Россия вляпалась в раздоры ВТО

На первом заседании Генсовета ВТО с участием России речь шла отнюдь не о высоких идеалах либерализации мировой торговли, а о шкурных национальных интересах




Ну, вот и свершилось: Россия заседает во всемирном торговом клубе и теперь может выставлять свои условия другим кандидатам на вступление в ВТО. Однако – увы! Пока нам приходится обсуждать там все те же проблемы доступа на свой рынок. И с кандидатов спросить нечего: это же партнеры России по Таможенному союзу!

На прошлой неделе российская делегация впервые принимала участие в работе Генерального совета ВТО. Возглавлял делегацию Максим Медведков, многие годы прокладывавший России дорогу в организацию.

Генеральный директор ВТО Паскаль Лами, конечно, польстил российской стороне, сказав, что именно теперь организация, которую он возглавляет, стала действительно всемирной. Да, у "старожилов" ВТО есть надежда, что Россия вдохнет новую жизнь в организацию, развитие которой застопорилось на начатом десять лет назад Дохийском раунде. Он должен был привести к еще большей либерализации мировой торговли, снижению уровня субсидирования сельского хозяйства и т.п. Однако зашел в тупик из-за непреодолимых противоречий между развивающимися и развитыми странами.

Россия, находящаяся где-то посередине, могла бы своим авторитетом способствовать нахождению компромисса. И, возможно, она еще сыграет свою позитивную роль в развитии ВТО. Но пока, увы, приходится констатировать, что Дохийский раунд скорее мертв, чем жив. И традиционные заверения о его поддержке, звучащие на многосторонних форумах – вроде того, что прозвучало на саммите АТЭС во Владивостоке, – уже стали сродни языческим заклинаниям. Тем временем основные игроки мировой экономической арены – США, Китай, ЕС – переключились на региональный и двусторонний формат развития правил трансграничной торговли.

Кроме того, на заседании Генсовета речь шла отнюдь не о высоких идеалах либерализации мировой торговли, а совершенно о другом – о шкурных национальных интересах. Россия и ее ключевые торговые партнеры вновь спорили о доступе на рынки. Российская делегация заговорила об ограничениях – зачастую граничащих с дискриминацией, – с которыми по-прежнему сталкиваются наши экспортеры на рынках Европы, США и в других регионах. Это и антидемпинговые процедуры, и негласные количественные ограничения. Кроме того, США до сих пор не установили с нами режим наибольшего благоприятствования на постоянной основе, чему препятствует пресловутая поправка Джексона-Вэника. Партнеры по ВТО выкатили встречные претензии: Россия-де, вопреки взятым при вступлении обязательствам, сохраняет слишком высокий уровень ввозных пошлин. Кроме того, она ввела утилизационный сбор, взимаемый с импортеров автомобилей иностранного производства, что свело на нет эффект от снижения ввозной пошлины.

А чего, собственно, еще можно ожидать от страны, вступившей в ВТО на столь жестких условиях? За те 19 лет, что велись переговоры, оппонентам удалось очень существенно опустить российские импортные тарифы и "связать" их на уровне ниже, чем у многих развитых стран и большинства развивающихся. Средневзвешенный тариф у нас связан на уровне около 10% – то есть, выше этой планки мы его поднять не можем. А действующий тариф в ближайшие годы обязались снизить до 6% – 7%. Тогда как, например, у стран Западной Европы действующий тариф – порядка 1% – 3%, зато связанный – гораздо выше нашего. Например, у Швейцарии средневзвешенный тариф на сельскохозяйственную продукцию связан на уровне 48%. Так что при необходимости она может беспрепятственно повысить действующие тарифы на порядок. Или, скажем, Бразилия: тариф у нее связан на уровне более 30%, действующий же составляет около 10%. У Турции связано лишь 50% тарифов из товарной номенклатуры, по остальным – ставка может быть какой угодно. Оцените пространство для маневра!

А у России такого нет. Чем же нам защищать рынок? Только нетарифными мерами. Приходится изобретать всякие утилизационные сборы и сертификационные процедуры. Хотя, конечно, судебных разбирательств при этом не избежать. Да и вообще, легкой жизни в ВТО нам никто не обещал. Как говориться, за что боролись...

В конце прошлой недели состоялось также заседание рабочей группы по присоединению к ВТО Казахстана. Теоретически Россия теперь может присоединяться к таким рабочим группам и предъявлять странам-кандидатам свои требования – чтобы выторговать себе выгодные послабления их торгового режима. Но, простите, кому же нам выставлять подобные требования? Своим же партнерам по Таможенному союзу? Нет, это не наш метод: напротив, Россия намерена содействовать скорейшему завершению переговоров с ними, чтобы ТС заработал по всем правилам, без послаблений для тех его членов, кто еще не вступил в ВТО. В общем, нам от этой организации пока одни заботы и никаких "пряников".

Выбор читателей