Прежде чем приступить к рассказу об этой боевой машине, хочу привести фразу одного из армейских офицеров, брошенную им в разговоре со мной в ночной палатке в аэропорту Северный города Грозного. Шел январь 1995-го. Всего три недели прошло после гибели Майкопской бригады… «Жаль парней, – сказал, сжимая в руке стакан со спиртом, немолодой уже капитан. – Бросили ребят на заклание. Танками и «бэхами» только в поле воевать, в городе им делать нечего. Было бы у наших побольше «Шилок», глядишь, и не мочили бы «духи» «коробочки» из гранатометов с верхних этажей зданий…»
Впоследствии мне часто приходилось слышать подобные высказывания от разных людей. Трудно сказать, спасли бы дополнительные «Шилки» погибшую бригаду. Те машины, которые имелись в наличии, в том числе и более современные зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Тунгуска», хотя и могли вести подавляющий огонь по всем этажам, все-таки с задачей защитить мотострелков от действий гранатометчиков, засевших в зданиях, не справились. По мнению многих специалистов, сделать им это было крайне сложно именно из-за специфики боевых действий в городе: во-первых, боевиков локатором не обнаружишь, а стрелять вслепую смысла нет, во-вторых, как отметил бывший начальник штаба Северо-Кавказского военного округа генерал-лейтенант В. Потапов, «ЗСУ «Шилка» из-за своих габаритов, плохого обзора через прицелы являются первоочередной мишенью для поражения из гранатометов и крупнокалиберных пулеметов, поэтому их применение в населенных пунктах для поддержки действий войск в составе бронегрупп не эффективно».
Собственно, иначе и быть не могло, ведь «Шилки» создавались совершенно для других целей. И хотя эти зенитные самоходные установки уже давно сняты с производства, они в своей области применения полностью себя оправдали и до сих пор считаются одним из лучших средств борьбы с низколетящими скоростными воздушными целями.
Их появление, как и появление любой другой боевой техники, было вызвано велением времени. Уже к концу Второй Мировой войны стало ясно, что ствольная зенитная артиллерия солидных калибров, хорошо «работающая» по целям на больших и средних высотах, не способна уничтожать низколетящие самолеты и к тому же представляет опасность для своих войск: осколки, к примеру, 85-мм зенитного снаряда, взорвавшегося на небольшой высоте, могли поразить собственных солдат. Из-за повышения скорости самолетов снизилась и эффективность стоявших на вооружении малокалиберных 25-мм и 37-мм зенитных пушек. Не справлялась с задачами прикрытия войск с воздуха и ЗСУ-57-2. Ситуация усугублялась и тем, что к началу 1960-х годов, с появлением высокоточных зенитных ракет, пилотам было рекомендовано как можно ближе прижиматься к земле. Именно поэтому потребовалось оружие, которое прежде всего само могло быстро обнаруживать скоростные (до 450 м/с) низколетящие цели на дальностях 2500 м и высотах до 1500 м и уничтожать их. И такое оружие – зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» – появилось.
Изначально, правда, у «Шилки» был конкурент – скорострельная ЗСУ «Енисей». Задание на их разработку было дано Советом Министров СССР в апреле 1957 года. Однако уже через четыре года, летом 1961 года, стало ясно, что показатели у «Шилки» лучше. Именно она и была принята на вооружение в далеком 1962 году, а через два года началось ее серийное производство. К концу 1960-х годов среднегодовой выпуск «Шилок» составлял около 300 машин.
Базой для создания ЗСУ-23-4 стала гусеничная машина ТМ-575. Ее сварной корпус был разделен на три отделения: управления, боевое и силовое. В качестве двигателя выбрали дизель типа 8Д6. Его «довели до ума» и под индексом В-6Р установили на «Шилку». Этот шестицилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения имел мощность 280 л.с. Впоследствии его несколько модернизировали. Топливо поступало к двигателю из двух баков, изготовленных из алюминиевого сплава, – переднего на 405 л и заднего на 110 л.
Ходовая часть машины включала два задних ведущих колеса, два направляющих колеса с механизмом натяжения гусениц и двенадцать опорных катков. Металлическая гусеничная цепь состоит из 93 стальных траков, соединенных между собой стальными пальцами. Ширина траков равняется 382 мм. Подвеска машины торсионная, независимая, с гидравлическими амортизаторами и пружинными упорами.
Теперь о главном – вооружении. На несущий корпус гусеничной машины установлена сварная башня с диаметром погона 1840 мм. Передними лобовыми листами она закреплена на станине, на левую и правую стенки которой крепятся верхняя и нижняя люльки пушки. Они укреплены на расстоянии 320 мм одна над другой, и на такое же расстояние нижняя люлька выдвинута вперед по отношению к верхней. На каждой люльке установлены два автомата 2А7 с пушками 2А10 калибра 23 мм. Действие автоматики пушки основано на отводе пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Ствол состоит из трубы, кожухов системы охлаждения, газовой камеры и пламегасителя. Затвор клиновой, с опусканием клина вниз. Длина автомата с пламегасителем 2610 мм, длина ствола с пламегасителем 2050 мм. Длина нарезной части 1730 мм. Охлаждение стволов – водяное. Вес одного автомата – 85 кг, вес всей артиллерийской части из четырех орудий – 4964 кг. Боезапас пушки – две коробки по 1000 снарядов. Имеется пневматическая система для взведения автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке при осечках.
Автоматические пушки имеют скорострельность 11 выстрелов в секунду каждая. «Шилка» может вести огонь как всеми четырьмя пушками, так и парой или любой из четырех. Стволы пушек и антенна радиолокационно-приборного комплекса полностью стабилизированы, благодаря чему установка способна эффективно уничтожать противника в движении. На цель пушки наводятся гидроприводами, также есть возможность осуществлять наводку вручную с помощью маховиков.
Боекомплект пушки состоит из 23-мм бронебойно-зажигательных трассирующих (БЗТ) и осколочно-фугасных зажигательных трассирующих (ОФЗТ) снарядов. Бронебойные снаряды не имеют взрывчатого вещества, но в них находится зажигательный состав, который обеспечивает трассирование и поджог легковоспламеняющихся целей. Вес такого снаряда 190 г. Осколочно-фугасные снаряды весят чуть меньше – 188,5 г, имеют головной взрыватель МГ-25 и самоликвидатор, который срабатывает через 5-11 секунд. Метательный заряд у обоих снарядов одинаковый – 77 г пороха. Вес патрона – 450 г. Гильза стальная, однократного использования. Баллистические данные обоих снарядов одинаковы – начальная скорость – 980 м/с, эффективная стрельба ведется на высоту до 1500 м и по дальности на 2500 м. Питание автоматов ленточное, на 50 патронов. Подаются они в стволы в такой последовательности: четыре осколочно-фугасных – один бронебойно-зажигательный.
Стрельба из пушек может вестись в четырех режимах. Первый, он же основной, обеспечивает автосопровождение целей с выдачей необходимых данных на приводы наведения орудий. Командиру и наводчику остается лишь произвести стрельбу. Остальные три режима используются, когда автосопровождение невозможно из-за появления помех или повреждений.
Огнем пушек управляет радиолокационно-приборный комплекс РПК, расположенный в приборном отсеке башни. В его состав входят: радиолокационная станция, счетно-решающий прибор, блоки и элементы систем стабилизации линии визирования и линии выстрела, визирное устройство.
Особо стоит сказать о радиолокационной станции «Шилки». Она работает в диапазоне 1–1,5-сантиметровых волн. Выбор диапазона был обусловлен целым рядом причин. Во-первых, такие станции имеют антенны с малыми весогабаритными характеристиками; во-вторых, РЛС этого диапазона менее восприимчивы к преднамеренным помехам противника, обладают значительной скоростью обработки принимаемой информации; в-третьих, эти РЛС обеспечивают распознавание и классификацию целей за счет увеличения доплеровских сдвигов частоты отраженных сигналов, возникающих от движущихся и маневрирующих целей, такие станции дают возможность обнаруживать воздушные цели, разработанные с применением технологии «стелс». И, наконец, в-четвертых, этот диапазон менее загружен другими радиотехническими средствами. В качестве недостатка таких радиолокационных станций можно отметить относительно небольшую дальность действия, которая колеблется в диапазоне 10–20 км и очень сильно зависит от погоды: обильные осадки сильно снижают возможности РЛС.
Если учитывать обилие всевозможной аппаратуры, установленной на «Шилке», то можно безошибочно определить, что энергопотребление боевой машины весьма значительное. И действительно, в ней имеется целых три цепи энергопитания: на 55 и 27,5 вольта постоянного тока и на 220 вольт переменного. Энергопитание обеспечивается при помощи газотурбинного двигателя мощностью 74 л.с.
Для связи ЗСУ-23-4 имеет стандартную коротковолновую радиостанцию Р-123 с радиусом действия на среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех – до 23 км, а при включенном подавителе шумов – до 13 км. Для внутренней связи также используется стандартное танковое переговорное устройство P-124. Оно рассчитано на четверых абонентов. Для привязки к местности «Шилка» имеет навигационную аппаратуру ТНА-2.
ЗСУ-23-4 снабжена стандартным набором средств пожаротушения, имеет систему ПАЗ (противоатомная защита). Защита экипажа от радиоактивной пыли происходит путем очистки воздуха и создания избыточного давления в боевом отделении и отделении управления. Для этого применен центральный нагнетатель с инерционной сепарацией воздуха.
За время своей службы в войсках «Шилка» несколько раз модернизировалась. Были модернизированы газотурбинный агрегат (его ресурс увеличили в 2 раза – с 300 часов до 600 часов), счетно-решающий прибор, появился командирский прибор наведения. Наиболее существенной переделке подверглись автоматы 2А7 и пушки 2А10, ненадежную пневмозарядку автоматов заменили пирозарядкой. Замена сварной трубки отвода охлаждающей жидкости на гибкий трубопровод позволила увеличить ресурс ствола с 3500 до 4500 выстрелов. В 1973 году ЗСУ-23-4М приняли на вооружение под другим именем – «Бирюса», хотя для всех военных она по-прежнему оставалась «Шилкой». Последняя модернизация прошла незадолго до снятия «Шилки» с производства. На ней была установлена аппаратура распознавания «свой–чужой». С 1982 года ЗСУ-23-4 прекратила поступать в войска.
За свою долгую войсковую жизнь «Шилки» поучаствовали во многих вооруженных конфликтах. Они активно использовались в арабо-израильских войнах, в Анголе, в ливийско-египетском конфликте и эфиопско-сомалийской войне, в ирано-иракской войне и боевых действиях на Балканах, в последних войнах в Персидском заливе и других конфликтах. Примечательный факт: в ходе арабо-израильской войны 1973 года на долю «Шилок» пришлось около 10 процентов всех авиационных потерь Израиля. Казалось бы, цифра незначительная. Однако израильские летчики в один голос заявляли: наши «зэсэушки» создавали такое море огня, что они предпочитали не летать над районами их боевого применения.
В Афганистане «Шилка» широко применялась нашими войсками в качестве оружия поддержки пехоты, наводя ужас на душманов. Так как непосредственной угрозы с воздуха для наших войск не существовало, многие «Шилки» были модернизированы именно для стрельбы по наземным целям. С них снимали радиолокационные комплексы, в два раза увеличивали боезапас (с 2000 выстрелов до 4000), устанавливали ночные прицелы, навешивали дополнительные броневые листы. ЗСУ-23-4, как уже отмечалось, принимали участие в обеих чеченских кампаниях.
И последнее. Частенько приходилось слышать вопрос, а почему все-таки «Шилку» назвали «Шилкой»?
Откуда появилось такое название? А взялось оно с карты России. Кто-то очень удачно высмотрел на ней реку с таким именем – левую составляющую Амура. Если и есть названия боевой техники, полностью соответствующие ее «темпераменту», то «Шилка» здесь будет в первых рядах – своими мощными снарядами, вылетающими из четырех стволов с огромной скорострельностью, она действительно способна прошивать, а иногда и просто разрезать цели противника.
Основные характеристики ЗСУ-23-4 «Шилка»
Общие технические характеристики |
|
Боевая масса, т |
20 |
Броневая защита |
противопульная |
Экипаж, чел |
4 |
Максимальная скорость, км/ч |
60 |
Запас хода, км |
450 |
Двигатель |
дизель водяного охлаждения |
Максимальная мощность / частота оборотов двигателя, л.с./об./мин |
280 / 2000 |
Силовая передача |
механическая с гидрообъемным механизмом поворота |
Тормоза |
дисковые, сухого трения |
Подвеска |
независимая торсионная |
Система электропитания |
3-фазная переменного и постоянного токов |
Номинальная мощность по переменному току, кВт |
20 |
Номинальная мощность по постоянному току, кВт |
8 |
Габаритные размеры, мм: |
|
– длина |
6535 |
– ширина |
3125 |
– высота в походном положении |
2576 |
– высота в боевом положении |
3572 |
– клиренс |
400 |
Преодолеваемые препятствия, м |
|
– высота стенки |
1,1 |
– ширина рва |
2,8 |
– глубина брода |
1,07 |
Система вооружения |
|
Калибр/количество автоматов, мм/шт. |
23 / 4 |
Наклонная дальность стрельбы, м |
2500 |
Боекомплект, выстрелов |
2000 |
Длина максимальной очереди одного автомата, выстр. |
150 |
Зона обнаружения радиолокационной станции, км |
20 |
Зона сопровождения радиолокационной станции, км |
10 |
Зона обнаружения оптико-локационной станции, км |
8 |
Зона сопровождения оптико-локационной станции, км |
7,5 |
Вспомогательное оборудование |
|
Противоатомная защита |
коллективная |
Противопожарная защита |
автоматическая |
Холодопроизводительность кондиционера, ккал/ч |
4000 |