Переломный момент в балтийском небе: сможем ли мы парировать скрытую угрозу «смотрящих» «Ривет Джойнтов»?

14


Буквально каждую неделю продолжают приходить сообщения о непрекращающихся разведывательных полётах бортов тактической и стратегической радиоэлектронной разведки ОВВС НАТО в непосредственной близости от мощнейших воздушных зон воспрещения и ограничения доступа и манёвра (A2/AD), созданных в Калининградской и Ленинградской областях. Речь идёт о стратегических самолётах РЭР типа RC-135W ВВС США и Королевских ВВС Великобритании, а также о более лёгких машинах РЭР «Gulfsream 4» Военно-воздушных сил Швеции. Более того, около российских воздушных границ над южной частью Балтийского моря и Финским заливом крайне часто можно встретить дальние противолодочные самолёты P-8A «Poseidon», рыщущие над акваторией в поиске магнитных аномалий и источников акустического излучения, указывающих на присутствие дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус» и иных подводных аппаратов военного назначения. Присутствие «Посейдонов» в данном регионе вряд ли вызывает серьёзные опасения у командования Балтийского флота, ведь акустический профиль данных субмарин уже наверняка вдоль и поперёк изучен посредством РГБ, сброшенных патрульной авиацией, и субмарин Типа 212А, патрулирующих воды Балтийского моря.



Никаких серьёзных последствий, угрожающих безопасности государства, не стоит ожидать и от задействования интегрированного турельного оптико-электронного обзорного комплекса MX-20i, установленного на P-8A. Несмотря на телевизионный и инфракрасный каналы работы данного комплекса, а также 50—70-кратную длиннофокусную оптику, позволяющую классифицировать наземные единицы военной техники на удалении более 50 км, распознавать замаскированные объекты MX-20i не имеет возможности. Что касается бортовой радиолокационной станции AN/APY-10 (AN/APS-137D(V)5), то она представлена параболической антенной решёткой, работающей в сантиметровом Х-диапазоне волн и обладает разрешением около 3,5—4 м. Несмотря на огромное количество режимов работы, включая синтезированную апертуру (SAR) и обратную синтезированную апертуру (ISAR), вышеуказанное разрешение в режиме картографирования не позволяет идентифицировать удалённых береговых объектов на побережье Калининградской и Ленинградской областей, а режим ISAR c разрешением в 1 м достигается исключительно благодаря барражированию вокруг разведываемого объекта, что в оперативно-тактических условиях российских зон A2/AD в Прибалтике является нереализуемой задачей.

Несоизмеримо большую угрозу представляют самолёты радиоэлектронной разведки RC-135W и «Gulfstream 4». Основой бортового радиоэлектронного оборудования «Ривет Джойнтов» в версии «Block 8» являются комплексы радиоэлектронной и радиотехнической разведки 85000 и 55000. Первый предназначен для перехвата, расшифровки и аналитической оценки радиопереговоров противника, а также перехвата пакетов данных противника с информацией о тактической обстановке, передаваемых по защищённым каналам между надводными, наземными и воздушными боевыми единицами. Так, к примеру, комплекс РЭР 85000 может перехватывать радиоканалы передачи информации о воздушной обстановке от самолётов ДРЛОиУ А-50 к терминалам потребителей (Су-27СМ/30СМ и Су-35С); точных данных о возможностях её расшифровки пока нет. Скорее всего, ввиду применения режима псевдослучайной перестройки рабочей частоты, операторам-дешифровщикам и дешифровальному программному обеспечению рабочих терминалов RC-135W такие способности неподвластны. Распределённая апертура комплекса 85000 представлена сетью из лопастных и штыревых антенн, интегрированных в нижнюю образующую фюзеляжа и законцовки крыла соответственно.

Одной из ключевых особенностей «85-го» комплекса является возможность пеленгования любых всенаправленных радиостанций, работающих на излучение в частотном диапазоне от 0,04 до 17,25ГГц. В совокупности со способностью анализа частотных параметров сигнала, это даёт возможность сформировать удовлетворительный частотный алгоритм для постановки направленных радиоэлектронных помех. Как известно, их постановка может осуществляться наиболее совершенным тактическим самолётом радиоэлектронной борьбы F/A-18G, терминал которого получит вышеуказанный алгоритм по радиоканалу «Link-16». Аппаратура комплекса 85000, таже известная под индексом ES-182 MUCELS («Multiple Communication Emitter Location Systems») имеет среднюю дальность обнаружения и перехвата сигнала порядка 900 км (в зависимости от высоты нахождения источника излучения, а также частоты его работы).

При стандартной траектории полёта RC-135W над южной частью Балтийского моря, радиус ведения радиоэлектронной разведки в восточном оперативном направлении может охватывать Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород и практически всю среднюю полосу России. Сбить с толку комплекс ES-182 MUCELS можно исключительно посредством широкомасштабного задействования наземных комплексов радиоэлектронного противодействия типа «Красуха-4» или «Мурманск-БМ». Первые способны частично «ослепить» MUCELS во всём диапазоне его рабочих частот, вторые — в коротковолновом. Тем не менее, активация всех комплексов РЭБ в Западном и Южном военных округах ради подавления БРЭО единственного RC-135W «Rivet Joint» кажется полным абсурдом: регулярные «игрища» подобного характера в невоенное время могут вызвать значительные перебои в радиосвязи гражданского назначения, а также неплохо потрепать оборонный бюджет.

Неплохим решением могло бы стать формирование специализированной эскадрильи радиоэлектронного противодействия (РЭП), представленной 12 многоцелевыми истребителями Су-30СМ с комплексами «Хибины» на борту, которые бы по целеуказанию РЛС ДРЛО в Калининградской области поднимались с авиабаз в западной части России и формировали на восточном воздушном направлении (на пути обзора «Ривет Джойнта») несколько эшелонов радиопротиводействия, превращаясь в отличный воздушный заслон. Более экономически целесообразным решением могло бы стать размещение многочастотных комплексов РЭБ на специализированных дирижаблях, размещённых на наиболее важных участках западной воздушной границы России. Как мы знаем, огромный опыт использование дирижаблей в целях ДРЛО имеют США, аналогичным образом их можно адаптировать и к задачам радиоэлектронного противодействия.

Ещё более серьёзную угрозу представляет радиотехнический комплекс 55000 AEELS («Automatic Electronic Emitter Location System»), предназначенный для пеленгования таких источников излучения, как наземные радиолокационные обнаружители («Противник-Г», ВВО 96Л6Е, 64Н6Е, «Небо-СВ» и т.д.), многофункциональные радары подсвета и наведения ЗРК (30Н6Е2, 92Н6Е, 9С32М, 9С19М2 «Имбирь» и т.д.), бортовые РЛС армейской, тактической, стратегической и патрульной авиации, а также активные радиолокационные головки самонаведения зенитных управляемых ракет и ракет класса «воздух-воздух». AEELS представлен разнесённой двухсторонней апертурой из двух интерферометрических антенных решёток, встроенных в бортовые образующие носовой части фюзеляжа. Общая зона обзора данных антенных решёток составляет 240 градусов (по 120 градусов на каждый борт), при этом, по оси крена самолёта в передней и задней полусферах присутствуют 60-градусные «мёртвые зоны».

Точность определения координат радиоизлучающих объектов составляет 0,01°. При полёте вдоль наших воздушных границ на Европейском ТВД, комплекс AEELS позволяет «прощупать» все обзорные, сопровождающие и стрельбовые частотные параметры работы вышеуказанных классов и типов радаров, что позволяет американским ВВС заранее получить подробный отчёт по частотным профилям функционирования большого списка РЛ-средств. Итогом можно считать улучшение уровня подготовки экипажей самолётов РЭБ, а также тактической и стратегической авиации к возможному противостоянию с ВКС России при вероятном начале регионального конфликта. Чувствительность интерферометрических антенных решёток AEELS в десятки раз выше, нежели у большинства известных станций предупреждения об облучении (СПО) тактических истребителе 4-го и переходного поколения, следовательно, в боевых условиях, 16 операторов комплекса смогут гораздо раньше освещать тактическую информацию о воздушной обстановке, нежели иные средства разведки воздушного базирования.

Для противодействия данным комплексам «Ривет Джоинтов» отлично подходят те же средства радиоэлектронного противодействия, которые описывались выше применительно комплексам РЭР ES-182 MUCELS (85000). Тем не менее, на сегодняшний день (с точки зрения ВКС) их можно считать весьма «экзотическими», ведь концепция разработки крупных дирижаблей в России только начинает медленно переходить от уровня научно-исследовательских работ к эскизному проектированию будущего опытного образца. Так, опираясь на заявление президента НПО «Росаэросистемы-Авгуръ» Геннадия Вербы, строительство первого экспериментального дирижабля семейства «Атлант» будет завершено лишь к 2022 году. Лишь после этого можно будет более обширно обсуждать возможность применения дирижаблей в целях РЭБ применительно к российским ВКС.

Что касается предпринимаемых сегодня контрмер, направленных на противодействие «заигравшимся» в балтийском небе американским, британским и шведским самолётам РЭР, свой ход сделает морская авиация Балтийского флота ВМФ России. Согласно майскому заявлению командующего БФ Александра Носатова, к концу этого года морская авиация флота будет укомплектована уже 17 многоцелевыми истребителями Су-30СМ. Эти машины, оснащённые бортовым радаром Н011М «Барс», смогут начинать сопровождение приближающихся штатовских и британских «Ривет Джойнтов» примерно с в 2 раза большей дистанции, нежели это сегодня делают Су-27. Оптимизма добавляет и анонимный источник, накануне сообщивший «Интерфаксу», что авиационная компонента Балтийского флота в связи с увеличивающимся присутствием контингента НАТО в странах Балтии значительно расширится.

Источники информации:
http://www.rosbalt.ru/russia/2017/10/10/1652053.html
http://nevskii-bastion.ru/rc-135w/
http://bastion-karpenko.ru/p-8a-2016/
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    13 октября 2017 07:02
    Тема действительно редко обсуждаемая, но очень важная. Мы просто обязаны противодействовать таким разведывательным полетам самолетов наших "зарубежных партнеров". Конечно для этого возможно использовать и Су-30, по предложению автора статьи, но может стоит именно для таких целей создать специальный отряд "постановщиков помех" из несколько десятков самолетов переоборудованных из гражданских самолетов, сейчас можно взять самолеты типа Ту-154, а впоследствии Ил 114. Там и аппаратуры напихать больше можно, на все случаи жизни, да и создать условия для многочасовой нормальной работы экипажу проще, а так же будет сохранен моторесурс "сушек".
    А главное до поры, до времени поберечь в секрете возможности, состав и расположение наших наземных средств РЭБ
    1. 0
      13 октября 2017 12:39
      Цитата: svp67
      но может стоит именно для таких целей создать специальный отряд "постановщиков помех"

      Тут "тарелки" нужны чтобы точечно направленным сигналом РЛС противника засвечивать (да ещё и движущуюся!), а не всё вокруг.
      Я не представляю как такое можно на самолёте реализовать.
      1. +7
        13 октября 2017 18:21
        Цитата: Серый брат
        Тут "тарелки" нужны чтобы точечно направленным сигналом РЛС противника засвечивать (да ещё и движущуюся!), а не всё вокруг.

        Неплохим решением могло бы стать формирование специализированной эскадрильи радиоэлектронного противодействия (РЭП)

        Для специалиста странно читать подобные тактические предложения. Одно время подобные предложения активно продвигали сухопутные генералы, которые требовали включать все что можно из средств ПВО и РЭБ во время пролета разведывательных самолетов. Но потом этим "горе командующим" популярно на пальцах объяснили что подобные действия равносильно измене Родине, так как позволяют противнику сразу вскрыть всю систему обороны.
        Единственным пассивным методом противодействия разведывательной деятельности в приграничных районах является маскировка и дезинформация. Причем в некоторых случая дезинформация связанная с размещением ложных позиций и имитаторов может сработать гораздо эффективнее чем активные средства огневого и радиоэлектронного противодействия.
  2. +2
    13 октября 2017 07:02
    Интересно, а каким образом "Хибины", предназначенные для "обмана" ЗРК путём создания "фантомных целей" могут помешать работе средств радиоэлектронной и радиотехнической разведки?
    1. +1
      13 октября 2017 08:09
      Цитата: ares1988
      предназначенные для "обмана" ЗРК путём создания "фантомных целей" могут помешать работе средств радиоэлектронной и радиотехнической разведки

      Путем создания "фантомных целей", пусть потом разбираются, что они там наразведывали...
      1. +3
        13 октября 2017 12:02
        Не совсем так. На rc-135 вместо дюжины сушек будут видеть две дюжины сушек. Ну или их же, но в несколько другом месте. Разведке наземных целей или поиску тех же РЛС хибины, к сожалению, не помеха.
    2. +5
      13 октября 2017 12:28
      Цитата: ares1988
      Интересно, а каким образом "Хибины", предназначенные для "обмана" ЗРК путём создания "фантомных целей" могут помешать работе средств радиоэлектронной и радиотехнической разведки?

      ни каким.
      Это бредни, как и про "кука" и заглушенную Aegis
      Основные функции Л-175В / Л-175ВЭ:


      — задержки обнаружения самолёта-носителя, как объекта атаки для противника;
      — маскировки истинного объекта на фоне ложных;
      — затруднения измерения дальности до объекта, его скорости и углового положения;
      — ухудшения характеристик режима сопровождения «на проходе» при сканировании луча антенны БРЛС;
      — увеличения времени и затруднение захвата объекта при переходе в режим непрерывной радиопеленгации.

      Он (комплекс РЭБ) может "нарисовать" ложную цель на приемном тракте БРЛС

      Потребляемая мощность контейнера 3600 вт, излучаемая- нд. но не более 2,5 кВт

      комплекс РТР AN/AMQ-15:
      три штыревые антенны, четыре больших лепестковых антенны с овальными пластинами на концах (1+1+2 бок о бок), Г-образная антенна, три больших штыревых, пять малых штыревых и еще одна Г-образная: всего 9 антенн этого комплекса, известного как MUCELS
      В выпуклых отсеках площадью 8,6 кв.м каждый по обоим бортам фюзеляжа в носовой части находятся интерферометры и супергетеродины для анализа и декодирования сигнала.

      Потребляемая мощность за 25 кВт (если не забыл)

      Цитата: svp67
      Путем создания "фантомных целей",

      это действует на РЛС ЗРК (наземной), тк далеко и на земле, и на слабенькую БРЛС истребителя.

      RC-135V/W обеспечивает разведку всех средств ПВО противника (включая истребители-перехватчики и ЗРК), а так же сетей радиосвязи его авиации и бортовых радиоэлектронных средств.
  3. 0
    13 октября 2017 11:46
    а почему у наших ВВС нет такой узкоспециализированной машины?
    1. +1
      13 октября 2017 12:03
      Цитата: rosomaha
      а почему у наших ВВС нет такой узкоспециализированной машины?

      Да есть, просто очень мало...
      1. +2
        13 октября 2017 12:30
        Цитата: svp67
        Да есть, просто очень мало...

        Какие? what
        1. +1
          13 октября 2017 13:05
          Цитата: zyablik.olga
          Какие?

          Нет в наших ВВС самолёта аналогичного RC-135W. no
          1. 0
            13 октября 2017 14:11
            А как же Ту-214Р?
          2. +2
            13 октября 2017 14:39
            Цитата: Bongo
            Нет в наших ВВС самолёта аналогичного RC-135W

            Цитата: arkadiyssk
            А как же Ту-214Р?

            ?
            почти

            комплекс бортового оборудования:

            многочастотный РТК МРК-411. В него входят несколько радиолокационных станций кругового и бокового обзора;

            электронно-оптическая система "Фракция" высокого разрешения. Основной разработчик - ТПК "Линкос". Система в обтекателе установлена снизу самолета. Оптическая система выдает в реальном времени изображение необходимой местности в различных диапазонах и сохраняет полученные результаты на внутренних магнитных накопителях.

            ОЭСВР "Фракция" обеспечивает:
            управление визирной линией при сканировании по заданному программой закону и по сигналам внешнего целеуказания;
            формирование видеоизображений высокого разрешения в видимом и инфракрасном диапазонах спектра;
            отображение формируемых видеоизображений и необходимой служебной информации на мониторах оператора;
            регистрацию полного объема видеоданных и необходимой служебной информации в цифровом виде на магнитные накопители;
            привязку регистрируемых видеоданных к единому времени;
            выдачу информационного потока потребителю в согласованном формате;
            обработку зарегистрированной информации


            многочастотный радиотехнический комплекс МРК-411 включающий несколько РЛС с ФАР бокового (по 2 РЛС по бортам) и кругового (РЛС под фюзеляжем в хвостовой части самолета) обзора; радиотехнический комплекс разработан ФГУП "ЦНИРИ им. академика А.И.Берга" по теме ОКР "Франкция-4КРР". Комплекс обеспечивает получение информации как в активном так и в пассивном режиме. Так же аппаратура позволяет вести перехват радиопереговоров.
            Дальность обнаружения РТК - до 250 км при высоте полета 9000-12000 м
            ==============================
            вроде бы не может
            «взломать» импульс РЛС или другого источника передачи данных и «заглянуть внутрь» для изучения их характеристик и возможностей.

            Но у потенциального противника нет ПВО организованной на принципах ПВО СССР
  4. +3
    13 октября 2017 18:39
    Я уже предлагал разместить где-нибудь в удобном месте генератор нейтронных пучков (а такие в России вроде есть... what По-крайней мере мне про них рассказывали компетентные yes товарищи... ) и нечаянно так request (но точно... feel ) осветить им разведывательный самоль НАТО. И пусть они потом докажут. что тот грохнулся именно по причине воздействия нейтронов... smile Можно и повторить. yes
    Злой я... recourse, но надо с этим как-то жить... sad
  5. 3vs
    0
    17 октября 2017 20:16
    А может какие направленные излучатели инфразвука использовать?
  6. +1
    18 октября 2017 20:24
    смешно
    с учетом того что корабли в Балтийске поражаются АРТИЛЛЕРИЙСКИМ огнем с Польши
    аналогично аэродромы в южной части области