Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Модернизированные бомбардировщики Ту-22М3 получат новые крылатые ракеты

Как стало известно, в завершающей стадии находится создание новой крылатой ракеты и в скором времени ожидается начало её испытаний. На текущий момент о ракете практически нет никакой информации. Известсно только, что она имеет заводское название "изделие 715" и индекс 9А5150. Попробуем разобраться, какой может быть данная ракета и её боевые возможности.

В конце 1980-х годов сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М были одним из наиболее грозных образцов советского вооружения и во многом являлись своеобразным олицетворением технологической и военной мощи СССР. К моменту распада Советского Союза бомбардировщиками Ту-22М2 и Ту-22М3 были вооружены 7 авиаполков морской ракетоносной авиации и 8 авиаполков Дальней Авиации. Основными задачами полков морской ракетоносной авиации была борьба с авианосными ударными группами вероятного противника, а полков дальней авиации - поражение стратегически важных объектов в тылу противника. "Главным калибром" бомбардировщиков Ту-22М были огромные сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты Х-22Н, имевшие массу в 6 тонн и длину 11 метров. Данные ракеты развивают скорость свыше 1 километра в секунду, имеют дальность полёта порядка 400 километров, и оснащены фугасно-кумулятивной боевой частью массой около тонны, что достаточно что бы нанести существенные повреждения даже авианосцу и гарантированно уничтожить любой другой корабль. 

Для поражения наземных целей, бомбардировщики Ту-22М получили на вооружение аэробаллистические ракеты Х-15. Масса ракеты составляла 1200 килограмм, длина - 4.78 метра. После пуска ракета совершала полёт по баллистической траектории, достигая высоты в 40 километров, после чего снижалась к цели, разгоняясь до скорости около 5М (М - число Маха, равное скорости звука на определённой высоте). Максимальная дальность полёта Х-15 достигала 300 километров. В ходе эксплуатации ракета зарекомендовала себя, как очень простое, надёжное и безотказное оружие. В бомбоотсеке Ту-22М могло разместится 6 таких ракет и ещё 4 могли размещаться на внешней подвеске. 

Существовала и версия данной ракеты, предназначенная для подавления средств ПВО противника - Х-15П, оснащённая пассивной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН). Разрабатывалась и противокорабельная версия Х-15 - Х-15С с активной ГСН. Х-15 была принята на вооружение в 1988 году и до распада СССР её успели получить только три полка Дальней авиации на бомбардировщиках Ту-22М3. Производство ракеты велось на Дубненском машиностроительном заводе, находившимся на территории Украинской ССР, который соответственно после распада СССР оказался на территории уже независимой Украины. После распада Советского Союза производство Х-15 и дальнейшие работы по её совершенствованию были прекращены в виду разрыва производственных связей с предприятиями ВПК, оказавшимися на территории уже независимых государств и удручающей экономической ситуации. В начале 2000-х годов все имеющиеся Х-15 были сняты с вооружения ВВС России по причине истечения назначенных сроков хранения и деградации компонентов твёрдого топлива ракет. 

В результате в двухтысячных годах российские Ту-22М3, несмотря на впечатляющие лётные характеристики, оказались малоэффективными как система вооружения - аэробаллистические Х-15 были сняты с вооружения, что не позволяло наносить удары по наземным целям ракетным вооружением. В роли средства борьбы с крупными корабельными группировками противника, что являлось одной из главных задач Ту-22М, они тоже были малоэффективны. Имеющиеся ПКР Х-22Н имели ГСН с крайне низкой помехозащищённостью. Уже в восьмидесятых годах данного уровня помехозащищённости было уже недостаточно, а в современных условиях применение Х-22 практически невозможно в условиях работы современных корабельных средств радиоэлектронного противодействия.   

С целью поднятия боевых возможностей бомбардировщиков Ту-22М3 в текущем десятилетии была начата программа модернизации в вариант Ту-22М3М, в ходе которой производится капитальный ремонт самолётов и полная замена всего комплекса бортового радиоэлектронного оборудования на новый, выполненный на современной элементной базе и новых систем управления вооружением. Модернизированные Ту-22М3 получают новый "главный калибр" - сверхзвуковые крылатые ракеты Х-32, официально принятые на вооружение в 2016 году. Х-32 представляет собой глубоко модернизированную версию Х-22. Х-32 имеет огромную скорость полёта - до 5М, а также оснащена современной ГСН, обладающей высокой помехозащищённостью. 

Появление на вооружении Ту-22М3 ракет Х-32 позволяет не только "вернуть" им возможности эффективного противодействия крупным надводным группировкам вероятного противники, но и существенно их повысить. Также Х-32 имеет возможность поражения и крупных военных объектов противника. Вместе с тем, применение ракет Х-32 сопряжено с массой технических трудностей и наиболее оправдано только для борьбы с крупными военно-морскими группировками вероятного противника. Кроме того, огромные массо-габаритные показатели Х-32 создают изрядные затруднения в полёте, т.к. могут размещаться только на внешних подвесках бомбардировщиков Ту-22М3. Несмотря на то, что Ту-22М3 может развивать максимальную скорость в 2М на полном форсаже, две огромные Х-32 на внешних подвесках "съедают" до 500 кмч скорости и существенно ограничивают продолжительность сверхзвукового "броска" к цели. 

Для обеспечения возможности эффективного поражения наземных целей Ту-22М3 требуется новое ракетное оружие, и очевидно работы по его созданию были начаты много лет назад и только совсем недавно стало известно о новой крылатой ракете для российских дальних бомбардировщиков. Пока известен только её "рабочий" индекс - "изделие 715" и лишь предполагаемые характеристики.

"Изделие 715" как предполагается, во многом унифицировано с крылатыми ракетами семейства "Калибр" и новейшими ракетами Х-101, принятыми в состава вооружение стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160, но имеет гораздо меньшие размеры. По всей видимости, по своим массо-габаритным характеристикам "изделие 715" близка к использовавшимся ранее аэробаллистическим ракетам Х-15 и американской тактической авиационной крылатой ракете AGM-158 JASSM-ER. В плане лётных характеристик "изделие 715" является скорее всего аналогом американской JASSM-ER. Сообщается, что "изделие 715" будет совершать полёт на предельно малых высотах, в режиме огибания рельефа местности, хотя возможен и полёт на больших высотах - до 5 километров. Система наведения будет аналогична Х-101 - корреляционная инерциальная навигационная система, дополненная системой спутниковой навигации и оптико-электронная система наведения на конечном участке. Крейсерская скорость полёта ракеты - 0.65М, но незадолго до цели "изделие 715" будет разгоняться до 0.85М. Точные данные о том, какую дальность будет иметь новая ракета отсутствует. Приводится лишь весьма пространная формулировка - "до 3 тысяч километров". Очевидно, в данном случае речь идёт о дальности полёта при исключительно высотном профиле полёта на высоте в несколько километров. При "стандартном" профиле полёта на предельно малой высоте, дальность полёта скорее всего составит 1-1.5 тысячи километров. Впрочем, высотный профиль полёта может использоваться для поражения целей на территории противника, не обладающего развитой системой ПВО.

Эффективная отражающая поверхность "изделия 715" будет аналогичной ракете Х-101, т.е. порядка одной сотой квадратного метра. Также сообщается весьма интересная деталь - новая российская ракета будет иметь встроенную систему радиоэлектронной борьбы . Вероятно речь идёт о станции помех индивидуальной защиты, способной ставить имитирующие помехи, предназначенные для "увода" зенитных ракет и ракет класса "воздух-воздух" с радиолокационными головками самонаведения. Можно также предположить, что на базе "изделия 715" будет реализована специальная ракета для "обмана" и отвлечения средств ПВО противника, имитирующая массированный воздушный налёт при помощи специальной системы РЭБ, осуществляющей постановку имитирующих помех таким образом, что создаёт отметки "фантомных" целей, разнесённых в пространстве, создавая видимость большой группы самолётов или крылатых ракет. В частности, о создании подобной системы в июне 2017 заявил советник первого заместителя генерального директора "Концерна Радиоэлектронные Технологии" (КРЭТ) Владимир Михеев. 

"Изделие 715" на бомбардировщике Ту-22М3 будет размещаться в бомбовом отсека на револьверной пусковой установке. Также возможна дополнительная установка ракет и на внешних подвесках. Суммарное количество перспективных крылатых ракет, которые сможет применять Ту-22М3 будет составлять не менее 7 (по другим данным их количество может доходить до 10). Помимо Ту-22М3 "изделие 715" смогут нести стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, а по некоторым данным и современные истребители Су-30СМ и Су-35. Последнее весьма вероятно, учитывая, что предполагаемые параметры "изделия 715" близки к американской тактической КР AGM-158 JASSM-ER, которую могут применять как американские стратегические бомбардировщики (В-52Н, В-1В и В-2), так и самолёты тактической авиации, такие как например лёгкие F-16 последних модификаций.

Таким образом, ВВС России в ближайшем будущем получат новую тактическую авиационную крылатую ракету. Это позволит ликвидировать отставание в данной сфере от передовых в военном отношении держав - на текущий момент подобных ракет попросту нет на вооружении российской авиации. Появление в ВВС России "изделия 715" позволит бомбардировщикам Ту-22М3, а также самолётам тактической авиации производить массированные удары крылатыми ракетами по объектам территории противника на огромную глубину, производя пуски на расстоянии многократно превышающем зону поражения самых "дальнобойных" ЗРК.

Павел Румянцев