«Летающие яйца» КНДР

MD 500 — это гражданская дешёвая модификация OH-6 Cayuse, принятого на вооружение в 1960-х годах. В основном вертолёты этого типа использовались армией США для разведки, эвакуации раненных и тому подобных мероприятий. Кроме того, OH-6 Cayuse настолько активно применялся во время боёв во Вьетнаме, что было сбито 842 вертолёта из 1400. За свою внешнюю форму он получил название «Летающее яйцо».

КНДР в 1980-е годы сумела импортировать окольными путями 87 вертолётов этой конструкции. Дело обстояло таким образом. Компания McDonnell Douglas, производитель вертолётов типа MD 500, получила запрос на поставку 102 машин от зарегистрированной в ФРГ экспортной фирмы Delta-Avia Fluggerate. Через другую американскую фирму между 1983 и 1985 годами ей были отгружены в разные порты Японии, Нигерии, Португалии и Испании 86 вертолётов MD 500 типа E и D, а также один вертолёт Хьюз 300. Всё выглядело законно, однако такая хитрая логистика немецкой фирмы заинтересовала американский минторг, и он начал свое расследование операций фирмы. И тут попёрло. Например, 15 вертолётов, отгруженных немцам в Роттердаме, были потом перегружены на советское торгов судно «Прохоров». В Вашингтоне немедленно напряглись: зачем это союзникам-немцам отгружать вертолёты Советам, а главное, куда это судно поплывёт дальше? Судно приплыло в Северную Корею.

MD500 во время парада

Аналогичным образом два вертолёта, доставленные в Японию, были перевезены в Гонконг, а уже там перегружены непосредственно на северокорейское судно, которое доставило их по назначению в КНДР. В минторге США взвыли белугой и стали выяснять, кто же доставлял вертолёты в перевалочные порты. Оказалось, что это была американская фирма-посредник Associated Industries, которая тайно владела основной долей германской Delta-Avia Fluggerate.

Владельцев Associated Industries братьев Семлеров беспристрастное американское правосудие тут же взяло в оборот за нарушение санкций и сношения с врагами демократии. По мере расследования выяснилось, что брательники сбывали в КНДР буквально всё, что под руку попадется. Характер товаров был не важен — за что платили, то и доставляли.

Delta-Avia Fluggerate имела более узкую специализацию. За поставку вертолётов на сумму чуть больше двух миллионов долларов ей обещали прибыль аж в десять миллионов. За такие деньги немцы готовы продать не то что какие-то там вертолёты, а родную бабушку. В дополнение выяснилось, что лондонский страховщик знал о том, что вертолёты пойдут в КНДР, но нельзя так просто взять и упустить лишнюю пару тысяч фунтов прибыли.

MD500. Sam Wise (источник фото)

Бывает такое, что когда человек начинает разочаровываться в окружающем мире, то его уже не остановить. Именно это и ждало сотрудников минторга. Ниточка расследования привела к… ЦРУ. Как оказалось, в управлении всё знали с самого начала, но срывать сделку не стали, чтобы избежать ещё большей неловкости. Причина возможного конфуза тоже всплыла: ЦРУ занималось прослушкой дипломатических служб КНДР в Берлине и советских торговых кампаний в ФРГ, а светить этим фактом совершенно не желало. Может, боялось дипломатического скандала, который бы за этим последовал. А может, там просто считали гражданских служащих сборищем идиотов, которым такую информацию давать не стоит — меньше знают, крепче спят.

В общем, в минторге США, обнаружив, что им больше всех надо, слегка обиделись, но проглотили пилюлю. Семлеров приговорили к небольшому заключению — они успешно перевалили большую часть вины на руководство Delta-Avia Fluggerate. Так бы эта курьезная история и канула в Лету, если бы не один вопрос — а зачем КНДР вообще понадобился вертолёт MD 500, да по такой цене?

Прямо скажем, «чуда инженерной мысли» он собой не представляет. Никаких хитрых и новейших приборов и устройств на нём нет и быть не может. Двигатель тоже не являет собой ничего сверхсекретного. Словом, это не та технология, за которой стоило бы охотиться Советам и их союзнику.

В те времена многие страны заказывали в Соединенных Штатах MD 500, чтобы потом переделать для военных нужд. Одним из заказчиков оказалась Южная Корея: она купила 270 вертолётов этого типа. Когда выяснилось, что США умудрились продать MD 500 Пхеньяну, Чон Ду Хван, бывший в 1980-х президентом Южной Кореи, устроил форменную истерику. Он стал обвинять американцев в том, что они сделали возможным проникновение северокорейских ВВС на территорию его страны. В духе — кто там при хорошей маскировке разберёт: демократический это вертолёт летит или тоталитарный? Не возьмемся судить, была ли это демагогия или реальные опасения. Однако факт: КНДР стремилась поддерживать контрабандные вертолёты в хорошей форме, активно заказывая для них детали через подставные фирмы.

MD500 c ракетами «Малютка-П»

Северокорейские вертолёты типа MD 500 были в очередной раз продемонстрированы во время Вонсанского воздушного шоу в 2016 году. Как оказалось, каждый из них был оборудован четырьмя противотанковыми ракетами «Малютка-П» корейской модификации (получили название «Сусонг-По»). Кстати, часть MD 500, приобретённых Южной Кореей, вооружены схожим образом — то есть несут на себе противотанковые ракеты американского производства. При этом Сеул рассматривает вариант переделки этого вертолёта в беспилотный аппарат (дрон). Можно ожидать, что и КНДР пойдет по тому же пути.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий