Почему российский истребитель пятого поколения проигрывает США и Китайцам

Почему российский истребитель пятого поколения проигрывает США и Китайцам


В этом году исполнилось семь лет, как первый истребитель пятого (ПАК ФА (Т-50)), созданный после развала СССР, поднялся в небо. И там его явно не ждали.

В январе этого года исполнилось семь лет с того момента, как первый разработанный и созданный в РФ, а не в СССР, боевой самолет поднялся в воздух. Речь идет об истребителе пятого поколения, известном по аббревиатуре ПАК ФА (Т-50). Сроки его принятия на вооружение постоянно откладываются, а многие ключевые агрегаты и приборы самолета все еще находятся на стадии разработки и испытаний. Российские военные приступят к эксплуатации нового самолета примерно через 20 лет после того, как их американские коллеги приняли на вооружение первый в мире истребитель пятого поколения F-22. Что стоит за этим отставанием?

ПАК ФА учился летать одновременно с возвращением к жизни разрушенной в 90-е годы российской промышленности. Более того, этот проект стал одним из драйверов восстановления оборонки, ведь именно для его производства создавались современные производственные мощности и велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), оживившие российскую школу авиастроения.

Самолет создавался не на пустом месте, в его основу были заложены технологии, отработанные еще на первом российском проекте истребителя пятого поколения МиГ 1.44 и на демонстраторе технологий Су-47. Многое для нового истребителя было создано в ходе модернизации самолета Су-27. И тем не менее с момента начала работ по проекту прошло уже 14 лет, а ни одного самолета пятого поколения ВКС России так и не получили.

Почему российский истребитель пятого поколения проигрывает США и Китайцам


Что мы имеем сегодня?


Кроме чертежей, огромного количества вновь созданных узлов и агрегатов проект ПАК ФА сегодня — это девять летающих прототипов и три экземпляра, используемых для наземных испытаний. О том, что испытания близки к завершению еще в декабре 2015 года заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов.

«Фактически завершаются испытания, которые фактически подтвердили летно-технические характеристики самолета», — сказал он.

Стоит обратить особенное внимание на слово «фактически» — его чиновник повторил дважды не случайно.
Когда поступит на вооружение?

На фоне всех существующих проблем представители Минобороны решили сократить закупки ПАК ФА в пользу более дешевого СУ-35С.

«Да, мы сокращаем закупку истребителей ПАК ФА, будет закуплена в ближайшие годы одна эскадрилья», — заявил в июле 2015 года Юрий Борисов.

Любопытно отметить, что еще в мае 2015 главком ВВС России Виктор Бондарев заявил, что военные готовы закупать «столько ПАК ФА, сколько сделает промышленность». И он не кривил душой. Просто речь шла не про «фактически», а полностью готовый самолет.

В результате перед Новым 2016 годом был был подписан контракт на закупку еще 50 Су-35С, что красноречиво указывало на то, что эра ПАК ФА откладывается.

О пробуксовке программы и сложностях, возникших непосредственно в 2015 году говорит и перенос сроков принятия самолета на вооружение. В мае 2015 В. Бондарев сообщил, а летом 2015 Ю. Борисов подтвердил, что самолет начнет поступать в войска в 2016 году. Но с тех пор произошло нечто такое, что изменило планы военного ведомства. В декабре 2016 года В. Бондарев выступил с заявлением о том, что поставки ПАК ФА в войска начнутся лишь в 2017 году.

Но и этот срок был перенесен. В феврале 2017 года Юрий Борисов так ответил на вопрос о возможных сроках поставок истребителя в войска: «Скорее всего, это следующая Госпрограмма вооружений, то есть 2018−2025 годы». При этом генерал отметил, что «необходимо завершить все испытания самолета» и, что опытная эксплуатация в ВКС ограниченной предсерийной партии ПАК ФА должна выявить его недостатки. Речь идет о 12 истребителях, которые планируется произвести с 2017 по 2020 годы. Фактически заявление Борисова означает, что истребители пятого поколения появятся в войсках после 2020 года. По оценке Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), серийное производство Т-50 начнется в 2025—2026 годах уже в облике «второго этапа» с новым двигателем.

Почему российский истребитель пятого поколения проигрывает США и Китайцам


Почему не торопятся военные?


По данным на начало этого года еще не были завершены опытно-конструкторские работы по созданию перспективного радиолокационного комплекса российского самолета пятого поколения. Об этом заявил генеральный директор НИИП им. Тихомирова Юрий Белый, который заявил, что, несмотря на начало серийного производства РЛС на Рязанском приборном заводе Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ), неизвестно сколько еще продлятся его испытания.

Кроме того, военные ждут от промышленности новый двигатель для истребителя пятого поколения. Все существующие прототипы ПАК ФА летают с двигателем АЛ-41Ф1, модернизированная версия которого — АЛ-41Ф1С используется на закупаемых Минобороны продвинутых истребителях четвертого поколения Су-35С. Двигатель для истребителя пятого поколения, который известен под названием «Изделие 30», пока не поднимался в воздух. В феврале 2017 года в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) заявили, что первый полет с новым двигателем ПАК ФА совершит в четвертом квартале текущего года. Наземные испытания двигателя начались лишь осенью 2016 года. «Изделие 30» будет отличаться от АЛ-41Ф1 большей тягой (107 против 86,3 килоньютонов в бесфорсажном режиме), топливной экономичностью и увеличенным межсервисным интервалом.

В апреле 2017 года также стало известно, что компания «Сухой» провела первые летные испытания новой бортовой электроники и микропроцессора истребителя пятого поколения Т-50. Это оборудование отвечает за управление системами самолета, вооружением, а также многорежимной интеллектуальной поддержкой пилота. Таким образом, и эта важнейшая часть самолета еще находится в стадии отработки, а о сроках ее готовности пока не сообщается.

Не вполне ясна ситуация с вооружением для ПАКА ФА. Согласно заявлению главы корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Бориса Обносова, в 2017 году завершится только первый этап создания новых авиационных ракет для ПАК ФА. По его словам создание размещаемых внутри фюзеляжа средств поражения (для снижения заметности самолета в электромагнитном спектре — для радаров) «требует поиска дополнительных технических решений».

Вывод напрашивается сам собой — Минобороны действуют исходя из разумной целесообразности. Нет никакого смысла закупать недееспособную машину. Ключевые элементы ПАК ФА, которые дают ему преимущество перед Су-35С еще находятся на стадии испытаний и завершатся они, судя по всему, в лучшем случае в начале 20-х годов.

Почему российский истребитель пятого поколения проигрывает США и Китайцам


Индикатор отставания


Таким образом, этот проект, который, хоть и с трудом, но все же тянет изрядно потрепанная либералами 90-х и государственными эффективными менеджерами 2000-х советская промышленность и наука, наглядно демонстрирует реальную ситуацию с отставанием от США в области создания современного вооружения. Стоит напомнить, что США с 2005 года эксплуатируют 195 истребителей пятого поколения F-22 Raptor и уже произвели более 230 истребителей легких истребителей пятого поколения F-35 Lightning II, который начали эксплуатироваться в войсках с 2015 года. Даже авиационная промышленность Китая, самолетная часть которой прочно зиждется на советских разработках, постепенно начинает догонять российских коллег. Несмотря на все известные недостатки и проблемы с двигателстроением, китайские истребители J-20 Chengdu уже начал поступать на вооружение ВВС НОАК.


Российский ПАК ФА, если опираться на историю с F-22, от первого полета до начала эксплуатации которого прошло 15 лет, проделал только половину пути. Если в 2025 году начнется поступление этих серийных машин на вооружение ВКС России — это можно будет считать успехом промышленности. Нынешние задержки с его доведением объяснимы общим состоянием экономики страны и ее промышленности.

Кроме того, работы ведутся в облаке пиара, искажающего реальность настолько, что многие удивляются, когда узнают, что этот самолет еще не стоит на вооружении, а некоторые СМИ пытаются всерьез сравнивать его с истребителями пятого поколения других стран, даже при том, что ПАК ФА не готов, а, к примеру, об американских F-22 и F-35 в открытом доступе можно найти минимум достоверной информации. В этой ситуации радует трезвый расчет военных, которые не торопятся тратить государственные деньги на дорогой, распиаренный полуфабрикат.

источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
6 комментариев
  1. xep
    аФтар статьи намекает, что российским ввс не нужен свой "полуфабрикат" и развитие промышленности, а нужно как евреям купить пиндосский f-35 "5го поколения" , который до сих пор допиливают, НО он уже 5е поколение!
  2. Индикотерий
    Уря-патриоты всегда "бегут" впереди паровоза!
  3. Tektor
    Аффтар сугубо мрачный пессимист. Но он немного сгустил краски. Понятно, что если самолёт ещё разрабатывается, то он и будет отвечать требованиям того времени, когда эта разработка завершится. А сравнивать его с 2005 годом - явный натяг. Да, штаты расстарались, влили немерянно бабок, и сделали 160 борта самолёта 5 поколения на базе процессоров поколения 386-486 без возможности исправить ситуацию... И что? Они прямо сейчас уже устарели... Да и стоят они по полмиллиарда, благодяря чему Пентагон боиться применять Фу-22 в бою, боится потерять даже 1 борт. Ну и нафига тогда этот самолёт нужен? Выступать на авиашоу?..
  4. Гость Сергей
    Здесь нужно быть не скептиком, а реалистом, а реальность такова что данный проект, это проект престижа страны, которая именует себя одной из ведущих авиакосмических держав, к тому же чтобы там не говорили пессимисты но именно 5-е авиационное поколение это прорыв и путь к созданию 6-го поколения, не создав полноценного самолёта 5-го поколения просто глупо и не разумно задумываться сразу о 6-м поколении.
    1. COBOK_R
      О чём и речь - не заморачиваясь с выпуском "5" сразу переходить на выпуск шестого поколения. Так у нас было ещё во времена Союза - нет смысла догонять. Нужно сразу "перепрыгивать " в следующее поколение. Тем более поговаривают, что шестое поколение уже испытывается (в каком виде и на основании чего - не спрашивайте, т.к. прочитал в подобном издании - вот и вспомнилось).
      "Справедливость - критерий истины."
  5. Алмаз
    Какая-то статья с душком. Гипс снимают, клиент уезжает. Военные не торопят ВПК с "50" потому что убедились в Сирии, что американские летающие фейки ни на что не годятся. Вот и весь сказ. Автор или дурак или провокатор.
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Новые учения НАТО, которые несут новые угрозы
Польская военная активность и риторика: сигналы о потенциальной угрозе для Беларуси
Польша готова начать агрессию против Республики Беларусь
Обращение Путина к гражданам России
Русский спецназ устроил ВСУ "Судный день"
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин