Перспективный китайский тактический истребитель J-10C: гибрид «Раптора» с FS-2020

24

Сверху вниз: 2-й и 1-й варианты перспективного истребителя J-10C; слева направо: проект перспективного истребителя 5-го поколения FS-2020 от компании «SAAB» и F-22A «Raptor»


Несмотря на существование двух активно развивающихся проектов многоцелевых истребителей 5-го поколения для Военно-воздушных сил Китая (J-20 «Чёрный Орёл» и J-31 «Кречет» от компаний «Chengdu» и «Shenyang»), оборонка Поднебесной намеревается устроить настоящий прорыв в области ультрарадикальной модернизации существующих машин поколения «4+/++», что, по мнению конструкторских бюро данных аэрокосмических гигантов, способно гораздо быстрее поставить Пекин на одну ступеньку с Москвой и Вашингтоном в области проектирования современной малозаметной авиации. И в этом есть реальные плюсы. Ведь недаром в «Боинге» на протяжении нескольких лет велись работы по программам «Silent Eagle» и «Advanced Super Hornet». Одной из таких машин считается тактический «стелс»-истребитель JH-7B, разрабатываемый на базе малосерийного истребителя-бомбардировщика JH-7A, который успел поступить лишь на вооружение 28-й авиадивизии ВВС Китая. Малозаметный вариант JH-7A («Flying Leopard-II») получил в 2,5 раза большие воздухозаборники с угловатыми кромками для эффективного «рассеяния» радиолокационного излучения РЛС противника, а также выраженные конструктивные рёбра на боковых поверхностях носовой части фюзеляжа, выполняющие аналогичную роль уменьшения радиолокационной сигнатуры. Более того, его конструктивные элементы примерно на 60-70% представлены композиционными и легкосплавными материалами, покрытыми композиционными материалами.



Радиолокационная сигнатура планеров перспективных тактических истребителей JH-7B примерно в 8-9 раз меньше, чем у их первоначальных вариантов (8 против 0,8 м2 соответственно), а поэтому сантиметровыми РЛС они будут обнаруживаться на в 2—2,5 раза меньшем расстоянии. Это даёт возможность весьма эффективно выполнять ударные операции в XXI веке. Но JH-7B не является единственным концептом 5-го поколения для ВВС Китая, разработанным на основе машин поколения «4+». Стоит немного рассказать и о продолжении концептуальных «наворотов» существующих лёгких многоцелевых истребителей J-10A и J-10B. Как известно, данные машины регулярно модернизируются, и на повестке дня стоит получение бортовых многофункциональных РЛС с АФАР, которые позволят им применять УРВВ сверхбольшой дальности PL-21D без сторонних средств целеуказания, что является огромным преимуществом в моменты, когда на ТВД противник имеет подавляющее численное превосходство, и использование самолётов ДРЛОиУ невозможно. Но есть ещё и ЭПР, которая и у J-10A, и J-10B составляет от 2,5 до 1 м2. С машинами 5-го поколения тут не потягаешься, и это факт. По этой причине специалисты «Чэнду» не остановились на достигнутом и пошли дальше.

Январь 2013-го года отметился очень интересной публикацией, размещённой на ресурсе baomoi.com. Там было представлено концептуальное продолжение истребителей J-10A и J-10B, выполненное в 4-х технических эскизах. Перед нами предстала машина с агрессивной «акульей» внешностью и обводами планера, соответствующими истребителям поколения «4++». Сам планер имеет схему «утка» с подвижным передним горизонтальным оперением (ПГО). Крыло треугольное, а плоский овальный воздухозаборник «посажен» вплотную к нижней части фюзеляжа, что указывает на присутствие пункта в тактико-техническом задании о снижении радиолокационной заметности машины (у J-10A воздухозаборник слегка выдаётся за пределы образующей фюзеляжа). Версия J-10C имеет односекционное вертикальное оперение, 1 ТРДДФ и 2 нижних киля, аналогично F-16C. Конструкция планера истребителя имеет приличную долю сходства, не считая разных воздухозаборников и силовой установки, с конструкцией французского «Рафаля» и вполне заслуживает причисления к поколению «4++». Но и она не стала последним вариантом J-10C.

Спустя 4 года, в январе 2017-го, в новостном разделе ресурса «Военный Паритет» со ссылкой на различные китайские источники появились эскизы 2-го варианта J-10C с более передовым силуэтом, относящимся уже к полноценному 5-му поколению. Как отметили авторы ресурса, машина должна стать прямым конкурентом экспортной модификации истребителя J-31 — FC-31 в борьбе за иностранных покупателей. И это реально так. Перед нами полноценный вариант скрещивания американского малозаметного истребителя F-22A «Raptor» со шведским проектом истребителя 5-го поколения FS-2020. Истребитель имеет почти 2-кратное соотношение между размаха крыла с длиной фюзеляжа, что не является показателем высокой угловой скорости разворота, а соответственно и маневренных качеств. В качестве компенсации применяются подвижное переднее горизонтальное оперение и отклоняемый в вертикальной плоскости вектор тяги.

Площадь сечения миделя планера не будет превышать показателей японского ATD-X «Синсин», а поэтому можно смело говорить об ЭПР в 0,1 м2. Помимо малой радиолокационной заметности, данный вариант J-10C получить силовую установку с плоским соплом: это уменьшит заметность истребителя в инфракрасном диапазоне в несколько раз. Именно на этом сегодня делается основной акцент в новых проектах истребителей 5-го поколения. Характерную малозаметную (4-гранную) форму также имеют рули высоты (цельноповоротное хвостовое оперение). Отдельный интерес вызывает форма плоского сопла, представленная «обратным V», что указывает на стремление разработчика совместить углы внутренних кромок сопла с внутренними кромками рулей высоты, что также даёт свои плюсы в соблюдении «стелс»-концепции XXI века. Эскизный 2-й вариант J-10C является одноместным ЛФИ 5-го поколения, но исходя из требований заказчика машину могут оснастить удлинённой кабиной для места оператора систем. Представленный эскиз не даёт нам полной информации о форме и расположении воздухозаборников, а также обо всех несущих качествах планера, что делает тему ещё более интересной для дальнейшего рассмотрения по ходу поступления новых данных.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=12758
http://paralay.com/f22.html
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    26 января 2017 08:13
    Интересное решение! С двигателем АЛ-31. Имея готовый Т-50 (основные агрегаты, БРЭО, двигатель 2го этапа) Мы вполне могли бы создать схожий по идее аппарат...С большей долей композитов, чем у Т-50 (за счет чего иметь не сильно худшую тяговооруженность)ОН должен быть в более легком весе, чем Ф-35 и не так зациклен на ударных функциях, но с серьезным возможностями.
    1. +3
      26 января 2017 18:21
      По ходу МиГ таки запилит ЛФИ, в bmpd скриншот с телепередачи показали. Да еще и схема гуляет по сети, гибрид 1.44 и раптора. Такшта пущай кетайце перепиливают 21ые, у нас своя дорога.
    2. 0
      3 апреля 2017 13:47
      мы не можем. Причина этого - сильное отставание в электронике и потому перетяжеление самолета. На тяжелом истребителе не так важны вес и компактность оборудования, поэтому для нас сейчас единственный путь - сначала делать тяжелый истребитель, а потом, если обкатанные технологии позволяют, то легкий. Именно так сейчас делает миг, на основе спектра решений при разработке су-30 и т50.
      Китаю в этом плане проще - у них с электроникой все в порядке, у них проблемы в уровне специалистов - достижение требуемых ттх оборудования.
  2. +8
    26 января 2017 08:39
    Надо подождать и смотреть позже. По одной мутной векторной картинке делать выводы рано. Зная способность китайцев чрезмерно секретить реальные ТТХ, гадать можно и после их официальных анонсов по выставленным прототипам.
  3. 0
    26 января 2017 13:54
    Всегда интересовало что означают плюсики в поколениях и чем 4+ отличается от 4++.
    Никто не подскажет?
    1. +3
      26 января 2017 20:09
      Какая то функция из 5го поколения...радар с АФАР один плюсик, ОВТ- второй...
      1. 0
        26 января 2017 20:49
        то есть у России нету даже 4+ ?
        1. +3
          26 января 2017 20:53
          Ну на Су-35 есть ОВТ и крейсерский сверх звук-(+) и ПФАР (+) и развитое БРЭО с обменом данными в реально режиме..... посчитайте. У МиГ- только БРЭО...
          1. 0
            26 января 2017 20:58
            крейсерский сверхзвук только без подвесок и отсутсвие АФАР. Не подходит.
            А у какого Мига есть АФАР если не секрет? Насколько я знаю даже на Миг-35 его пока ставить не будут.
            1. +1
              26 января 2017 21:01
              Вот пока не будет-он 4го поколения без (+). Не ставят, видимо не доработали....Изначально в проекте предусматривали... но помимо этого-новое БРЭО, системы диагностики, передачи данных, новые ОЛС. Это постепенная работа , без помощи заграничных компаний.
              1. +2
                26 января 2017 21:16
                вот я и пытаюсь понять почему тогда Миг-35 тоже называют поколением 4++, если он не тянет даже на один единственный +. Но при этом например последние обновления F-15 с АФАР и новейшим БРЭО никто не называет с плюсами.
                Видимо плюсы обозначают нечто другое?
                1. +1
                  26 января 2017 21:21
                  Реклама двигатель торговли и часть оборудования дорабатывается. Хотели 4++. вот его и рекламируют и потихоньку доделывают.
                  1. 0
                    26 января 2017 21:22
                    Получается плюсы это выдумка российских маркетологов. Теперь все понятно. Спасибо.
                    1. +2
                      26 января 2017 21:26
                      не только российских. Это и Тайфун и Рафаль и модернизированные Ф-15 и Ф-16
                      1. +1
                        26 января 2017 22:33
                        Я тут еще погуглил и нигде кроме российских СМИ не нашел такого термина как 4+ и 4++. Есть только 4е поколение и 5е поколение. Так что вывод напрашивается что это именно российская выдумка для внутреннего потребления.
                        Цитата: Zaurbek
                        не только российских. Это и Тайфун и Рафаль и модернизированные Ф-15 и Ф-16

                        Тайфун кстати пока не подходит, АФАР ставить будут, но еще в процессе. А так практически все уже модернизируются до такого уровня. F-18, Гриппен, всевозможные китайские вариации. Просто об этом никто не кричит на каждом углу.
            2. 0
              3 апреля 2017 14:04
              вы бы определились сначала!
              нафига крейсерский сверхзвук легкому истребителю?
              чтобы это использовать, нужны подвесные баки, а это крест на незаметности и аэродинамике. Как вот это сделать стелсом, да еще и с крейсерским сверхзвуком (нужен огромный запас мощности двигателя)
        2. 0
          3 апреля 2017 13:49
          если слушать заклятых друзей, то т50 и су30- это самолеты поколения 4--
  4. +1
    26 января 2017 19:04
    На вид достаточно продуманная конструкция. Если еще и цена будет демпинговой, все шансы занять хороший кусок рынка. Если реализуют, конечно.
    1. 0
      3 апреля 2017 13:53
      На вид достаточно продуманная конструкция

      вы бы сначала изучили минусы такой компоновки на примере миг-21 и подобных ему, а так же влияние переднего оперения на незаметность, прежде чем так говорить. Я лично довольно скептически смотрю на эту конструкцию. Обычно такую схему выбирают, чтобы компенсировать "уткой" недостаточность двигателя для заданных ТТХ.
  5. +1
    27 января 2017 15:31
    19.09.2008
    Сообщений: 51,861





    Дмитрий Рогозин: КБ "МиГ" займется разработкой истребителей пятого поколения

    27 января 2017 г., AEX.RU – Конструкторское бюро "МиГ" займется разработкой истребителей пятого поколения, заявил в пятницу вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин на презентации МиГ-35. Об этом пишет РИА Новости.

    "Истребитель пятого поколения ПАК ФА сейчас находится на государственных испытаниях (разработчик – корпорация "Сухой"). Корпорация "МиГ" также будет делать истребитель пятого поколения (легкий)", — сказал Рогозин.

    В настоящий момент на вооружении ВС РФ имеются только истребители поколения 4++. Истребители пятого поколения сейчас пока есть только у армии единственной страны — США (самолеты F-22 и F-35).
  6. +1
    27 января 2017 20:55
    Истребитель имеет почти 2-кратное соотношение между размаха крыла с длиной фюзеляжа, что не является показателем высокой угловой скорости разворота, а соответственно и маневренных качеств

    Да ну?! А вот, например, МиГ-21 с похожими показателями на маневренность не жаловался.
    1. 0
      3 апреля 2017 13:55
      да ладно, не жаловался! Это он в сравнении с фантомом F4 или F105 был маневренным
      а F16 его съест и не подавится.
    2. 0
      3 апреля 2017 14:44
      МиГ проигрывал таким самолетам как Ф-5. Китайцы этот момент исправили введением корневых наплывов крыла повысив угол атаки .. а СССР это сделал на МиГ-23 и 29
  7. 0
    3 апреля 2017 14:47
    EternalStranger,
    Как раз кричат на каждом углу. и про Ф-16 и про Ф-15 и про Тайфун и про Гриппен. и мультфильмы снимают. как они Сухих с сухим счетов выносят...