По следам боевых шагоходов

Без боевых роботов сегодня не обходится почти ни одна футуристическая (или ретрофутуристическая) вселенная. В милитари-эротических фантазиях альтернативщиков шагоход чаще всего представляет из себя металлический гибрид танка, домкрата и страуса, который служит в одних случаях для перевозки десанта, а в других — в качестве своеобразной силовой брони со встроенными пушками различных модификаций.

В кино можно позволить себе терять штурмовиков пачками. В реальности на современном поле боя самое ценное — солдат. И основная задача механического монстра — защитить специалистов, каждый из которых на вес золота, сидящих в кабине (или грузовом отсеке) машины.

Представим себе, что такой прекрасно обученный профессионал — мотивированный, готовый на всё ради своей страны — наезжает на противотанковую мину, установленную бедным пастухом в безлюдной местности. И всё. Даже в случае ранения результат — невыполненная задача и сотни тысяч долларов, которые мгновенно улетают в трубу.

(Фото: Global Look Press)

Сейчас для перевозки солдат и грузов используются специальные автомобили, защищённые от мин и засад (т.н. MRAP — Mine Resistant Ambush Protected). Передвигаться на них гораздо безопаснее, чем на любом другом средстве.

Судите сами: основу такой машины составляет бронекапсула, где расположены места для всех членов экипажа, в том числе и водителя. Взрыв под ней любой мины или даже заряда различной мощности (вплоть до артиллерийских снарядов больших калибров) не ведёт к разрушению защиты и оставляет экипаж невредимым. Да, мы можем потерять одно колесо или даже ось… ну и что? Оставшихся хватит, чтобы после минимального ремонта дождаться эвакуатора или доползти до безопасного места. Двигатель, ЗИП, внешние детали — всё это потерять не страшно.

«The Husky» — она же ранее известная как «The Chubby system»

Первые MRAP появились в ходе войны в Родезии и Пограничной войны (ЮАР) в 70-х годах двадцатого века, и после падения режима апартеида некоторое время надобность в них была не слишком очевидна. Однако в начале 2007 года начались поставки в Ирак и Афганистан современных MRAP для армии и корпуса морской пехоты США. Собственно, этот год можно считать датой второго рождения MRAP как самостоятельной единицы техники: Maxxpro I и II, M-ATV, Caiman, Cougar, RG-31, RG-33 и прочие стальной рекой потекли в воюющие части…

Бронемашина LMV M65 «Рысь»

А теперь давайте вернёмся к нашим шагоходам как, казалось бы, естественному продолжению эволюции MRAP. Да, мы все привыкли смотреть кинофильмы, в которых огромные боевые роботы несут добро и свет всем несогласным, но, как говорится, есть нюансы.

Для начала рассмотрим саму конструкцию такого робота: это многоногое (2, 4, 6…) устройство с автоматическим оружием, перевозящее некоторое количество десанта.

Во-первых, сколько нужно двигателей для устойчивого управления ногами? Один? А если ног 4? Тогда два. А если 6 — три? А что будет при отказе первой пары ног? Сможем ли мы уйти на двух? Напоминаю, что все MRAP на текущий момент имеют 4 ведущих колеса, что позволяет управлять машиной даже при частичном отказе. Но такое устройство и управляется достаточно мощным дизелем, который, конечно, «жрёт» топливо, но позволяет почти всё. Позвольте, а куда мы упрячем двигатели в шагоход? А, пока некуда. Ну… ок.

Во-вторых, высота ног, в которых правды нет. Чтобы выдержать взрыв советской противотанковой мины с 6-7 кг взрывного вещества, корпус шагохода должен находиться на высоте 0,7 м. Это расстояние только от земли до ребра бронекапсулы! А вот толщина брони, её компоновка, пустое пространство между слоями и тому подобные вещи увеличивают высоту размещения пехоты внутри бронекапсулы уже до метра с лишним над землёй. А мины-то уже и противовертолётные нынче есть. Кстати, 70% подрывов происходят в момент наезда на мину колесом/наступания ногой, так что с гарантией 95% вся эта красивая система при подрыве на мине просто упадёт на землю с грохотом, нанеся травмы экипажу, как бы он ни был защищён.

Замецки

Звонил лорд Вейдер, просил напомнить, что при шестистах с лишним метрических тоннах массы АТ-АТ типовая противотанковая мина вреда ему не нанесёт и ногу серьёзно не повредит. А что-то более мощное заметят АТ-ST, сопровождающие большие шагоходы.

В-третьих, собственно, высота корпуса. Даже сейчас инженеры борются за каждый сантиметр высоты любого военного механизма, дабы сделать его менее уязвимым перед огнём противника. А тут мы сами показываем ему огромную неустойчивую цель, которая так и манит: «Ну разряди в меня ПТУР»! Мы уж молчим об артиллерии, ракетах и дронах-камикадзе. Это в «Звёздных войнах» AT-AT может спокойно разгуливать на своих длинных ногах для красоты кадра, а в суровой реальности это пугало очень быстро завалят условные бармалеи из своих шахид‑ПТРК.

Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам

Тоже звонил Лорд Вейдер, задумчиво сопел, интересовался генераторами силового поля.

В-четвёртых, соотношение массы и скорости. Давайте посчитаем: допустим, мы перевозим отделение из пяти человек плюс водитель. Каждый солдат пусть будет килограммов 150 со всем снаряжением в патруле, плюс боезапас для личного оружия и пулемёта поддержки, сам комплекс самозащиты, бензин, масла, инструменты, минимальный ЗИП, сетка для камуфлирования и т. п. А его надо ещё как-то защитить от подрывов и обстрелов. В итоге набегает такая цифра, что требуется значительное увеличение массы. Масса требует увеличения мощности двигателей, которые в свою очередь требуют увеличения объёмов, а те — бронирования, а бронирование — массы… В итоге, даже если мы и получим рабочий экземпляр, он будет ну оооочень медленным, а значит, не сможет эффективно выполнять поставленную задачу.

Ну и последнее, но не менее важное: электроника. Вся эта навороченная система должна как-то управляться и анализировать окружающую среду, а значит, содержать огромную кучу жизненно важной электроники, которая может быть выбита электромагнитным импульсом или повреждена на поле боя. И ставить от неё в зависимость жизни хорошо обученных солдат никто не станет.

Ко всему прочему, не будем забывать, что ремонт автомобиля (ну хорошо… MRAP) не в пример легче, чем боевого шагохода. И зачем нам такое счастье? И есть ли оно, это счастье, на земле?

BigDog от Boston Dynamics

Десять лет разработок Boston Dynamics (которая по заказу DAPRA разрабатывала боевого робота для армии США) закончились сворачиванием проекта BigDog: несмотря на явные успехи в проектировании (скорость подъёма, устойчивость, восстановление положения), финальный экземпляр робота так и не смог поднять груз более 154 кг, а значит, для наших целей не подходит.

Китайская «сороконожка», разрабатываемая Нанкинским университетом, имеет восемь конечностей и вооружена автоматической пушкой. Да, товарищи из Поднебесной не скрывают, что обкатывают на этом роботе будущие технологии, но пока этот проект ещё далёк от совершенства.

Проект китайских ученых, уже прозванный Crab Walker

Более мелкие разработки пока не показывают никаких выдающихся результатов. Возможны будущие прорывы на основе экзоскелета, но… это, пожалуй, пока тоже фантастика.

На нынешнем уровне развития технологий какие-либо прорывы в строительстве военной техники возможны только при принципиальном улучшении компонентов, материалов и энергетической составляющей. Без всего этого проекты боевых шагоходов так и останутся мечтами романтиков. Реалисты же будут ездить на MRAP’ах.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий