Сравнение российского Су-35 и американского F-35 Lightning II

44
Большинство оружия во всём мире имеет альтернативу в том или ином виде. Разные страны часто подражают друг другу и пытаются сделать не хуже, чем у соседей. Россия сегодня старается изменить подобный подход к вооружению и создаёт уникальные военные модели. А та техника, у которой появляются аналоги за рубежом, зачастую превосходит их по большинству параметров. Для примера можно рассмотреть российские многоцелевые сверхманевренные истребители поколения 4++ Су-35 и американские истребители-бомбардировщики пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II.

Сравнение российского Су-35 и американского F-35 Lightning II




Сразу же стоит отметить, что обозначение «Поколение 4++» в моделях Су-35 является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого поколения. Более того, при сравнении определённых моделей можно увидеть, что класс 4++ по некоторым параметрам лучше своих «старших братьев».

О плюсах говорить можно много и долго, поэтому начнём сразу с минусов моделей и их сравнения. Су-35 уступает своему аналогу в комплексе способов снижения заметности. Стелс-технология данной модели российского истребителя приблизительно имеет коэффициент отражённой поверхности в пределах 12 квадратных метров. В то время как для Ф-35 была разработана специальная геометрия планера самолёта и целый набор поглощающих сигналы средств.



Также некоторые критики утверждают, что Су-35 имеет менее продуктивную технологию АФАР (активной фазированной антенной решётки). Однако на этом фактические минусы, если их можно таковыми назвать, у многоцелевого истребителя Су-35 заканчиваются. Равно как и плюсы истребителя-бомбардировщика Ф-35.

Скептики могут сказать, что, наоборот, российская модель является прототипом, так как его разработка началась позже: выбор конструкции F-35 был сделан ещё в 2001 году, в то время как сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года. Хотя тут есть важный нюанс. Американское конструкторское бюро Lockheed Martin разрабатывало и проектировало будущий истребитель-бомбардировщик при поддержке ОКБ имени Яковлева.



Именно знания и опыт российских инженеров повлияли на будущее строение Ф-35. К тому же начало боевой эксплуатации Lockheed Martin F-35 Lightning II стартовало почти на год позже, чем Су-35. С 31 июля 2015 года и с 12 февраля 2014 года соответственно.

Проект «Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния II» собирал отрицательные отзывы критиков с самого своего создания. Несмотря на то, что разрабатываемый истребитель был заявлен в пятом поколении, считаться таковым он смог только в Штатах. В американских самолётах делают упор на «обвесах» и количестве вооружения, задвигая скорость и манёвренность на второй или даже третий план.

Именно поэтому австралийский аналитический центр Air Power Australia неоднократно заявлял, что F-35 не соответствует требованиям к истребителю пятого поколения, ведь из-за своего веса у него нет невозможности полёта на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. После некоторых учебных и боевых задач Ф-35 также была присвоена малая степень «живучести». Всё это при условии огромных денежных затрат на производство.

Даже президент США Дональд Трамп раскритиковал вторую «Молнию», заявив, что, если модель не улучшат и не удешевят, он найдёт истребители получше. 108,1 миллиона долларов за модель, которая не имеет возможности увернуться от ракет и падает, не разогнавшись до сверхзвуковой, — сомнительное вложение бюджета страны.

Итого: два минуса ввиду отсутствия модернизации против одного большого летающего минуса, пусть и невидимого для воздушных радаров. По-моему, выбор очевиден. Два американских Ф-35 могут идти против одного Су-35 и не выйти победителями.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    25 января 2017 06:06
    Сравнение российского Су-35 и американского F-35 Lightning I
    опять за рыбу деньги... разные самолёты,чего их сравнивать?
    1. +8
      25 января 2017 08:30
      То есть в случае вооруженного конфликта Су-35 и F-35A будут воевать в разных параллельных мирах?
      1. +4
        25 января 2017 08:49
        Это всё равно, что сравнивать шлюпку и фрегат. Типа оба по воде ходят.
        1. +14
          25 января 2017 10:57
          Цитата: Алексей 2016
          Это всё равно, что сравнивать шлюпку и фрегат. Типа оба по воде ходят.

          Предлагаю сравнить Ф-35 с Арматой. Или Раптора с АПЛ Ясень.
          А что ?Ново,свежо,креативно!
          Прекращать надо бы на ВО эти сравнения,которые в конечном итоге заканчиваются простым измерением у кого больше,толще и длиннее.
    2. +8
      25 января 2017 08:54
      Цитата: андрей юрьевич
      опять за рыбу деньги... разные самолёты,чего их сравнивать?

      Вот именно, Андрей!!! Но, наши "диванные", уже все определили: "матрасники" такие, растакие и т.д.
      1. AUL
        +2
        25 января 2017 22:45
        Так чем больше в матрасников дерьма кинешь - значит, тем круче патриот! И погоны больше!
        Детвора...
    3. 0
      30 января 2017 23:49
      Цитата: андрей юрьевич
      опять за рыбу деньги... разные самолёты,чего их сравнивать?

      У них задачи одни и те же - многоцелевые истребители бомбардировщики, заточены для работы по земле, воде и воздуху, а то, что у них разное количество двигателей, скорость, дальность,радары, ЭПР, боевая нагрузка, маневренность, так это и определяет эффективность изделий созданных в примерно один промежуток времени , для идентичного применения. И встреча их в небе, сравнит их не зависимо от веса и количества двигателей.
  2. +3
    25 января 2017 06:28
    В чём смысл таких сравнений? Ладно, довели бы у нас Як-141, сравнивали бы его с версией F-35 для Корпуса морской пехоты США, так нет... Печальная же правда в том, что мы можем навсегда отстать, как по конвертопланам, так и по СВВП, а с Як-141 могли бы быть "впереди планеты всей", сейчас только и остаётся, что "кита" со "слоном" сравнивать.
    1. KCA
      +2
      25 января 2017 10:23
      Конвертопланы которые "Ошпрей"? Которые падают сами, без вмешательства противника?
      1. +1
        25 января 2017 13:57
        Так всё когда-то подало, и самолёты, и вертолёты... Не сомневайтесь, доведут до ума, над первыми аэропланами так же некоторые насмехались. Вообще, те же СВВП могли делать до недавнего времени лишь две страны, в СССР и Англии. Штаты выпускали вертикалку для Корпуса морской пехоты по британской лицензии. Конвертопланы и в Союзе разрабатывались, сейчас всё могло бы уже состоять на вооружении и развиваться дальше. На рисунке наш аппарат.
        1. +4
          25 января 2017 16:49
          Цитата: Per se.
          Не сомневайтесь, доведут до ума, над первыми аэропланами так же некоторые насмехались.

          Да сколько ж можно доводить до ума-то? Про "Оспри" ещё в советском ЗВО писали, что он вот-вот поступит на вооружение, заменив, в частности, КМП-шные "Си Найты".
          Прошло почти 30 лет. А машина ещё доводится. Хуже того, по стоимости лётного часа в боевых операциях "Оспри" занимает вторую строчку, уступая только В-2 "Спирит". Даже "мечта технонекрофила" В-52 и старички В-1В дешевле обходятся. Даже навороченный малозаметный истребитель бюджета "Раптор" дешевле летает.
          1. +2
            25 января 2017 17:19
            Алексей, лично мне ...ть на америкосов, пусть у них всё падает, но мне не всё равно, что мы имели в наработках по Як-141 или по теме конвертопланов. По СВВП, по Як-141, был отрыв, то что сейчас мучают янки по Ф-35 было в значительной степени пройденным этапом. У них "неправильные пчёлы" и они делают "неправильный мёд", если серьёзно, то идея короткого старта или вертикального, - основная в живой природе, рано или поздно и техника эти схемы освоит, и сделает их основными. Но, время терять не надо, как говорится, дорогу осилит идущий.
  3. +1
    25 января 2017 06:43
    А кто цех в жовто-блакитный цвет раскрасил? Опять зрада?
    1. +3
      25 января 2017 08:08
      Зраднее не бывает. laughing
  4. +2
    25 января 2017 06:48
    пусть и невидимого для воздушных радаров

    Как мне помнится представителем МО РФ было заявлено, что "невидимость" американских самолетов не является проблемой для наших ПВО, мы их хорошо видим.
  5. +1
    25 января 2017 06:57
    Цитата: андрей юрьевич
    разные самолёты,чего их сравнивать?


    Сколько нп хвали кукушку, как соловей не запоёт!
  6. +3
    25 января 2017 07:52
    Цитата: Per se.
    Як-141, сравнивали бы его с версией F-35.
    Что там сравнивать? F-35 это внебрачный ребенок от ЯК-141 и YF-22. Конструкторская документация ими была куплена у КБ Яковлева, чем они успешно воспользовались. Вся разница - у F-35 лучше малозаметность, внутренний отсек вооружений с большей боевой нагрузкой и более совершенное БРЭО. Не продались бы американцам с потрохами и довели до ума, американцам бы пришлось скрещивать с Харриером.
    1. 0
      25 января 2017 08:12
      сразу видно, что вы даже примерно не знакомы с конструкцией Як41М(141)
    2. 0
      25 января 2017 22:06
      Тогда Су-35 создан на основе конструкторской документации на биплан братьев Райт.
      Покажите мне в F-35 подъемные двигатели, без которых Як вертикально сесть не способен. Поменяли тупые америкосы этот уникальный элемент компоновки на менее важные "малозаметность, внутренний отсек вооружений с большей боевой нагрузкой и более совершенное БРЭО".
      Да еще и сделали в одном планере 3 разных самолета.
  7. +2
    25 января 2017 07:53
    Сейчас в соцсетях народ, в данном случае американский, с подачи Трампа задался извечным вопросом: "За что мы платим этим парням?" ЦРУ и АНБ, которые прошляпили "русских хакеров", ИГИЛ и вообще все на свете. Сам Трамп, еще будучи кандидатом в Президенты США грозился поставить вопрос о замене F-35 на новые версии F/A-18 Super Hornet и провести консультации на эту тему с руководством Boeing. И мне кажется, что не так уж он и неправ в этом случае.
    1. 0
      25 января 2017 08:13
      Мне кажется он не досидит свой срок и ему предъявят импичмент.https://ru.sputniknewslv.com/world/20161112/31836
      36/lihtman-impichment-tramp.html
  8. +4
    25 января 2017 08:11
    35-я сушка, самолет действительно замечательный, но их очень мало в ВКС РФ, в этом все
  9. +1
    25 января 2017 08:11
    Как можно сравнивать горячее с соленым?
  10. +1
    25 января 2017 10:10
    зачем зачем вообще все эти диванные сравнения?
    потешить свое самолеюбие и поср-ца в коментах?
  11. 0
    25 января 2017 10:24
    Ну и как? Сравнили? Кто победил?
  12. -1
    25 января 2017 10:59
    Цитата: ССИ
    Но, наши "диванные", уже все определили: "матрасники" такие, растакие и т.д.

    "Матрасники" наши враги, как минимум потенциальные. Неудивительно, что наши костерят их такими и растакими.
    А ваши "диванные" что делают? Режут правду-матку о том, что у нас всё плохо в сравнении с США?
    1. +2
      25 января 2017 11:37
      Цитата: Mestny
      А ваши "диванные" что делают? Режут правду-матку о том, что у нас всё плохо в сравнении с США?

      Ужасно плохо! Более того, мои "диванные" вещают, что правда-матка недоговаривает и у нас даже по сравнению с незалежной, и, более того, даже по сравнению с Эстонией.... Просто мрак! Советую Вам найти врагов (даже потенциальных) где нибудь...ну, хоть в Африке...
  13. +1
    25 января 2017 11:07
    Цитата: Инжeнeр
    сразу видно, что вы даже примерно не знакомы с конструкцией Як41М(141)

    Дешевый прием для подростков. Расскажите это американцам, которые не стесняясь признаются, что при разработке F-35B им ОЧЕНЬ помогли наработки и помощь КБ Яковлева. И поясните смысл вашего поста. Вы за то, что F-35В это не Як-141 или пытаетесь оправдать фактически продажу гостайны?
  14. +4
    25 января 2017 12:22
    Конкретные минусы Су-35С в статье обозначены - большая ЭПР и пассивная АФАР РЛС. А про конкретные минусы F-35 "Реактивная свинья" скромно умолчено.

    Восполняю этот недостаток:

    1. В дальнем воздушном бою Су-35С с дальностью применения ракет РВВ-СД по маневренной цели 55 км превосходит "Реактивную свинью" с дальностью применения ракет AIM-120D по сверхманевренной цели 45 км. Ракеты с большей дальности не вписываются в габариты внутреннего отсека вооружений "Реактивной свиньи".
    Кроме того, максимальное количество ракет РВВ-СД на внешней подвеске Су-35С достигает 20 единиц, а у "Реактивной свиньи" на внутренней подвеске - только 4. С учетом гарантированного поражения цели двумя ракетами один Су-35С может на равных вести дальний воздушный бой с десятью "Реактивными свиньями".
    А поскольку ракеты "воздух-воздух" на дальней и средней дистанции наводятся на цель исключительно с помощью радиокоманд меньшая ЭПР "Реактивной свиньи" не имеет никакого значения в бою с Су-35С, оснащенным бортовыми средствами радиотехнической разведки.

    2. В ближнем воздушном бою маневренный ударник F-35 вообще не имеет никаких шансов против сверхманевренного истребителя Су-35С, оснащенного двигателями с УВТ.

    Поэтому Трамп и объявил о закрытии распиловочной лавочки Локмарта.
    1. 0
      25 января 2017 22:49
      Как он обнаружит Ф-35, с какого расстояния, и кто будет обнаружен раньше?
      1. 0
        26 января 2017 00:30
        Дальность эффективного применения РВВ-СД по маневренной цели в передней полусфере (55 км) сопоставима с дальностью обнаружения F-35 c помощью РЛС (в сложных метеоусловиях) или ОЛС Су-35С (в простых метеоусловиях).
        1. 0
          26 января 2017 00:50
          Еще один вариант дальнего воздушного боя Су-35С и F-35 в случае установки в хвосте Су-35С радара обзора задней полусферы:

          - сближение Су-35С с F-35 на расстояние эффективного применения AIM-120D по сверхманевренной цели в передней полусфере (45);
          - пеленгация работы радара F-35 в режиме радиокомандного наведения AIM-120D;
          - ответный пуск РВВ-СД, разворот на обратный курс и радиокомандное сопровождение РВВ-СД с помощью хвостового радара;
          - в случае поворота F-35 на обратный курс с отказом от продолжения атаки вторичный разворот Су-35С на догонный курс и радиокомандное сопровождение РВВ-СД с помощью носового радара.
  15. 0
    25 января 2017 16:00
    F-35 самолет вертикального взлета и посадки, у нас такие возможности имеют вертолеты и .......воздушные шары, и фсе..... request
    1. +1
      25 января 2017 16:39
      Цитата: Вольный ветер
      F-35 самолет вертикального взлета и посадки

      Только вариант "В" для КМП...
      1. 0
        25 января 2017 16:50
        Цитата: ССИ
        Только вариант "В" для КМП...

        И британских авианосцев.
  16. 0
    25 января 2017 21:41
    "Именно знания и опыт российских инженеров повлияли на будущее строение Ф-35. "

    "Проект «Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния II» собирал отрицательные отзывы критиков с самого своего создания."

    Мне одному кажется, что эти 2 события взаимосвязаны? fellow
  17. 0
    25 января 2017 21:49
    Цитата: Оператор
    Поэтому Трамп и объявил о закрытии распиловочной лавочки Локмарта.

    Они могут всю начинку F-35 засунуть в корпус F-15/16/18, и тогда тот же F-15 превратится в совершенно другую машину.
    Не закопают же в землю они наработки по F-35. Само по себе это чудо - сырое, но его наработки (авионика, БРЭО) могут преобразить традиционный истребитель 4 поколения, который уже давным-давно научился летать.
  18. 0
    25 января 2017 22:12
    Русский круче.
  19. 0
    25 января 2017 22:47
    В БВБ Су-35 выиграет в любом случае, но что будет при дальнем воздушном бою, под который и затачивался "Лайтинг"? Су-35 с его 12 квадратами ЭПР в любом случае будет обнаружен раньше, чем Фу-35 с его 0,1 кв.м. ЭПР.
    1. 0
      26 января 2017 01:22
      Вот тут
      Цитата: Феникс_Львов
      Су-35 с его 12 квадратами ЭПР в любом случае будет обнаружен раньше, чем Фу-35 с его 0,1 кв.м. ЭПР.
      вопрос еще тот...
      1. Если бои будут в нашем воздушном пространстве при поддержке ПВО
      2. В их воздушном пространстве, без поддержки или с поддержкой летающих радаров
      3. И так сказать в нейтральном пространстве, так сказать один на один....
      В нашем пространстве истребители скорее всего будут наводится наземными системами слежения, а в этом случае у пилотов ф-35 будет ложное чувство незаметности, радары метрового диапазоно прекрасно их видят, да и дециметрового высокой мощности - тоже....
      На их территории, все будет много сложнее, но есть такая система как оптические станции на наших истребителях и они обнаруживают самолеты на дальности до 100 км, (на последних самолетах вроде даже 2 станции ставят, для нижней и верхней полусферы) Так что не все плохо еще есть варианты как пеленгация по наравленнию облучения (датчики по всему фюзеляжу), применение АВАКСОВ и теплопеленгаторов (хотя тут наши светяться сильнее).
      Наиболее сложный вариант и наименее вероятный, этот как раз нейтральная территория и бой один на один
      1. +1
        26 января 2017 01:36
        Су-35С клал с прибором на хваленый АВАКС - все равно дальше, чем 45 км у F-35 не получиться применить по Су-35С наиболее дальнобойную ракету НАТО AIM-120D, поскольку в случае работы в воздухе АВАКСа Су-35С врубит на полную мощность свой радар и обнаружит F-35 за пределами эффективной стрельбы AIM-120D, но в пределах эффективной стрельбы РВВ-СД (55 км).
        1. 0
          26 января 2017 06:27
          Так и я о том же, что помимо радара есть еще средства обнаружения и как говорится не радаром единым....
          АВАКС - это просто большой маяк выдающий своим излучением свое место положение, будем надеяться что у КРЭТа работы по РОФАРу идут без проволочек и задержек, вот это действительно будет прорыв в радиолокации и надеюсь не сразу найдут способ обнаружения облучения РОФАРом.
      2. 0
        26 января 2017 13:02
        По поводу ЭПР. Методики то одинаковы (у нас и у них). Самолет на вышку и вращают, антенна РЛС неподвижна. А вот на какой частоте работает та РЛС ?
        Для примера, как зависит ЭПР от длины волны для квадрата 1м.
  20. +1
    26 января 2017 08:30
    почему не с МиГ-21? Сравнивать логично с МиГ-35, Тайфун, Рафаль...поздними версиями Ф-16 и Ф-18, J-10....у Су-35 ориентир- Ф-22 и Т-50. к ними он и должен тянуться.