ВМС НОАК: вызов или стимул? Часть 1. Китайский "Лидер"

26
В ходе корректировки данных для сравнительной таблицы ВМС 12 ведущих морских держав (по итогам 2016 г.) неожиданно обнаружился невероятный рост (всплеск) активности в области военно-морского строительства в Китайской Народной Республике. Разумеется, этот рост/всплеск был заранее и тщательно спланирован, но планы зачастую так и остаются планами, впечатление же производит только их реализация "в железе". Впечатлениями от реализации программы строительства Большого флота КНР мне и хотелось бы поделиться до выхода в свет Топ-12.


Сравнительные размеры эсминцев пр. 055 и 052D (илл. с top81.cn из публикации popsci.com от 04.06.2015)



Во время работы над первыми материалами о ВМС НОАК проект 055 прошёл мимо меня стороной, т. к. почти всё внимание пришлось сосредоточить на выяснении действующего корабельного состава, разобраться с которым было очень непросто. Виной тому − "непрозрачность китайского военно-морского строительства − сродни той, что имела место в советские времена, когда граждане СССР узнавали о корабельном составе своего ВМФ из справочника Jane's Fighting Ships" (вольная самоцитата). Между тем, головной суперэсминец уже более года (с 27.12.2014) находился в работе на верфи "Цзяннань", что на острове Чансин в Шанхае.

Анализировать ТТХ пр. 055 сейчас преждевременно, ибо кроме натурного макета в Ухани и сформированной носовой оконечности информации о нём крайне мало, причём главным и едва ли не единственным её источником являются дискуссии на китайских военных форумах. Предполагается, что корабль будет иметь длину порядка 183 м, ширину 22 м, газотурбинную ГЭУ, 128 УВП (2х64), 1х1 130- или 152-мм АУ, БИУС с АФАР и ангар на два вертолёта (ссылка 4). При указанных размерениях полное водоизмещение эсминца составит около 12 000 тонн (коэффициент общей полноты Kоп=0,54 при B/T=3,14 − примерно как у РКР пр. 1164). В то же время, на приведённой выше схеме, выполненной, надо полагать, путём авторской дорисовки макета в нос и в корму, 055 получается на 10 м короче и, соответственно, на 2 000 тонн легче.

Предполагается также, что серийность постройки кораблей данного проекта составит 16 единиц (причём, 8 из них − с атомной ГЭУ), а перспективная китайская АУГ помимо авианосца будет включать в себя два больших эсминца типа 055, четыре "малых" типа 052D и четыре фрегата типа 054A.

Может показаться, что, запуская в серию многоцелевой боевой корабль океанской зоны величиной с "вашингтонский" (тяжёлый) крейсер, ВМС НОАК бросают вызов ("перчатку") своим ближайшим конкурентам − ВМС США и ВМФ России, и делают (подтверждают) заявку на лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, однако я не стал бы ставить вопрос столь категорично. На сегодняшний день US Navy − сильнейший в мире океанский флот мультидержавного стандарта, который будет пребывать в подобном статусе ещё очень и очень долго. Даже если китайцам удастся реализовать все свои амбициозные планы и нарастить ВМС, скажем, вдвое, американцы всё равно окажутся вдвое сильнее, перебросив силы с атлантического на тихоокеанский ТВД через Панамский канал и вокруг мыса Горн (и это не считая союзников).

Тем более, что размерения и серийность это одно, а боевая эффективность систем морских вооружений, опробованная тактика применения военно-морских сил, боевой опыт и основанная на нём методика подготовки личного состава − совсем другое. Современный американский флот родился в жарких сражениях с сильным, умным и отважным противником в Великой войне на Тихом океане и закалился, как и ВМФ СССР, в Холодной войне на всех четырёх океанах планеты, потребовавшей от обеих сторон крайнего напряжения умственных, технических и экономических ресурсов.

ТТХ создававшегося в те годы морского оружия определялись реальной возможностью скорого глобального военного столкновения не на жизнь, а на смерть, и это оружие продолжает поступательно совершенствоваться до сих пор. Китайцы же, вообще не имевшие флота во время Второй мировой и конкурентоспособного − в годы Холодной войны, вознамерились вдруг, начав с нуля, превзойти всех за какую-то пару десятилетий за счёт копирования и модернизации по своему разумению чужих разработок прежних лет. Лично я отказываюсь верить в столь удивительные достижения, а вместе с ними и в эффективность китайских ПКР, КРБД, ПЛУР, ЗУР с непонятными характеристиками, и не удивлюсь, если весь тот впечатляющий арсенал нового суперэсминца, изображённый ниже, на поверку окажется "бумажным тигром".

По отношению к ВМС США и всем, кто считает их образцом для подражания, Type 055 − не вызов, а, скорее, стимул строить красивые корабли новых поколений в отличие от уродцев типа "Зумвальт" − плода безумно дорогого эксперимента по радикальному снижению ЭПР, которое, если и сделает их малозаметными "14-метровыми шхунами", то только на первое время − чтобы скрыть свой радиотехнический портрет от средств РТР, им придётся выключить все РЛС, а в извечном противоборстве "брони и снаряда" рано или поздно появятся ПКР-разведчики с пассивными РГСН и заложенными в память РТ-портретами, которые будут наводить на правильную цель другие ракеты в залпе.

Применительно к ВМФ России, суперэсминцы пр. 055 также являются стимулом, но не по части корабельной архитектуры (за исключением 20386 и концепт-проектов КГНЦ, у нас с этим пока всё в порядке), а касательно масштабов и темпов строительства. В своё время мы научили китайских товарищей строить боевые корабли, сегодня нам не грех поучиться у своих учеников.


Носовая оконечность головного эсминца типа 055 на верфи "Цзяннань", Шанхай (фото Hongjian с hobbyshanghai.net из публикации popsci.com от 20.10.2016)

ВМС НОАК: вызов или стимул? Часть 1. Китайский "Лидер"

Церемония начала строительства головного эсминца типа 055, 27.12.2014 (фото с militaryparitet.com)


Натурный макет (испытательный стенд) эсминца типа 055 в Ухане (в 690 км западнее Шанхая), впервые засветившийся в сети в марте 2014 г. (фото A.man, Sinodefense Forum из публикации popsci.com от 04.06.2015)


Главный калибр эсминца типа 055 (илл. с junshicg.com из публикации popsci.com от 04.06.2015)


Предполагаемый вид эсминца типа 055 (илл. Errymath с fyjs.cn из публикации popsci.com от 20.10.2016 − ссылка 6)


Антишедевр мировой корабельной архитектуры − эсминец ВМС США DDG 1000 "Зумвальт", Чесапикский залив, штат Мэриленд (близ Вашингтона), 10.2016 (фото с seaforces.org)
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    25 февраля 2017 06:24
    Не стоит приуменьшать возможности Китая.Нам надо пример с них брать,а не сомневаться.Китайские космические программы тоже осмеивали кто только мог.А сейчас что?Главное что бы они к нам не лезли.А на море у нас нет с ними споров.А вот общие интересы есть,подорвать гегемонию США.И насыщать Сибирь,и Дальний Восток войсками,и инфраструктурами.Московский военный округ это не Россия.А в него пихают,и пихают всё новые системы.
    1. +9
      25 февраля 2017 11:35
      Цитата: Мар.Тира
      Московский военный округ это не Россия
      Хм, а для многих жителей внутриМКАДья Россия как-раз МКАДом и ограничивается, а за ним как известно жизни нет. wassat А раз её нет, то и нечего там всякие системы ставить.
      1. +5
        25 февраля 2017 12:01
        Для них за Кольцевой Тундра начинается ещё с 80-х!!
    2. +8
      25 февраля 2017 11:39
      Автор выразил сомнения в эффективности китайских вооружений?
      А с каких как не наших образцов оно скопировано? Только китайцы смогли пойти дальше и сделать универсальную ВПУ, а у нас ее так и нет. Ну и по темпам строительства больших кораблей в год они не только нас (во многие разы), но уже даже US обогнали.
  2. NUR
    +9
    25 февраля 2017 08:37
    Китай это великая держава, Горбачева у них небыло, за три года построили десятки корветов и эсминцев, УДК уже давно сами строят, не надеются на мистрали, Авианосцы тоже строят не на бумаге, РСЗО тоже самые дальнобойные, плюс баллистические ракеты средней дальности, беларусы полонез совместно сделали. Движки на корабли сами делают, америка не зря побаивается, Китай вскоре выйдет на первое место по всем показателям.
    1. +15
      25 февраля 2017 08:56
      Цитата: NUR
      Горбачева у них небыло

      Был - Чжао Цзыян. Только у них хватило ума арестовать его на 15 лет, а недовольных "детей" раздавить танками на площади Тяньаньмэнь.
  3. +5
    25 февраля 2017 08:51
    Вот почему-то нет сомнений в способности спроектировать и построить в России любой корабль, есть сомнения в адекватности и способности определиться с приоритетами и стратегией развития флота в высших эшелонах власти. Ведь сложилось же всё в своё время с идеей использования и строительства "Атлантов", корабли востребованы и через сорок лет!
    1. +2
      25 февраля 2017 11:01
      Цитата: Шарнхорст
      Вот почему-то нет сомнений в способности спроектировать и построить в России любой корабль, есть сомнения в адекватности и способности определиться с приоритетами и стратегией развития флота в высших эшелонах власти. Ведь сложилось же всё в своё время с идеей использования и строительства "Атлантов", корабли востребованы и через сорок лет!

      Совершенно верно ,нет стратегии и последовательности ,а от сюда и выбор корабельного состава ,мягко сказать огорчает пример Корветы 20380 и 85 туда же.
    2. +3
      25 февраля 2017 12:12
      Сейчас видимо в приоритете постройка УДК( типа "Мистраль" ) - жизнь показала срочную нужность этого класса кораблей ( штаб ,госпиталь,база) ,хотя над ними и смеялись .Уже сейчас нехватка по меньшей мере 3-4 кораблей : Сирия .Ливия Мавритания ,ну и ещё где то наверное ( в штабах знают ! )
  4. +1
    25 февраля 2017 11:07
    Скорее всего - это не "Лидер", а "Орли Берк". Тем более, что "Лидер" есть только на картинках.
    1. +4
      25 февраля 2017 13:43
      Это уже кому как нравится. Хотя скорее китайским "Арли Бёрком" стоит считать эсминцы серии 052D. А вот 055 это полноценный ракетный крейсер, по своим возможностям превосходящий американский Замволт.
      Меня другое интересует, почему китайцы смогли в свою ВПУ запихнуть и крылатые ракеты, и зенитные, а мы нет?
      Унификация "Редута" и "Штиля" в УКСК дала бы больше возможностей для комбинирования боекомплекта на наших кораблях. А если посмотреть на макет эсминца пр.23560 (я молю Бога что это не есть Лидер), то получается вообще полный бардак - отдельные ВПУ для крылатых и противолодочных ракет, отдельные для "Редута", отдельные для С-400/С-500, отдельные для оморяченного Нудоля.
      Унификация? Не, не слышали
      1. +1
        25 февраля 2017 18:22
        Цитата: Wiruz
        А если посмотреть на макет эсминца пр.23560 (я молю Бога что это не есть Лидер), то получается вообще полный бардак - отдельные ВПУ для крылатых и противолодочных ракет, отдельные для "Редута", отдельные для С-400/С-500, отдельные для оморяченного Нудоля.
        Унификация? Не, не слышали

        Да ладно Вам, это всего лишь крыловский концепт, ничего общего с реальностью не имеющий.
  5. 0
    25 февраля 2017 12:06
    китайцы как и американцы не стараются поствить антенну повыше. чтобы увеличить радиогоризонт. а это для низколетящих целей ой как важно. у американцев понятно, советские пкр должны были сверху налететь. да и большие и быстрые они были. арлиберки были заточены под массированный ракетный удар с высока тяжелых и быстрых гранитов. для этого и был большой боекомплект, хотя мертвая зона над радаром остается, да и наводка ракет одновременно максимум на 2-4 цели. последняя версия с афаром должна решить эту проблему.

    но сейчас наверное большие угрозы идут от низколетящих товарищей. к этому наверное само хорошо подготовлены европейские концепты, такие как дэринги и горизонты.

    интересно какой у них там афар стоит. какие возможности. увп и афар это уже не наследие с300. чтото посерьезнее
    1. 0
      25 февраля 2017 12:23
      у американцев самолёт ДРЛО постоянно висит в воздухе
      1. 0
        25 февраля 2017 21:06
        Дрло как разведка может быть очень полезен. Но всегда летать наврятли сможет. Погода помешает, да и на ватке максимум два их. Круглосуточно наврятли смогут. А без авианосного соединения , концепция применения арлиберков и в одиночку работать. Это не даринги.
        1. 0
          26 февраля 2017 07:47
          а ещё есть спутниковая разведка. так , что не думаю , что кто-то так незаметно сейчас может подобраться для пуска ракет
          1. 0
            26 февраля 2017 10:02
            спутниковая не поможет. никак не поможет. спутниковая разведка и облачности ничего не увидит. да и при открытом небе трудно будет чтолибо увидеть. поверьте. эсминец за ночь может так потерятся, что иголку сена легче будет найти. есть еще малые ракетные корабли, подводные лодки. тут сотит вопрос наведения.

            авиацию береговую или любую другую вы не учитываете.
            1. 0
              27 февраля 2017 00:08
              я так себе думаю американцы постоянно следят за своими АУГ из космоса.
              а насчёт ДРЛО. авианосец прикрывает корабли ордера, а корабли прикрывают авианосец. да и плюс ещё охотник или два под водой .
  6. +5
    25 февраля 2017 12:47
    "Когда то мы научили ..., сегодня не грех поучиться у своих учеников"? Уважаемый Автор! Вы на самом деле думаете, что проблема российского кораблестроения в этом? Попробую сформулировать свою мысль как меня учили в кузнице советского военного кораблестроения: "Безусловно, в новой России развитие Производительных сил существенно отстает от среднемирового уровня. Однако, наибольший вред развитию Флота наносит состояние Производственных отношений или по Булгакову "разруха в головах и умах"? Ну например, возьмем ва ССЗ - "Звезда" и "Северная верфь", где планируется создавать ЭМ "Лидер" как антипод китайскому 055? На "Звезде" за есть лет сменилось пять (!) директоров, на "СФ" за 5 лет три (сейчас кадровый вопрос также стоит на повестке дня)? Причина во всех случаях дна - профессиональная некомпетентность и воровство!? В Китае бы такого директора РАССТРЕЛЯЛИ, у нас в крайнем случае - под следствие или даже посадят года на два, потом амнистируют "к Дню Победы"?! Поэтому мы отстаем, не потому что денег нет или возможностей - честных и порядочных людей, болеющих за порученное дело и горящих на работе патриотов своей страны НЕТ!?? И боюсь, что эта "болезнь" России хронически неизлечима ....
    1. +2
      26 февраля 2017 02:52
      Цитата: KudrevKN
      Однако, наибольший вред развитию Флота наносит состояние Производственных отношений

      Если Вы о мотивации людей к труду, от чего собственно и зависит производительность труда, то эту тему лучше не затрагивать. Тогда придется обсуждать, какое государство сейчас есть, и какое государство планируется построить. Социалистическое? Нет, и рядом не лежало. Смесь капитализма с социализмом (Швеция, Швейцария)? Тоже нет. Капиталистическое (когда правит финансовый капитал)? Как бы да, но капитализм получился какой-то суверенный. Не зря "либералы" критикуют не капитализм, а именно эту "суверенность", когда своим - всё, а не своим - закон. И тут будет уместным вспомнить В. Ленина с его определением Государственно-монополистического капитализма. После того, как определись с государством, можно перейти к мотивации его граждан к труду (в данном конкретном случае от чернорабочего до генерального директора). Забыли о планах удвоить ВВП в два раза за десять лет (с 2003 по 2013)? Планы те накрылись медным тазом. А Китай за это время увеличил свой ВВП в несколько раз. Смотрел недавно фильм об огромном китайском предприятии ширпотреба (кофеварки, утюги, грили) с численностью персонала 18 тысяч человек (в одном месте). Интересна организация производства, мотивация к труду разных категорий работников, и, конечно же, забота о работниках. На этом гигантском предприятии каждого работника воспитывают таким образом, чтобы он осознавал, что только его качественный труд позволит предприятию получить прибыль, что позволит сохранить его рабочее место. Когда владелец предприятия в России тратит полученную прибыль на яхты по 500 млн. долларов, или зарубежные спортивные клубы, то работнику этого предприятия трудно заставить себя отдавать работе все свои силы зная, куда идет основная прибыль.
      Поэтому Китай и идет вперед, а Россия ищет дно. http://chius.ru
      1. 0
        26 февраля 2017 10:12
        Не сравнивайте масштабы Китая и РФ. Там в "микрорайонах" по миллиону живет, потому и "в одном месте" 18 тыс. чел работают. А остальном - согласен.
        1. 0
          26 февраля 2017 11:33
          Цитата: Vlad.by
          Там в "микрорайонах" по миллиону живет, потому и "в одном месте" 18 тыс. чел работают.

          Предприятие, которое я упоминал, к "микрорайонам по миллиону" отношения не имеет. Впрочем, лучше один раз увидеть. Специально для Вас нашел этот фильм. Только признаю ошибку, не 18 тыс., а 17 тыс. человек. Впрочем, возможно что сегодня уже и 18 (три года прошло).
          https://www.youtube.com/watch?v=nrM-bE71ghA
      2. +2
        26 февраля 2017 12:09
        И Вам, и остальным участникам этой дискуссии будет интересно, что в 1988 году первая тройка самых крупных судостроителей в мире была следующая: Япония (42% всего строющегося тоннажа), Ю. Корея (26%) и ... Югославия (СФРЮ - 6%)!? Данных по СССР и США по причине секретности (стапеля под ВЗ) не было. Китай строил менее 1%? Я написал про "недоразвитость" Производственных отношений не о "немотивированных" работягах, а о тупоголовых топ - менеджерах, путающих свой карман с государевым? Неужели Вы можете сравнивать Бутому с Шмаковым или Рахмановым? Как можно сравнивать божий дар с яичницей? Или взять "Программу развития судостроения в РФ 2020"? Но это же Бред Сивой Кобылы, написанный студентами - недоучками под председательством Дворковича и утвержденной Медведевым? Если сами не понимают, что они "буровят" (бумага все стерпит), то хотя бы как истинные двоечники у отличников бы списывали (подсмотрели?)!? И это даже сделать не в состоянии! А все наши "проекты современных боевых кораблей"? Мы курсантами такие еще рисовали в 1987 году в дипломных проектах - 30 лет прошло, а ничего нового(за исключением "калибра") не появилось? А этим кораблям еще 30 лет служить, а они уже "мертворожденные пенсионеры"?! И даже этих новорожденных пенсов строить не можем - пром. площадка (технология) под них не готова - организаторов производства (инженеров - технологов) НЕТ - одни эффективные менеджеры (юристы и бухгалтера)?!
        1. +2
          26 февраля 2017 12:48
          Цитата: KudrevKN
          Я написал про "недоразвитость" Производственных отношений не о "немотивированных" работягах, а о тупоголовых топ - менеджерах, путающих свой карман с государевым?

          Потому, что задуматься не захотели над тем, о чем упомянул я. Мотивация к труду есть у всех и всегда, а не только у "работяг". И при этом у каждого своя. И у Дворковича, и у Медведева, и у Путина. Напрягитесь, и подумайте, почему инженеров НЕТ, а "эффективные менеджеры" ЕСТЬ. А какая может быть у способного молодого человека мотивация становиться квалифицированным инженером? Это сколько же энергии и сил надо потратить на все эти теормехи, сопроматы, высшую математику, не говоря о специальных предметах? Чтобы получать после учебы минимальную зарплату пока станешь хорошим специалистом. А тут БАБАХ, и кризис, и ты со всем своим опытом оказываешься на улице. Потому и нет толковых инженеров. А эффективные менеджеры - они и сегодня в шоколаде. Взгляните на Рогозина. Ни дня не грыз сопромат (про теормех даже и не упоминаю), а в момент стал доктором технических наук (он еще и доктор философских наук, ну да философские науки всем простительны). Мотивация, мотивация, божий дар с яичницей ...
      3. +1
        1 марта 2017 13:29
        И в этом согласен и солидарен с Вами! Говоря словами птицы Говорун из известного мультфильма:"Держаться нету больше сил!" "А Вы держитесь!" (ДАМ)
  7. +3
    25 февраля 2017 12:57
    Китайцы же, вообще не имевшие флота во время Второй мировой и конкурентоспособного − в годы Холодной войны, вознамерились вдруг, начав с нуля, превзойти всех за какую-то пару десятилетий за счёт копирования и модернизации по своему разумению чужих разработок прежних лет

    Неплохой способ. Это же способ лежит в основе животной конкуренции--делай как я, успешный шаг будет повторен, удачный метод добычи-закреплен в память как основа..
    Можно много таких примеров привести для стран. Китай между прочим стал сам источником копирования и использования технологий(порох, компас, метательные механизмы, ракеты и прочее). Имел большой флот и довольно неплохие традиции в Средневековье.У китайцев существовала куда более древняя традиция мореплавания, опыт хождения по морям-океанам и развития навигационной техники, нежели у какого-либо европейского народа. В общем--у них очень древние традиции мореплавания и кораблестроения. То что были у них периоды распада и упадка-их вовсе не останавливает. Их много и они пережили много чего. Не стоит думать что они остановятся.
    А для США наличие флота Намбер ван-это приоритет. Кто владеет Мировым океаном-тот владеет всей Мировой экономикой. США этого достигли благодаря стечению обстоятельств, удачному расположению и собственному стремлению и упорству. А ведь сменили ВБ, которая правила морями(в свою очередь сменила ИИ и Португалию-а те Средиземноморские)
    Для нас было бы полезным учиться. У тех и у других.