Опытные средние танки Т-44-100

42
Опытные средние танки Т-44-100


В 1943-44 годах советская промышленность предприняла попытку усиления огневой мощи новейшего танка Т-44 при помощи 122-мм нарезного орудия. Экспериментальный танк Т-44-122 показал значительный рост характеристик стрельбы при одновременном неприемлемом снижении боевой эффективности. От дальнейшего развития среднего танка с мощным орудием отказались, но идея оснащения бронемашины новым орудием получила продолжение. Следующим результатом поиска нового оружия для среднего танка стал проект Т-44-100.



Причины появления новых проектов были просты и понятны. В 1943 году танкам Красной Армии пришлось столкнуться с новейшими тяжелыми танками Германии, имевшими значительное преимущество в дальности эффективного огня. Вскоре было установлено, что существующие 122-мм пушки, используемые на тяжелых танках, способны поражать вражескую технику на разных дальностях. Следствием этого стало предложение об оснащении новейшего среднего танка Т-44 орудием повышенной мощности. Тем не менее, испытания показали, что такая машина, имея высокую огневую мощь, отличается крайне неудобным боевым отделением и неприемлемо малым боекомплектом.


Музейный серийный Т-44. Первый образец Т-44-100 внешне почти не отличался от него. Фото Wikimedia Commons


Несмотря на неудачу проекта Т-44-122, военные и промышленность не отказались от идеи модернизации среднего танка с заменой орудия. Новая попытка подобного обновления техники была предпринята уже в 1945 году. На этот раз было предложено установить на бронемашину существующую пушку Д-10Т калибра 100 мм. Подобное орудие использовалось на нескольких существующих и перспективных образцах бронетехники и успело зарекомендовать себя в качестве надежного и эффективного средства борьбы с машинами противника. Кроме того, оно выгодно отличалось от 122-мм пушек меньшими габаритами.

По аналогии с предыдущим проектом новый образец бронетехники получил рабочее обозначение Т-44-100, показывавшее как тип базовой бронемашины, так и калибр нового орудия.

Предыдущий экспериментальный проект подразумевал удаление штатной пушки с системами крепления и последующую установку нового оснащения вместе с более мощным орудием. Для установки 100-мм пушки серийный средний танк должен был претерпевать схожие изменения, однако вместе с ними было предложено использовать некоторые новые доработки. Со временем появилось предложение об использовании дополнительных элементов бронирования, благодаря чему опытный танк Т-44-100 мог бы отличаться от базовой машины не только увеличенной огневой мощью, но и усиленной защитой. При этом, однако, серьезные переработки существующей конструкции не предлагались.

В основе проекта Т-44-100 лежала конструкция серийного танка Т-44 со всеми ее характерными чертами. Предлагалось использовать готовый броневой корпус, сваренный из листов различной толщины и формы. Защита передней полусферы танка возлагалась на наклонные лобовые листы толщиной 90 мм. Борта имели толщину 70 мм, корма – до 45 мм. Сверху и снизу корпус защищался крышей толщиной до 20 мм и 15-мм днищем. Характерной чертой корпуса Т-44, отличавшей его от агрегатов предыдущих отечественных средних танков, было использование лобового листа без крупных проемов и отверстий. Использовалась традиционная компоновка корпуса с передним отделением управления, боевым отделением в центре и моторно-трансмиссионным в корме.


Второй вариант Т-44-100, оснащенный экранами и орудием ЛБ-1. Фото Armor.kiev.ua


В моторном отсеке обновленного танка сохранили дизельный двигатель В-44 мощностью 500 л.с. Использовалась пятиступенчатая коробка передач и другие агрегаты трансмиссии, ранее примененные на танке базовой модели. Сохранялась существующая конструкция ходовой части. На каждом борту имелось по пять опорных катков большого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской. Ведущие колеса располагались в корме, направляющие – в передней части корпуса.

Проектом Т-44-100 вновь предлагалось сохранение существующей литой башни с лобовой частью толщиной до 120 мм. Бортовые участки башни имели толщину до 90 мм, корма – 75 мм. Башня устанавливалась на погоне диаметром 1800 мм, что позволяло монтировать в ней различное оружие, в том числе и достаточно крупное. Подобный модернизационный потенциал башни уже был подтвержден в предыдущем проекте.

В лобовой амбразуре башни теперь должна была размещаться обновленная качающаяся установка с 100-мм нарезным орудием Д-10Т. Изначально это орудие разрабатывалось для танка Т-54, но теперь его было предложено применить в проекте модернизации более старой бронемашины. Подобный подход к обновлению Т-44 в теории позволял получить унификацию двух образцов, способную упростить эксплуатацию и снабжение частей боеприпасами.


Схема бронирования танка с экранами. Рисунок Bronetehnika.narod.ru


100-мм танковая пушка имела нарезной ствол длиной 53,5 калибра, состоящий из трубы-моноблока, муфты и казенника. Использовался горизонтальный клиновый затвор, оснащенный полуавтоматическими механизмами. Откатные части пушки весили 1538 кг, качающаяся часть – 2257 кг. Орудие заряжалось вручную и использовало унитарные выстрелы. В зависимости от типа снаряда длинный ствол мог обеспечить начальную скорость от 600 до 900 м/с. Ручное заряжание позволяло делать до 5-6 выстрелов в минуту.

Орудие могло использовать 100-мм унитарные выстрелы со снарядами нескольких типов. Для поражения бронированных целей изначально предлагалось использовать снаряд БР-412. При начальной скорости 880 м/с этот снаряд мог пробить 135 мм брони на дистанции 1 км (угол встречи 90°) или 100 мм на 2 км. В дальнейшем советской промышленностью были созданы новые боеприпасы для пушки Д-10Т, отличавшиеся более высокими характеристиками. Тем не менее, по очевидным причинам, они не смогли войти в боекомплект среднего танка Т-44-100.

Использование нового орудия потребовало соответствующим образом переделать укладки боекомплекта. Больший размер выстрела калибра 100 мм привел к сокращению боекомплекта до 36 снарядов. Работать со снарядами должен был отдельный член экипажа.

Новый танк должен был получить проверенный состав дополнительного вооружения. На одной установке с пушкой размещался спаренный пулемет ДТМ, второй поместили в амбразуре лобового листа корпуса. Использование зенитного пулемета, по некоторым данным, изначально не предлагалось. В дальнейшем на крыше башни появилась турель для монтажа крупнокалиберного ДШК. Пулеметы винтовочного калибра имели общий боекомплект 2000 патронов, зенитный – 200 патронов.


Опытный танк, вид спереди. Фото Scalemodels.ru


Управлять машиной должны были четыре танкиста. Механик-водитель помещался в передней части корпуса и попадал на свое место через люк в крыше корпуса. Командир, наводчик и заряжающий размещались в боевом отделении, оснащенном двумя люками в крыше башни. Все рабочие места экипажа оснащались смотровыми приборами, прицелами и т.д.

Отсутствие серьезных изменений конструкции корпуса и башни позволило сохранить габариты танка на прежнем уровне. Длина корпуса незначительно превышала 6 м, ширина – 3,2 м, высота – 2,41 м. Длина с пушкой вперед заметно выросла и теперь превышала 8-8,2 м. Боевая масса с исходных 31,8 т увеличилась до 33,5 т. Тем не менее, мощность имеющегося двигателя позволила компенсировать рост веса и оставить характеристики подвижности на приемлемом уровне.

Разработка проекта Т-44-100 завершилась весной 1945 года, после чего стартовала сборка первого опытного образца. К лету того же года на полигон вышел прототип, внешне не имевший заметных отличий от машины базового типа. Отличить исходный Т-44 и новый Т-44-100 можно было только по разной длине стволов. В ходе испытаний было установлено, что модернизированная машина показывает удовлетворительные характеристики подвижности и, в целом, соответствует технике базового типа.


Корма машины. Фото Scalemodels.ru


Испытания со стрельбой завершились неудачей. Было установлено, что использованное орудие повышенной мощности не может полноценно применяться на танке Т-44. На полигоне выяснилось, что орудие не уравновешено и мешает нормальной эксплуатации техники. Мощная отдача 100-мм орудия при стрельбе раскачивала танк и сбивала наводку. Наконец, после серии выстрелов в погоне башни образовался люфт. Стало ясно, что в существующей конфигурации новый танк не имеет реальных перспектив и не может использоваться армией.

Проект Т-44-100 отправили на доработку с целью избавления от выявленных недостатков. Было решено, что орудие Д-10Т не может использоваться на имеющейся бронемашине. Кроме того, появилось предложение о некотором изменении состава вооружения, а также об усилении бронирования. Подобные доработки существующего проекта в теории позволяли получить требуемые характеристики, а также избавиться от имеющихся проблем.

В качестве альтернативы для уже испытанного орудия была предложена 100-мм нарезная танковая пушка ЛБ-1. Это орудие чуть ранее было разработано для использования на опытном танке Т-34-100 и представляло собой вариант существующей 85-мм пушки ЛБ-1 с применением нового ствола увеличенного калибра. В целом, по своим характеристикам орудие ЛБ-1 соответствовало Д-10Т, однако имело некоторые отличия в конструкции. Самым заметным отличием было использование дульного тормоза. Это устройство было введено в конструкцию пушки с целью снижения отдачи и уменьшения ее влияния на агрегаты танка-носителя. С учетом результатов испытания первого прототипа Т-44-100 подобные характерные особенности пушки ЛБ-1 представляли интерес.


Вид на правый борт. Фото Scalemodels.ru


В базовой конфигурации средний танк Т-44 не оснащался защитой ходовой части. Над верхней ветвью гусеницы располагалась надгусеничная полка, не обеспечивавшая никакой защиты. В боковой проекции какие-либо дополнительные элементы отсутствовали. Во второй версии проекта Т-44-100 было предложено избавиться от такого недостатка конструкции путем использования дополнительных бортовых экранов. На боковых торцах полок закрепили крупные листы брони толщиной 8 мм. Такие экраны отличались сравнительно малой высотой и наличием скошенных углов. Экран прикрывал борт корпуса, а также ходовую часть в промежутке от переднего опорного катка до ведущего колеса. Наличие дополнительного бронирования позволяло защитить машину от кумулятивных боеприпасов, направленных в борт.

По некоторым данным, именно во втором проекте модернизации было предусмотрено применение зенитного крупнокалиберного пулемета ДШК, установленного над люком заряжающего.

Осенью 1945 года опытный танк с орудием ЛБ-1 и бортовыми экранами вышел на полигон. Доработки конструкции вновь не привели к каким-либо серьезным изменениям в части подвижности. При этом больший интерес для заказчика и конструкторов представляли огневые характеристики обновленной машины. Стрельбы показали, что менее мощная отдача новой 100-мм пушки позволило избавиться от раскачки машины. Башня оставалась на своем месте и работа погона не нарушалась. Тем не менее, присутствовал заметный недостаток: дульный тормоз, сокращая силу отдачи, образовывал облако пыли и демаскировал танк.

По результатам испытаний второй версии опытного танка Т-44-100 были сделаны выводы и определены реальные перспективы такой техники. Заказчик решил, что экспериментальный танк не может быть принят на вооружение и поставлен в серийное производство. Причины этого были связаны как с особенностями получившейся машины, так и с появлением новой техники, имевшей некоторые преимущества.


Т-44-100 на полигоне. Фото Wikimedia Commons


К моменту проведения испытаний опытного танка Т-44-100 промышленность успела начать серийное производство новейших машин типа Т-54. Такие танки изначально оснащались 100-мм орудием Д-10Т. Как следствие, серийный Т-54 и опытный Т-44-100 с точки зрения вооружения были равноценны. При этом пушка Д-10Т не имела дульного тормоза, что считалось определенным преимуществом – военные в то время были склонны негативно воспринимать подобные устройства. Новый серийный танк также отличался более мощным бронированием и улучшенной подвижностью.

Имея некоторые сходства, танки Т-54 и Т-44-100 заметно отличались друг от друга определенными особенностями. Сравнение двух образцов показывало, что с точки зрения будущей эксплуатации в войсках куда выгоднее смотрится новый Т-54. Такую технику решили строить и дальше, а проект Т-44-100 следовало закрыть за отсутствием реальных перспектив. Работы были прекращены. За несколько месяцев построили и испытали опытную технику с пушками Д-10Т и ЛБ-1, но такие образцы не получили одобрения заказчиков с соответствующими последствиями для всего проекта.

Идея повышения огневой мощи среднего танка Т-44 за счет установки нового орудия появилась еще в 1943 году, вскоре после начала разработки этой машины. В течение следующих двух лет советской промышленностью были разработаны два варианта модернизации танка, подразумевавшие использование трех пушек калибра 100 и 122 мм. Все три варианта опытной техники показали определенные преимущества перед танком базовой версии, но при этом продемонстрировали и ряд характерных недостатков. Принципиальная невозможность устранения этих недостатков, а также появление новых машин, изначально имеющих достаточно высокие характеристики, привели к отказу от интересных проектов. Дальнейшее развитие вооружения танков Т-44 не проводилось. Все силы танкостроения были брошены на совершенствование Т-54 и создание более новых машин.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://battlefield.ru/
http://bronetehnika.narod.ru/
http://tankinfo.ru/
http://armor.kiev.ua/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    14 февраля 2017 08:09
    Когда уже был проект кардинально более перспективного Т-54, Т-44-100 не имел шансов. Хотя сотку планировали еще установить на ИС-2, для борьбы с перспективными немецкими танками, которые так и не появились. При этом был даже прототип Т-34-100, но тоже столкнулись с рядом проблем слишком мощного орудия.

    1. AUL
      +11
      14 февраля 2017 08:53
      А почему Т44 не принимал участия в боевых действиях? Ведь он выпускался с весны 44-го, но на фронте его не было. Во всех статьях о причинах этого как-то мутно ...
      1. +10
        14 февраля 2017 09:11
        Потому что он был слишком сырой, после войны началась программа УКН по доработке всех танков, при этом пришлось допиливать и Т-54 с ИС-3 в том числе.
        1. +7
          14 февраля 2017 10:07
          Цитата: kugelblitz
          Потому что он был слишком сырой

          Необходимо также учесть,что уже достаточно было танков Т-34-85 и ИС-2. Советские танковые войска уже превосходили танковые войска вермахта.
        2. +2
          18 февраля 2017 23:21
          Цитата: kugelblitz
          Потому что он был слишком сырой...
          Не был он сырым, это был полностью отработанный танк и повоевать успел с весны 44-го, но на фронте их было только 8 штук из опытной партии.
          Проблема танка была в одном- его разработали в Челябинске, в КБ эвакуированного с Питера завода, а производить предписали в Харькове параллельно с Т-34-85... Надеюсь вы взрослые люди и не потребуется дальнейших объяснений?
          1. +2
            19 февраля 2017 00:21
            Цитата: 4-тыйПарасенок
            его разработали в Челябинске

            поправлюсь, конструкция была разработана в Челябинске, а в метал воплощали и испытывали уже в Нижнем Тагиле...
        3. 0
          6 апреля 2017 10:54
          Ис-3 прошел целую череду улучшений - особенно в области эксплуатационных характеристик
          почти 10 лет прошло, пока армия сказала ОК
      2. +6
        14 февраля 2017 14:38
        Цитата: AUL
        А почему Т44 не принимал участия в боевых действиях?

        А тут секрет кроется в ответе на вопрос
        Цитата: AUL
        Ведь он выпускался с весны 44-го,

        А ГДЕ ОН ВЫПУСКАЛСЯ? Выпускался он на восстанавливаемом Харьковском танковом заводе. Который фактически не восстанавливался, а создавался заново, так как все основные ресурсы старого завода выпускали танки в Нижнем Тагиле.
        В результате:
        В четвертом квартале 1944 года было изготовлено 25, а в 1945 году 880 танков этого типа.

        Вот и все. Этот танк видимо решили оставить "тузом в рукаве" на всякий случай, при возможном боестолкновении со странами союзниками.
        1. +3
          18 февраля 2017 23:37
          Цитата: svp67
          А ГДЕ ОН ВЫПУСКАЛСЯ? Выпускался он на восстанавливаемом Харьковском танковом заводе. Который фактически не восстанавливался, а создавался заново, так как все основные ресурсы старого завода выпускали танки в Нижнем Тагиле

          Это и было их официальной отпиской, но там не говорилось что за этот-же 44-й год они выпустили более 500 Т-34-85... Харьковчане еще до войны доказали что они не хотят делать что-то новое. Они даже для первых Т-34 умудрились выпустить около 70 башень под 45мм пушку, а не 76 (они лучше военных знают что нужно для армии). И только угроза ареста руководства заставила не ставить их на танки. Еще в 40-м в Питере сделали проект увеличения погона для добавления в экипаж заряжающего (требование военных) Но Харьков был ген. разработчиком, и без их разрешения нельзя было переделывать конструкцию... Сцепление переделали в Питере, катки в Питере........
          1. +1
            19 февраля 2017 06:56
            Цитата: 4-тыйПарасенок
            Сцепление переделали в Питере, катки в Питере........

            Ой, а факты МОЖНО. Так как то, что Вы говорите не совсем правда. На Т-34 не было сцепления. Там использовались ФРИКЦИОНЫ. Роль сцепления исполнял ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН -пакет из 24 дисков И это устройство использовалось на всех модификациях


            Да катки питерцы сделали для неё, но только ВРЕМЕННЫЕ с внутренней амортизацией, по образцу КВ,

            это когда совсем было плохо у нас резиной такие ставили на Т-34. Как только положение "выровнялось", то вернулись катки с внешней амортизацией или как его называют резиновым бандажом.
            Вот Т-34, у которой два катка (второй и третий) с внутренней амортизацией, остальные с внешней

            Цитата: 4-тыйПарасенок
            Они даже для первых Т-34 умудрились выпустить около 70 башень под 45мм пушку, а не 76 (они лучше военных знают что нужно для армии).

            Факты. Докажите. очень интересно.
            1. +1
              4 марта 2017 13:40
              1. Ты знаешь как по другому называются диски сцепления у авто? Именно ФРИКЦИОНЫ. Те самые что коробило на т-34, пока их конструкцию не переделали в Питере.
              2. почитай книгу "ПЕРВЫЕ Т-34 боевое применение" изданную "Тактикал Пресс" Москва в 2013 году. Вот не получилось из пдф вытянуть фотки полигонных испытаний осени 40-го серийных танков, когда оказалось что в борт Т-34 пробивается из 37 мм пушки, а башня просто разваливается на составляющие детали после 4-х попаданий 76-и мм ФУГАСОВ (после чего Патона и направили на завод переделывать техпроцесс сварки корпусов)...
              И это не единственный историко-документальный труд показывающий как в Харькове подходили к разработке новой техники и ее доводке до ума.
              1. 0
                4 марта 2017 14:04
                Цитата: 4-тыйПарасенок
                Те самые что коробило на т-34, пока их конструкцию не переделали в Питере.

                Это Ваша ФАНТАЗИЯ. Пока не предъявлены ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
                Цитата: 4-тыйПарасенок
                почитай книгу

                В Огороде БУЗИНА, а в Киеве дятька... Что к чему. Уже по Т-34 издано столько монографий, что операться на одну из них просто СМЕШНО.
                1. 0
                  6 марта 2017 19:50
                  Цитата: svp67
                  Это Ваша ФАНТАЗИЯ. Пока не предъявлены ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

                  Цитата: svp67
                  В Огороде БУЗИНА, а в Киеве дятька... Что к чему. Уже по Т-34 издано столько монографий, что операться на одну из них просто СМЕШНО.

                  А где ваши доказательства? и на что вы опираетесь? Но вот то что в технике не разбираетесь это точно, после вашего:
                  На Т-34 не было сцепления. Там использовались ФРИКЦИОНЫ.
                  уже не нужны никакие доказательства. Можно заучить кучу характеристик, но этого не достаточно что-бы понимать заученное.
                  1. 0
                    6 марта 2017 20:05
                    Цитата: 4-тыйПарасенок
                    А где ваши доказательства? и на что вы опираетесь?

                    Уж не на Ваши фантазии точно. На технические описания Среднего танка Т-34...
                    Цитата: 4-тыйПарасенок
                    уже не нужны никакие доказательства.

                    Различия между однодисковым или двухдисковым сцеплением авто и многодисковым у тяжелой техники имеются. Но не это самое главное.Вы так и не поведали, какие изменения внесены питерцами . И судя по Вашим попыткам "встать в позу", Вы просто это придумали, а сейчас не хотите в этом признаться.
                    1. 0
                      7 марта 2017 11:06
                      Цитата: svp67
                      Уж не на Ваши фантазии точно. На технические описания Среднего танка Т-34...

                      1. а какое отношение "техническое описание" имеет к материалам и техпроцессу изготовления одной из деталей? А там есть описание изначальной конструкции диска сцепления и конечной? А именно на сколько была изменена толщина диска, как изменилась толщина и площадь (форма) фрикционной накладки, количество, расположение, толщина проволоки, количество витков, длина (и так далее) пружин..... Что из этого описано????????
                      Цитата: svp67
                      Различия между однодисковым или двухдисковым сцеплением авто и многодисковым у тяжелой техники имеются.


                      2. различия в технических решений не меняет сути. даже такое огромное отличие как реактивный и поршневой двигатель в авиации не отменяет общего назначения- двигатель самолета...

                      Так что заканчивайте демагогию...
                      1. 0
                        7 марта 2017 18:15
                        Цитата: 4-тыйПарасенок
                        А именно на сколько была изменена толщина диска, как изменилась толщина и площадь (форма) фрикционной накладки

                        Уважаемый это не сцепление авто, а все же главный фрикцион танка, там НЕТ фрикционных накладок. Диски работают в сухую металл по металлу...
                        Цитата: 4-тыйПарасенок
                        расположение, толщина проволоки, количество витков,

                        Вы ее там можете показать?
                        Цитата: 4-тыйПарасенок
                        Что из этого описано????????

                        Вообще то это Вы мне должны рассказать. Каким изменениям подвергся этот агрегат. К слову очень не удачный на питерском КВ...
                        Цитата: 4-тыйПарасенок
                        Так что заканчивайте демагогию...

                        Видимо действительно пора заканчивать этот цирк. Вы слышали "звон", а от куда он исходит так и не поняли. Что действительно подвергалось несколько раз переделкам, в том числе с привлечением специалистов ХТЗ и Кировского завода, так это КОРОБКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СКОРОСТЕЙ танка Т-34.

                        Да и еще, в каком документе вы нашли цифру выпущенных 500 танков Т-34 в Харькове в 1944 году. Что то нигде не могу ее отыскать...
      3. 0
        14 февраля 2017 22:19
        Во время войны заменить Т-34-85 не дали... а после войны появился Т-54. Маленькая башня неудобна для 100мм орудия, нормальная башня появилась у Т-62 только...Жаль, что не установили 100мм Т-12 она помощнее...
    2. +2
      14 февраля 2017 12:21
      Цитата: kugelblitz
      Когда уже был проект кардинально более перспективного Т-54, Т-44-100 не имел шансов.

      Хуже: на момент испытаний Т-44-100 его главный конкурент был уже "в железе". Первый и второй прототипы Т-54 были собраны в конце 1944 - январе 1945 года.
      Так что шансов у Т-44-100 не было никаких.
      1. 0
        14 февраля 2017 14:42
        Цитата: Alexey RA
        Первый и второй прототипы Т-54 были собраны в конце 1944 - январе 1945 года.

        Странно, но во всех историях первый прототип Т-54был собран в 1945, второй и третий, а именно Объект 137 в 1946... Где Правда то?
        1. 0
          6 апреля 2017 10:58
          да, я как-то тоже полагал, что т54 появился не раньше 45 года, на год-полтора позже прототипов т44
      2. 0
        19 февраля 2017 00:04
        Цитата: Alexey RA
        Хуже: на момент испытаний Т-44-100 его главный конкурент был уже "в железе". Первый и второй прототипы Т-54 были собраны в конце 1944 - январе 1945 года.

        бред, ибо Т-44-100 начали испытывать не позднее февраля 1944, Видел фотку февральской датой. Именно тогда проходили испытания по итогом которых и было решено выпускать в версии 85мм. а вот вторая попытка поставить пуху в 100мм была через год, но вторая, а не первая.
        Цитата: Alexey RA
        Первый и второй прототипы Т-54 были собраны в конце 1944 - январе 1945 года.
        Так что шансов у Т-44-100 не было никаких.

        А вот теперь почитай это:
        Т-54 — советский средний танк. Принят на вооружение Советской Армии ВС СССР в 1946 году, серийно выпускался с 1947 года, постоянно модернизируясь.
        ...........
        Непосредственным предшественником Т-54 явился танк Т-44, созданный в 1943—1944 годах. На ранних стадиях процесс создания Т-54 неотделим от Т-44, поскольку разработка обоих танков велась в общем русле развития советской бронетанковой техники тех лет, и на первых порах воплощённый в металле Т-54 представлял собой модернизированный вариант Т-44.

        Первый прототип Т-54 был, по данным «Справки об изготовлении и испытаниях опытных образцов танка Т-54» 1946 года, закончен в январе 1945 года
    3. 0
      18 февраля 2017 23:10
      Цитата: kugelblitz
      Когда уже был проект кардинально более перспективного Т-54, Т-44-100 не имел шансов.

      Т-54 начали разрабатывать в 45-м, а Т-44-100 еще в начале 44-го испытывали. Автор статьи , да и вы не знаете таких фактов, но пишите...
      Т-54 это не новый танк, а Т-44 с новой башней и увеличенной лобовой броней.
      1. +1
        19 февраля 2017 08:59
        Итак, зимой 1944-1945 гг. на заводе № 75 в серийном производстве стоял танк Т-44, который хоть и показывал хорошие результаты, но по особому мнению Полигона, выраженному полковником Сычом, "не давал значительного выигрыша перед танком Т-34-85 как с точки зрения бронирования, так и вооружения"… Изучая в конце 1944 г. данные по обстрелу корпуса Т-44 из немецкой 88-мм противотанковой пушки обр. 1943 г. и рекомендации НИИ-48, А. Морозов принял решение, что для надежного предотвращения пробития корпуса Т-44 всеми типами немецкой противотанковой артиллерии необходимо поднять толщину лобовой брони до 110 мм, а бортовой до 90 мм.

        Уже в декабре 1944 г. был предложен проект улучшенного танка Т-44В. От своих старших братьев он отличался усиленной подвеской, более толстой броней корпуса (до 110 мм в лобовой части), улучшенной башней (с лобовой броней 130 мм, а бортовой – 90 мм), вооруженной 100-мм орудием Д-10Т. Изготовление первого Т-44В планировалось совершить в феврале 1945 г. Башня нового танка с вооружением из различных 100-мм орудий Д-10, ЗИС-100/ЛБ-1, как уже отмечалось, прошла испытания возкой и стрельбой на специально приспособленном корпусе и шасси танка Т-34-85.

        Помимо нового вооружения в Т-44В предполагалось ввести также планетарную трансмиссию, испытанную на втором опытном экземпляре Т-44А улучшенную систему пожаротушения, более мощный двигатель с новой системой охлаждения и т.д. Анализ перечня необходимых изменений и улучшений показал, что их реализация сравнима по затратам по разработке и изготовлению абсолютно нового танка. И действительно, вскоре после внесения оговоренных изменений в проект танк Т-44В был переименован в Т-54.

        В соответствии с приказом наркома танковой промышленности В. Малышева и заместителя командующего танковых войск Коробкова за № 92/с/021 от 28 февраля 1945 г. в Кубинке с 11 марта по 14 апреля 1945 г. были проведены испытания макетного образца Т-54 (бывш. Т-44В). Вот краткое описание танка:

        "Корпус танка Т-54 сохранен от проекта Т-44-В, но толщина лоб. брони увеличена со 110-мм до 120-мм… Лобовая, бортовая и днищевая броня корпуса применена средней твердости, остальная – высокой. Общая длина корпуса танка относительно Т-44В удлинена на 57 мм за счет выноса вперед опорного катка № 1. Башня изготовлена из брони 66АМС средн. твердости по типу башни проекта Т-44В, с увеличенной на 12-30 мм толщиной брони, но с погоном диаметром 1800мм и более эффективной системой вентиляции…

        В танк установлена 100-мм пушка Д-10ТК обр. 1944 г. изготовления завода № 8, которая в отличие от 100-мм пушки Д-10Т не имеет пружинн. уравновешивающий механизм. Труба ствола имеет более тонкие стенки, ствол уравновешен дополнительными грузами…"

        В ходе испытаний танк показал неплохую подвижность, но его максимальная скорость составила 43,5-44 км/ч против 51-55 км/ч танков Т-44 и Т-34-85. Проходимость танка была на уровне одноклассников, но его броневая защита и огневая мощь завораживали.


        Михаил Свирин "Стальной кулак Сталина"
  2. +4
    14 февраля 2017 09:52
    Все машины выпуска до весны 1945г отправлялись в учебные части, пока шла ликвидация детских болезней. Потом пошла поставка танков в гвардейские танковые бригады, не участвовавшие в БД. Это был танк уже следующей войны, нечего его было светить. По недостоверным сведениям, одна бригада Т-44 была на Дальнем Востоке в 1945г.
    А так, танк воевал только на съёмках в Мосфильме в роли "Тигров".
    1. 0
      15 февраля 2017 08:01
      несколько танков принимали участие в подавлении восстания в венгрии winked
  3. +3
    14 февраля 2017 12:13
    Цитата: kugelblitz
    При этом был даже прототип Т-34-100, но тоже столкнулись с рядом проблем слишком мощного орудия.

    Если я не ошибаюсь прототипов Т-34 со 100мм пушкой было три. Два других испытывались с пушками Грабина и Петрова. Ни один военных не устроил - малый размер диаметра подбашенного погона (1600мм), длинный унитарный снаряд в тесном боевом отделении и большая отдача, перегрузка передних катков. Танк с ЛБ-1 единственный, который более менее выдерживал отдачу орудия, но дульный тормоз и стеснённость обслуживания пушки устранить было невозможно.
    1. +1
      14 февраля 2017 21:19
      При этом пушка Д-10Т не имела дульного тормоза, что считалось определенным преимуществом – военные в то время были склонны негативно воспринимать подобные устройства.

      Все намного прощее, при выстреле из ордия с дульным тормозом, образуется облако пороховых газов и пыли, которле демаскиркурует танк.
      1. 0
        6 апреля 2017 11:04
        просто дульный тормоз для 122мм пушки и некоторых других был не вполне удачный.
        орудие-то он тормозил, но не озаботились удобно направить струю газа.
  4. +4
    14 февраля 2017 12:47
    Хорошая статья. Читаешь и восхищаешься, как люди во время войны ковали легендарное оружие. Т-54 неотделим от Т-44. В 1946 году на вооружение принимают легенду Т-54 которая воюет до сих пор и выпущена в количестве свыше 20 тысяч машин.
  5. +1
    14 февраля 2017 13:52
    Странно. Т-44 простояли на вооружении вроде до 70Х годов. Неужели они так и катались с 85мм?
    1. +1
      14 февраля 2017 20:29
      Цитата: demiurg
      Странно. Т-44 простояли на вооружении вроде до 70Х годов. Неужели они так и катались с 85мм?

      А в чем проблема ? "Состоять на вооружении" вовсе не означает "находиться в войсках". Т-34-85 и ИС-2 вообще были сняты с вооружения приказом аж в 1995 году. Вполне могли применяться в качестве мишеней или в качестве танков первоначального обучения, да и в качестве тягачей вполне могли работать, тем более их и было-то всего 1823 штуки. В одной из серий Спецназа вообще на одной базе виден целый ряд ЗИС-3.
      1. 0
        19 февраля 2017 00:09
        Цитата: Альф
        полне могли применяться в качестве мишеней или в качестве танков первоначального обучения, да и в качестве тягачей вполне могли работать,...
        их использовали как ДОТы...
    2. 0
      6 апреля 2017 11:06
      ну это лучше, чем т34-85.
      у нас же не сразу оказались тысячи т54.
  6. +3
    14 февраля 2017 15:46
    Ну и правильно что не стали развивать Т-44. Это переходная машина между Т-34 и Т-54. Т-54 это уже новое поколение послевоенных танков, которые стали предтечей ОБТ, сочетавших в себе массу и подвижность средних танков и мощь и защищенность тяжелых танков.
    На мой взгляд, есть следующие революционные образцы танков, заложившие поколения:
    1) Это без сомнения всякие английские Марки, которые появились первыми и вообще создали такой род войск, как танковые.
    2) Рено ФТ-17. Революционный танк, компоновка которого служит эталоном уже сто лет: пушечное вооружение в поворачивающейся на 360 градусов башне, отделение управления впереди, боевое отделение посередине, моторно-трансмиссионное отделение сзади.
    3) Т-34. Первый танк в мире, который сочетает в себе противоснарядную броню, мощный дизельный двигатель, обеспечивающий высокую скорость, и мощное вооружение, уничтожающее любой танк того времени.
    4) Т-64. Первый танк в мире с автоматом заряжания и комбинированной броней. Благодаря АЗ, экипаж сократился до 3 человек.
    5) Ну и встречаем его Величество танк Армату с его необитаемой башней и полностью оцифрованными средствами наблюдения и управления огнем. В перспективе, экипаж танка будет состоять из одного человека, который будет подобно оператору компьютерной приставки, "играть" на любом удалении от своей машины.
    1. 0
      14 февраля 2017 17:16
      Цитата: Товарищ_Сталин
      На мой взгляд, есть следующие революционные образцы танков, заложившие поколения:
      ..........
      Между Т 34-84 по праву должен находиться как раз Т-44 или же если брать только серийные модели, то Т-54(55). Именно в нем воплощены концепции сохранившиеся в отечественном танкостроении вплоть до нынешних времен - поперечное расположение двигателя, дающее в свою очередь возможность увеличения погона и размещение более мощных орудий, при усилении лобовой брони, что поставило средние танки стать вровень с тяжелыми, а вернее заместить их.
    2. +2
      14 февраля 2017 17:58
      Цитата: Товарищ_Сталин
      Ну и правильно что не стали развивать Т-44. Это переходная машина между Т-34 и Т-54. Т-54 это уже новое поколение послевоенных танков, которые стали предтечей ОБТ, сочетавших в себе массу и подвижность средних танков и мощь и защищенность тяжелых танков.
      На мой взгляд, есть следующие революционные образцы танков, заложившие поколения:
      1) Это без сомнения всякие английские Марки, которые появились первыми и вообще создали такой род войск, как танковые.
      2) Рено ФТ-17. Революционный танк, компоновка которого служит эталоном уже сто лет: пушечное вооружение в поворачивающейся на 360 градусов башне, отделение управления впереди, боевое отделение посередине, моторно-трансмиссионное отделение сзади.
      3) Т-34. Первый танк в мире, который сочетает в себе противоснарядную броню, мощный дизельный двигатель, обеспечивающий высокую скорость, и мощное вооружение, уничтожающее любой танк того времени.
      4) Т-64. Первый танк в мире с автоматом заряжания и комбинированной броней. Благодаря АЗ, экипаж сократился до 3 человек.
      5) Ну и встречаем его Величество танк Армату с его необитаемой башней и полностью оцифрованными средствами наблюдения и управления огнем. В перспективе, экипаж танка будет состоять из одного человека, который будет подобно оператору компьютерной приставки, "играть" на любом удалении от своей машины.

      Вы жертва пропаганды.
    3. +2
      14 февраля 2017 20:37
      Цитата: Товарищ_Сталин
      В перспективе, экипаж танка будет состоять из одного человека, который будет подобно оператору компьютерной приставки, "играть" на любом удалении от своей машины.

      Не думаю. Как минимум, из 2 человек. Как ни крути, но один должен рулить, а второй командовать-наводить-стрелять. Даже в современных танковых стрелялках и то приходится то и дело то в триплекс механа смотреть, то через командирский комплекс глядеть, а игрушка это даже близко не оригинал. Да и не стоит забывать про такой термин как "психологическая устойчивость солдата на поле боя", когда на солдата льется одновременно масса информации самых разных уровней. Есть много случаев, когда солдат на поле боя становится в ступор именно из-за неспособности усвоить массу информации.
      1. 0
        15 февраля 2017 18:49
        2 мало. Даже3 мало. В современных реалиях пора вводить на танках оператора оборонительного вооружения и прикручивать сверху необитаемый боевой модуль сочетаюший КАЗ. Для отражения угроз и АГС увеличенной мошности для обстрела выявленных позиций ПТУР И РПГ. Можно еще пару УР с термобарической БЧ.
  7. +1
    16 февраля 2017 19:30
    Да, Т-44 переходной вариант к Т-54,тк не было готова новая башня под Д-10Т.
    1. +1
      17 февраля 2017 14:07
      Учитывая, что у Т-54 башня была революционной формы.
    2. 0
      19 февраля 2017 00:12
      Цитата: andrewkor
      Да, Т-44 переходной вариант к Т-54,тк не было готова новая башня под Д-10Т.

      т-54- это модернизация т-44, также как т-90 есть модефикация т-72...
  8. 0
    26 января 2019 21:28
    Об испытании Д-10Т на Т-44: "Наконец, после серии выстрелов в погоне башни образовался люфт."
    Откуда такие данные? Диаметр погона на Т-54 тот же (1800 мм) и там ничего не разрушалось с Д-10Т.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»