Танк Т-72БА – описание, фоторепортаж и фотодетализация

© Алексей Хлопотов, Владислав Белогруд, Вячеслав Вовнов
Специально для сайта «Отвага»
2008 г.

Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и автора фотографий


 

 

История появления в Российских вооруженных силах модернизированного танка Т-72БА восходит свои корнями к началу 90-х годов ХХ века. В 1991 году нижнетагильский «Уралвагонзавод» продолжал выпуск танка Т-72Б, его экспортной модификации Т-72С, совместно с УКБТМ вел работы по модернизации и совершенствованию «объекта 184», готовился к серийному производству «объекта 188», параллельно велись работы по еще более перспективным машинам. В это же время производством «Бэшки» занимался еще и Челябинский тракторный завод. Однако развал Советского Союза поставил крест на производственных планах. Резкое прекращение финансирования оборонных программ поставило предприятия на грань выживания. Серийное производство Т-72Б было свернуто на обоих заводах. Причем на ЧТЗ производство танков было свернуто окончательно и навсегда. УВЗ какое-то время продолжал выпуск экспортной продукции, инженерных машин и лелеял надежды на развертывание крупной серии Т-90 («объект 188»). Однако обвальная конверсия 1992 года вынудила «Уралвагонзавод» заняться новым для себя делом – освоить ремонт танков Т-72Б, а так же ремонт Т-72А с модернизацией до уровня Т-72Б. Это, казалось бы, не сложное занятие требовало значительной проработки. Было необходимо, прежде всего, определить цех, где собственно разбирать машины. Отработать технологию дефектации, разработать мероприятия по организации и отправке цехам и сторонним ремонтным заводам узлов и агрегатов. Организовать слив топлива и масел и многое другое. За 1992 год УВЗ в целях эксперимента отремонтировал для МО 10 машин в вариантах Т-72Б и Б1. При этом стоимость ремонта Т-72А с доработкой до уровня Т-72Б составила 8400000 рублей, а до уровня Т-72Б1 – 6850000-6400000 рублей соответственно. При этом, для справки, стоимость Т-72С изготовленного в этот же период составляла 14500000 рублей* [указаны внутренние цены на момент описываемых событий]. Таким образом, модернизация тянула на 44-58% стоимости от нового танка. Качество ремонта непосредственно на заводе-изготовителе было признано более высоким, нежели ремонта проводимого силами ТРЗ МО, однако его высокая стоимость по сравнению с теми, же ТРЗ была отпугивающей. Тем не менее, руководство УВЗ в лице гендиректора Серякова В.С. прибывало в благостных надеждах планируя осуществлять в 1993 году ремонт до 40 машин в месяц. Совместно с УКБТМ были проработаны 3 варианта глубокой модернизации:

1-й вариант «Б» с установкой ВДЗ, «Шторы» и КУВ «Свирь»;

2-й вариант «Б1» с установкой ВДЗ и «Шторы»;

3-й вариант «т.н. идеальный» с установкой СУО 1А45, закрытой ЗУ, ВДЗ, «Шторой» и КУВ «Рефлекс».

Только этим благим намерениям не суждено было сбыться, т.к. программа глубокой модернизации не получила продолжения в силу отсутствия средств у МО. Вместо этого в 1993 году УВЗ небольшими партиями проводил простые ремонты с минимальными доработками изделий. С 1994 по 1997 годы включительно работ по модернизации и ремонтам Т-72 не проводилось.

Со сменой генерального директора (в июле 1997 года на эту должность вступил Николай Александрович Малых) оживились и работы в области ремонта/модернизации Т-72-х. В 1998 году для отработки навыков по модернизации было решено взять у МО 20-30 изделий на капитальный ремонт. В марте 1998 года была определена идеология доработок. По «объекту 172М» она заключалась главным образом в замене двигателя В-46 на В-84, установке автоматизированного СУО, тепловизора и ВДЗ «Контакт-5». К концу года первая машина, модернизированная по данной схеме, пошла в пробег, а вторая была закончена монтажом башни на корпусе. Обе машины предполагались к показу на выставке в Абу-Даби. Однако данный вариант опять-таки оказался дорог для родного МО. Кроме этих машин, ставших прототипами для дальнейшей отработки экспортных вариантов модернизации, были капитально отремонтированы 15 машин «объект 184» и «объект 172М». Объем доработок, как и 5 лет назад на них был невелик. В следующем 1999 году МСЗ УВЗ были отремонтированы уже 30 машин Т-72Б и Б1. Настало время «узаконить» проводимые при ремонте доработки, в связи с чем, в период с 15.10. по 26.11.2000 года были проведены государственные испытания модернизированного танка. После их успешных завершений танк был принят на вооружение Российской Армии под обозначением «Т-72БА» («объект 184А» и «объект 184А1» по внутризаводской документации).

Первые серии модернизированных таким образом машин (1998-2000 гг.) были оснащены комплексом навесной динамической защиты «Контакт» (часть с «Контакт-5»), доработанным до уровня Т-72Б последних серий выпуска (1991 г.) СУО 1А40-1. Внешне машина с доработанным СУО выделяется наличием в кормовой части башни датчика атмосферных условий ДВЕ-БС. Транскрипция «ДВЕ-БС» расшифровывается как «датчик ветра емкостной с блоком сопряжения». Именно блок сопряжения отвечает за интеграцию этого датчика в состав СУО 1А40-1. СУО обеспечивает полностью автоматическую работу, но ввод суммарной поправки оставался по-прежнему ручной. Позже на Т-72БА начали устанавливать модернизированное красногорским «Зенитом» СУО 1А40-1М. Отличительными особенностями модернизированного комплекса являются:

наличие танкового баллистического вычислителя (ТБВ) на микропроцессоре;

учет бокового ветра, крена, угловой скорости цели, индивидуальных углов вылета и отклонения начальной скорости снарядов;

автоматический ввод углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе из пушки и спаренного с ней пулемета;

полуавтоматическое слежение за движущейся целью;

расчет углов прицеливания и бокового упреждения для прицела командира.

В состав СУО 1А40-1 и 1А40-1М входит КУВ «Свирь» с ракетами 9М119 и 9М119М. Прибор наведения управляемого снаряда встроен в перископический пассивно-активный ночной прицел 1К13-49.

В 2005 году, после проведения очередных доработок принят на вооружение и начал устанавливаться прицельный комплекс 1А40-М2.

Штатные стабилизаторы вооружения 2Э28М и 2Э42-2 заменены на новый 2Э42-4. Стабилизатор вооружения 2Э42-4 «Жасмин» двухплоскостной с электромашинным приводом в горизонтальной и электрогидравлическим в вертикальной плоскостях. Обеспечивает срединное значение точности стабилизации в основном режиме по вертикали 0,4 т.д., по горизонтали 0,6 т.д.

Взамен дизелей В-84-1 и В-84М танка Т-72Б, имеющих проблему в виде перегрева и прогара выпускного коллектора, на Т-72БА установлен улучшенный двигатель этого семейства – дизель В-84МС. На выпускных коллекторах этого двигателя установлены сильфоны смешивающие выхлопные газы с атмосферным воздухом, что улучшило температурный режим работы коллектора и снизило тепловую заметность танка. Такие двигатели впервые были установлены на экспортный вариант Т-72Б – танк Т-72С «Shilden». Аналогично танку Т-90 обр. 1993 года была доработана трансмиссия. С 1999 года на модернизированные Т-72БА устанавливается новая ходовая часть с гусеницей с параллельным РМШ (черт. 172.55.010сб1) и с возможностью установки асфальтоходных башмаков (черт. 188.91.009сп), соответственно были применены новые ленивец и звездочка ведущего колеса.

В районе расположения места механика-водителя была усилена ПМЗ днища. Под сиденьем механика-водителя был установлен поперечный пиллерс и два дополнительных ребра жесткости под днищем. Рядом с сиденьем установлена распорная стойка, а само сиденье механика-водителя подвешено к крыше корпуса. Между ребрами жесткости установлены накладные броневые листы (вариант).

При ремонте надгусеничные полки дорабатываются до соответствия чертежу 185.40.005сб принятому на Т-72Б с 1989 года, при этом в обязательном порядке передние металлические грязевые щитки заменяются на «мягкие» резино-металлические.

Следующая серия машин (1999-2002 гг.) в целом была аналогична первой, но имела уже комплекс ВДЗ «Контакт-5». «Контактом-5» были оснащены так же несколько машин модернизированных в1999 г, а в 2000 году встречались машины с НДЗ, так что принятое автором разделение на серии носит несколько условный характер.

С 2003 года на Т-72БА было введено унифицированное МТО с 1000-сильным дизелем В-92С2 отработанное на Т-90С индийского заказа, аналогичное установкам МТО на Т-90А. Помимо двигателя, сюда входит усиленная трансмиссия, алюминиевые радиаторы с повышенной теплоотдачей, доработанная система воздухоочистки с длинной конфузорной трубой. Внедрены средства ИК-маскировки аналогично Т-90А. Ходовая часть усовершенствована – увеличен динамический ход катков. Установлено ППО с системой управления 3ЭЦ13-1. Комплекс средств связи «Абзац», который включает УKB радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и АВСК Р-174. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности. Установлен клапан автоматического слива отстоя, ночной прибор механика-водителя ТВН-5.

Все танки, выходящие с завода после модернизации, окрашиваются стандартной защитной краской. Камуфляж при необходимости наносится в строевых частях. При этом схемы деформирующего окрашивания являются вариациями схем предписанных инструкцией 1978 года.

Современные схемы деформирующего окрашивания, разработанные НИИ Стали совместно с УКБТМ, по непонятным причинам не применяются.

Следует заметить, что на капитальный ремонт и модернизацию поступают танки Т-72Б самых различных серий выпуска и субмодификаций. При этом в процессе ремонта происходит обезличивание и доведение до единого стандарта. Так, например в 2006 году на ремонт поступили 2 танка Т-72Б, произведенных УВЗ весной 1991 года по спецификации «Объект 184 с ТШУ». В ходе осмотра машин было принято решение комплекс ТШУ не восстанавливать, ремонт проводить по стандартной ремонтной документации. Единственные отличия, которые сохраняются у машин прошедших ремонтно-модернизационные работы, касаются уровня защиты. Так в ходе серийного выпуска Т-72Б с 1985 по 1991 год неоднократно менялась конструкция комбинированного наполнения ВЛД корпуса и скул в башне. Ремонтная документация на «Объект 184А» и «Объект 184А1» не предусматривает вмешательства в существующую конструкцию бронирования. При наличии боевых повреждений корпуса и башни производится их ремонт в соответствии с «Инструкцией по ремонту БП», в крайних случаях башня может быть заменена на аналогичную, снятую с ранние утилизированного танка. Для целей подобного ремонта, а так же для модернизации машин очень ранних выпусков, ГАБТУ создает резерв танковых башен, причем в резерв идут башни исключительно чертежа 172.10.100сб и выпуска не ранее 1989 года. Случаи же ремонта машин с боевыми повреждениями не так уж и редки.

Как наглядную иллюстрацию можно вспомнить работы по ремонту 5 машин с «дырами» в корпусе и башнях пришедших на завод в 2005 году. Среди них отыскалась «семдесятдвойка» принимавшая участие в боях 1996 года за г.Грозный. Во время боя, в момент, когда орудие уже было заряжено, танк «словил» в боковую проекцию башни гранату РПГ. Экипаж в башне был убит. После извлечения останков тел погибших танкистов машину отправили вначале на сборно-эвакуационный пункт, а после на хранение. Там, на одном из БТРЗ, машина простояла практически 9 лет с ОФС в стволе. Весной 2005 года она в составе партии из приблизительно 30 машин поступила на «Уралвагонзавод» для ремонта. При осмотре были найдены следы крови и полуразложившиеся останки человеческих тканей. Тут же был обнаружен в каморе пушки и своеобразный «подарочек». Машина была эвакуирована на артиллерийско-боеприпасный полигон «Института испытания металлов», где с соблюдением необходимых осторожностей была разряжена. Вообще состояние машин приходящих на завод из войск никакой критике не поддается. Зачастую все, что можно разграблено, разбито, разукомплектовано. На броне и на полках растут мох, травы, и даже… березки!

Схема работ по ремонту с модернизацией выглядит приблизительно следующим образом:

1. Поставка партии машин на завод с БХ или в/ч

2. Разгрузка

3. Слив топлива, масел и прочих жидкостей

4. Полный демонтаж

5. Дефектация узлов и агрегатов

6. Дробеструй

7. Доработка корпуса под установку двигателя, трансмиссии, приводов управления и систем двигателя

8. Доработка башни под монтаж СУО, пушки, модифицированного автомата заряжания

9. Окраска

10. Ремонт узлов и агрегатов

11. Изготовление и закупка новых узлов и агрегатов

12. Монтаж систем, узлов и агрегатов (как новых, так и капитально отремонтированных) в корпусе:

доработка и установка модернизированных бортовых передач и внутренних редукторов;

установка нового либо капитально отремонтированного двигателя;

установка новой трансмиссии;

монтаж новых систем двигателя;

установка новых приводов управления;

установка новой ходовой части;

установка новой электропроводки и электрооборудования;

установка системы ППО;

установка новых средств связи;

установка нового автомата заряжания и т.д. и т.п.

13. Монтаж систем, узлов и агрегатов (как новых, так и капитально отремонтированных) в башне и на башне:

монтаж подбоя и надбоя;

установка вооружения;

монтаж элементов СУО;

установка новых средств связи и т.д. и т.п.

14. Монтаж башни на корпусе

15. Монтаж комплекса ДЗ

16. Настройка и контрольно-проверочные работы

17. Окраска

18. Сдаточные испытания

19. Отгрузка

Данная схема объясняет высокие затраты на модернизацию относительно выпуска новой машины. Технологически модернизация, по сути, получается, тождественной созданию новой машины. Разница в затратах заключается только в том, что в случае модернизации имеют место расходы на разборку машины и подготовку корпуса с башней к последующим монтажным работам, а при новом производстве имеют место расходы на заготовку материалов и собственно изготовление корпуса и башни. Может показаться, что изготовление с нуля это более трудоемкий и дорогостоящий процесс. Однако это не так. Конструкция машин советской генерации предусматривает конвейерное поточное серийное производство с высоким уровнем автоматизации и механизации работ. Это приводит к существенному снижению себестоимости корпусных работ и как следствие машины целиком. Кроме того Государство посредством института военной приемки очень жестко контролирует стоимость производимых работ и уровень их рентабельности, да же в наших современных вполне рыночных капиталистических условиях. Работы по демонтажу и разборке пришедшей на капитальный ремонт машины по большей части ручные и трудозатратные. Так же весьма трудозатратны ручные корпусные работы при проводимой модернизации – резка и сварка. Все это делает для завода-изготовителя простой капитальный ремонт совершенно нерентабельным, а ремонт с модернизацией – невыгодным для заказчика. Не случайно для целей капитального ремонта в СССР в структуре Министерства Обороны была создана целая сеть танкоремонтных заводов центрального подчинения. Более низкая стоимость ремонта на них обуславливалась отсутствием коммерческих затрат предприятия и практически нулевым уровнем плановой рентабельности. Запчасти и оборудование необходимое для ремонта поставлялось либо с хранения и Госрезерва либо за счет массовых серийных заказов. Кроме того БТРЗ как правило не выполняли сложные корпусные работы. Примерно аналогичная схема проведения капитальных ремонтов и модернизаций существует и за рубежом. В частности в США. Помимо того что все работы связанные с ремонтом и модернизацией БТТ производятся на государственных арсеналах их рентабельность обуславливается еще и более высокой коммерческой стоимостью новой машины.

Парадокс ситуации в том, что в СССР и России экономя на закупках новой техники, жестко контролируя ее стоимость, мы своими руками делаем дальнейшее совершенствование машины и ее модернизацию в ходе капремонтов нецелесообразной с экономической точки зрения. Хотя модернизация той же «семдесятдвойки», но поставленной на экспорт, скажем в Индию или Алжир, вполне выгодное мероприятие как для исполнителя, так и для заказчика, и именно потому, что изначально машины продавались по более высокой, «коммерческой» стоимости.

Первое появление Т-72БА на публике состоялось в июле 2000 года во время проведения выставки вооружений «Урал Экспо Армс – 2000» на нижнетагильском артиллерийском полигоне «Старатель». Для демонстрации возможностей курганских тягачей «Русич», Уралвагонзавод на правах радушного хозяина, предоставил машину для «нагрузки» транспортера. Этой машиной оказался Т-72БА готовившийся к сдаче в войска. На нем к тому моменту еще не был смонтирован комплекс НДЗ, отсутствовали бортовые экраны. Дабы «семдесятдвойка» своим несколько «недоделанным» видом не смущала публику и высоких гостей, машину старательно укутали в брезент, да так, что как-то различить можно было, только часть ствола. Не обошлось и без курьеза: видео с этой демонстрации показанное в одной из передач «Ударная сила» 1 канала, сдобренное комментариями о скором появлении в России нового перспективного танка, породило волну слухов о том, что под брезентом скрывалась принципиально новая российская боевая машина (см. видео tank_T-72AB.avi). Реальность была на много проще и банальнее…

В настоящее время большая часть модернизированных Т-72БА находится в частях ПУрВО. На данный момент танки Т-72БА «засветились» в 276 мсп, 239 тп 34-й МСД, а также в 81 мсп и 152 тп 27-й МСД. Практически ежегодно их можно увидеть на демонстрациях боевой техники приуроченных к празднику Дня Победы в городах Екатеринбург и Самара. Т-72БА регулярно участвуют в учениях ПУрВО, в том числе в таких крупномасштабных как «Южный щит-2006», учения лета 2008 года в Ашулуке, осенние маневры «Центр-2008». Причем на учениях был замечен следующий факт: танки Т-72БА как правило являются машинами командиров взводов.

Дальнейшие поставки Т-72БА, судя по некоторым сообщениям, планируются в состав частей СКВО (г.Владикавказ).

По велению времени для обучения экипажей танков Т-72БА были разработан компьютеризированный тренажерный комплекс в контейнерном исполнении, получивший обозначение «МКТ-184А». На момент публикации известно о поставках как минимум двух комплектов этого комплекса в воинские части, дислоцированные соответственно в городах Екатеринбург и Владикавказ.

Давать оценку данному варианту модернизации довольно сложно. По своей идеологии он устарел лет на 15, но вполне соответствует современному техническому уровню с поправкой на условия эксплуатации в современной Российской Армии. Особенно сильной критике, по-видимому, нужно подвергнуть СУО за отсутствие в его составе тепловизора. Однако такой вариант СУО реализован УКБТМ в нескольких более дорогих вариантах модернизации Т-72. В 1998-99 гг. отпускная цена завода на данные машины была ниже их себестоимости на 13-34%. Т.е. УВЗ делал модернизацию танков для нашей Армии в убыток себе. На сегодняшний день МО так же не спешит расщедрится – поставки идут на грани рентабельности. Таким образом, Т-72БА можно назвать «модернизацией по деньгам» – за что заплатили, то и получили! Не стоит обвинять УВЗ и УКБТМ в консервативности подходов, технической отсталости. На данный момент они лишь выполняют требования заказчика с весьма скудным финансированием.


Далее – фоторепортажи и фотодетализация Т-72БА >>>



Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru