МиГ-29. Сорок лет в небе: полёт нормальный!

48
6 октября 1977 года свой первый полет совершил опытный экземпляр самолета МиГ-29. МиГ-29 — это советский/российский легкий фронтовой истребитель 4-го поколения, разработанный специалистами ОКБ МиГ. Согласно информации официального сайта РСК «МиГ», всего было выпущено более 1600 истребителей данного типа, которые состоят на вооружении ВКС России и еще 25 стран мира. Самолет производится серийно с 1982 года, сегодня в нашей стране выпускаются усовершенствованные модификации данной боевой машины, которые по-прежнему пользуются спросом на мировом рынке вооружений.

Легкий истребитель МиГ-29 стал вторым боевым самолетом 4-го поколения, который был разработан конструкторами ОКБ имени А. И. Микояна, в то время как первым советским боевым самолетом 4-го поколения стал истребитель-перехватчик МиГ-31, работы над созданием которого начались еще в конце 1960-х годов. К работам над легким фронтовым истребителем МиГ-29 в ОКБ имени А. И. Микояна приступили в 1970 году. Новая машина должна была принять эстафету основного истребителя ВВС СССР у МиГ-21 и МиГ-23. Помимо этого конструкторам ставилась задача превзойти по летно-техническим характеристикам новейшие на тот момент времени американские истребители F-15 и F-16. Основными особенностями нового истребителя стали: применение интегральной аэродинамической компоновки, в такой компоновке фюзеляж самолета выполнен несущим и создает до 40 процентов общей подъемной силы; перспективной силовой установки, состоявшей из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33; новых управляемых средств поражения; современной системы управления вооружением.



В рамках работ по созданию истребителя МиГ-29 специально была организована межведомственная программа обеспечения надежности боевых систем и комплексов. В результате ее работы были достигнуты высокие показатели надежности, которые превосходили требования заказчиков и достигнутый к тому моменту мировой уровень. Также при создании нового легкого фронтового истребителя в ОКБ Микояна была создана специальная система стендов, в том числе — для полунатурного моделирования. Данное решение позволило значительно снизить сроки испытаний и повысить качество авиационной техники.


По информации официального сайта РСК «МиГ», разработка легкого фронтового истребителя МиГ-29 и его модификаций с 1972 по 1982 год велась под руководством заместителя генерального конструктора А. А. Чумаченко, в 1982 году главным конструктором самолета был назначен М. Р. Вальденберг, с 1993 года тему возглавлял В. В. Новиков. В настоящее время модернизация самолета МиГ-29 осуществляется под руководством главного конструктора А. Б. Слободского, а разработка новых модификаций истребителя — под руководством Н. Н. Бунтина и И. Г. Кристинова.

Постройка первого опытного экземпляра истребителя МиГ-29 (бортовой номер 901) завершилась в августе 1977 года. После проведения необходимых наземных испытаний, пробежек и рулежек к октябрю года самолет был готов к выполнению первого полета. В четверг, 6 октября, 1977 года шеф-пилот ММЗ имени А. И. Микояна А. В. Федотов впервые поднял самолет в небо. В летных испытаниях новой боевой машины также принимали участие летчики ОКБ: П. М. Остапенко, Б. А. Орлов, А. Г. Фастовец, В. Е. Меницкий, В. В. Рындин.

После завершения в 1982 году широкомасштабной программы летных испытаний новый самолет был запущен в серийное производство на МАПО (сегодня — Производственный комплекс №2 РСК «МиГ») и в 1987 году был официально принят на вооружение ВВС Советского Союза. С 1986 года истребители МиГ-29 широко поставляются на экспорт. Первые машины уже в 1986 году получила Индия, а в следующем году за ней последовали Югославия и Ирак, в дальнейшем география поставок истребителя только увеличивалась.


Дебют самолета на международной арене произошел в 1988 году. Самолет был представлен на авиасалоне Фарнборо в Великобритании, что само по себе было беспрецедентным решением. До этого советская боевая техника никогда не принимала участия в подобных авиасалонах. Появление истребителя МиГ-29 на авиасалоне Фарнборо стало настоящей сенсацией, а сам самолет стал главной звездой салона. Особенно зрителей и авиационных специалистов впечатлила фигура высшего пилотажа «Колокол». Данный элемент был включен в летную программу для того, чтобы предоставить потенциальным заказчикам как можно больше информации о новом самолете. В частности, наглядно демонстрировалось, что МиГ-29 сохраняет управляемость на траектории при нулевых и даже отрицательных скоростях полета, его ориентация в пространстве не влияет на устойчивость и управляемость машины, а силовая установка устойчиво и надежно работает во всем диапазоне скоростей.

Легкий фронтовой истребитель МиГ-29 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме, самолет обладает интегральной компоновкой планера. Планер истребителя состоит из развитого по размаху и длине профилированного несущего корпуса (фюзеляжа), который плавно сочленен через зону наплыва с крылом трапециевидной формы, цельноповоротного дифференциально отклоняемого стабилизатора и вертикального двухкилевого оперения. Силовая установка представлена двумя двухконтурными турбореактивными двигателями, которые были размещены в изолированных мотогондолах в хвостовой части корпуса самолета. Основные воздухозаборники турбореактивных двигателей расположены под центропланом, дополнительные находятся на верхней поверхности наплывов крыла самолета. Шасси МиГ-29 трехопорное, убирающееся.

Примерно 40 процентов подъемной силы самолета в полете обеспечивает его корпус, 60 процентов — крыло. При углах атаки более 17 градусов в создании подъемной силы роль корпуса и наплывов крыла увеличивается. Особенностью планера легкого истребителя стало наличие в его конструкции крупногабаритных штамповок, а также прессованных панелей, их использование позволило снизить количество нагруженных стыков. Основные конструкционные материалы планера самолета — это сплавы алюминия и высокопрочные стали. В ряде ответственных узлов и деталей истребителя (в хвостовой части корпуса, в лонжеронах крыла и т. п.) был применен титан. Доля композиционных материалов в общей массе конструкции истребителя МиГ-29 составляла порядка 7 процентов. Для облегчения осмотра и обслуживания, а также ремонта самолета в процессе эксплуатации к элементам конструкции и блокам оборудования был обеспечен удобный подход.


Высокая тяговооруженность, рациональная аэродинамическая компоновка, надежная автоматизированная система управления обеспечили легкому фронтовому истребителю МиГ-29 отличные маневренные характеристики, которые присущи самолету и сегодня. В конструкции истребителя нашлось место широкому применению композиционных материалов. В основном варианте вооружение самолета состояло из 30-мм автоматической пушки ГШ-301, двух управляемых ракет средней дальности Р-27 с радиолокационными или тепловыми головками самонаведения на цель и четырех управляемых ракет высокоманевренного ближнего боя Р-73. Впервые в мире на истребителе МиГ-29 была применена комплексная система управления вооружением на основе квантовой оптико-локационной станции КОЛС (комбинация обзорно-следящего теплопеленгатора с лазерным дальномером), импульсно-доплеровской РЛС Н019 и нашлемной системы целеуказания под обозначением «Щель-3УМ». Работой всех перечисленных систем, впервые в мире объединенных в единый комплекс, управляли бортовые электронно-вычислительные машины.

Несмотря на то, что с момента первого полета опытного образца истребителя МиГ-29 прошло уже 40 лет, боевая машина по-прежнему востребована на мировом рынке военной техники, это подтверждается имеющимися заказами на данный истребитель. Так в 2016 году Россия закрыла контракт по поставке ВМС Индии 29 корабельных истребителей МиГ-29К/Куб. Данные самолеты, относящиеся к поколению «4+», предназначены для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, а также поражения наземных и надводных целей современным высокоточным оружием. Самолеты могут одинаково эффективно использоваться в любых погодных условиях и днем, и ночью.

Также в 2017 году Россия начала исполнение контракта по поставкам Египту истребителей МиГ-29М/М2. Всего эта североафриканская страна получит порядка 50 самолетов данного типа. Скорее всего, речь идет о поставке 46 истребителей МиГ-29М и 6-8 «спарок» МиГ-29М2 для боевой подготовки египетских летчиков. Впервые информация о данном контракте появилась в российских СМИ в мае 2015 года, тогда специалисты оценили стоимость контракта на поставку порядка 50 истребителей с вооружением примерно в два миллиарда долларов. Данный заказ стал самым большим на самолеты МиГ-29 за все постсоветское время.


МиГ-29М/М2 можно назвать последним на сегодняшний день развитием платформы легендарного истребителя МиГ-29. Основным отличием новой машины являются новое радиоэлектронное оборудование, усовершенствованные двигатели с управляемым вектором тяги, возросшая дальность полета. Данный вариант истребителя был разработан в России в 2000-е годы с применением решений, которые возникли в ходе работ по созданию палубного варианта истребителя МиГ-29К/КУБ (изделие 9-41/47).

Источники информации:
http://www.migavia.ru
http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig29.html
https://lenta.ru/news/2017/04/26/mig29
Материалы из открытых источников
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    6 октября 2017 07:35
    Маленькая поправка, последнее развитием МиГ-29-го - МиГ-35, который все тот же МиГ-29М2, но все же..... А МиГ-29М2 получился в ходе модернизации М. Новую двухместную носовую часть он получил в результате проработки малазийского контракта, которую потом и применили на КУБ. Крыло он получил от КУБ, а вот двигатели с вектором тяги, пока что был как возможный опцион.
  2. +6
    6 октября 2017 09:04
    Очень красивая машина!
    1. +3
      7 октября 2017 19:35
      Цитата: Trevis
      Очень красивая машина!

      Не то слово! Когда в 1984г был в Кубинке, в демонстрационном павильоне, где рядом были выставлены СУ-27 и МиГ-29, то мой друг его назвал "Коньком-горбунком", которому все возможно.Тогда я впервые узнал о нашлемной системе ЦУ и новых Р-73.
      А Мигарь на фоне Сушки был в 2 раза меньше...Это я теперь понимаю, почему Игорь его так любовно окрестил...Помните у Ершова:
      "Двух коней, коль хошь, продай,
      Но конька не отдавай
      Ни за пояс, ни за шапку,
      Ни за чёрную, слышь, бабку.
      На земле и под землёй
      Он товарищ будет твой:
      Он зимой тебя согреет,
      Летом холодом обвеет;
      В голод хлебом угостит,
      В жажду мёдом напоит." yes
      1. +1
        7 октября 2017 19:43
        Цитата: Удав КАА
        Не то слово! Когда в 1984г был в Кубинке, в демонстрационном павильоне, где рядом были выставлены СУ-27 и МиГ-29, то мой друг его назвал "Коньком-горбунком"



        Уверены?...ничего не перепутали ?..в 1984?..
        1. +1
          7 октября 2017 19:59
          Цитата: Gransasso
          Уверены?...ничего не перепутали ?..в 1984?..

          Коллега, спасибо за Ваше сомнение.
          Полез в аналы истории, уточнил. Это было в феврале 1994 года. Видимо, когда печатал, не по той цифири "постучал", ибо повышение при АГШ было в 1994 году. В 1984 я еще в акамеди слушателем был...
          Еще раз спасибо, коллега! drinks
  3. +10
    6 октября 2017 09:15
    40 лет в авиации нет рывка.Те же планеры и движки с новой электроникой.Представьте разницу в истребителе 1912 и 1952года.Вот прогресс!!!!.А Миг-29-1977года и Миг-35 -2017 .Время остновилось? hi
    1. +7
      6 октября 2017 10:31
      .Время остновилось?


      Придумайте движок по параметру тяга / масса+запас топлива лучший , чем ТРД (ТРДД) - и равнём в будущее во весь опор. Кроме электроники ( ну и композитов в планере ) модернизировать нечего. Будущее , которое проглядывается сейчас - это F-35 в беспилотном варианте . Малая ЭПР и искусственные мозги - вот пока вектор развития истребителя.
    2. +8
      6 октября 2017 13:21
      Цитата: alekc73
      40 лет в авиации нет рывка.Те же планеры и движки с новой электроникой.Представьте разницу в истребителе 1912 и 1952года.Вот прогресс!!!!.А Миг-29-1977года и Миг-35 -2017 .Время остновилось? hi

      Как раз между истребителем 1912 и 1952 года намного больше общего, чем между машиной 1977 и 2017.
      Если первые 2 различаются только планером и двигателем, то вторые 2 различаются своей сутью. Если первый - это "пулеметчик с радиолампой верхом на реактивной трубе", то второй - это "оператор ЭВМ в небе".
      Если представить бой 1 самолета 1952 года против 8 штук 1912 - он полчаса будет гоняться за этой "мошкарой" и не факт, что собьет все, раньше чем кончится боезапас или топливо.
      А 1 МиГ-35 (2017) порвет 8 МиГ-29 (1977) как Тузик грелку, они даже понять ничего не успеют, и увидеть кто их сбил.
    3. +2
      6 октября 2017 13:30
      Для рывка ПАК ФА есть. Зрелые технологии эволюционируют медленно.
      1. +7
        6 октября 2017 17:44
        Правильно будет говорить "есть идея ПАК ФА", а не "есть ПАК ФА".
        И на производстве технологии не зреют, они либо есть, либо их нет.
        1. 0
          6 октября 2017 23:52
          Двигатель внутреннего сгорания 100 лет назад был в зачаточном состоянии 100+ лет назад, но уже активно использовался, а сейчас эта технология в сильно более зрелом состоянии.
        2. +1
          7 октября 2017 19:44
          Цитата: Doliva63
          И на производстве технологии не зреют,
          На производстве технологии реализуются. А создаются они в лабораториях НИИ и опробываются (становятся на крыло) в процессе НИОКР в КБ. Производство получает точную технологическую карту по которой и создается новое изделие...
          Как-то так раньше было, может эффективные манагеры все уже поменяои..Тоды чему удивляться сегодня?
    4. +2
      6 октября 2017 14:55
      Цитата: alekc73
      Представьте разницу в истребителе 1912 и 1952года.Вот прогресс!!!!.

      Не стоит только забывать, что между 1912 и 1952 г.г были две мировые войны.
      А для военной техники именно война - лучший двигатель прогресса.
    5. 0
      8 октября 2017 01:59
      Цитата: alekc73
      Время остновилось?

      Классики поют: "Жизнь невозможно открутить назад и время как часы не остановишь..." А Вы сомневаетесь. Не время остановилось, а страна зависла в истории.
      До 1984 года "полёт" МиГ-29 был явно ненормальный из-за недоработок двигателя.
      Во время первого визита в Финляндию эскадрильи МиГ-29 дали отзыв: "самолёт 4-го поколения с "авионикой" самолёта 2-го поколения. После "августовских событий" 1991 года самолёт, вообще, практически был "похоронен". Признать всё это нормальным более чем странно.
      1. 0
        10 октября 2017 05:58
        Цитата: iouris
        самолёт 4-го поколения с "авионикой" самолёта 2-го поколения

        Забыли еще гидравливлические приводы. В Фарнборо в далеком 1988 это уже вызывало шок: истребитель 4-го поколения с гидравликой от ЗИЛа
  4. +1
    6 октября 2017 09:25
    Насколько я помню, первые МИГ 29, в частности те что испытывались в ЛНИИ ВВС (г Ахтубинск), страдали недостаточной прочностью планера из за чего после каждого интенсивного пилотажа на планере МИГ29 появлялись многочисленные трещины. Удалось ли устранить эту детскую болезнь впоследствии не знаю. Но на последующих за испытаниями показательными полетами МИГ 29 на ряде войсковых учений недостаточная прочность МИГ 29 никуда не делась. Возможно в какой то мере это сказалось на том что впоследствии МИГ 29 Заказчик постарался задвинуть в угол предпочтя ему самолеты фирмы Сухого. Повторюсь, достоверной информацией по этому вопросу не располагаю.
    1. +3
      6 октября 2017 13:29
      Цитата: gregor6549
      страдали недостаточной прочностью планера из за чего после каждого интенсивного пилотажа на планере МИГ29 появлялись многочисленные трещины.

      Видите ли, такие проблемы могли быть на заре авиации, ну в первой половине развития, на данный момент таких проблем быть не может от слова вообще... Ограничения по эксалуатациоонной перегрузке +9, а расчитан планер (обращаю Ваше внимание! Расчитан и испытан на разрушение и выдержал 100% перегрузку минимум 12 (на какой разрушился мне не известно)) В ином случае его бы даже из цеха не выкатили...
      Ну так как то... hi
      1. +4
        6 октября 2017 15:09
        В принципе Вы правы и именно так и должно было быть. Но в те времена не только самолеты, но и многие другие образцы военной техники и вооружения под давлением руководящих органов "выкатывали" из цехов и даже запускали в крупносерийное производство весьма сырыми. После чего многочисленные бригады представителей промышленности кочевали по многочисленным в/ч, дорабатывая эти изделия до приемлемого уровня. Обходилось это жутко хлопотно и дорого, но особых вариантов не было, ибо не выполнить задание партии и правительства "к завтрему" было чревато. Опять же, я не в курсе подробностей с МИГ 29, но то, что такое происходило довольно часто с наземными АСУ управления авиацией видел сам и сам объездил в составе "пожарных" бригад, т.е. бригад доработчиков почти весь Союз. Ну а в поездках пересекался весьма часто и жил в одних гостиницах с бригадами, которые дорабатывали самолеты. Похожая картина была и по другим видам высокотехнологичным вооружения, Сроки были более, чем сжатые, и все отработать и испытать вовремя и как положено очень часто не удавалось.
        1. +4
          6 октября 2017 15:23
          Цитата: gregor6549
          Опять же не в курсе подробностей с МИГ 29, но то, что такое происходило довольно часто с наземными АСУ управления авиацией видел сам и сам объездил в составе "пожарных" бригад т.е. бригад доработчиков почти весь Союз. Да и на флоте такое было весьма обычным делом.

          Опять же суть причины атастроф и аварий (неизбежность при доводке техники), скажем так всего не учтешь даже на современном уровне. Но уровень проектирования когда создавался данный девайс, однозначно исключал слабость конструкции(Создавался истребитель) , На уровне проектных работ думаю вносилась разрушающая перегрузка порядка 15 единиц, реально выдержит 100% 12, Эксплуатационная 9. Допустимая по шасси 3-5 ограничение 2 (дальше предпосылка к летному происшествию, не поломка) . Это все по планеру и достичь перегрузки 9 на пилотаже можно на оченьограниченное время (поверьте летчику), ну секунда, ну две, а уж 12 не реально... Я все это к тому лишь,
          что страдали недостаточной прочностью планера из за чего после каждого интенсивного пилотажа на планере МИГ29 появлялись многочисленные трещины.
          теоретически не реально... Ну единственное, что от брака ни кто в наше время не застрахован, даже военная техника..., и тут человеческий фактор, но отньдь не слабость конструкции.. hi
        2. 0
          6 октября 2017 20:39
          Цитата: gregor6549
          составе "пожарных" бригад, т.е. бригад доработчиков

          да уж, "доработчики" знакомое до боли слово, у нас в общаге за ними были комнаты закреплены.
  5. +5
    6 октября 2017 09:48
    отличный самолёт! настоящий “небесный убийца“, как его назвали инструкторы ФРГ, когда таки “дорвались“ до МИГов бывшего ГДР. а по словам англо и вранко конструкторов, планер 29го это пик научной мысли и вряд ли можно превзойти его. по ходу 41й тоже будет продолжать традицию семейства: [media=http://]
  6. exo
    0
    6 октября 2017 10:13
    Достойный самолёт,но какая трудная у него судьба.Такой потенциал,заложен.Даже,сейчас-никакой определенности.Хорошо,хоть корабельная версия приживается,понемногу.
  7. +1
    6 октября 2017 10:27
    Одно плохо у МиГ-29 и МиГ-35: только с очень большой натяжкой их можно назвать легкими истребителями, не в последнюю очередь из-за двух двигателей. Из-за этого пара Су-27/МиГ-29 (Су-35/МиГ-35) куда более спорная, нежели американские F-15/F-16 или F-22/F-35
    1. +3
      6 октября 2017 11:18
      И что ф-35 имеет один двигатель а весит больше миг-29,Рафаль тоже двух двигательный и что он тяжёлый ?
    2. exo
      +4
      6 октября 2017 12:32
      На самом деле,сама концепция :легкий-тяжелый,себя изжила (ИМХО)
      Скорее,надо говорить:дешёвый-дорогой.А это,не всегда связано с весовыми характеристиками самолёта.
      1. +3
        6 октября 2017 14:23
        В целом согласен с обоими комментариями, деление на легкие и тяжелые очень условно, особенно учитывая, что большинство стран имеет только один тип самолета на вооружении и для них он просто многофункциональный.

        Да, F-35 весит больше МиГ-29. И да, стоимость слабо связана с весом самолета. Но именно поэтому тяжелый однодвигательный F-35 уже сегодня стоит относительно недорого, да и обслуживать один двигатель (сердце самолета) все же в два раза дешевле, нежели два два. А МиГ-и несут два двигателя, никак не унифицированные с двигателями Су. В результате имеем два разных самолета с сопоставимыми возможностями и ценой. Это не может не усложнить логистику, обслуживание, обучение и наверняка множество других вещей. Можно сколько угодно ломать копья, но практика расставила все на свои места: ни МиГ-29, ни МиГ-35 фактически не нужны ВКС России, и (по моему личному мнению) именно такое дублирование и финансовая сторона вопроса сыграли в этом не последнюю роль.
        1. exo
          +1
          6 октября 2017 15:54
          Самое интересное,что в сводках о происшествиях,обычно отказ одного двигателя на двухдвигательном военном самолёте,чаще всего всё равно приводит к катастрофе.По-крайне мере,в отличии от коммерческой авиации,почти не встречал фразы:самолёт благополучно совершил посадку,на одном двигателе.
          1. +1
            6 октября 2017 18:07
            Где-то тут, на ВО, встречал аналогичную информацию: при отказе одного двигателя сегодня никто обычно не геройствует, а сразу катапультируются. Летчик куда ценнее самолета.
          2. GIN
            0
            1 декабря 2017 21:32
            Речь идёт о боевой устойчивости если не в курсе и посадка на 1 двигателе в авиа-происшествия просто скрывается
    3. +2
      6 октября 2017 15:23
      В каком то году, не помню уже в каком (склероз потому как) было принято спец постановление партии и правительства о разработке боевых самолетов только с двумя двигателями для обеспечения требуемых Заказчиком боевой устойчивости и надежности. То, что Ф35 сделали с одним движком, многие зарубежные эксперты считали одной из основных ошибок Заказчика этих самолетов еще тогда, когда самолет был еще в чертежах. В результате, как и ожидалось получился самолет с очень сложной двигательной установкой, которая помимо вопросов о ее надежности вызывает ряд вопросов о боевой устойчивости ероплана с данной установкой. Конечно в мирное время проблемы надежности можно худо бедно решать. Например за счет сокращения цикла тех обслуживания и т п. Но это и дорого и опять же снижает уровень боеготовности частей оперирующих данными самолетами О других проблемах связанных с Ф 35 и не упоминаю.
      1. +6
        6 октября 2017 15:39
        Цитата: gregor6549
        В каком то году, не помню уже в каком (склероз потому как) было принято спец постановление партии и правительства о разработке боевых самолетов только с двумя двигателями для обеспечения требуемых Заказчиком боевой устойчивости и надежности. То, что Ф35 сделали с одним движком, многие зарубежные эксперты считали одной из основных ошибок Заказчика этих самолетов еще тогда, когда самолет был еще в чертежах. В результате, как и ожидалось получился самолет с очень сложной двигательной установкой, которая помимо вопросов о ее надежности вызывает ряд вопросов о боевой устойчивости ероплана с данной установкой. Конечно в мирное время проблемы надежности можно худо бедно решать. Например за счет сокращения цикла тех обслуживания и т п. Но это и дорого и опять же снижает уровень боеготовности частей оперирующих данными самолетами О других проблемах связанных с Ф 35 и не упоминаю.



        А сколько моторов у F-16?...и как ообстоят у него дела с надежностью и боеготовностью...


        Может проблема в том что в МИГе в тот период не в состоянии были построить достаточно мощный,экономичный и надежный двигатель,который бы потянул одномоторный самолет...
      2. +5
        6 октября 2017 17:49
        Это дурацкое решение было после Союза, по-моему. Во всяком случае, реализовано точно после Союза, т.е., после 85-го, когда от нас одно название омталось.
        1. +4
          7 октября 2017 04:27
          Не сказал бы, что решение оснащать боевые самолеты как минимум двумя двигателями было дурацким. Все таки оно повышало и намного надежность авиационного комплекса. тем более что Заказчик еще во время войны пришел к выводу, что жизнь летчика тоже чего то стоит, да и самолеты стали к тому времени весьма дорогостоящими "игрушками". Опять же надежность отечественных движков, особенно тех, что выпускались из цехов в конце года вызывала определенные сомнения, ибо лозунг "план любой ценой" был тогда весьма популярен среди "нелетающего" начальства. Опыт локальных войн в Афгане и т.п. горячих точках тоже показал, что с двумя движками шансов уцелеть у летчика и самолета все же больше чем с одним (обстрелы с земли, попадание камешков и прочей дряни в движки на полевых аэродромах и т д.) Ссылка на успешный опыт эксплуатации однодвижковых Ф16 не совсем корректна, т.к. серьезного противодействия они, как правило, не встречали а эксплуатировались с прекрасно оборудованных аэродромов с бетонированными ВВП, которые чистились чуть ли не зубными щетками перед полетами. Про щетки, конечно шутка, но она не совсем далека от истины.
          1. +1
            7 октября 2017 19:35
            Даже конструкторы МиГ-29 в интервью говорили, что при наличии мощного и надежного двигателя, сделали бы истребитель однодвигательным.
            Видимо, АЛ-31 им просто "не дали" (вполне стандартная практика в "оборонке" СССР тех лет).
  8. +7
    6 октября 2017 11:22
    Самый большой недостаток советских ВВС,на мой вэгляд,принятие на вооружение двух самолётов с разными двигателями: МиГ с РД-33,Су с АЛ-31 абсолютно не взаимозаменчемые, в отличен от США у которых Ф-15 и Ф-16 имели один и тот же PW F-100.
  9. +2
    6 октября 2017 12:24
    А, может, КОЛС С-13 всё-таки комбинированная, а не квантовая?
  10. +4
    6 октября 2017 13:35
    Легендарность, видимо, состоит в неадекватной по сравнению с Су-27 стоимостью, низком ресурсе, распродаже порезанных версий странам 3-го мира, где они либо сгнивали, либо уничтожались противником при соотношении сил 20:1, и последующем тихом уходе из родных ВВС.

    Су-27 в боях тоже почти не был, но он хотя бы всю российскую авиацию в тяжелое время спас.
  11. +17
    6 октября 2017 13:54
    И возраст нормальный - под с.р.аку лет laughing
  12. Комментарий был удален.
  13. 0
    6 октября 2017 15:10
    Где обещаний МИГ-35?
    1. +5
      6 октября 2017 17:51
      Наверное, "дозревает", как тут кто-то написал laughing
  14. +5
    6 октября 2017 18:55
    Цитата: Автор: Юферев Сергей
    МиГ-29. Сорок лет в небе: полёт нормальный!

    Не "нормальный"
    1.Продукт 9 (МИГ-29А), это 1974, итого : 2017-1974=43 года " полёта"
    (вшпилить фото уж и не найти)

    а производство было развёрнуто только в 1982 году : 2017-1982=35
    2."Полёт норальный" это когда на счету сбитых F-15/16/18, а еще лучше B-1(b) штук " цать"
    3. Лучшеб МИГ занимались одномотроным ЛФИ
    тогда точно
    полёт нормальный![
    1. +2
      7 октября 2017 03:56
      Орыс вы не правы! Ведь именно самолёты Микояна начиная с 50 годов самые лучшие в мире. А МиГ -21 до сих пор в строю.
      1. 0
        10 октября 2017 19:08
        Цитата: Дуйсенбай Сбанкулов
        Орыс вы не правы!

        я не "орыс", уж звиняйте
        Цитата: Дуйсенбай Сбанкулов
        Ведь именно самолёты Микояна начиная с 50 годов самые лучшие в мире. А МиГ -21

        статью название читали?
        Цитата: opus
        МиГ-29. Сорок лет в небе: полёт нормальный!

        МИГ-29!!!!!!
        при чём тут МИГ-21? и самолёты микояна 50-х годов?
  15. +3
    7 октября 2017 04:38
    И в заключение. Немалую роль в "задвигании" МИГ 29 и его модификаций в дальний и темный угол сыграл т. Погосян со товарищи, который сумел убедить Заказчика, что его Сушек вполне достаточно для решения всех задач, в том числе которые возлагались на МИГ 29. Т.е. была налицо не совсем здоровая конкуренция между фирмами Микояна и Сухого и их покровителями. Кстати, аналогичная конкуренция была в свое время между фирмами Миля и Камова в результате чего более перспективная соосная схема вертолетов Камова долгое время гнобилась в угоду продольной схемы Миля. Да и забугорные друзья "воленс неволенс" внесли свою лепту в это гнобление, т.к. их вертолеты тоже строились по такой же схеме как и вертолеты Милям. а вертолеты с сосной схемой могли стать серьезными конкурентами на рынке вооружений. А у нас ведь как было? Если американцы делают что то каким то способом , то и нам нужно делать также а не изобретать велосипед .Ведь американцы люди не дураки, деловые и деньги на ветер не бросают. Слава богу, что в конце концов нашлись и у нас умные люди и дали зеленый свет "акулам" Камова.
    1. 0
      8 октября 2017 18:50
      Цитата: gregor6549
      была налицо не совсем здоровая конкуренция между фирмами Микояна и Сухого и их покровителями

      На практике стояла задача создать одно единственное (объединённое) КБ, которое затем можно было бы прихлопнуть..
  16. +2
    7 октября 2017 12:41
    Дорогой МиГ-29!
    Прости, что задержался со своими поздравлениями с Твоей Днюхой, но хорошую машину, как и хорошего человека, можно поздравлять и день спустя!
    Вот тебе уже и 40 лет! Возраст даже для человека серьезный. Но Ты все так энергичен, востребован, стремителен и... ЧЕРТОВСКИ КРАСИВ!!! Подобно своему старшему родственнику из славного семейства МиГов, "двадцать первому", ты взял рубеж веков с той же легкостью, что и звуковой барьер! Ты надежный боевой ветеран с обаянием гусара и грацией джигита в лезгинке! Многофункциональный истребитель... Многонациональный истребитель... Истребитель моей мечты...
    Желаю Тебе новых воздушных побед! И верю: Ты еще покажешь себя в ХХI веке!
    Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить Твоих родителей - ОКБ МиГ! love
  17. 0
    12 октября 2017 19:18
    А я сегодня смотрел, как Кубинские 29ки кувыркались...красота...
  18. 0
    17 октября 2017 17:13
    40 лет без побед в небе, полет нормальный.
  19. 0
    3 декабря 2018 22:30
    Служил технарём (начальником группы обслуживания) в 100-м КИАП (у Апакидзе Т.А.). В полку были и Су-27, и МиГ-29, а потом ещё Л-39 и Су-25. Для ИТС МиГ-29 великолепная машина. Лётчики тоже великолепно отзывались о МиГе. Некоторые из ни недоумевали, почему место на "Кузнецове" отдали тогда Сухому.