Полигоны Нью-Мексико (часть 5)

20
История Cannon Air Force Base (авиабазы Кэннон) началась в конце 20-х годов прошлого века, когда в 11 км к западу от городка Кловис, в Нью-Мексико, были возведены взлётно-посадочная полоса и пассажирский терминал. Аэропорт, главным образом обслуживающий почтовые перевозки, в конце 30-х годов получил наименование Clovis Municipal Airport. После того как США вступили во Вторую мировую войну (в 1942 году), аэропорт превратился в Clovis Army Air Base. В военное время на юге США, где преимущественно стояла сухая и солнечная погода, для подготовки военных лётчиков в массовом порядке строились аэродромы и полигоны. Авиабаза «Кловис» не стала исключением, её передали в распоряжение 16-го бомбардировочного авиакрыла для обучения и тренировки экипажей четырёхмоторных бомбардировщиков B-24 Liberator, бомбивших объекты на территории «Третьего рейха».

В ноябре 1943 года на авиабазу прибыл первый В-29 Superfortress. Для только запущенных в серийное производство «Суперкрепостей», которым предстояло воевать на тихоокеанском ТВД, первый выпуск подготовленных экипажей состоялся 1 апреля 1944 года. С целью наработки пилотами и штурманами-бомбардирами практических навыков бомбометания в 45 км к западу от аэродрома построили мишени. Некоторые из них сохранились до сих пор и являются частью действующего авиационного полигона. Интересно, что всего в 7 километрах от бомбовых мишеней находится ранчо, на котором разводят скот.




Спутниковый снимок Google Earth: мишень для отработки высотного бомбометания на авиационном полигоне


16 апреля «Авиабаза Кловис» была переведена из юрисдикции ВВС США в распоряжение «Континентального авиационного командования» — отвечавшего за управление ВВС Национальной гвардии, мобилизационные резервы и вспомогательные авиационные транспортные перевозки. Что означало снижение статуса авиабазы.

В середине 1946 года в связи с сокращением оборонных расходов аэродром был законсервирован, встал вопрос о его ликвидации как военного объекта. Однако после начала «холодной войны» и курса, взятого руководством США на «ядерное превосходство», авиабазу подчинили Strategic Air Command (SAC) — Стратегическому авиационному командованию. И сюда опять вернулись бомбардировщики В-29. Впрочем, вскоре «Суперкрепости» перебазировались на азиатские и европейские аэродромы, и авиабазу в окрестностях города Кловиса в очередной раз собрались ликвидировать.

Этим планам помешала начавшаяся на Корейском полуострове война. ВВС и Национальной гвардии в очередной раз потребовался аэродром для обучения и тренировки пилотов. С 23 июля 1951 года авиабазой стало руководить Tactical Air Command (TAC) — Тактическое авиационное командование, и в Кловисе разместили несколько эскадрилий 140-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла на поршневых истребителях F-51D Mustang.

Полигоны Нью-Мексико (часть 5)

F-86F Sabre 417-й эскадрильи из состава 50-го авиакрыла


Летом 1953 года в Кловис перелетели реактивные F-86F Sabre 50-го истребительного авиакрыла. Вскоре по соседству с ними разместились самолёты 338-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла, которых в итоге на стоянках авиабазы оказалось намного больше, так как основная часть 50-го авиакрыла размещалась на «передовой» холодной войны — американских авиабазах в ФРГ. Вдобавок к трём эскадрильям F-86F в составе 338-го авиакрыла имелось 5 реактивных УТС T-33 Shooting Stars и 5 транспортно-пассажирских С-47 Dakota.


Учебно-тренировочный T-33 Shooting Stars на мемориальной стоянке авиабазы «Кэннон»


Политические перипетии напрямую связаны с историей авиабазы. Так, в середине 50-х пришедший к власти во Франции Шарль де Голль решил избавиться от американского военного присутствия. И истребители F-86H 312-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла с французских аэродромов перелетели в Нью-Мексико. Вскоре к ним добавились «Сабли» 474-го истребительного авиакрыла, и на авиабазе стало тесно.


F-100D Super Sabre


В 1957 году завершилось перевооружение на сверхзвуковые F-100D Super Sabre и в течение 12 следующих лет эти истребители размещались на авиабазе. В том же 1957 году авиабазу переименовали в Air Force Base Cannon в честь покойного генерала Джона Кэннона, бывшего командующего Тактического авиационного командования. В связи с этим авиабаза Кэннон среди лётного и технического состава очень часто обозначается как «Пушка» (англ. cannon — пушка).

После вмешательства США в боевые действия в Индокитае в Юго-Восточную Азию отправились «Супер Сейбры», базировавшиеся в Нью-Мексико. Авиабаза «Кэннон» стала местом подготовки пилотов перед отправкой во Вьетнам. Особый упор при обучении пилотов делался на полёты по приборам и отработку воздушного боя.

Перекрашенные в тропический камуфляж F-100 не только сопровождали бомбовозы F-105 Thunderchief, но и сами наносили бомбово-штурмовые удары 250 и 500-фунтовыми авиабомбами, напалмовыми баками и НАР. Встречи с северо-вьетнамскими МиГами носили единичный характер. Однако несколько машин было потеряно от зенитного огня.



Для своего времени достаточно лёгкий и маневренный F-100 был очень неплохой машиной, и он достойно себя проявил при оказании непосредственной авиационной поддержки в ходе отражения атак Вьетконга в Южном Вьетнаме. Однако для сопровождения бомбардировщиков, наносящих удары по ДРВ, радиуса действия F-100 было недостаточно. Кроме того, отсутствие на истребителе БРЛС и современных ракет воздушного боя делало его малоэффективным при противодействии северовьетнамским МиГам. К тому же при эксплуатации «Супер Сейбров» во влажном тропическом климате выявился ряд технических проблем, снижавших степень готовности истребителей к боевым вылетам. Всё это привело к тому, что роль F-100 во вьетнамской войне к началу 70-х сошла на нет.

После вывода F-100 из Юго-Восточной Азии, все уцелевшие и имеющие достаточный лётный ресурс истребители в 1972 году передали ВВС Национальной гвардии и в испытательные подразделения. Война во Вьетнаме показала, что ВВС США нужны новые ударные машины способные действовать в условиях сильной ПВО, и эскадрильи 27-го тактического авиакрыла развёрнутые в «Кэннон» перешли на сверхзвуковые истребители-бомбардировщики с изменяемой геометрией крыла F-111 Aardvark. Первые F-111А/Е поступили на авиабазу «Кэннон» во второй половине 1969 года.


F-111 различных модификаций из состава 27-го авиакрыла


Однако эксплуатация новых самолётов поначалу была связана с массой проблем технического характера. Надежность очень сложного БРЭО оставляла желать много лучшего, а отказы механизации крыла приводили к лётным происшествиям. Однако по мере освоения самолётов и поступления новой модификации (F-111D) 554-я истребительная эскадрилья в 1974 году была признана полностью боеготовой. Личный состав авиабазы Кэннон сыграл существенную роль в войсковых испытаниях новой ударной машины, чему способствовала близость авиационных полигонов и лётно-испытательных центров. Вслед за F-111D последовали F-111F с усовершенствованным БРЭО и усиленным шасси. После вывода 509-го бомбардировочного авиакрыла с авиабазы «Портсмут-Пиз» в Нью-Гемпшире принадлежащие этому подразделению FB-111A вывели в Кэннон. Бомбардировщик FB-111A представлял собой стратегическую всепогодную версию тактического истребителя-бомбардировщика F-111.

С первого июня 1992 года авиабаза Кэннон стала частью Air Combat Command (ACC) — Авиационного боевого командования, которое должно управлять действиями самолётов тактической авиации на различных ТВД. Для лучшего взаимодействия, по опыту боевых действий в Персидском заливе, в состав 27-го авиакрыла включили также самолёты РЭБ EF-111A Raven.

Летом 1995 года истребительно-бомбардировочные эскадрильи 27-го авиакрыла начали перевооружать на истребители F-16С/D Fighting Falcon. F-111F были выедены из эксплуатации в сентябре 1995 года, а EF-111А — в мае 1998 года. После чего служба различных модификаций F-111, длившаяся на Cannon AFB в течение 29 лет, завершилась.


Истребители F-16C из состава 27-го авиакрыла


В 2005 году американское правительство в очередной раз обнародовало планы по закрытию «Пушки». Дело дошло до вывода с авиабазы всех истребителей F-16, но в процесс ликвидации в очередной раз вмешалась «сложная международная обстановка». В рамках начавшейся глобальной компании с «международным терроризмом» вооруженным силам потребовалась база для авиации «специальных сил».



20 июня 2006 года было объявлено, что 27-е истребительное авиакрыло на авиабазе Кэннон преобразуется в 27-е авиакрыло специальных операций. Сюда была переведена часть техники и вооружения 16-го авиакрыла специальных операций с авиабазы «Хелберт Фильд», в частности, самолёты AC-130H Spectre и MC-130H Combat Talon II. БПЛА MQ-1B Predator, MQ-9 Reaper, конвертопланы CV-22 Osprey, самолёты огневой поддержки и обеспечения действий спецназа AC-130W Stinger II и MC-130J были новыми. По мере поступления AC-130W Stinger II старые машины огневой поддержки, построенные в 80-е годы, отправили на базу хранения в «Дэвис-Монтан».


Самолёт огневой поддержки AC-130W Stinger II


Самолёт огневой поддержки AC-130W Stinger II является дальнейшим развитием модельного ряда американских «ганшипов». Его производство началось в 2010 году. По сравнению с AC-130H Spectre вооружение AC-130W Stinger II существенно изменилось. В отличие от «канонерок», ранее созданных на базе транспортного «Геркулеса», основным оружием AC-130W Stinger II являются управляемые авиационные боеприпасы AGM-176 Griffin и GBU-39, а не артиллерийские орудия.



Впрочем, для поражения точечных целей на борту сохранена одна 30-мм пушка, так как в ходе поддержки сил спецназа может сложиться ситуация, когда использование осколочных боеприпасов неприемлемо из-за возможности поражения собственных военнослужащих.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты сил специальных операций на стоянке авиабазы «Кэннон»


В настоящее время на авиабазе «Кэннон» на постоянной основе несут службу около 4000 военнослужащих и трудоустроено 600 гражданских лиц. Длина бетонной взлетно-посадочной полосы составляет 3048 метров. С 2012 года ведётся реконструкция ВПП и расширение стоянок.



Если специальные самолёты на базе военно-транспортных С-130 постоянно находятся на открытых стоянках авиабазы, то боевые беспилотники и конвертопланы «Оспри» как правило хранятся в закрытых ангарах.



На авиабазе имеется развитый радиотехнический комплекс, обеспечивающий безопасность полётов. Неподалёку от диспетчерской башни находится вышка с запросчиком радиолокационной системы управления воздушным движением (GCA) который посылает сигнал транспондеру, установленному на борту воздушного судна. Также на авиабазе есть метеорологический радар WSR-88D, способный на большом расстоянии засекать дождевые облака и грозовые фронты.


Спутниковый снимок Google Earth: стационарный радиолокатор в окрестностях авиабазы «Кэннон»


В 20 км к западу от авиабазы на возвышенности установлена стационарная радиолокационная станция ARSR-3. Данные с неё в реальном режиме времени передаются в пункт управления полётами. Ещё один радар, обеспечивающий безопасность полётов и осуществляющий объективный контроль в ходе отработки боевого применения, расположен непосредственно на авиационном полигоне.


Спутниковый снимок Google Earth: РЛС на авиационном полигоне Мелроуз


Авиационный полигон Мелроуз (Melrose Range Air), расположенный в 45 км к юго-западу от ВПП авиабазы, заслуживает отдельного упоминания. На полигоне ежегодно выполняют сотни учебно-тренировочных заданий самолёты ВВС и Национальной гвардии, базирующиеся на окрестных аэродромах штата Нью-Мексико.


Спутниковый снимок Google Earth: макет ЗРК С-75 на авиационном полигоне Мелроуз


По сравнению с полигонами Холломан или Уайт-Сэндз, авиационный полигон авиабазы Кэннон не впечатляет своими размерами. Однако здесь имеется прекрасно оборудованный мишенный комплекс.


Спутниковый снимок Google Earth: стоянка техники используемой в качестве мишеней на полигоне Мелроуз


На полигон свезены сотни образцов списанной военной техники. Это не только танки, бронемашины, грузовики и артиллерийские орудия, но и отслужившие своё самолёты и вертолёты. То, что в процессе боевой подготовки превращается в металлолом, оперативно заменяется новыми экземплярами.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция зенитной батареи с реальными орудиями на полигоне «Мелроуз»



Спутниковый снимок Google Earth: колонна с ракетными установками на полигоне «Мелроуз»


Большинство мишеней выглядит весьма реалистично. На полигоне, кроме привычных уже макетов позиций ЗРК, имеются железнодорожные составы, линии обороны и аэродром условного противника, где, кроме списанных «Фантомов», в капонирах установлены макеты российских МиГ-29.


Спутниковый снимок Google Earth: авиатехника на полевом аэродроме условного противника


Большое внимание в ходе тренировок традиционно уделяется подавлению зенитных и радиотехнических средств. Хотя вероятность того, что в ходе «борьбы с террором» авиатехника 27-го авиакрыла специальных операций в ближайшее время столкнётся с чем-то кроме лёгких зенитных автоматов и ПЗРК, исчезающее мала. Пилоты учатся противодействовать и уклоняться от гораздо более серьёзных зенитных систем. По крайней мере, на полигоне имеются позиции крупнокалиберных зенитных батарей и дальнобойных ЗРК, а также средства, имитирующие работу станций наведения. Обычным делом являются полёты и тренировки на полигоне в ночное время с использованием приборов ночного видения и тепловизионных систем.

По материалам:
http://www.airforce-technology.com/projects/cannon-air-force-base-new-mexico/
https://theaviationist.com/tag/cannon-air-force-base/
http://www.key.aero/view_article.asp?ID=7455&thisSection=military
http://www.military.com/equipment/ac-130w-stinger-ii
http://ethw.org/Air_Traffic_Control_and_Radar
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    27 февраля 2017 15:34
    Сергей, спасибо за цикл статей, очень понравился.
    1. +4
      27 февраля 2017 16:19
      Цитата: EvgNik
      Сергей, спасибо за цикл статей, очень понравился.

      Цитата: амурец
      За цикл статей спасибо. Интересно и познавательно.

      drinks
      Цитата: амурец
      Предпоследний снимок. ЗРДН на марше. Вот этот момент для ЗРК был самым опасным. Что для С-75,что для С-200.

      С-125, С-300П и большинства армейских комплексов это тоже касается. yes
      Цитата: Alex_59
      Не, я в шоке, у них там на каждой AFB свое поле для гольфа имеется, или только на некоторых? Чуть ли не пятую часть площади базы занимает Cannon AFB Golf Course.

      Ничего не поделаешь, буржуи...да и климат позволяет. Попробовали бы они у нас по пояс в снегу поиграть. wassat
      1. +3
        27 февраля 2017 16:38
        Цитата: Bongo
        Попробовали бы они у нас по пояс в снегу поиграть

        Представил себе эту картину маслом - гольф зимой в России crying lol hi
        1. +5
          27 февраля 2017 17:06
          Цитата: EvgNik
          Представил себе эту картину маслом - гольф зимой в России

          У нас народ посокращали ( как и везде), теперь и большие начальники не гнушаются брать в руки снеговые лопаты. Представь себе гольф с лопатой... wassat
          1. +2
            27 февраля 2017 17:28
            Цитата: Bongo
            Представь себе гольф с лопатой..

            Примерно так? laughing
            1. +4
              27 февраля 2017 17:58
              Цитата: EvgNik
              Примерно так

              Это не жопа, жопа когда снега выпадает за сутки по пояс... wassat
              1. +2
                27 февраля 2017 20:16
                Цитата: Bongo
                Это не жопа, жопа когда снега выпадает за сутки по пояс...

                О, да, мне рассказывали почему на камчатке в казармах двери внутрь открываются (что кстати нарушение противопожарных норм). laughing
                У нас нынче кстати на Урале тоже пару дней было... Нормально так, по 30 см за ночь. Не Камчатка конечно. Но давно столько снега не было - с содраганием ждем паводка.
                1. +4
                  28 февраля 2017 03:35
                  Цитата: Alex_59
                  Цитата: Bongo
                  Это не жопа, жопа когда снега выпадает за сутки по пояс...

                  О, да, мне рассказывали почему на камчатке в казармах двери внутрь открываются (что кстати нарушение противопожарных норм). laughing
                  У нас нынче кстати на Урале тоже пару дней было... Нормально так, по 30 см за ночь. Не Камчатка конечно. Но давно столько снега не было - с содраганием ждем паводка.

                  В Комсомольске-на-Амуре в 2014 году были побиты все рекорды по количеству выпавшего за сутки снега. Сугробы наметало вровень со 2 этажами многоэтажек. В этом снежном буране погибло несколько человек, пытавшихся добраться на работу или с работы. Некоторых нашли только весной. sad
                  1. +1
                    28 февраля 2017 14:10
                    Цитата: Bongo
                    В Комсомольске-на-Амуре в 2014 году были побиты все рекорды по количеству выпавшего за сутки снега.

                    Да! Досталось вам. А я думал круче февраля 1971 уже не будет. Тогда ровики с пусковыми заметало выше обваловки, а кабину "П" почти до половины. Точно не помню, сколько дней тогда это продолжалось, кажется три или четыре.
                    1. +3
                      28 февраля 2017 14:18
                      Цитата: амурец
                      Да! Досталось вам. А я думал круче февраля 1971 уже не будет. Тогда ровики с пусковыми заметало выше обваловки, а кабину "П" почти до половины. Точно не помню, сколько дней тогда это продолжалось, кажется три или четыре.

                      Вот так в 2014 году прокапывали подходы к подъездам.
                      1. +1
                        28 февраля 2017 14:52
                        Цитата: zyablik.olga
                        Вот так в 2014 году прокапывали подходы к подъездам.

                        Добрый вечер! Оля. Да у вас всегда снега были большие, но это уже слишком круто.
                  2. +1
                    2 марта 2017 08:14
                    В Комсомольске-на-Амуре в 2014 году были побиты все рекорды по количеству выпавшего за сутки снега.

                    Мои пять копеек в общую тему - наблюдал такую картину, когда снега выпадало 1 сантиметр - в минуту -две. Заготовка продуктов (часть была небольшая) выглядела так - из автопарка выезжал "шнек"(постоянно отбрасывая снег) - доезжал до столовой - забирал наряд - ехал до ДОСов(дома офицерского состава) - забирал заведующую продскладом - доезжал до продсклада - грузил продукты - ехал до столовой. Караул снимали с постов - смысла стоять не было.
                    Сахалин - осень 1988 года.
                    Кстати, народное название тайфуна на Сахалине - именно ж..а.
                2. +2
                  28 февраля 2017 07:06
                  Цитата: Alex_59
                  У нас нынче кстати на Урале тоже пару дней было...

                  Почему пару дней, Алекс? Постоянно сыплет. С крыш каждую неделю почти скидывают (с пятиэтажек). А паводок - да, знатный будет, давно такого снега не было.
                  1. +2
                    28 февраля 2017 07:14
                    Цитата: EvgNik
                    Почему пару дней, Алекс?

                    Ну пару дней были супер-пупер-снежными, а остальные просто снежными.
                    Цитата: Bongo
                    Сугробы наметало вровень со 2 этажами многоэтажек.

                    Ну это жесть конечно, у нас так не бывает никогда. Метр - полтора за зиму норма, плюс - минус. Нынче полтора точно насыпало.
                    Цитата: EvgNik
                    А паводок - да, знатный будет, давно такого снега не было.

                    Наш Кунгур опять смоет. sad В прошлом году подсыпали валы вдоль рек в том Кунгуре, 10 см воды не хватило чтобы перелило через дамбы. Ездил в командировку - видел что там творилось. Нынче думаю шансы на затопление еще выше.
                    1. +2
                      28 февраля 2017 08:06
                      Цитата: Alex_59
                      Ну пару дней были супер-пупер-снежными, а остальные просто снежными.

                      Так оно. В городе снега поменьше, а вот в лесу очень много. Сын в сад ходил крышу чистить, говорит, что залез на неё без всякой лестницы, просто с сугроба. Заборов вообще не видно.
  2. +2
    27 февраля 2017 15:36
    Не, я в шоке, у них там на каждой AFB свое поле для гольфа имеется, или только на некоторых? Чуть ли не пятую часть площади базы занимает Cannon AFB Golf Course.
  3. +2
    27 февраля 2017 16:00
    На полигоне, кроме привычных уже макетов позиций ЗРК,

    Предпоследний снимок. ЗРДН на марше. Вот этот момент для ЗРК был самым опасным. Что для С-75,что для С-200.
    За цикл статей спасибо. Интересно и познавательно.
  4. +2
    27 февраля 2017 17:10
    Спасибо за ваш цикл. Если у Вас, есть возможность, интересно было бы увидеть статью о современной, легкомоторной авиации в военном деле - патрулирование, противопартизанские действия, борьба с наркотиками и пр.
    1. +5
      27 февраля 2017 17:20
      Цитата: Razvedka_Boem
      Спасибо за ваш цикл.

      Пожалуйста! hi
      Цитата: Razvedka_Boem
      Если у Вас, есть возможность, интересно было бы увидеть статью о современной, легкомоторной авиации в военном деле - патрулирование, противопартизанские действия, борьба с наркотиками и пр.

      Я про это не так давно уже писал. Зайдите ко мне в комментарии, сегодня в 08:22 я выкладывал активные ссылки на эти статьи. hi
      1. +2
        27 февраля 2017 17:52
        Мое почтение) Спасибо.