Что не так с Як-130?

72
На Борисоглебской авиационной базе продолжалась активная отработка практических навыков лётного состава по эксплуатации учебно-боевых самолётов (УБС) Як-130 и во время расследования причин аварийной посадки самолёта в июне текущего года. В борисоглебское небо поднимались самолёты, пилотируемые в том числе и курсантами, проходящими обучение в филиале Военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина». Як-130, создаваемые ОАО «Корпорация «Иркут», как известно, позволяют осуществлять полёт под контролем лётчика-инструктора, и позиционируются в качестве первых абсолютно новых самолётов, созданных и построенных после распада СССР в современной России.

Что не так с Як-130?




Несмотря на то, что постановка на вооружение ВКС РФ Як-130 состоялась давно, череда аварийных ситуаций с этими самолётами даёт повод экспертам (и непосредственно воённым лётчикам) говорить о том, что самолёт «сырой». Мало того, отмечается относительная сложность его пилотирования. Сложность в сравнении с возможностями пилотирования тех учебных моделей (для подготовки курсантов), которые использовались ранее.

Напомним, что в июне 2017 в Борисоглебске экипажу самолёта Як-130 удалось выполнить посадку самолёта без носовой стойки шасси. Яком тогда управляли курсант Краснодарского филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» Кирилл Клевцов и лётчик-инструктор Михаил Марченко. Мастерство экипажа позволило не вступать в дело экстренным службам, которые в тот момент находились на аэродроме. Самолёт сел без передней стойки - сама машина получила незначительные повреждения. Экипаж не пострадал.

16 сентября этого года другой Як-130 Борисоглебского учебного авиационного центра потерпел крушение, упав в поле подсолнечника в нескольких километрах от аэродрома - на границе Воронежской и Волгоградской областей. Самолётом, по данным информационных агентств, управляли курсант старшего курса филиала Военно-воздушной академии ВВС РФ Иван Клименко и опытный инструктор – майор Сергей Заволока. Майор Заволока не просто опытный лётчик, он является одним из представителей пилотажной группы «Крылья Тавриды», которая выполняет полёты именно на Як-130. Официально Минобороны РФ на данный момент не подтверждает информации о том, что именно эти военнослужащие находились в кабине УБС.



Оба катапультировавшихся лётчика были отправлены в госпиталь в состоянии шока. Серьёзных физических повреждений курсант и офицер ВКС РФ не получили.

В данный момент Як-130, виртуозно посаженный на аэродроме Борисоглебска с невышедшим шасси в июне текущего года, проходит через ремонтные процедуры. Самолёт, упавший 16 сентября, восстановлению не подлежит. После падения на землю возник пожар, и то, что осталось от самолёта ещё и сильно обгорело.

Военные техники и представители предприятия-производителя оценивают технические детали, которые стали причинами сбоя в работе носовой стойки при посадке самолёта. Специалисты нижегородской компании «Гидромаш», которая и занимается производством авиационных стоек для Як-130, проводят свои технологические исследования по установлению причин инцидента.

Нужно отметить, что в проведении качественного и прозрачного расследования руководство «Гидромаша» заинтересовано не меньше, чем командование ВКС РФ. Дело в том, что именно «Гидромаш» занимается производством основных опор шасси, например, для новейшего российского пассажирского авиалайнера МС-21, к которому приковано повышенное внимание со стороны не только российской общественности, но и со стороны общественности зарубежной. Ведь МС-21 вполне может (и должен) выходить на международный рынок. И о контрактах на его приобретение говорят уже сейчас. Компания не может себе позволить понести репутационный ущерб, учитывая то, что демонстрировала свои разработки на салоне Ле Бурже во Франции с презентационными заявлениями о высокой надёжности систем.

По некоторым данным, невыход передней стойки Як-130 мог быть связан с попаданием влаги в гидравлические системы. На вопрос, откуда в гидравлике оказалась "лишняя" влага, эксперты высказывают предположение о том, что вода попадает во время "хранения" самолёта. Аргумент такой: проблемы, возможно, не было бы, если бы самолёты такой конструкции хранились в специальных влагозащитных ангарах.

Но ведь далеко не только в стойках шасси дело. Официальных результатов расследования причин падения Як-130 под Борисоглебском пока нет. При этом в многочисленных новостных сводках со ссылками на представителей лётного сообщества (из числа тех, кто сидел за штурвалом Як-130) сообщается, что у этих машин проблем пока, к сожалению хватает и без стоек. И хватает их даже на фоне постоянного мониторинга технического состояния производителями.

На 2017 год в России произведено 133 учебно-боевых самолёта Як-130, из «семейства» которых в своё время была сформирована и упомянутая пилотажная группа «Крылья Тавриды».

На Борисоглебской авиабазе самолёты позволяют проводить ежегодную подготовку десятков курсантов старших курсов Военно-воздушной академии. И теперь, после двух инцидентов за три месяца, эта подготовка поставлена под вопрос. И отвечать на этот вопрос нужно, не пытаясь упрятать проблему под сукно.

Фактически Як-130 призван заменить чехословацкие «Эльки» - так ласково лётчики называют учебно-боевые самолёты Л-29 и Л-39, которые в течение десятилетий являлись основными УБС стран Организации Варшавского договора. Як-130 превосходит самые последние версии «Элек» как по радиоэлектронной «начинке», так и по маневренности в воздухе. Это и понятно - самолёт современный, и в нём воплощены последние достижения оборонки. Вот только пока проблема с тем, как эти последние достижения воплощались, и насколько они вообще способны осваиваться курсантским составом с учётом требований к безопасности.

От Л-29 и Л-39, которые сами лётчики нередко называют "летающими партами" ("летающими классами") из-за лёгкости управления и высокой надёжности, Як-130 отличается пока не в лучшую сторону именно в плане указанных параметров. Производителям явно придётся приложить усилия, чтобы проблемы с надёжностью Як-130 были решены и чтобы к техническим параметрам самолёта у лётного состава и потенциальных заказчиков не возникало вопросов.

А ведь вопросы возникают отнюдь не только у молодой курсантской поросли, но и у опытных лётчиков. Если была проблема с одним из двигателем (такая рабочая версия рассматривается), то почему "не сдюжил" второй двигатель? Если проблема никак не связана с двигателями, то с чем тогда? И если снова винить во всём влагу, попадающую "не туда, куда следует", то в таком случае возникает вопрос об общей надёжности авиационной техники под маркой Як-130 - неужели самолёт на самом деле настолько "нежен", что без содержания в специальных ангарах может давать непрогнозируемые сбои в различных блоках и узлах?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    19 сентября 2017 07:03
    И о чем статья? О том, что не опубликованы официальные версии аварий?
    1. +11
      19 сентября 2017 08:51
      Статья о недоработанности машины, пошедшей в серию. Надо срочно дорабатывать.
      1. +3
        19 сентября 2017 08:58
        И не торопиться с организацией разных Крыльев...
        1. +7
          19 сентября 2017 11:04
          Статья по большому счету о том, что для обучения курсантов нужна более простая учебная машина, на замену Л-29 и 39.
          ЯК-130 более строгий и сложный самолет, к тому же ещё с не выявленными болезнями роста.
          1. +16
            19 сентября 2017 14:02
            Як-130 - это учебно-боевой самолет, авионика которого способна имитировать особенности управления различных моделей самолетов, находящихся на вооружении ВВС. В этом его коренное отличие. Т.е при различных настройках он в полете может имитировать маневренность и другие параметры именно той машины, на которую готовят курсанта или переподготавливают летчика. Помимо этого, Як-130 используется летчиками для "налета часов", т.к. при этом экономится моторесурс боевых машин и час налета на Як-130 дешевле, чем у боевых бортов. Поэтому Як-130 не просто замена Л-29 и Л-39. Это машина с гораздо более расширенным списком задач, которые "чехам" не под силу.
            на мой взгляд, "болезни роста" связаны с украинскими двигателями, качество которых продолжает падать и с пресловутой "трудовой дисциплиной" на предприятиях ВПК, которые уже аукались как с "Буловой-30", так и с "Протонами". Моё мнение, что сам по себе Як-130 более чем неплох.
            1. +3
              19 сентября 2017 15:00
              Як-130 не просто замена Л-29 и Л-39. Это машина с гораздо более расширенным списком задач, которые "чехам" не под силу.- Berkut24

              Соглашусь с вами, что ЯК-130 не плохая машина, но не для курсантов летных училищ.
              ЯК-130 самолет для состоявшихся летчиков, которых нужно учить боевому применению. И для этого в нем установлена авионика способная имитировать различные модели самолетов.
              Для курсантов нужен реактивный самолет обычной стреловидности (не СР-10 с крылом обратной стреловидности), с высокими скоростями, типа Л-39, на котором можно учиться летать. И всё, простая реактивная учебная парта. Такой пока в России нет. Причина отсутствие нужного реактивного двигателя.
              1. +7
                19 сентября 2017 19:20
                Это самолет и для курсантов. Давайте не забывать, что есть несколько уровней подготовки. Первый уровень - это поршневые самолеты, которые имеют ту же задачу, что и когда-то имел ПО-2. Сейчас его задачу должен, по идее, выполнять Як-152. Следующим уровнем были "Эльки" - та же хрень, только реактивная. Следующий уровень - спарки боевых машин. Сейчас последние 2 уровня исполняет Як-130. Как просто реактивный самолет, и как имитатор конкретной боевой машины. На нём даже Су-25 можно разыграть. ВВС не жалуется на сложность пилотирования сто тридцатого, с этим проблем нет. Есть "прелести" технической готовности.
            2. 0
              21 сентября 2017 22:47
              Як-130 - это учебно-боевой самолет, авионика которого способна имитировать особенности управления различных моделей самолетов, находящихся на вооружении ВВС. В этом его коренное отличие


              Высказывались предположения, что причина последнего падения - отказ системы управления. Рискну предположить, так сказать пальцем в небо, мнение профана, что если действительно произошел отказ системы уаправления то причина этого отказа и может лежать в этой самой способности иммитировать. Которая наверняка усложняет систему управления..
              1. 0
                6 января 2018 03:56
                А человеческий фактор? Не защелкнул или плохо защелкнул фиксатор разьема - через 10 минут уже после взлета нет кабеля... вот вам и техническая причина падения машины.
          2. +1
            19 сентября 2017 15:40
            Только вот самолёты всё боле и более сложные. По этому нету нечего удивительного что готовят на машинах более сложных.
      2. +1
        19 сентября 2017 15:38
        Аварии случаются и со старыми машинами. Стойка как раз из этой серии.
      3. +6
        19 сентября 2017 22:09
        Цитата: Авиатор_
        Статья о недоработанности машины, пошедшей в серию. Надо срочно дорабатывать.

        Скорее вопрос качества сборки и качества комплектующих, сам самолет хороший - у нас его итальянская версия уже который год служит без нареканий. Видимо просто пора устроить ревизию производителю. request
      4. +3
        20 сентября 2017 16:30
        133 машины,активно используется и аж два случая аварий..ну да,Конечно не доработанная ,срочно все порезать и сдать в лом)
        1. +3
          21 сентября 2017 22:54
          В смысле 2 аварии? это в Борисоглебске в этом году 2 аварии. А всего

          Аварии и катастрофы
          26 июня 2006 года прототип Як-130 разбился в Рязанской области. Оба лётчика успешно катапультировались, никто не пострадал. Причиной катастрофы называют отказ системы управления.[55]

          29 мая 2010 года в 16:59 мск разбился предсерийный Як-130 (бортовой номер 93) Липецкого центра боевой подготовки и переучивания личного состава. Авария самолёта произошла во время выполнения планового задания при взлёте. Экипаж в составе двух пилотов катапультировался, их состояние удовлетворительное, на земле жертв и разрушений нет.[56]

          15 апреля 2014 года в 17:50 мск в Астраханской области, в 25 км от г. Ахтубинска в районе посёлка Батаевка, разбился серийный Як-130, принадлежащий Борисоглебскому филиалу ВУНЦ ВВС. Экипаж в составе двух лётчиков катапультировался, один из лётчиков (подполковник ВВС Сергей Серёгин) погиб. На земле жертв и разрушений нет. Причиной катастрофы называют отказ системы управления.[57].

          11 июля 2017 года В городе Читтагонг на юго-востоке Бангладеш разбился учебно-боевой самолет Як-130, принадлежащий ВВС страны. Пилоты катапультировались и в результате инцидента не пострадали.[58][59]

          16 сентября 2017 года потерпел аварию учебно-боевой самолет Як-130. Никто не пострадал. ЧП произошло при выполнении учебно-тренировочного полета вблизи аэродрома. Экипаж принял решение увести самолет от близлежащих построек, а затем катапультироваться.[60]

          Происшествия без серьезных повреждений.
          21 июня 2017 года в Воронежской области на авиационной базе в Борисоглебске во время тренировочного полета у Як-130 (бортовой номер 43) не вышла передняя стойка шасси. Управляющие самолетом пилот-инструктор и курсант приняли решение, выработав топливо, сажать самолет только на две стойки. Благодаря профессионализму пилотов посадка получилась практически идеальной. ЯК-130 получил минимальные повреждения. Летчики представлены к государственным наградам.[61]

          21 июня 2017 года в Краснодарском крае близ города Армавир у ЯК-130 (бортовой номер 55) не выпустилось переднее шасси. Это второй за сутки случай с отказом гидравлической системы. В кабине самолета так же присутствовали курсант с инструктором. Самолет пришлось посадить на фюзеляж в поле. Со слов заместителя генерального директора ОКБ им. Яковлева Романа Таскаева, речь не может идти о серийном дефекте.[62][63]

          В пассиве 2 невыпуска шасси, 2 отказа управления. Один погибший пилот.
          1. +1
            6 января 2018 04:04
            За 11! Лет 7 авиапроисшествий из которых половина - отказ системы управления. Который может быть вызван пресловутыми кривыми ручками или невнимательностью.
            Далеко не критично, учитывая универсальность и сложность СУ. Естественно, каждое происшествие должно быть разобрано по косточкам, что и делается, но хаять машину... Ту104 тоже не сразу стал летающим АК.
      5. +2
        21 сентября 2017 12:51
        Цитата: Авиатор_
        Статья о недоработанности машины, пошедшей в серию.

        Врете! Это-же не Ф-35.
  2. +3
    19 сентября 2017 07:26
    Интересно бы было увидеть сравнение аварийности этого самолета с его аналогами из Италии и Китая. Насколько аварийны итальянские и китайские самолеты.
    1. +4
      19 сентября 2017 09:02
      Итальянские-потеряны 2 машины..оба-предсерийные прототипы.серийные не падали
    2. +1
      19 сентября 2017 11:50
      Особенно интересна информация о ходе эксплуатации итальянской машины, являющейся практически клоном Як-130. Также интересны отзывы о ней эксплуатантов. Говорят ли они о сложности управления и детских болезнях или нет. Если там все гладко, тогда стоит задуматься откуда растут ноги у проблем с нашей машиной.
      1. +2
        23 сентября 2017 13:18
        Какой же это клон? Як и итальянцы совместно начертили самолётик и разбежались каждый сам по себе его пилить, получились 2 по виду одинаковых, но по качеству разные ЛА, с разными ТТХ, например итальянская (да и китайская вроде) машина сверхзвуковая, российская дозвуковая. Клоном можно было бы назвать итальянскую машину, если бы они её с Як-130 слизали. По моему машину надо доводить до ума и повышать её надёжность и ТТХ, например скорость, ведь альтернативы нет никакой и конечно на экспорт её предлагать надо, где уже итальянцы и китайцы со своими самолётами. Но денег она ещё скушает много, теперь её как следует проверять надо, перед тем как курсантам доверить.
        1. +1
          23 сентября 2017 13:33
          Кроме дизайна планера ничего общего между этими самолетами нет
          1. 0
            18 марта 2018 07:58
            то есть только двигатель другой, и незначительно разнится компас и рация
            система эмулирования других типов самолетов там российская.
            италия такая великая авиационная держава, совместно начертить можно так что один держит карандаш а другой только водит его рукой.
            laughing
    3. +2
      19 сентября 2017 12:58
      У нас в "учебке" итальянские. Аварий, тьфу-тьфу, не было.
  3. +4
    19 сентября 2017 07:40
    Важно не общее число аварий, а их отношение к числу лётных часов. Интенсивность полетов учебных самолетов в лётных училищах должна быть высокой.
    Ну а то что самолёт новый - та это и так понятно. Ждём выводов комиссии...
    1. +4
      19 сентября 2017 08:36
      Су-34, Су-30СМ, Су-35 не моложе, и построены суммарно в больших количествах, но не имеют потерь за исключением прототипа Су-35 и перевертыша Су-34, прославившегося "российским видео с авиарегистратора", который вроде как восстанавливается.

      А вот аварии Як-130, а так же боевых вертолетов, говорят о том, что в отличие от Сухого, у их разработчиков работа поставлена хуже.
      1. +7
        19 сентября 2017 08:56
        Простите, но Вы путаете боевые самолеты с так называемыми "учебно-тренировочными"... Як-130 изначально НЕ боевой....
        1. +5
          19 сентября 2017 09:45
          И что? На боевом самолете наоборот больше систем, а значит и мест, где может что-то выйти из строя, с теми, или иными последствиями. Тем, не менее, боевые летают, и летают практически безаварийно. В Сирии так вообще конвейер, да, их сменяют, но обслуживание в боевых условиях всегда ограничено, и несколько месяцев машина гоняется и в хвост, и в гриву, но одной потери самолетов по тех. причинам, если не считать плавунов, у которых бы вообще авиацию отобрать, целее будет. Причем даже у них как раз самолеты-то не виноваты. Т. е. у Сухого процесс давно и качественно поставлен. Даже у индусов, которые разбивают и ломают всё, Су-30МКИ до сих пор почти все целые, как и у других эксплуатантов Су-30.
          1. +4
            19 сентября 2017 10:43
            Цитата: EvilLion
            И что?

            Как же надоела эта быдляческая форма ответа... У вас в школе была Культура речи?
            1. +7
              19 сентября 2017 11:09
              Ну не читай, мне-то что. Я ответ подробный дал.
      2. +3
        19 сентября 2017 09:09
        ЯК-130 разрабатывался совместно с КБ Сухого...и производится там же где Су-30..
        1. +1
          19 сентября 2017 09:35
          Совместно означает совместно, но не более. Аварийность у Як-130 очень высокая, потеряно уже 4 машины с 2006 года нашими ВВС и еще один этим летом плюхнулся в Бангладеше.

          Причем, по имеющимся данным часть машин вообще не эксплуатируется.
          1. +7
            19 сентября 2017 13:32
            Цитата: EvilLion
            Аварийность у Як-130 очень высокая, потеряно уже 4 машины с 2006 года нашими ВВС и еще один этим летом плюхнулся в Бангладеше.

            То есть, 4+1 машина за 11 лет? При условии эксплуатации их курсантами, которые могут изобрести самые немыслимые способы угробить машину?
            "Высокий уровень аварийности" - это 7 потерянных Су-30 с 2007 года (Индия).
            1. +3
              19 сентября 2017 16:43
              А сколько было выпущено Як-130? Вики называет "свыше 130". Причем машины постройки "Сокола" по имеющимся данным не эксплуатируются. Тех же Су-34 построено около 100 и серия тоже начата в 2006, хотя там изначально проблемы с производством были. Ну так все самолеты по сути, пошли массово года с 2012-го. Так что про 11 лет заливать не надо.

              У индусов Су-30МКИ свыше 200, вроде ближе к 300 и летают активно, так что боюсь у Як-130 показатель аварий на налетанные часы как раз и будет сходен.

              В то же время с 2009-го года, помимо Су-34, имеющих один перевертыш, построено:
              МиГ-29СМТ: 28 машин алжирских 14-го полка, 16 машин еще дозаказано, плюс там 2 спарки, того 46 машин, потерь нет.
              МиГ-29К: построено 24 серийных машины, одну утопили плавуны, т. е. самолет не при чем. Разбит был вроде один из прототипов.
              Су-30СМ и Су-35 потерь серийных машин не имели.

              Касательно же курсантов, то из 5 случаев потерь Як-130 в 2 причиной назван отказ системы управления, остальные неизвестно. Современные компы умнее курсантов.
          2. +1
            19 сентября 2017 13:48
            Цитата: EvilLion
            Совместно означает совместно, но не более. Аварийность у Як-130 очень высокая, потеряно уже 4 машины с 2006 года нашими ВВС и еще один этим летом плюхнулся в Бангладеше

            Простите, только 4? И с 2006 года?... Знаток!!!!
            1. +1
              19 сентября 2017 16:43
              Их больше разбилось?
              1. +1
                20 сентября 2017 09:37
                Цитата: EvilLion
                Их больше разбилось?

                Вы такую страну Алжир знаете? Ну, так там есть полк Яков...(полк в моем отсталом понимании, я же ВСЕ в инете разыскиваю).
          3. +1
            19 сентября 2017 21:19
            высокая аварийность? 5 аварий за 11 лет? а 139 аварий и 116 катастроф со смертельным исходом за 20 лет как вам? F -104 и это только в армии ФРГ!
      3. 0
        19 сентября 2017 10:45
        Цитата: EvilLion
        А вот аварии Як-130, а так же боевых вертолетов, говорят о том, что в отличие от Сухого, у их разработчиков работа поставлена хуже.

        И Су-34 и як -130 делает Иркут. Видимо вы из тех горлопанов, которые делают далекоидущие выводы на пустом месте....
        1. FBW
          +8
          19 сентября 2017 11:12
          СУ-34 ДЕЛАЕТ "НОВОСИБИРСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД им. В.П. ЧКАЛОВА, а ИРКУТ "СУ-30СМ".и все таки ГОРЛОПАН ЭТО ВЫ, который делает далекоидущие выводы на пустом месте!!!!!!!!
        2. +4
          19 сентября 2017 11:12
          Иркут изготавливает детали и собирает из них самолеты, согласно документации, поставленной разработчиком. Если у разработчика шасси сделаны так, что часто отказывают, или ошибки в ПО системы управления, то от Иркута тут не зависит ровным счетом ничего. Он будет отвечать, если соберет не по инструкции. Не говоря уже про то, что Су-34 производят в Новосибирске.
      4. +4
        19 сентября 2017 11:36
        ЯК130 - учебно-боевой самолет. То есть летающая парта для превращения летающих оленей в Покрышкиных . В любом классе есть двоишники и троишники. Есть и вообще люди, способные убить любую , даже самую надежную технику. А в небе времени на исправление косяков или нештатной ситуации немного. request
        Тч скорее всего нужно предусмотреть дублирование как можно большего числа систем , тк пилотируют эти самолеты еще не летчики , а их заготовки. Плюс нужно быстрее вводить в строй як 152 и ср-10 , чтобы курсанты гробили их, а к моменту пересадки на более дорогой як 130 уже имели приличный налет и какой-никакой опыт. Мое имхо. hi
        1. +3
          19 сентября 2017 12:24
          А шасси по нажатию кнопки тоже из-за клешней у нубов-пилотов не выходит?
  4. +1
    19 сентября 2017 08:46
    Статья - реклама МС-10?
    1. +2
      19 сентября 2017 08:53
      Если бы Вы её прочли, не стали бы задавать этот вопрос.
    2. +1
      19 сентября 2017 08:54
      Упаси бог!!! Лучше не надо.... Там и так проблем хватает...
      1. +1
        19 сентября 2017 09:50
        А вы там генеральный конструктор, что всё знаете? А можно не поверить?
        1. +1
          19 сентября 2017 13:45
          И не верьте, прошу Вас. Очевидно, Вы знаток...
          1. +2
            19 сентября 2017 16:55
            Нет, я-то как раз не знаток. Потому что я в проекте МС-21 не участвую и передо мной ген. конструктор не отчитываются. И я понятия не имею, какие там есть проблемы. Но зато почему-то в конфах всегда есть люди, которые откуда-то знают про всё и про ход программы ПАК ФА, и про гражданку, и про эксплуатацию техники знают больше, чем те, кто ее эксплуатирует.

            Ну да инет он такой, всегда можно представиться хоть полковником ВВС в отставке, хоть бог знает кем.
            1. 0
              21 сентября 2017 19:42
              МС-21 и МС-10 это мягко говоря разные самолеты. Точнее МС-10 это что-то несуществующией.
    3. 0
      20 января 2018 02:23
      Статья - реклама СР-10 !.Никак не могут втиснуться в программу распила денег...
  5. +1
    19 сентября 2017 09:00
    Статистику соотношения аварийности с числом самолётовылетов не судьба привести? Идёт напряжённая учёба, летают курсанты. По вертолётам вообще "шыдевр". Машины работают на малых и сверхмалых высотах если что...Статья ни о чём.(картинка движущаяся)
    1. +1
      19 сентября 2017 22:12
      Цитата: Fotoceva62
      (картинка движущаяся)

      Не работает, гифку надо правильно постить (тэгами, в ручную).
  6. +4
    19 сентября 2017 09:15
    Уважаемый Володин А.! Прежде, чем писать статью в таком издании, а не у себя в твитере, вк, и т.д., потрудились бы уточниться, что Эльки-29 сняты с вооружения еще в 90-х. Их попросту НЕТ в училищах с тех далеких времен. И самолеты Л-29,39 летчики ласково называют Элки, без "Ь". Из этого можно сделать вывод, что с летчиками Вы даже не общались вживую. Удачи!
    1. +4
      19 сентября 2017 15:31
      Уважаемый Кубаноид! Прежде чем писать комментарий в таком издании, а не у себя в Одноклассниках, статью принято читать. И если вы укажете, где в статье говорится о том, что Л-29 не сняты с вооружения в 90-х, и где вообще говорится об их "неснятии", то можете взять пирожок с полки. Два пирожка...

      По поводу "И самолеты Л-29,39 летчики ласково называют Элки, без "Ь".

      Я могу вас лично познакомить с лётчиками, которые Л-29,39 называют именно "с мягким знаком". Перечитайте свой комментарий, и вы увидите, что и вы сами назвали их "Эльками". Вот незадача, правда...

      Если одни называют автомобиль "Хьюндай", а другие "Хёндэ", то вы, наверное, тоже скажете, что первые "ни разу не общались с водителями". Смешно, ей-богу... Удачи и вам!
  7. +2
    19 сентября 2017 10:01
    Попадание влаги в гидравлику- просто перл. Не про влагу, про "хранение". Удивляюсь, что на планете Земля автомобили до сих пор не хранятся "в специальных влагозащитных ангарах." Сейчас на улице ливень, и за руль не сяду. Катапульты в авто к сожалению нет.
    1. 0
      19 сентября 2017 21:48
      Наши "специальные влагозащитные ангары" для частных автомобилей - это гаражные кооперативы. гаражи там разные- от металлических до капитальных из кирпича или бетона. Сячдете Вы за руль в ливень или нет,дело Ваше. но вспоминается поговорка: " Здоровому человеку спорт не нужен,больному он вреден.Спортом занимается тот, для кого он-работа." Хорошо,что пока обошлось без жертв. По личному опыту я знаю,что реактивный самолет летит пока работает двигатель и управляется, если система управления правильно реагирует на действия пилота. Специалисты разберутся,был ли конденсат в гидросистеме,если уже не разобрались. Один из авторов комментария верно подметил,что исправлять "косяки" в воздухе зачастую уже не хватает времени.
  8. +1
    19 сентября 2017 10:25
    Автор, если пишите подобные статьи, указывайте актуальную информациюю пожалуйста. Краснодарское училище(КВВАУЛ), с 1 августа 2015 года не является филиалом ВУНЦ ВВС ВВА. Это самостоятельное училище.
  9. +3
    19 сентября 2017 11:16
    К вопросу об аварийности "элок":
    Коль речь зашла о потерях, следует признать, что на родине гибель "Альбатросов" оказалась весьма частым явлением. До 1993 г. в летных происшествиях разбились 9 машин и погибли 9 летчиков. За следующие 12 лет ВВС Чехии потеряли четыре L-39 и трех человек. Таким образом, из 78 "Альбатросов", находившихся в строевой эксплуатации, разбились 16 - более 20% всего парка.
  10. +1
    19 сентября 2017 12:43
    Полагаю, что причина аварийности в том, что фирмачи из "ЯК"а засиделись на задворках авиапромышленности. СУ, МИГ, ТУ... эти на слуху постоянно, а вот о прорывных новинках "яковлевцев" давно уже нет информации. request Впрочем, допускаю, что это у меня просто слух плохой. feel
  11. +2
    19 сентября 2017 19:13
    Похоже проблема не в самолетах,а в головах директоров и конструкторов фирмы ,,Як'' ,которые потеряли совесть,или не имели ее вовсе и ставят слишком дешевые и некачественные материалы , набирают слишком дешевых и не умелых рабочих, для изготовления этих самолетов,растаскивая львиную долю бюджетных средств,выделяемых на производство этих самолетов,по своим карманам.
    1. +2
      19 сентября 2017 21:55
      Чушь какую-то пишете. Вы совсем ничего не понимаете в любом производстве,а в производстве самолетов, в частности.
      1. +1
        19 сентября 2017 21:57
        У меня профильное образование и я работал на производстве,причем именно на авиазаводе,так что не пишите мне своих сказок,я знаю о чем я пишу.
        1. 0
          20 сентября 2017 07:38
          У меня тоже профильное образование и я снова повторю Вам,что Вы пишете откровенную глупость.Так судить о руководстве и конструкторском коллективе "Як" может судить только дилетант,который и рядом с заводом .не стоял.
          1. +1
            20 сентября 2017 12:23
            А не надо мне ничего повторять,я своим глазам верю,а не басням вашим и вам подобных
  12. 0
    21 сентября 2017 01:32
    Бред сивой кобылы fool
    Любое новое тех. устройство требует допила на пользователях!! ЛЮБОЕ! yes
  13. +1
    21 сентября 2017 08:24
    Зато у них Ф-35 плохой!
  14. exo
    +2
    21 сентября 2017 16:40
    На основании информации,которую публикуют,никаких выводов сделать нельзя.Влага в гидрожидкости из-за хранения вне ангара-полный бред.И на всё накладывает отпечаток то,что они используются для обучения.Значит,не всегда в опытных руках.Хоть и под контролем.
  15. 0
    25 сентября 2017 01:06
    Цитата: voyaka uh
    У нас в "учебке" итальянские. Аварий, тьфу-тьфу, не было.

    Какие нафиг аварии, вы ведь богоизбранные
  16. 0
    29 сентября 2017 14:23
    похоже на заказузу...
    одни сопли без фактов...
  17. 0
    9 января 2018 22:07
    Цитата: А Нас Рать
    Цитата: Авиатор_
    Статья о недоработанности машины, пошедшей в серию. Надо срочно дорабатывать.

    Скорее вопрос качества сборки и качества комплектующих, сам самолет хороший - у нас его итальянская версия уже который год служит без нареканий. Видимо просто пора устроить ревизию производителю. request


    M 346 также находится в Польше. Первый этап обучения - пропеллерные самолеты PZL-130 Orlik TCII. Длительный курс обучения - на самолетах M-346 с симуляцией авионики F-16 и симуляцией полного оружия F-16


  18. +1
    24 января 2018 12:45
    Цитата: karabas-barabas
    Какой же это клон? Як и итальянцы совместно начертили самолётик и разбежались каждый сам по себе его пилить, получились 2 по виду одинаковых, но по качеству разные ЛА, с разными ТТХ

    Основную работу по отработке аэродинамики и проностных характеристик планера выполнили яковлевцы. После того, как самые трудоёмкие работы по формированию облика машины были закончены, макаронники сказали "чао" и вышли из совместного проекта сославшись на какие-то там разногласия.
    Пы.Сы. С "макаронами" работал пять лет подряд. Есть славные ребята-работяги, но чуть повыше ступенькой поднялся... очень любят, когда работают другие, а медали и бонусы получают они. Приём искренне верят что исключительно благодаря их собственному "таланту" руководителя
  19. 0
    1 августа 2018 17:55
    Aermacchi M-346 построено около 80 единиц, разбилось 2 самолета.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»