Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Леонид Ивашов: Значение военного космоса будет расти. Фактически идёт война

Космическая отрасль неразрывно связана с ВПК – сами ракетные технологии обязаны своим развитием военному применению в годы Второй мировой войны, а стратегические вооружения стали со временем играть решающую роль во всех армиях развитых стран.

Это касается не только ракетных войск стратегического назначения или ПРО – без спутников связи, навигации или разведки вообще сложно представить себе действия современных вооружённых сил. И в ближайшее время значение военного космоса будет только возрастать.

Леонид Ивашов: Значение военного космоса будет расти. Фактически идёт войнаВ России после слияния в 2015 г. ВВС и Войск воздушно-космической обороны созданы Воздушно-космические силы.

В Китае космическое направления провозглашено одним из приоритетов в развитии вооружённых сил страны наряду с ВМФ, действиями в киберпространстве и наращиванием ядерного потенциала.

Вместе с тем, развитие орбитальных группировок противоборствующих держав, развитие ракетных программ в таких странах как Иран и КНДР, а также другие вызовы заставляют задуматься о милитаризации космоса в обозримой перспективе.

Опрошенные эксперты считают, что до вывода в космос оружия, которое будет способно, находясь на орбите, сбивать вражеские спутники или наносить удары из околоземного пространства, ещё далеко, но в сложившихся условиях возможно создание Россией и Китаем совместной системы ПРО, способной сбивать, в том числе, и низкоорбитальные спутники потенциального противника.

Как отметил в беседе с Накануне.RU действительный член Российской академии космонавтики имени Циолковского, кандидат технических наук, редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев, основные направления развития военного космоса сохраняются с тех пор, как были намечены в конце 1950-х гг.

«Это разведка в различных диапазонах электромагнитных волн – от радиодиапазона до инфракрасного и видимого, это метеорология, разведка погодных условий на участках военных действий, навигация – и наша, и американская система навигации служат прежде всего военным целям и только во вторую очередь гражданским. Традиционным направлением является также связь, сейчас появились разработки небольших аппаратов, предназначенных для дистанционного зондирования поля боя», – рассказал он.

Кроме того, без работы в околоземном пространстве невозможно и организовать противоракетную оборону. В настоящий момент сразу несколько государств пытаются создать гиперзвуковое ракетное оружие, которое станет серьёзным вызовом для всех ныне существующих систем ПРО.

Предупреждение о ракетном нападении – это датчики, которые обнаруживают пуски ракет или гиперзвуковых аппаратов. В обоих случаях это задача очень сложная. Дополнительные сложности возникают при перехвате гиперзвукового оружия.

Дело в том, что предугадать и рассчитать траекторию полёта баллистической ракеты после того, как она была обнаружена и идентифицирована, достаточно просто. В свою очередь, гиперзвуковой аппарат может лететь по затейливой траектории, но всё же его можно обнаружить, так как остаются выделения следа по инфракрасной сигнатуре.

Такие аппараты, вопреки расхожему мнению, опасны не своей скоростью, которая, на самом деле, сопоставима со скоростью МБР, а сложностями перехвата. Баллистическая ракета большую часть времени проделывает на большой высоте, а гиперзвуковая ракета летает сравнительно низко и совершает маневры в атмосфере, поэтому её перехватить тяжелее. Но и по перехвату гиперзвуковых аппаратов работы ведутся и не стоят на месте.

Леонид Ивашов: Значение военного космоса будет расти. Фактически идёт войнаЗаведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что на сегодняшний день говорить именно о гонке вооружений в космосе преждевременно, так как пока ни одно государство в мире не располагает подобным оружием.

Есть отдельные удачные эксперименты по поражению спутников с Земли, подобную операцию осуществляли китайцы, однако в данном случае уместнее говорить о расширенной ПРО. Возможно, и наша С-500, если будет соответствовать заявленным характеристикам, сможет поражать и объекты в космосе.

Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов отмечает, что развитие космической отрасли, как и других, имеющих отношение к ВПК, очень важно сейчас для нашей национальной безопасности, так как сейчас фактически идёт война:

«Это очень тревожное направление для нас с точки зрения безопасности, но и перспективное, потому что космос есть космос. Туда сейчас, в том числе, выходит и Китай, он намерен отвечать на американскую военную программу. И поэтому, безусловно, здесь беспечными быть нельзя. Мы и так уже по динамике космических программ отстаём практически от всех держав».

Леонид Ивашов: Значение военного космоса будет расти. Фактически идёт войнаНапример, у американцев разработан проект из космоса ударов кинетическим оружием, высокопрочными стержнями, отмечает Леонид Ивашов. «Отрабатывают они и противоспутниковое оружие, и варианты воздействия из космоса на ракеты. Так что у американцев есть много программ милитаризации космоса. Какие будут технологически оправданными, сказать пока сложно», – поясняет эксперт.

На фоне дальнейшего укрепления всестороннего стратегического партнёрства РФ и КНР, становится всё более актуальной возможность сотрудничества двух стран в том числе и в сфере военного космоса. Как ранее сообщало Накануне.RU, летом прошлого года Россия и Китай на уровне министерств обороны проводили переговоры о сотрудничестве в области ПРО. Сотрудничество в сфере военного космоса между Россией и Китаем возможно, считает военный аналитик Владимир Евсеев.

«Но здесь надо иметь в виду, что вывод оружия в космос будет осуществлён, только если это сделают США. Первыми Россия и Китай оружие в космос не выведут. До этого будут созданы системы, которые позволят перехватывать, в первую очередь, низкоорбитальные спутники. Такие системы уже есть, в Китае такие системы (это боевые лазеры) уже стоят на боевом дежурстве.

[quote align=»left»]Разглядеть погоны военных США из космоса: что наводит панику на Пентагон

Разглядеть погоны военных США из космоса: что наводит панику на Пентагон

[/quote]Второе – это ракеты, которые могут быть запущены с наземного или воздушного носителя, в этом плане Китай нас немного даже опередил, у нас такие системы разрабатывались в советское время, а в КНР они уже реализованы на практике. В частности, был сбит собственный метеорологический спутник именно такого рода ракетой.

Таким образом, потенциальные возможности есть – в Китае они реализованы, а у нас, вероятно, находятся на стадии опытно-конструкторской работы. Можно говорить о создании единой системы предупреждения о ракетном нападении на основе российских станций «Воронеж-М» и «Воронеж-ДМ». Второе – это создание систем по перехвату», – подчеркнул Владимир Евсеев.

При этом, развивать военный космос сам по себе, без того чтобы заниматься отраслью в целом, невозможно. Депутат, член комитета по обороне Госдумы РФ Павел Дорохин в интервью обратил внимание на неразрывную связь всех элементов космических исследований:

«Военная и гражданская космические программы должны развиваться параллельно, так всегда и было, обе они шли вместе. ВПК всегда вытягивало гражданку, я считаю, что так должно быть и сейчас».

Автор: Павел Мартынов

Тема Mission News от Compete Themes.