Передовые АФАР-радары для строевых и перспективных «МиГов»: невиданный ранее потенциал обновления ВКС (часть 2)

62
Благодаря широкому диапазону рабочих частот бортовой РЛС «Жук-АМЭ», а также продвинутому преобразователю сигнала имеется возможность реализации бистатического режима обнаружения и сопровождения поверхностных и наземных целей. Режим этот заключается в том, что один из двух или более истребителей МиГ-29С, оснащённых данным радаром, включает и начинает процесс сканирования пространства, а другая аналогичная машина звена активирует пассивный режим работы станции «Жук-АМЭ» и принимает отражённый от цели сигнал, т.е. передающий и приёмный посты могут быть разнесены в пространстве на определённое расстояние. При этом в навигационной системе каждого истребителя благодаря наличию устройств с радиоканалами для обмена тактической информацией чётко отслеживаются координаты дружественных машин. Сопоставляя данные о мощности излучаемого и отражённого сигнала с расстояниями до цели излучающего и принимающего отражённый сигнал истребителей, БЦВМ каждого борта может определить дальность до цели, скорость её передвижения и т.д. Бистатический режим может быть совмещён с режимом синтезированной апертуры и селекции движущихся морских/наземных целей (СДНЦ, англ. GMTI), благодаря чему истребители с выключенными бортовыми радарами могут классифицировать тип надводной/наземной или воздушной боевой единицы лишь за счёт активной работы одного радара в целом звене.

Более того, бистатический режим предусматривает возможность определять направление на наземного/воздушного противника в пассивном режиме по отражённым радиосигналам от совершенно сторонних источников излучения, включая даже вражеские РЛС наземного и воздушного базирования. Недостатком этого метода будет невозможность вычисления дальности и скорости до объекта, так как из известных параметров будут лишь угломестные и азимутальные координаты радиоконтрастного объекта, в то время как требуются координаты излучающего поста. Новый «Жук-АМЭ» также обладает способностями постановки радиоэлектронных помех, которые будут излучаться определёнными группами ППМ, что поставит её на один уровень с передовым бортовым радаром AN/APG-81 малозаметного истребителя 5-го поколения F-35A.



Лёгкие фронтовые многоцелевые истребители МиГ-29С/СМТ, оснащённые новаторскими радиолокаторами «Жук-АМЭ», дадут фору всем версиям обновлённых F-16V, «Тайфунов», «Супер Хорнетов» и «Рафалей», поскольку техническое и энергетические совершенство РЛС последних находится далеко позади; в ту же очередь, радиолокационная сигнатура усовершенствованных истребителей семейства МиГ-29 может быть снижена до 0,8-1 м2 за счёт нанесения современных радиопоглощающих покрытий. В схватке с наиболее амбициозными истребителями 5-го поколения F-35A/B/C модернизированные МиГ-29СМТ будут чувствовать себя гораздо уверенней, нежели варианты оснащённые «щелевыми» БРЛС «Топаз» и «Жук-МЭ». Лёгкая фронтовая авиация ВКС России сможет реально «показать зубы» в дальнем воздушном бою и операциях класса «воздух-поверхность», что на данный момент практически нереализуемо.

Конечно же, для оценки любого многоцелевого истребителя в дальнем воздушном бою необходимо обладать информацией о применяемых им ракетах класса «воздух-воздух». Исключением не являются и модернизированные МиГ-29С/СМТ. Помимо стандартных ракет с активной радиолокационного ГСН Р-77, самолёты могут получить их более дальнобойные модификации РВВ-СД («Изделие 170-1») с более длительным маршевым режимом работы ТРД, либо версии с прямоточным воздушно-реактивным двигателем «Изделие 180-ПД». Радиус действия «Изделия 170-1», по официальной информации, достигает примерно 115 км в переднюю полусферу, что сопоставимо с показателем предпоследней версии AMRAAM — AIM-120C-7; фактически же эта цифра может переваливать за 120-130 км при баллистической траектории полёта на высотах около 30 км (потеря скорости на этой высоте примерно 5,5 раз меньше, нежели в нижних слоях тропосферы). Дальность действия «Изделия 180-ПД» может составлять 150 и более километров. Семейство ракет РВВ-СД обладает предельными перегрузками до 45 ед., что позволяет перехватывать цели, маневрирующие с перегрузкой 15-17G (тоже отличный показатель для современного вооружения «воздух-воздух»).

Не менее важным критерием для оценки боевых возможностей модернизированных истребителей МиГ-29С в режиме «воздух-воздух» является техническое совершенство их оптико-электронных прицельно-навигационных комплексов (ОЭПрНК). Американские и западноевропейские военно-аналитические ресурсы и форумы с завидной регулярностью поднимают вопрос о дальности обнаружения перспективных малозаметных истребителей F-22A и F-35A подобными изделиями, и в итоге приходят к очень неутешительным результатам. Так, 4 февраля 2017 года, военно-аналитическое новостное издание «Военный Паритет» со ссылкой на западные источники, сообщило, что дальность обнаружения малозаметного истребителя F-35A китайскими оптико-электронными комплексами-аналогами AN/AAQ-37 DAS, установленными на J-20 «Чёрной орёл», может достигать 70 км. Такие цифры являются очень неприятными для американцев, поскольку китайские «тактики» смогут обнаруживать «Лайтнинги» в ЗПС в пассивном режиме, без вскрытия своего местонахождения. Для наших МиГ-35 «Fulcrum-F» складывается аналогичная ситуация. Серийные машины планируется комплектовать носовыми модулями ОЭПрНК ОЛС-УЭМ. Несмотря на то, что их относят к новому поколению тепловизионных систем, дальность обнаружения истребителя противника в форсажном режиме составляет около 60 км в заднюю полусферу и около 25 км — в переднюю. Ещё более сложная ситуация складывается с ранним образцом станции — изделием ОЭПС-29, которым оснащёны фронтовые истребители МиГ-29А/С. Дальность обнаружения целей у неё — от 20 до 30 км, что не даст абсолютно никаких преимуществ в бою с усовершенствованным 4-м и 5м поколением.

К примеру, французские «Рафали», а также британские и немецкие «Тайфуны» оснащаются в 2-3 раза более чувствительными инфракрасными датчиками OSF и «Pirate-IRST» дальность обнаружения тактических истребителей на форсажном режиме полёта может достигать 150 км. Более того, ИК-матрицы этих датчиков не только отображают маркер обнаруженной теплоконтрастной цели на ИЛС и МФИ пилота, но и могут предоставить инфракрасное изображение сопровождаемого летательного аппарата с оптическим и цифровым увеличением, благодаря которому можно чётко идентифицировать его на расстоянии десятков километров. По поводу таких возможностей у ОЛС наших «МиГов» и «Сушек» информации пока не поступало. Следовательно, модернизация линейки МиГ-29А/С по оптико-локационной части, на первом этапе, должна заключаться в разработке и интеграции более чувствительных ОЭПрНК типа ОЛС-35/50М, которыми будут оснащаться тяжёлые машины типа Су-35С или Т-50 ПАК-ФА (дальность их действия по истребителям в ЗПС доведена до 90-120 км, в ППС — 55-60 км). Второй этап может предусматривать установку ещё более совершенного сенсора последнего поколения с возможностью визуализации сопровождаемого объекта на многофункциональных индикаторах лётчика или оператора систем.

НУЖНА ЛИ МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ БОРТОВАЯ РЛС ОБНОВЛЁННЫМ ДАЛЬНИМ ПЕРЕХВАТЧИКАМ МИГ-31БМ?

Примерно к началу XXI века технический, а соответственно и боевой потенциалы тяжёлых перехватчиков МиГ-31Б практически полностью перестали соответствовать уровню и разносторонности воздушных угроз со стороны ВВС основных стран-противников. Проблема заключалась в том, что бортовая РЛС с ПФАР РП-31 Н007 «Заслон» обладала недостаточным энергетическим потенциалом, из-за чего по дальности обнаружения воздушных целей она уступала не только таким радарам с АФАР, как AN/APG-79 (палубный многоцелевой истребитель F/A-18E/F/G), но и обыкновенным РЛС со щелевыми АР типа AN/APG-70 (ранняя версия F-15E «Strike Eagle»), а также ECR-90 «Captor-M» (EF-2000 «Typhoon»). Не блистала и пропускная способность РЛК «Заслон»: как и у «щелевых» радаров, количество сопровождаемых на проходе целей составляло всего 10 целей, захватываемых — 4 цели. Бортовой вычислитель «Аргон-К» не мог обеспечить лучшие показатели. Максимальная дальность захвата истребителя F-16C c ЭПР 3-4м2 (с подвеской) составляла порядка 140 км, в то время как «Фалькон» обнаруживает МиГ-31 на удалении 190-210 км. Более того, управляемые ракеты воздушного боя Р-33, оснащённые ПАРГСН, имели G-лимит по маневрирующей цели порядка 5-8 ед., низкую помехозащищённость и эффективный радиус действия в 120-140 км, что уже не соответствовало уровню дальнего перехватчика XXI века.



Именно по этой причине к концу 90-х гг. было принято решение о разработке методики по обновлению всего авиапарка МиГ-31Б за счёт установки ранее разработанного РЛК «Заслон-М» и более дальнобойных модификаций ракеты Р-33 — Р-33С/37. Опционально более продвинутый МиГ-31БМ ещё в 1994-м году продемонстрировал лётчикам и командованию ВВС, а также представителям Минобороны уникальные боевые качества, уничтожив высотную воздушную цель на расстоянии 300 км с помощью использования ракет Р-37. Окончательное решение об обновлении авиапарка было принято в 2011 году, и уже весной 2014-го усовершенствованные машины начали поступать на вооружение 790-го истребительного авиаполка, развёрнутого на АвБ Хотилово (Тверская область). Эти перехватчики несли на борту ещё более совершенную версию БРЛС — «Заслон-АМ»; от базового варианта «М» она отличается более современным и высокопроизводительным процессором «Багет-55». В семействе «Заслонов», разработанном специалистами Научно-исследовательского института приборостроения им. В.В. Тихомирова (НИИП) (дочернее предприятие «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»), вариант «АМ» имеет окончательную конфигурацию элементной базы: его модернизационный задел полностью исчерпан. Об этом заявил гендиректор НИИП Юрий Белых, что в полной мере соответствует действительности.

Энергетические возможности БРЛС «Заслон-АМ» увеличены примерно в 2 раза в сравнении с обычной 8Б «Заслон»: дальность обнаружения цели с ЭПР 1м2 достигла 200-230 км, малозаметного истребителя F-35A — около 140 км; количество сопровождаемых целей достигло 24 ед., а скорость перехватываемой цели — 6300 км/ч. Кроме этого, новая станция может управлять ракетами класса «воздух-воздух» семейства Р-77, включая «Изделие 180-ПД», за счёт чего МиГ-31БМ стал способен вести борьбу с высокоманевренными летательными аппаратами противника, к чему не был адаптирован обычный МиГ-31Б. Но это вовсе не означает, что исчерпан модернизационный потенциал МиГ-31БМ в целом.

Если, к примеру, рассматривать «Заслон-АМ» на фоне современных авиационных бортовых РЛС с АФАР, можно заметить множество недостатков. Пассивная ФАР представлена мощным центральным радиочастотным источником, который передаёт излучение на излучающим модуль из нескольких сотен ППМ; выход из строя этого источника приведёт к невозможности работы всей бортовой РЛС. Также РЛС с ПФАР «Заслон-АМ», из-за невозможности индивидуального частотного режима работы ППМ, не имеет возможности создавать направленные радиоэлектронные помехи. Все эти технологические минусы пассивной ФАР являются очень негативным явлением, особенно в системе управления вооружением современных перехватчиков дальнего радиуса действия, ведь эти машины предназначены для действий на дальних подступах к границам и стратегически важным промышленным зонам государства, где зачастую приходится полагаться лишь на техническое совершенство радиолокационного прицельного комплекса собственного перехватчика.

Перехватчики МиГ-31БМ уже в ближайшем будущем будут нуждаться в принципиально новой РЛС с АФАР, разработанной на базе радара под индексом Н036 «Белка» (планируется к установке на Т-50). Большой носовой обтекатель даёт возможность установки мощной бортовой РЛС с диаметром полотна 1,4 м и более чем 2000 приёмо-передающих модулей, изготовленных как на основе стандартных арсенид-галиевых проводников, так и на базе перспективных керамических обложек с серебряными или платиновыми проводниками. На высоте 19-22 км такой радар сможет обнаруживать цель типа «истребитель поколения 4+» на дальности до 400-420 км, сопровождать 60-100 целей и захватывать до 16 ВЦ. Также МиГ-31БМ получат возможности ведения направленной РЭБ, наблюдения за поверхностными целями в режиме SAR и ведения радиотехнической разведки. Важность начала такого этапа модернизации МиГ-31БМ имеет решающее значение в поддержании современного состояния наиболее оперативной компоненты Воздушно-космических сил России.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=13182
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=13183
http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig29s.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig29smt.html
http://www.migavia.ru/index.php/ru/produktsiya/novoe-unifitsirovannoe-semejstvo-istrebitelej/mig-29m-m2
http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig29m2.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig31bm.html
http://www.leonardocompany.com/en/-/raven-1
http://www.leonardocompany.com/en/-/skyward-1
http://militaryrussia.ru/blog/topic-102.html
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    9 февраля 2017 05:54
    всё зашибись...только где АФАРы...?
    1. +5
      9 февраля 2017 10:45
      Цитата: андрей юрьевич
      всё зашибись...только где АФАРы...?

      Там же,где и ГТУ для наших кораблей и ВНЕУ для ПЛ.
      1. 0
        2 июня 2017 22:17
        ГТУ первого этапа уже ведь запилили
      2. +1
        9 августа 2017 12:33
        Цитата: НЕКСУС
        и ВНЕУ для ПЛ

        ...внЭу... hi
    2. +7
      9 февраля 2017 11:35
      Нужна воля руководства, соответственно финансирование. За бугор предлагается "Жук" любого класса, в наши ВКС пока только Щелевка (на первые 30-ать бортов), Только вот время на месте не стоит, на западе уже сейчас устанавливают то , что у нас пойдет в серию через несколько лет. Собственно автор в принципе об этом и говорит, что мы теряем время и что наши новые вундервафе уже уступают по оборудованию западным образцам, причем не только новым. Автор предлагает модернизацию существующих бортов, что на данный момент в виду отсутствия денег, по крайней мере поднимет боевые качества уже существующих истребителей легкого (среднего класса), а также МиГ-31, ресурс которого можно продлевать еще очень долго. Только вот первые 30-ать МиГ-35 через пару лет пойдут в части с щелевками, а значить по оборудованию будут уступать западным аналогам, причем далеко не новым. В этой компоненте, мы пока в заднице, включая наши новые тяжелые истребители, которые идут в войска с хорошими данными по ближнему бою, но по оборудованию уступают западным машинам, причем не только тяжелым, а у нас сыпятся заявления, что у нас машины лучшие, по летным данным да, но выигрывает тот, кто раньше заметил, если коротко, то в настоящий момент по АФАР, ОЛС, ИЛС (АФАР нет вообще на истребителях) мы в заднице и наверное не в маленькой. Нас долго кормили кашей из пиара, на деле ситуация не совсем в розовых тонах. В штатах взялись за модернизацию техники уже стоящей на вооружении (кораблей, самолетов и т. д.), причем по приоритету, эта задача у них поставлена выше закупок нового вооружения, думаю автор об этом и говорит. Думаю, что по крайней мере бортов 200-250 МиГ-29С модернизировать можно, пока они не сгнили на базах хранения, или их не расстреляли на воздушных конкурсах, что вообще выглядит кощунством. Здравствуйте, Андрей Юрьевич. Евгений спасибо за статью, правдивую и нелицеприятную. Надеемся на продолжение. Хоть кто то пишет о реальном положении дел у нас в боевой авиации, а то в основном шапки в воздух. Сергей Коротков как то говорил, что ресурс МиГ-31 продлевать не будут, думаю это будет очень опрометчивое решение, равноценной замены истребителю нет, БМ это полумера, только вот правят РСК люди из ОАО "Сухой", а дадут ли они хот масштабной модернизации истребителей МиГ, вот это вопрос, помочь может только отмашка руководства, а у них основной истребитель, это Су-30 и Су-35 (это похоже на мазохизм, как финансовый так и ...), МиГам легкого класса оставлена ниша в 170 бортов и это слезы, нужно как минимум уравновесить парки тяжелых и средних истребителей. Дело Евгений здесь в лобби и у МиГа здесь только появился свет в конце туннеля, что само по себе уже не плохо. Ваши бы слова да руководству в уши.
      1. +2
        9 февраля 2017 13:10
        Да-да, "Сухой" виноват. Виноват, что у него самолеты лучше и давно имеют нормальные РЛС, которые МиГ и их пособники не могут сделать уже лет 10 как.
        1. +11
          9 февраля 2017 13:29
          РЛСА делают не МиГ и не "Сухой", читайте статью повнимательней, если вы внимательней загляните в "Сухие", то увидите откуда растут "Уши" БРЛС "Сухого". Все наработки по ФАР, АФАР, велись бюро КБ МиГ, еще в семидесятые годы. Во вторых и "Сухой" и МиГ выпускают самолеты в той комплектации, какую заказывает государство и не как иначе, это вам не "Жигули", это военная сфера, которая не действует по собственному хотению. Даже заказы за бугор вы не выполните без подписи руководства, оно и решает, кому и сколько строить. Побью вас вашим же коментом. С 2007 года и доныне РСК МиГ находится под управлением людей из ОАО " Сухой". Это как раз ваши последние десять лет. Так что продолжайте строчить. Ну и как я понял по вашим коментам, вы любитель потролить, так что удачи.
          1. +1
            9 февраля 2017 14:03
            МиГ-35 со щелевкой уже послали на 3 буквы один раз. Самолетостроители по факту лишь интегрируют стороннее изделие, изделие это еще в индийском тендере было, в итоге пролетели, как фанера над Парижем. Зато радары для Су-30 и Су-35 хоть там и ПФАР почему-то давно сделаны и работают, если тут и говорить о влиянии КБ "Сухого", так только в том плане, что они получается умеют работать с подрядчиками.

            МиГу же сейчас с МиГ-35 по факту и так сильно лизнули задницу. А перед этим лизнули с МиГ-29СМТ лишь бы завод работал, и люди зарплату получали.
        2. +5
          9 февраля 2017 15:44
          Цитата: EvilLion
          и давно имеют нормальные РЛС, которые МиГ и их пособники не могут сделать уже лет 10 как.

          Никто не умоляет заслуг и работы КБ Сухого...но ответьте мне на один вопрос-КБ Сухого создали МИГ-31 с РЛС Заслон? А по поводу "пособников" КБ МИГ это конечно сильно вы тут испортили воздух мозгом. fool
          1. +1
            9 февраля 2017 16:03
            КБ "Сухого" не ставили задачу создания МиГ-31. Ее поставили еще советскому КБ "МиГ", создавшему МиГ-25 и их подрядчикам в лице НИИ "Приборостроения". И те эту задачу выполнили, в отличие от. И было это во времена, когда мои родители еще не встретились.
            1. +6
              9 февраля 2017 18:01
              Цитата: EvilLion
              И те эту задачу выполнили, в отличие от. И было это во времена, когда мои родители еще не встретились.

              Так вот эти "пособники" ,о которых вы тут так красочно высказались,все еще продолжают работать для того,чтобы чьи то родители тоже встретились. У КБ Сухого своя работа,у КБ МиГ своя,и у КБ Яковлева как и у всех остальных КБ работы выше крыши,уважаемый.
              1. 0
                9 февраля 2017 19:19
                Цитата: НЕКСУС
                Там же,где и ГТУ для наших кораблей и ВНЕУ для ПЛ.

                Приветствую, уважаемый! hi
                Типа, в собственности у чубайсов и иже? laughing
                1. +2
                  9 февраля 2017 19:49
                  Цитата: iConst
                  Приветствую, уважаемый!
                  Типа, в собственности у чубайсов и иже?

                  Приветствую,уважаемый! hi
                  Я так мыслью это можно смело называть всеНАНОполимерысперли. АФАРа нет,ГТУ пока тоже нет,ВНЭУ будет в светлом будущем...
    3. +1
      9 февраля 2017 17:38
      Там же где мы все кроме "эффективных менеджеров".
  2. +1
    9 февраля 2017 06:04
    К примеру, французские «Рафали», а также британские и немецкие «Тайфуны» оснащаются в 2-3 раза более чувствительными инфракрасными датчиками OSF и «Pirate-IRST» дальность обнаружения тактических истребителей на форсажном режиме полёта может достигать 150 км.


    Вот тут как раз нужна работа наших фондов по созданию высокочувствительных датчиков и не только в инфракрасном спектре.
  3. 0
    9 февраля 2017 08:05
    Евгений, статья хорошая, спасибо,но,я не могу и хочу понять одно-почему Миг35 , как и Миг 29 вдруг начали называть легкими самолетами? Это же средние истребители, но,уж никак не легкие.
    1. +3
      9 февраля 2017 08:56
      Цитата: Изгоняющий либероидов
      я не могу и хочу понять одно-почему Миг35 , как и Миг 29 вдруг начали называть легкими самолетами? Это же средние истребители, но,уж никак не легкие.

      ====
      Все познается "в сравнении"! По сравнению с "Сушками" (30-ми и 35-ми) - довольно таки легкий!!
    2. +3
      9 февраля 2017 09:35
      Цитата: Изгоняющий либероидов
      почему Миг35 , как и Миг 29 вдруг начали называть легкими самолетами?

      Масса пустого 10 000 кг 11 000 кг 9 979 кг 14 552 кг 7 100 кг 11 000 кг
      Француз Еврофайтер Ф-16 Шершень Швед Миг-29

      Автору спасибо за проделанную работу было интересно, познавательно.
    3. +1
      9 февраля 2017 13:06
      Потому что ты ТТХ не смотрел, вот и не понимаешь.
  4. +3
    9 февраля 2017 08:54
    "Также РЛС с ПФАР «Заслон-АМ», из-за невозможности индивидуального частотного режима работы ППМ, не имеет возможности создавать направленные радиоэлектронные помехи"
    ====
    Вообще то "Заслон" создавался специально для ПЕРЕХВАТЧИКОВ МиГ-31, для которых задача создания помех противнику как-то НЕАКТУАЛЬНА!

    Во вторых -есть и у пассивной ФАРы некоторые достоинства: именно за счет одного излучателя (их кстати может быть и несколько (2 или 3 например), такая конструкция оказывается ГОРАЗДО проще и ДЕШЕВЛЕ.
    Во-третьих, сравнивать "Заслон" (ПЕРВУЮ РЛС с ФАР, установленную на серийном самолете) с современными ПФАР и тем более АФАР - просто некорректно! Разные "возрастные" категории!
  5. +6
    9 февраля 2017 10:04
    Остается дождаться, когда этими новейшими АФАРами будут
    оснащены российские истребители.
    1. +4
      9 февраля 2017 12:50
      Цитата: voyaka uh
      Остается дождаться, когда этими новейшими АФАРами будут
      оснащены российские истребители.

      Уже на пороге радиофотоника, может и не успеют с традиционными АФАРами.
    2. +4
      9 февраля 2017 15:49
      Цитата: voyaka uh
      Остается дождаться, когда этими новейшими АФАРами будут
      оснащены российские истребители.

      Актуальнее вопрос ,-когда на наших истребителях появятся РОФАР.
      1. +1
        9 февраля 2017 17:57
        Тут хоть какой то серийный АФАР никак не доделают...
  6. +1
    9 февраля 2017 12:14
    как всегда в типично русском стиле "долго запрягаем..."
    1. 0
      10 февраля 2017 11:18
      Цитата: Волька
      как всегда в типично русском стиле "долго запрягаем..."

      ====
      Зато ездим - БЫСТРО!
  7. +2
    9 февраля 2017 13:12
    Оптический локатор - вещь хорошая, но не главная, поскольку в облаках ничего не видит по определению. И максимальная дальность обнаружения, которую любят приводить в рекламных статьях, не более чем случай разглядывания сопел реактивных двигателей на форсаже.

    В реальных условиях воздушного боя на низких высотах (чтобы радары ЗРК раньше времени не обнаружили) эффективная дальность обнаружения истребителя, летящего на крейсерской скорости, с помощью ОЛС составит 20-30 км. А это дистанция ближнего боя, что неприемлемо для ВВС стран, вложивших огромные средства в разработку ракет средней и большой дальности. Кроме того, для всех стран (за исключением США, России и Китая) ближний воздушный бой сам по себе неприемлем из-за отсутствия на вооружении сверхманевренных истребителей с УВТ.

    Поэтому современный бортовой радар с АФАР, обнаруживающий стелс-самолеты на дистанции эффективного применения ракет средней и большой дальности остается вне конкуренции для завоевания господства в воздухе.

    ОЛС в большей степени нужна для других целей - идентификации наземных целей и наведения ракет малой дальности с пассивной ГСН. В этом плане лидирует F-35, обладающий ОЛС с большим оптическим увеличением и всеракурсным обзором. Явным образом подобная станция напрашивается к установке на многофункциональный Су-35С.
    1. +2
      9 февраля 2017 13:58
      ОВТ испытывался на западе, на тех же "Тайфунах" и не получил путевку в жизнь, так как в групповых воздушных боях (а это большая часть этих самых боев) не дают никакого преимущества, но влияют на скорость, что неприемлемо и гибельно для истребителя на виражах, основного элемента этого самого воздушного боя. Там требуются хорошие разгонные характеристики, способность держать хорошие скорости на виражах при сильных перегрузках, хорошие поперечные скорости, хорошая скороподъемность, для всего этого ОВТ далеко не обязательная штука. Другое дело, воздушные дуэли, но это явление крайне редкое в ВБ. Вот если бы проводились учебные бои с применением всех возможностей истребителей и наших и западных, на ближних, средних и дальних дистанциях, групповые (или как их еще на западе называют, сетевые), вот тогда можно было конкретно говорить, а так в основном догадки, но по бортовому оборудованию, по вооружению, мы отстаем, это факт. Те же Индусы как не бы скандалили с Французами , но вторую партию "Рафалей" заказали и без всяких ОВТ, несмотря на цену, потому-что по боевым возможностям превосходит наши тяжи. Кто богат, покупает "Тайфуны", "Рафали", Ф-35, Ф-15, кто победнее "Грипены", Ф-16. Да у нас еще фора есть, которая нам досталась в наследство от Союза, но если не предпринимать никаких шагов, то можем потерять все. МиГ-35, одна из подобных попыток, да и у нас в стране образовался целый провал в этой нише и ни одна из наших машин не смогла ее заполнить. Летные данные у наших машин хорошие, но БРЭО развивать надо, без этого никак.
      1. +6
        9 февраля 2017 14:26
        Во первых, не ОВТ, а УВТ.

        Во вторых, сверхманевренность нужна не только в ближнем воздушном бою, но и при уходе от ракет в боях на средней и большой дистанции, поскольку позволяет увеличить располагаемую перегрузку самолета до величины, большей, чем двухкратная у ракеты "воздух-воздух" на той же дистанции. Например, у AIM-120D располагаемая перегрузка на дистанции 45 км равна 20 g, а у Су-35С - 11 g.

        В третьих, в ближнем воздушном бою важна не поступательная скорость, а угловая скорость разворота, каковую и увеличивает УВТ.

        В Европе не "шмогли" сделать двигатель с УВТ, поэтому им остается только облизываться, глядя на F-22 и Су-35С.
        1. 0
          10 февраля 2017 20:51
          Простите, хотел спросить, а что происходит с пилотом на таких сверхманеврах УВТ? )
          1. +2
            10 февраля 2017 20:58
            Пилот со средней физической подготовкой устает после 30 секунд маневров с перегрузкой до 11 g, но за это время успевает уйти от ракет "воздух-воздух" на средней дистанции или сбить самолет противника в ближнем бою.
      2. +2
        9 февраля 2017 15:49
        Для тупых. Летит самолет, он начинает поворачивать, для максимизации скорости поворота нужно максимизировать вектор силы в нужном направлении, для этого можно, либо разгонять сильнее самолет, попутно увеличивая потери на сопротивлении, либо добавить еще какую-то силу, например, тягу двигателей хотя бы частично перенаправить. А она-то как раз константа, причем нарастает она быстрее по сравнению с аэродинамическими силами от разгона, т. е. с УВТ ты развернешься быстрее разменяв поступательную скорость на угловую. Что важнее, лететь быстро от противника, находясь в его в прицеле, либо сорвать ему наведение вообще? И чем больше скорости было потеряно до маневра уклонения (а с 0.9М до 400-600 км/ч слетают очень быстро), тем выше будет доля дополнительной тяги от двигателя.

        Это раз.

        У вас в казахских степях самолеты не делают.

        Это два.

        Назвать "тайфун" передовым самолетом как-то странно. Еще страннее рассуждать о том, что "рафали" в количестве аж 36 штук, вообще окажут какое-либо влияние на индийские ВВС имеющие за 2 сотни Су-30МКИ и кучу всего поменьше, да еще и 200 "Теджасов", желающие приобрести. Это без учета того, что Rafale просто по анализу его ТТХ должен обладать неплохой маневренностью на виражах, просто за счет очень большого крыла и близко расположенных движков (угловая скорость крена не любит разнесенные массы), но динамические показатели из-за этого же самого крыла будут отвратительные, поэтому и макс скорость у него не очень. У Су-30МКИ, скорость, правда тоже не блещет, но он двухместный. А против одноместного тяжа "рафалю" ловить вообще нечего в плане динамики, просто по определению тяжелого истребителя.
        1. 0
          9 февраля 2017 21:39
          Цитата: EvilLion
          А против одноместного тяжа "рафалю" ловить вообще нечего в плане динамики, просто по определению тяжелого истребителя.

          а можно узнать это самое определение и как оно влияет на динамику?
    2. 0
      9 февраля 2017 15:29
      У Китая нет самолетов с УВТ, индийские Су-30МКИ его имеют, а Китай получил куда более простые машины.
      1. 0
        9 февраля 2017 16:30
        Ссылку не дадите, что Китай получил Су-35С без УВТ?
        1. 0
          9 февраля 2017 19:53
          Он имел ввиду Су-30 МКК (китайская версия) они шли без УВТ и другим БРЭО. У Индийцев было много французского.
    3. +2
      10 февраля 2017 11:24
      Цитата: Оператор
      Оптический локатор - вещь хорошая, но не главная, поскольку в облаках ничего не видит по определению.

      =====
      Батенька! Да КТО вам такой БРЕД сказал??? Плюньте ему в лицо!!!! Или это вас ввел в заблуждение термин "оптический"???? Так РОФАР - это не телескоп! И в облаках "видит" не хуже обычного радара!
      Особенно интересно заявление "не видит ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ"!!! Это кто ж определил то? Вы?
      - Садитесь! Двойка (по физике)!!!
      1. 0
        10 февраля 2017 12:02
        У вас как с русским языком - в чем проблема отличить РОФАР (радио локатор) от ОЛС (оптический локатор)?
        1. 0
          10 февраля 2017 13:03
          Цитата: Оператор
          У вас как с русским языком - в чем проблема отличить РОФАР (радио локатор) от ОЛС (оптический локатор)?

          =====
          Ну во-первых! ГРАНД ПАРДОН!!! Прошу прощения - "не въехал"! Виной тому, всего лишь то "оптико-локационную станцию" (ОЛС, или точнее ОЭЛС - (опто-электронную локационную станцию). "Оптическим локатором" - называете только ВЫ!!! Ну не "догнал" я вашей "терминологии"... Простите!
          P.S. Кстати - РОФАР - это не РАДИОЛОКАТОР (!) - Это ФОТОННЫЙ локатор!!!!
          1. +3
            10 февраля 2017 14:08
            Несмотря на абревиатуру (рекламного типа) РОФАР - это наименование антенны чисто конкретно локатора, работающий в радиодиапазоне (правда, растянутом от метров до долей миллиметров):
            Радиолокационно Оптическая Фазированная Антенная Решетка.

            РОФАР отличается от АФАР только одним - радиолокационная аппаратура выполнена не на электронных, а на оптических элементах. Оптический сигнал преобразуется в приемо-передающих модулях антенны в радиосигнал, который и излучается в пространство. Принятый отраженный радиосигнал преобразуется в оптический и обрабатывается аппаратурой.

            Оптические элементы аппаратуры позволяют внедрить продвинутые режимы работы радара, увеличить его разрешающую способность вплоть до идентификации целей по их контуру (в сантиметровом диапазоне на расстоянии 100-200 км), внешнему виду (в миллиметровом диапазоне на расстоянии 10-20 км), а также для просвечивания композитных панелей конструкции целей (в субмиллиметровом диапазоне на расстоянии 1-2 км, правда непонятно, для чего это нужно).

            Оптоэлектронная аппаратура радаров находится еще на стадии НИОКР - ну и хрен с ней (в смысле подождем), потому что у нас уже есть готовые образцы АФАР, работающие чуть в меньшем радиодиапазоне от метров до миллиметров (см. первую часть рассматриваемой статьи). Сейчас главное - организовать их серийное производство.

            P.S. Фотоны - это журналистский штамп, поскольку из фотонов в равной степени состоит и оптическое и радиоизлучение.
    4. 0
      16 февраля 2017 12:13
      Не забывайте про наличие нормальной нашлемки, а так же ракет AIM9X , они скомпенсируют недостаток маневренности.
      1. +2
        16 февраля 2017 12:31
        Не скомпенсируют - эффективная дистанция применения AIM-9X Block III по сверхманевренному Су-35С равна 10 км, а эффективная дальность применения РВВ-МДЛ по маневренному F-35 - 20 км.

        Главное сейчас для РВВ-МД - замена пассивной инфракрасной ГСН на активную радиолокационную ГСН миллиметрового диапазона с АФАР, различающую контур цели (для обеспечения максимальной эффективной дальности захвата цели в сложных погодных условиях).
  8. 0
    9 февраля 2017 13:19
    Когда придет "белочка" ее будут ставить на планового носителя, лишних нескольких десятков штук просто не будет, зато будет МиГ-31 относительно недавно модернизированный, с производства давно снятый, мегадорогой в эксплуатации и планируемый к списанию в ближайшие лет 10-15. При этом ПАК ФА будет превосходить МиГ-31 и как транспортное средство, а цели за которыми надо гоняться на 3000 км/ч отсутствуют.

    Так что не пишите ерунды, с таким же успехом "белку" можно на Су-27 пихать.
  9. 0
    9 февраля 2017 13:34
    Интересно, а как в 29й будет показывать зубы пингвину на дальней дистанции? Даже если РЛС сопоставимы, у пингвина ЭПР меньше, то есть МиГ будет обнаружен раньше, даже если ему уменьшат ЭПР до обещанных 0.8-1.2.

    Такое ощущение, что автор говорит халва, и надеется что во рту станет вкусно.
    1. +3
      9 февраля 2017 14:06
      Во-1, от кучки МиГ-29СМТ никто подвигов и не ждет.
      Во-2, воюют не самолеты, а целые организационные структуры, светить малозаметные цели можно с земли или ДРЛО, уровень же сетевого взаимодействия сейчас повыше, чем "Ваня бей, а я прикрою, мы сейчас "фантом" накроем".
      1. 0
        9 февраля 2017 21:41
        весь вопрос у кого этот самый уровень сетевого взаимодействия выше.
        1. +1
          16 февраля 2017 12:29
          Объективно у Амеров.
  10. +2
    9 февраля 2017 15:11
    "важна не поступательная скорость, а угловая скорость разворота, каковую и увеличивает УВТ."///

    Зато поступательная падает в 2-2.5 раза. И американцы замечательно отработали на индусских Су-30
    на Red Flag тактику, как надежно валить таких "сверманевренных" . В конце концов, индусы сообразили,
    что соплами крутить на надо, а вот рвать форсаж помогает smile .
    1. +3
      9 февраля 2017 15:26
      Потрясающая логика. Вы вообще понимаете, что самолет разворачивается аэродинамическими силами, которые тем больше, чем выше его скорость, УВТ, который на Су-35 и ПАК ФА вообще встроен в систему управления и пилот там ничем не управляет кроме самолета в целом, может лишь несколько помогать? Если самолет выполняет какой-то маневр, то его скорость падает, и чем больше тяга, тем больше возможности это падение компенсировать, поэтому без форсажа там в принципе никто летать не будет. Открытие блин сделали, оказывается форсаж помогает. Х)
      1. +2
        9 февраля 2017 15:49
        "Открытие блин сделали, оказывается форсаж помогает. Х)"///

        Открытие не в том, что форсаж помогает... Открытие было, что поворотные
        сопла НЕ помогают, а наоборот, если Ф-15 атакуют по определенной тактике.
        1. +1
          9 февраля 2017 15:54
          По определенной тактике F-14, например, заваливали F-15, используя свою изменяемую геометрию крыла.

          Интересно только и чего это наши ВВС другого мнения, хотя погонять тот же Су-27М номер 711 против аналогичных машин без УВТ у них возможность была еще в конце 90-ых и ей несомненно пользовались.
          1. +1
            9 февраля 2017 15:59
            Хотя у янки для F-15 есть и движки с тягой 13.2 тонны, против такого хоть с УВТ, хоть без него, но АЛ-31Ф с тягой 12.5 тонн на более тяжелой машине ну никак не потянет. Это к вопросу об обсуждении F-35, кроме которого типа и нет ничего, но старый "орел" еще вполне себе могёт.
          2. +2
            9 февраля 2017 16:02
            Я к тому, что американцы погоняли на полигоне в свое время Ф-16 с движком
            с поворотными соплами и не воодушевились результатами.
            И Су-27 они купили в 90-е для тренировок. Да и крыло
            изменяемой стреловидности умерло...
            1. +2
              9 февраля 2017 16:38
              УВТ эффективен только на самолетах с избытком тяги (тяговооруженность в период воздушного боя более единицы) типа F-22 или Су-35С, тогда тяги хватает для поддержания и максимально возможной поступательной скорости полета и максимально возможной угловой скорости разворота (по условиям прочности планера).

              Опытные F-16 и "Тайфун" с УВТ имели, а серийный Су-30СМ имеет тяговооруженность менее единицы.
              1. 0
                9 февраля 2017 19:56
                УВТ полезно и обычным самолетом. Вспомните АН-72. Там нет УВТ в привычном варианте, но реализована более простая схема.
                1. +1
                  9 февраля 2017 20:07
                  УВТ полезен только высокотяговооруженным самолетам - чтобы тяги хватало и на горизонтальный полет и на маневрирование.

                  В Ан-72 эффект Коанда применен не для увеличения маневренности, а для повышения подъемной силы крыла на малых скоростях (уменьшения взлетно-посадочной дистанции).
                  1. 0
                    9 февраля 2017 20:22
                    а я об этом и говорил....
    2. +2
      9 февраля 2017 19:54
      А зачем тогда, Ф-22 УВТ? Если все плохо.
    3. 0
      10 февраля 2017 13:53
      Цитата: voyaka uh
      "важна не поступательная скорость, а угловая скорость разворота, каковую и увеличивает УВТ."

      +++++
      Ой, "О зохэн вэй"!! Вы или, таки (как говорят в Одессе), летали в составе ВВС Государства Израиль? Или это, таки - эксперт "с дивана"???
      КОГО мы видим???
  11. 0
    9 февраля 2017 17:41
    Цитата: Волька
    как всегда в типично русском стиле "долго запрягаем..."

    А их никто не ждёт пока они долго ...!
  12. +1
    11 февраля 2017 00:05
    Статья интересная, познавательная. Множество комментариев подтверждает, что эта тема представляет интерес для достаточно широкой аудитории. Дискуссия должна носить конструктивный характер, но возможна, если ведется компетентными людьми, профессионалами, знающими не понаслышке, что такое маневренный воздушный бой, на какой дистанции ведется и т.д. и т.п., а то читаешь про перегрузку в 11g, а на 9 уже происходит отслоение сетчатки глаза и пилот слепнет. Упоминаются продольная и угловая скорости, выполнение виража как основного элемента воздушного боя на скорости 400-600км/час, хотя это совершенно неверно. Пилотирование с использованием ОВТ сопла доступно пилотам высшей квалификации, потому, что при этом меняется традиционное положение самолета в пространстве и освоить его может далеко не каждый. Почему-то делаются выводы об отставании в авионике, вооружении. Конструкторская мысль работает одинаково и дело только за экономическими и технологическими возможностями.
  13. +2
    11 февраля 2017 22:09
    Понравился материал статьи. МиГ-31БМ будут как глаза войск. И кто на такой дальности к ним может подобраться сейчас? Над Ростовом летает, а видно весь фронт на Донбассе, да как танковая колонна ВСУ из Днепропетровска выходит (или недобитые ЗРК типа С-300). Как в реальности - не знаю, но автор обнадеживает ...