеся машины были модернизированы в соответствии с последними стандартами и поэтому оригинальный вариант Leopard 2NL более уже не эксплуатируется.

Leopard 2NL Demonstrator


Страна: Нидерланды

Leopard 2NL Demonstrator использовался для обеспечения деятельности в сфере контактов с общественностью. Демонстрационный образец базировался на корпусе Leopard 2. Вместо башни внутри корпуса были установлены сиденья для перевозки посетителей. По сравнению с Leopard 2NL, новая машина «похудела» на 16 тонн, что должно было хорошо сказаться на общей подвижности.

Leopard 2A5NL


Первое появление: 1996 год Страна: Германия/Нидерланды

В 1993 году Нидерланды согласились на модернизацию в общей сложности 330 танков Leopard 2NL. Уровень модернизации эквивалентен немецкому стандарту А5 за исключением вышеупомянутого оборудования. Кроме того, танки не получили новые бортовые экраны.

В связи с бюджетными сокращениями было модернизировано в общей сложности 188 машин. Все они в настоящее время уже доработаны до стандарта А6. Остальные старые танки были проданы.

Leopard 2A6NL


Первое появление: 2001 год Страна: Германия/Нидерланды

Королевская армия Нидерландов также дала свое добро на эксплуатацию более могущественных систем вооружения L55. Танки, оборудованные этой пушкой, получили обозначение Leopard 2A6NL. Были переделаны все 188 танков Leopard 2A5NL. Из них 38 позднее были проданы Португалии и еще 20 танков Канаде. На 2011 год голландская армия избавилась от всех своих танков Leopard 2. Машины хранятся на складах и предлагаются на экспорт.

Pz87


Первое появление: 1987 год Страна: Германия/Швейцария

В 70-х годах прошлого века Швейцария начала искать замену своим устаревшим танкам Centurion и Pz. 61. Этот проект получил название NKPz (Neuer Kampfpanzer - новый боевой танк), в его рамках швейцарцы должны были спроектировать и разработать собственный танк. Но на начальных этапах проекта выяснилось, что стоимость каждой машины, как следствие небольшого их количества, планируемого для закупки, может оказаться чрезвычайно высокой. Кроме того, в проекте были определенные риски, связанные в основном с доступностью и надежностью требуемых технологий. Все это стало причиной отмены опытно-конструкторских работ в 1979 году. В качестве альтернативы швейцарская армия начала оценку других доступных на рынке машин, которые должны быть либо закуплены, либо изготавливаться по лицензии. С целью компенсации потерь швейцарской промышленности в результате отмены программы NKPz было выбрано лицензионное производство.

В конце концов, для более тщательной оценки были отобраны два танка, Leopard 2 и М1 Abrams. В 1981 и 1982 годы по два машины каждой модели прошли всесторонние испытания. В августе 1983 года было принято окончательное решение по закупке 380 танков Leopard 2. Первые 35 машин были поставлены для эксплуатации в частях в марте-июне 1987 года, тогда то они и получили свое обозначение Panzer 87. Производство остальных 345 машин началось в декабре 1987 года и продолжалось до 1993 года.

Танк Pz 87 сравним с танком Leopard 2 из пятой партии, что делает его похожим на вариант А4. Изменения коснулись главным образом башни. Ящики для хранения в корме башни были переделаны, а на левом борту башни установили разъем с системой внутренней связи танка. На переднюю часть башни танка Pz 87 приделали дополнительные грунтозацепы (скорее снегозацепы). Три закреплены впереди слева и семь впереди справа, и в итоге общее число возимых грунтозацепов было доведено до 28.

На правом борту башни имеется два крепления для пулеметных стволов. Экипаж может класть в них отработавшие стволы для охлаждения. Два 7,5-мм пулемета MG 87 используются в качестве спаренного и зенитного. Последний устанавливается на специальное крепление на люке заряжающего.

Единственное изменение внутри танка - это радиостанции AN/VCR 12, пришедшие на смену немецким радиостанциям SEM 80/90.

Pz 87 является единственным вариантом Leopard 2, который может оборудоваться ствольным вкладышем для основной пушки. Он используется для боевой учебы и представляет собой недорогой метод артиллерийской базовой подготовки на реальном танке.

После развертывания танка Pz 87 было зарегистрировано множество жалоб жителей, живущих по соседству с военными частями, на повышенный уровень шума. В результате все танки Pz 87 были оснащены большими глушителями в корме, которые согласно доступным данным на характеристики танка не повлияли.

Танк Pz 87 до сих состоит на вооружении швейцарской армии; ведется доработка 134 танков до стандарта Pz 87 WE.

Pz 87-140


Страна: Германия/Швейцария

Вариант Pz 87-140 представлял собой обычный танк Pz 87, вооруженный 140-мм гладкоствольной пушкой швейцарского производства. Машина использовалась для эксплуатационных испытаний новой системы вооружения. Было изготовлено два таких танка. Первая машина имела стандартную башню Pz 87, а вторая была оборудована дополнительными модулями бронирования на корпусе и башне. Pz 87-140 так и остался опытным образцом и никогда в действующие части не направлялся.

Pz 87-L55


Страна: Германия/Швейцария

Вариант Pz 87-L55 представляет собой обычный танк Pz 87, вооруженный 120-мм гладкоствольной пушкой L55. Танк также получил дополнительную броню на башню, схожую с той, что устанавливалась на ранние прототипы Pz 87WE. Вариант Pz 87-L55 дальше опытного образца не пошел, пушка L55 ни на какие швейцарские машины не устанавливалась.

Pz 87WE



Первое появление: 2004 Страна: Германия/Швейцария

Швейцария в конце 90-х годов начала программы по реструктуризации своей армии, которые в основном были связаны с финансовыми ограничениями. В результате было принято решение по сокращению парка эксплуатируемых танков Pz 87 до 134 штук. Все остальные танки Leopard 2 должны были быть либо поставлены на хранение, либо переделаны, либо проданы.

Предполагалось, что машины регулярных частей будут модернизированы и это позволит продлить срок их эксплуатации на предстоящие годы. Компании KMWeg и Ruag Land Systems разработали модернизационный комплект для существующих танков, которым предстояло остаться в эксплуатации.

Цели разработки были определены с самого начала и предусматривали усовершенствования в области защиты и оперативного управления. Необходимые технологии были разработаны и использованы в первом прототипе.

Корпус прототипа получил в основном модификации, связанные с дополнительной защитой. Дополнительные модули бронирования, установленные на крыше в передней части корпуса, усилили относительно слабую основную броню. Дополнительная противоминная защита, известная еще с немецкого варианта Leopard 2A6M, была установлена под корпусом. Она представляет собой большую броневую плиту, образующую полое пространство под боевым отделением. Водительское сиденье также было заменено новым подвесным сиденьем «Dynamic Safety Seat», теперь водитель контактирует с корпусом танка только через педали. Еще одним изменением, коснувшимся рабочего места водителя, стала установка теперь уже обязательной камеры заднего вида в корме по оси танка. Она позволяет двигаться задним ходом без помощи командира.

Существенно более сложные изменения затронули башню. На ее переднюю часть и борта были установлены крупные модули бронирования, разработанные в Швейцарии. Применение в них титановых листов повысило уровень защиты главным образом от снарядов кинетического типа. Интересно, что клинообразные броневые модули, известные еще с варианта Leopard 2A5, не устанавливались. Вместо них для сохранения конструкции башни были использованы модули толщиной 230 мм. Но у этой конструкции также есть свои преимущества и недостатки. Спрямленная форма модулей гарантирует одинаковые уровни защиты по всей проекции. Но, к сожалению, прицел наводчика не был перенесен, и впереди справа так и осталось баллистически уязвимое отверстие. Модули по бортам башни закрывают почти по всей длине боевое отделение. Они сдвигаются в сторону для получения доступа к двигателю, когда башня повернута на 90 градусов влево или вправо.

Дополнительное бронирование башни впереди и по бортам состоит из нескольких модулей и легко может быть снято. Первоначально планировалось купить модули и устанавливать их только при необходимости. С целью поддержания боевой устойчивости все модули могут открываться снизу, при необходимости защитный бронематериал внутри может быть заменен. Дополнительно была повышена крыша башни в задней ее части. Пусковые установки дымовых гранат получили новую конфигурацию и защиту в виде тонкого металлического кожуха. В корме башни были установлены ящики для хранения снаряжения экипажа.

Танк Pz 87WE был оборудован электроприводами вооружения, что снижает риск получения экипажем травм в случае пробивания башни снарядом. Это также снижает энергопотребление башни и тепловые и акустические признаки заметности.

Прицел PERI-R17A1, установленный в танке Pz 87, был заменен новым PERI-R17A2, который также установлен на вариантах Leopard 2A5/6. В него встроен тепловизионный прицел Ophehos-P. позволяющий командиру обнаруживать и захватывать цели ночью или при плохих погодных условиях. Peri не был перемещен, он так и остался на крыше башни перед люком командира. Поскольку новый прицел несколько больше своего предшественника, то обзорность с места командира немного ухудшилась во фронтальной плоскости. Компоненты прицела в башне размещены точно так же как у Leopard 2A5. Окулярная часть перенесена влево от командира, справа находятся панель управления и дисплей тепловизора.

Одним из самых значительных изменений в новом танке стала интеграция VIINACCS (Vehicle Integrated Information Navigation Command Control System - интегрированная в машину информационная навигационная система оперативного управления). Она развернута в швейцарской армии с 2008 года и позволяет обмениваться разным подразделениям речевыми сообщениями и данными в цифровом формате. Она также позволяет вести обмен информацией на базе GPS, используя цветной дисплей на рабочем месте командира. Для поддержания связи установлена дополнительная антенна с правой стороны башни. Дисплей заменяет собой панель управления и тестовую панель командира. Ко всем функциям доступ осуществляется через панель системы VIINACCS.

Для того чтобы повысить возможности экипажа в борьбе с ближними небронированными целями, был разработан новый боевой модуль, получивший обозначение AWS (Autarkes Waffensystem - независимая система вооружения). Она представляет собой дистанционно управляемый боевой модуль с 12.7-мм пулеметом М2 (MG64), устанавливаемый вместо зенитного пулемета заряжающего. Вооружение работает от электроприводов и полностью стабилизировано. AWS идет только с дневным каналом, но при необходимости может быть установлен тепловизор. Управление модулем поручено заряжающему. На его рабочем месте установлена панель управления с дисплеем и ручкой управления. Дальнейшее развитие модуля AWS заключается в установке двух 7,5-мм зенитных пулеметов. Система оборудована сенсорным комплектом с развитой логикой, позволяющей обнаруживать, классифицировать и брать на сопровождение цели автоматически. Он сравним в этом отношении с британским боевым модулем TAMS. Установка модуля AWS потребовала изменения крышки люка заряжающего, теперь она открывается вперед. Одной из целей разработки танка Pz 87WE было снижение признаков заметности, радиолокационных, тепловых и звуковых. Это было сделано главным образом за счет изменения конфигурации танка, как например, кожух для пусковых установок дымовых гранат или компоновка ящиков для хранения на башне. Кроме того, танк может оборудоваться новой мультиспектральной камуфляжной сетью. Она снижает отражение радиолокационных волн и блокирует выделение тепла. Устанавливается она на корпус и башню. В комбинации с глушителями это делает машину Pz 87 одним из самых трудно обнаруживаемых боевых танков.

Прототип Pz 87WE имел общую массу 61 тонна и показал реальный потенциал танка. Но, к сожалению, окончательная конфигурация, выбранная для войсковой эксплуатации, немного отличалась от конфигурации опытного образца. Из-за высокой стоимости швейцарская армия получит только небольшую часть разработанных технологий. Модификации брони и установка модуля AWS более не планируются. То же самое относится и к полной интеграции системы VIINACS. Машины только лишь подготовлены под установку этой системы, но немногим суждено ее получить в будущем. На других машинах установлена новая командирская панель управления, но без картографического дисплея. Карты могут выводиться только на экран водителя, на котором также выводится картинка с камеры заднего вида. Самыми значительными усовершенствованиями стали, конечно же, установка прицела PERI-R17A2 и новых электроприводов башни.

Все эти доработки и модернизации делают Pz 87WE очень интересной версией танка Leopard 2. Можно только надеяться, что когда-нибудь Швейцария модернизирует свои танки в соответствии с полной конфигурацией. Поставки машин были запланированы с 2008 года, но были остановлены в 2009 году из постоянных проблем с электроникой.

Необходимо заметить, что танк Pz 87WE рассматривался в качестве нового ОБТ для Австралии. Но, в конечном счете, он проиграл американскому танку M1A1AIM.

Продолжение следует...
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    7 января 2017 06:36
    лучший танк на планете, неимеетаналогофф в мире
    1. +2
      7 января 2017 12:27
      В Сирий это доказали турки lol
    2. +2
      7 января 2017 13:07
      Немецкий пиар-лом.
    3. 0
      9 января 2017 01:02
      Да ладно, про Тигр тоже так говорили, хотя тогда, к истине это было гораздо ближе.
  2. +5
    7 января 2017 10:54
    "Leopard 2 HEL в настоящее время является единственной версией семейства Leopard 2 с установленным датчиком бокового ветра."
    довольно интересный факт, таким образом все стрельбы проводятся в идеальных условиях???замечательно, да и порадовало модель "демонстратор"-именно для этого он и проектировался, надо всем лео башни посымать и катать беженцев, да и голанцы хоть и содомиты, но поняли что проку от лео-2 нет, потому и избавились от него, статье как всегда плюсяра, а леве-2 лишний плевок
  3. +2
    7 января 2017 11:21
    Про турецкие серия будет?
    1. 0
      7 января 2017 17:30
      я так думаю что да, тем более автор постарается упомянуть как прошел тендер перед принятием лео-2 на вооружение, это просто хохма, если автор этого не упомянёт, то мы дополним
  4. +1
    7 января 2017 13:32
    На мой взгляд лучшим продолжением картеры Лео был бы контракт, аналогичный индийскому с Т-90... Например с Турцией или Пакистаном... Платформа все равно не новая и лет через 10-20 потребуется замена.. Но странная политика в отношение оружейного экспорта играет против самих немцев. Еще большие прикольщики только японцы.
    1. 0
      7 января 2017 13:50
      Этой платформе уже 20 с лихером.
  5. 0
    7 января 2017 15:12
    ( слово матом)ть скока лет прошло ну что-то они похожи на те танки от которых с трехлинейкой в руках ( слово матом) летом ( матное слово)ть 1941 (бежал) отступал фронт тот же контур орудия
  6. 0
    10 января 2020 17:30
    Раз уж комментаторы не упомянули о том, что немецкий пиар лом это - Леопард 2А4, старой версии, который к тому же вёл бой без прикрытия пехоты, то я дополню