Quasi una fantasia. Американцы опять заговорили о Т-50 ПАК ФА

51
Давно не общался со своими американскими знакомыми. Как-то так получалось, что поговорить в «Скайпе», учитывая разницу во времени, не удавалось. Да и вопросов особых не возникало. Американцы в основной массе точно такие же люди, что и мы. Им гораздо важнее знать о новом магазине в собственном городке, чем о проблемах в Северной Корее или на Украине. Потому политические проблемы в наших беседах мы затрагиваем редко.





Однако есть темы, которые интересны достаточно большому количеству американцев. Например, армейские игры. Или новая техника российской армии. Темы эти в американской прессе не особо освещаются. А если и рассказывают о чем-то, то с точки зрения преимущества американской техники и оружия над российской. Все к этому привыкли и воспринимают это как факт. Американский патриотизм почти такой же фанатичный, как и российский. Только "с душком". Патриоты, которые за свой патриотизм желают получать ещё и хорошую плату. Специфика американского образа мыслей.

Понятно моё удивление, когда я прочитал письмо одного из знакомых. Он довольно сносно владеет русским языком, в роду были выходцы из СССР. Потому американец с "российским интересом". Как он говорит, "российские корни". Хотя сам потомок русских в третьем или четвертом поколении...

Моё удивление вызвал вопрос о Т-50 ПАК ФА. Не буду приводить цитаты из письма. Но суть в целом можно выразить одной фразой: "Вы там что, "обгадились" с новым самолетом Т-50 ПАК ФА Су-57?" А дальше, со ссылкой на The National Interest, увлекательный рассказ о проблемах нового самолета. С указанием конкретных недоработок и прямого обмана заказчиков со стороны производителей.

Честное слово, письмо меня озадачило. Как-то пропал у нас интерес к новому самолету. Наверное, менталитет. Вспоминаю старый советский фильм "Большая семья". Там есть эпизод, когда старый рабочий разговаривает с министром. Не помню дословно, но по сути, отвечая на вопрос о выполнении плана, этот самый дед Матвей прекрасно выразил всю суть советского строя: "Если по плану положено, значит, так и будет". Мы примерно так же сегодня говорим о Су-57. А вот в США говорят по-другому.

Так в чем же мы "обгадились"? Чем так доволен или недоволен The National Interest? И почему американец так "встревожился"? Причиной "взрыва мозга" моего знакомого стали два заявления наших высокопоставленных руководителей. Первое сделал генерал-полковник Виктор Бондарев, командующий российскими ВКС, в интервью телеканалу "Россия 24":

"На выходе Т-50 или Су-57, со следующего года он начнет поступать в войска, пилоты будут его осваивать и эксплуатировать".

Второе заявление сделал в интервью агентству ТАСС глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь:

"В 2019 году мы начнем поставку установочной партии самолетов (Т-50)".

Естественно, американцы из этих двух заявлений начали "делать выводы". Обвинять в искажении информации такие источники глупо. Значит... дело в самих самолетах. Такова логика американских журналистов. Русские даже установочную партию самолетов не могут передать в следующем году. А это, по сообщениям, всего 12 самолетов.

Далее американцы "разжёвывают" тему. Оказывается, наш Су-57 вовсе и не самолет 5-го поколения. Это нечто подобное уже существующему Су-35С "Фланкер Е". Более того, этот самолет ещё только предстоит довести до уровня 35С. И виной тому двигатели. Не хотел цитировать, но без этого не обойтись.

"Русские отнюдь не в восторге по поводу закупок первоначальной партии Су-57, поскольку эти истребители с пониженной заметностью на временной основе оснащаются турбореактивными двухконтурными двигателями АЛ-41Ф1 с форсажной камерой с тягой на форсаже 15 тысяч кгс, производимыми НПО «Сатурн». Это слегка модифицированная версия тех же двигателей, которые устанавливаются на уже существующие истребители Су-35С «Фланкер Е». Кроме того, Су-35С оснащен многими системами из числа тех, которые будут устанавливаться на Су-57. На самом деле, за исключением технологии «стелс», новый «Фланкер» обладает многими из тех возможностей, что и истребитель пятого поколения".

Не буду вдаваться в технические детали проекта. Тема давно "раскручивается" СМИ и комментировали её действительно специалисты в области авиастроения. Я не знаю, что правда, а что ложь в данной статье. Повторяю, технические детали — удел специалистов. Но то, что сегодня в США серьезно опасаются нового самолета российских ВКС, — факт.

Я не зря в начале статьи упомянул о политическом безразличии "американской глубинки". Большинство черпают информацию из одного-двух источников. Потому и удивляют нас своими "знаниями". Мне интересно другое. Знаменитое американское выражение "Америка превыше всего" сегодня, в век информационной доступности, начинает "трещать по всем швам". Сегодня можно знакомиться не только с официальной точкой зрения, но и с точкой зрения "потенциального конкурента или противника". Вот и возникают вопросы об американском превосходстве.

Кстати, есть у The National Interest ответ на вопрос, который может быть задан внимательным читателем. "А зачем тогда русские тратят огромные средства на создание нового самолета?" Да-да. Американцы всегда остаются американцами. Главный вопрос всегда один. Сколько стоит?

"Русские намерены закупить большее количество истребителей второй, улучшенной версии Су-57, на которых будут установлены новые двигатели, а также другие, более совершенные системы. Русские на НПО «Сатурн» продолжают разрабатывать двигатель нового поколения для самолетов Т-50 под рабочим названием «Изделие 30». Пока мало что известно об «Изделии 30», однако бесфорсажная тяга нового двигателя будет составлять 11 тысяч кгс, а форсажная — 18,5 тысяч кгс".

Свою лепту в разрушение "антироссийской пропаганды" я все-таки внес. Причем сделал это руками американца. Многие помнят американца, который задавал вопрос Владимиру Путину на прямой линии. Вот его-то реакцию на полет Т-50 ПАК ФА я и выложил своему собеседнику.



Реакция была примерно такая же как у этого американского профессора. А значит, все правильно мы делаем. И самолет правильный... А "добил" уже российским анализом. Точнее, сравнением американского F-22 и Т-50 ПАК ФА нашими специалистами (https://www.youtube.com/watch?v=JRY_kICaRv0).

Иногда для повышения настроения перечитываю классиков, в том числе и знаменитый, вечно живой роман "12 стульев" Ильфа и Петрова. В свете сообщений различных СМИ о том или ином событии вспоминается лекция Остапа Бендера в шахматном клубе. Помните?

"Предмет моей лекции — плодотворная дебютная идея. Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея? Дебют, товарищи, — это Quasi una fantasia. А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи, — это человеческая мысль, облеченная в логическую шахматную форму..."

А ведь прав был Остап Бендер. Точнее, просто прав. Без "был". Все статьи, посвященные российскому оружию, в западной и американской прессе действительно Quasi una fantasia. Нечто вроде фантазии, если уж брать перевод именно в бендеровском контексте... И эта Quasi una fantasia точно предназначена именно зарубежным читателям. Продукт внутреннего пользования...

А мы будем продолжать делать то, что необходимо нам. Без оглядки на "них". И без учета "их" претензий. Мир в напряжении. Мир на пороге больших перемен. Значит, необходима уверенность в своей силе. Уверенность в своих возможностях. И эту уверенность дает в том числе новый Су-57...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    24 августа 2017 08:14
    Уверенность от Т-50 придёт когда их будет в войсках во всех регионах. А это определяется главным фактором - сколько это будет строить? Американцы давно поняли, что за все надо платить и бесплатного сыра даже в мышеловках не бывает. Вопрос в том, когда мы это поймём.
    1. +20
      24 августа 2017 08:57
      А мы что самолеты сейчас бесплатно делаем, чего мы этого не поняли то? Зарплата в нашем ВПК далеко не соответствует квалификации кадров ( но все равно достаточно высока). Этим пока государство и пользуется. В ВОВ дети на заводах за еду работали. Американцы так бы точно не смогли.
      1. +4
        24 августа 2017 11:19
        Смогли бы, только зачем им это нужно было - они женским трудом обошлись, население-то сохранилось все.
      2. 0
        24 августа 2017 20:30
        Denz

        В ВОВ, дети за еду отдыхали работая.

        Американцы за еду умирают работая по 12-14 часов в сутки.

        Вы наверное не в курсе.

        Я специально преувеличиваю, чтобы вы могли почувствовать разницу.

        По поводу величины зарплаты. В США и других.
        Зарплата рабочего к примеру 50 к годовых. За 240-280 часов в месяц.
        Зарплата специалиста 50 к за 160 часов в месяц.
        Это принцип оплаты труда. Могут скачки в ту или другую сторону, но система стремится к равновесию, которые я описал выше.
    2. 0
      25 августа 2017 02:43
      ну и чего ты не понял!
    3. +1
      25 августа 2017 09:52
      В мышеловке сыр только для второй мышки, так как первую при попытки съесть сыр мышеловка разрубает пополам.
  2. +7
    24 августа 2017 08:16
    Чем прочнее заблуждение, тем больнее протрезвление. Вот и пусть дальше "заблуждаются" во всю " исключительную американскую д -- ь".
    1. +1
      24 августа 2017 19:52
      К сожалению заблуждение одного вылилось в 5 лет крови и только под конец жизни этот кое-кто понял как лажанулся.
      Да, я об Адольфе.
  3. +10
    24 августа 2017 09:14
    Не так давно прочитал в комментах на topwar.ru, что серьёзные люди к The National Interest даже и не прикасаются. Так что на это издание постоянно ссылаются?
    1. +9
      24 августа 2017 10:50
      А чего ж на сборник анекдотов не ссылаться?
      1. +8
        24 августа 2017 16:40
        ...........
        - Если вы заботитесь о своём пищеварении, мой добрый совет – не говорите за обедом о России и о Т-50 ПАК ФА Су-57 . И – боже вас сохрани – не читайте до обеда The National Interest .
        – Гм… Да ведь других нет.
        – Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвёл 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие The National Interest, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать «The National Interest », – теряли в весе.
        – Гм… – с интересом отозвался тяпнутый, розовея от супа и вина.
        – Мало этого. Пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетённое состояние духа......
        1. +1
          24 августа 2017 18:28
          Ну так это американцам на пользу.Они там от избыточного веса страдают.Газета им вместо диеты)))
        2. +1
          24 августа 2017 18:44
          Андрей ну ты бы хоть ради приличия на первоисточник сослался ( Михаил Александрович Булгаков -" собачье сердце" -диалог профессора Преображенского с доктором Борменталем )
          1. +1
            24 августа 2017 19:50
            К вопросу о приличиях и поправках: Михаил Афанасьевич все же
          2. 0
            12 сентября 2017 19:45
            Цитата: ЛАЗЕР73
            Андрей ну ты бы хоть ради приличия на первоисточник сослался ( Михаил Александрович Булгаков -" собачье сердце" -диалог профессора Преображенского с доктором Борменталем )

            а что Булгакова уже нужно подписывать?
    2. 0
      30 августа 2017 15:35
      Оно самое пророссийски настроенное, а начальником там бывший комсомольский активист - выходец из СССР. Поэтому площадка постоянно полемизирует на околороссийские темы и в общем то уклон там максимально (для США) доброжелательный.
  4. +1
    24 августа 2017 10:43
    Наивные американцы продолжают верить в сказки своих СМИ....но к их большому недовольству "протрезвление" наступает неожиданно, когда выясняется, что российская техника лучше ихней - дорогущей
  5. +2
    24 августа 2017 11:11
    Я думаю что дезинформация это тоже метод воздействия на противника.
  6. +10
    24 августа 2017 11:42
    Да уже надоело писать одно и тоже:
    Путь F-22 от взлета прототипа, до постановки в войска занял 13 лет.
    Соответственно этим срокам, мы T50 увидим в войсках в полной конфигурации к 2023 году.

    Кроме того скорость T-50 на крейсерском бесфорсажном режиме будет выше на 300-500 км/ч
    Дальность на сверхзвуке на 30% у Т-50 будет выше.
  7. +5
    24 августа 2017 12:51
    А если и рассказывают о чем-то, то с точки зрения преимущества американской техники и оружия над российской
    Тут нет ничего удивительного. И делается это для того, что бы те кто сидит внутри американской техники не шибко боялись. В качестве примера можно привести Иракскую компанию в которой участвовали лучшие в мире танки которые поразить невозможно. Сладкую "песню" тогда оборвали бойцы Саддамовской гвардии. Закончилось всё грандиозным скандалом и введением санкций против Тульского КБ Приборостроения.
  8. +1
    24 августа 2017 14:27
    Т 50 , пак фа, су 57
    Не многовато ли названий для 11 самолетов?
    1. +3
      25 августа 2017 06:29
      Нет. Не больше, чем ATF, YF-22, YF-23, F-22 и F-22A. Разные названия разработкам на разных этапах производственного цикла дают все. Ну а ирония про 11 самолетов слишком толстая: когда F-22 тоже был произведен в количестве десятка, у него было не три названия (на самом деле 4, ты же забыл B-21, какой непрофессиональный траль), а все пять! Все вот эти пять по аналогии с тремя нашими: название программы, название опытных образцов, название серии, ну и так далее.
  9. +8
    24 августа 2017 15:20
    Цитата: Großer Feldherr
    Т 50 , пак фа, су 57
    Не многовато ли названий для 11 самолетов?

    ПАК ФА, или "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" - название концептуальной разработки, на этапе НИОКР и т.п. "Т-50" - это шифр на этапе конструирования и испытаний при отработке модели, "Су-57" - официальное название самолета, принятого на вооружение. Так что в войсках название всего одно. "Су-57"
    1. +1
      24 августа 2017 18:19
      Очень скоро мы увидим и Су-67, а начинали с Су-7.
  10. +4
    24 августа 2017 18:13
    И ничего конкретного в статье нет. "Размышления на тему..." Короче, одна демагогия.
    1. 0
      24 августа 2017 18:16
      Гадание на кофейной гуще...
    2. 0
      25 августа 2017 06:30
      Классика Ставера. Я уже чаще проматываю в конец статьи, если вижу это авторство, то не читаю, или читаю по диагонали.
  11. +6
    24 августа 2017 18:26
    Эх вы! Комментаторы.
    Мужик сначала старался, этому, с "русскими корнями" втемяшил в голову правильные мысли, а потом все это на ВО выложил.
    Вам бы порадоваться и возгордится человеком, а вы критику давай разводить.
    Вам бы наверное лучше было бы, если бы он америкосу про новый супермаркет "Магнит" рассказывал, который напротив его дома открылся?
    Непатриотично как-то рассуждаете товарищи.
  12. +1
    24 августа 2017 18:27
    Если иметь в виду,что враньё представляет часть западной культуры(движетель торговли-прогресса),то всё нормально,они и не представляют,что может быть иначе
  13. 0
    24 августа 2017 18:32
    Понятно, что надо агитировать. Но умом, что не менее трудно, чем создавать новую технику.
  14. +4
    24 августа 2017 18:41
    Цитата: R.L.
    The National Interest

    Самый адекватный англоязычный ресурс в плане вооружений. О т50 там пишут часто. И как правило по делу. Движка нет? Нет. И пока не предвидеться. Су-35 следовательно по своим характеристикам идентичен т50 за исключением маркетинговой малозаметности. Ну и зачем он нужен такой дорогой, если толку нет никакого. Тут же на топваре каждый готов рассуждать о том, какое ф35, в то время как у нашего т50 нет даже двигателя, смешно. Даже в руководстве как мне кажется начали понимать, что эта дорогая игрушка слишком слаба в соотношении цена-качества и куда эффективнее будет клепать су35, по крайней мене до тех пора, пока сатурн не разрадится двигателем. Поэтому будут продолжать сокращать планируемые закупки. И это правильно.
    1. 0
      24 августа 2017 18:49
      Не ф35, а конечно ф22. И почему некоторые слова пропадают при отправке сообщения?
    2. +1
      25 августа 2017 12:38
      Цитата: Xocelolprox
      Движка нет? Нет. И пока не предвидеться.

      Что вы все прицепились к двигателю первого этапа? Его характеристики по тяге совпадают с движком F-22, тоже есть крейсерский сверхзвук, при этом сухая масса 1300 против 1700 кг у F-119. Плюс у нашего есть более продвинутое управление вектором тяги.

      Двигатель первого этапа - это уже хороший движок для самолёта пятого поколения. Те же американцы сейчас со своим F-35 пошли даже на понижение тяги (19к кгс у одного F-135 против 30к кгс у двух F-119, форсажную привожу, конечно). А у нас будет повышение с 30к кгс (сейчас) до 35-38к кгс (двигатель второго этапа). И кроме этого на F-35 ещё и крейсерский сверхзвук потеряли.
  15. 0
    24 августа 2017 18:44
    Предмет моей лекции — плодотворная дебютная идея. Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея? Дебют, товарищи, — это Quasi una fantasia. А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи, — это человеческая мысль, облеченная в логическую шахматную форму..

    Вы что кричите товарищ? Уши передавали, кондуктор пробил. Проезд оплачен. Какие могут быть претензии.? Дебют не удался
  16. 0
    24 августа 2017 19:48
    Самый адекватный англоязычный ресурс в плане вооружений. О т50 там пишут часто. И как правило по делу. Движка нет? Нет. И пока не предвидеться. Су-35 следовательно по своим характеристикам идентичен т50 за исключением маркетинговой малозаметности. Ну и зачем он нужен такой дорогой, если толку нет никакого. Тут же на топваре каждый готов рассуждать о том, какое ф35, в то время как у нашего т50 нет даже двигателя, смешно. Даже в руководстве как мне кажется начали понимать, что эта дорогая игрушка слишком слаба в соотношении цена-качества и куда эффективнее будет клепать су35, по крайней мене до тех пора, пока сатурн не разрадится двигателем. Поэтому будут продолжать сокращать планируемые закупки. И это правильно.
  17. 0
    24 августа 2017 19:50
    Сыроват. Нужен движек. И будет все в порядке.Не нада потемкинских деревень...
  18. 0
    24 августа 2017 21:41
    Похоже, что т-50 не суждена долгая и замечательная жизнь. Не САМОЛЁТ это произведение, а, по моему, жалкие потуги ЧТО-ТО противопоставить Америке - мол, и мы МОГЁМ. Да только получается на саном деле, что НЕ МОГЁМ. Это мы уже проходили давным давно, а, именно : Летающий "Конкорд" - нелетающий "Ту 144". Летающий "Шаттл" - нелетающий "Буран". Кто то тут высказывался, что красивый самолёт - красиво летает, кстати, довольно спорное высказывание. Но вот "Т-50" - действительно НЕКРАСИВЫЙ самолёт.По мне, так похож на какойто распластанный блин, или лапоть. Тут, конечно, скажут, что этого требуют законы аэродинамики - не верю. Скорее всего, не совсем светлые головы проектировали самолёт, как, впрочем, и танко-чудище "Армату", довольно сомнительное изделие.Похоже, российский ВПК действительно в кризисе.
    1. +2
      24 августа 2017 22:37
      Его только начали делать и двигатели доведут до ума, у этого самолета большое будущее и не скоро у него появится противник который с ним сможет конкурировать в воздухе
    2. +1
      24 августа 2017 23:30
      Толсто троллите, не умно tongue
    3. +7
      25 августа 2017 08:15
      Точно ,некрасивый ,будем сворачивать производство,евреям дизайн не понравился)))
      1. +1
        27 августа 2017 01:32
        Да всё он красивый, мне вот понравился. А у того с глазами беда.
    4. +1
      28 августа 2017 09:28
      Цитата: Linkor200
      Скорее всего, не совсем светлые головы проектировали самолёт, как, впрочем, и танко-чудище "Армату", довольно сомнительное изделие.Похоже, российский ВПК действительно в кризисе.

      Еврейский тролль.... нечто новенькое....
  19. +4
    24 августа 2017 22:26
    Им гораздо важнее знать о новом магазине в собственном городке, чем о проблемах в Северной Корее или на Украине.


    а ниче, что проблемы этих стран, а так же многих других, возникли и возникают как раз из-за обычного, ниФФчемниФФиновного америкосского народа???? negative negative negative
  20. 0
    24 августа 2017 22:39
    Уже стало плохо только глядя на монитор! А в живую наверно обосрутся. И это правильно!
  21. +1
    25 августа 2017 09:58
    Нам нужны новые самолеты. И не только Т-50. Основополагающая идея нашего военного строительства, учитывая еще пока не преодоленные проблемы в экономике, это опережающее развитие всех видов ракетных вооружений и авиации. И если в ракетах, прежде всего крылатых и гиперзвуковых, мы должны достигнуть абсолютного превосходства не только в качестве, но и в количестве над всеми странами Альянса, то в авиации мы просто обязаны достигнуть паритета со всем блоком. Нам нужны такие самолеты как Т-50, они дадут нам решающее превосходство. И это исключительно важно. Но самолет, скорее всего, будет дорогим. Надо искать дополнительные пути количественного развития авиации. Нам необходимо много боевых самолетов. Возможно одно из решений состоит в расширенном строительстве МИГ-35? Кроме уникального Т-50, нам нужен массовый самолет. И решение этой проблемы крайне важно найти быстро. Так же как и производство Ту-160 и даже турбореактивные самолеты Ил-114 как для гражданской сферы, так и для армии. Важна и программа беспилотников, причем ударных. В авиации категорический императив выглядит так - несмотря на долгосрочные проблемы в экономике мы просто обязаны быть великой авиационной державой. Это даже не подлежит обсуждению. Ну и в завершение надо отметить, что очень приятно, что Т-50 уже сейчас пугает потенциального противника. Он как можно быстрее должен начать поступать в войска. Исход любой войны уже решается и будет решаться прежде всего в воздушно-космическом пространстве.
  22. 0
    26 августа 2017 13:58
    Цитата: Alexey-74
    Наивные американцы продолжают верить в сказки своих СМИ....но к их большому недовольству "протрезвление" наступает неожиданно, когда выясняется, что российская техника лучше ихней - дорогущей

    Вы, например, про Вьетнам? К сожалению, у некоторых янки там вместо протрезвления крыша поехала, Маккейн тому пример...
  23. 0
    28 августа 2017 05:57
    Цитата: andrew 07
    Нам нужны

    съесть то он съест... да кто ему даст?
    Кто платить за этот банкет будет? Если введут новый 90% налог на все доходы чиновников - тогда я не против. Или вернут все русские деньги из западных банков - тоже согласен.
    А если - «денег нет, но вы держитесь!»... не хочу этот банкет.
    В общем, верните общенародную собственность на все богатства страны... а по сути - социализм, тогда и поговорим.
  24. 0
    28 августа 2017 16:37
    Найти в Америке человека который знает про новый самолет в России и его название - это большая удача.
    Американцам глубоко наплевать что происходит в России, к примеру канал ТВ - RT для них лживая пропаганда.
    Вот испортить кредитную историю в США - катастрофа.
  25. 0
    28 августа 2017 19:34
    а они тупыеееееееее
  26. 0
    21 февраля 2018 23:56
    а не на..... ли нам на то что думают американские реднеки о нашем оружии
  27. 0
    13 марта 2018 23:15
    А дальше, со ссылкой на The National Interest...


    Это уже - готовый диагноз.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»