Подводные авианосцы и беспощадные японские конструкторы

Нет, это не книжка про попаданцев. Это реальные японские планы атак на 1945-й и следующие годы с использованием монструозных подводных авианосцев, само существование которых оставалось в секрете до самого конца войны.

Но обо всём по порядку. Начало XX века презентовало миру множество технических новинок, которые быстро нашли применение во время Первой мировой войны. Недавно появившиеся самолёты становятся настоящим хитом. Довольно быстро возникает идея кораблей-авианосцев, и остаётся лишь дождаться, когда чей-нибудь сумрачный гений попытается соединить авиацию с другой модной новинкой — подводными лодками.

Немецкая U-12 с гидропланом на борту

Такой случай подвернулся ещё до окончания войны. В январе 1915 года немецкая субмарина U-12 погрузила на палубу гидроплан. Идея была проста. В надводном положении лодка подвозит самолёт до британских берегов, погружается, чтобы тот оказался на воде. Гидроплан взлетает с воды, бомбит противника и уходит обратно своим ходом.

После Первой мировой все крупные морские державы стали развивать эту мысль. Тем более что послевоенный договор об ограничении морских вооружений действовал на линкоры, но не на подводные лодки. В теории это выглядело максимально круто и футуристично: незаметные под водой авианосцы, которые могут подобраться к любым портам противника, разбомбить ничего не подозревающего врага и скрыться в глубинах океана. Реальность оказалась прозаичнее. Перевозить самолёт над водой не было смысла, для этого годился обычный авианосец. А для передвижения под водой требовались специальные ангары, которые занимали драгоценное для подлодки место.

Экипаж британской HMS M2 готовится запускать гидроплан

Возникли проблемы и с герметичностью самих ангаров. Выгрузка и погрузка самолёта была слишком долгой и демаскировала корабль, а малейшее волнение на море могло помешать процессу. После пары неудачных проб энтузиазм командующих угас, и все страны свернули свои проекты. Все кроме одной — Японской империи.

Настоящего самурая не пугали провалы гайдзинов. Стремительно модернизирующаяся Япония испытывала огромный интерес к техническим новинкам. Кроме того, японское адмиралтейство стремилось быть максимально независимым от «сухопутных» и потому создавало собственную авиацию. Так что подобный проект при всей сложности оказался вполне в духе времени. Благодаря этому к началу новой мировой войны спроектировали и запустили серию подводных лодок B1 — разумеется, в атмосфере полной секретности.

Корабли этой серии, помимо стандартного вооружения, перевозили в ангаре один гидроплан, запускавшийся с пневматической катапульты на палубе. Но самолёт предназначался для разведки, а топить корабли требовалось по старинке торпедами с подлодки. Всё изменилось после налёта на Перл-Харбор. Разгром американцев сделал авианосцы и морскую авиацию новыми звёздами. Быстро возник вопрос: возможно ли провернуть подобное с подводных кораблей?

9 сентября 1942 года императорская подводная лодка I-25 незаметно подошла к западному побережью США. На этот раз гидросамолёт Yokosuka E14Y, стартовавший с подлодки, был вооружён двумя зажигательными бомбами. Бомбы успешно сбросили в орегонские леса с целью вызвать обширные лесные пожары. Но даже после повторной бомбардировки 29 сентября ожидаемые пожары не разгорелись, а сами налёты породили среди американцев странные слухи, вплоть до летающих тарелок. Зато загорелось японское командование — материковые США можно безнаказанно бомбить! Нужны только подлодки побольше, намного больше.

На новый проект не пожалели ресурсов. Корабль серии I-400 был настоящим монстром: 122 метра в длину, 6500 тонн водоизмещения, складывающийся подъёмный кран и главное — три самолёта Aichi M6A, способных нести бомбу до 850 кг. Это была самая большая подводная лодка за всю Вторую мировую войну, и таких чудовищ планировалось 18 штук!

Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам

Заметим, что первое техзадание на I-400 было сформулировано в январе 1942, т. е. не после бомбардировок США с I-25, а сразу после Перл‑Харбора.

Но военная ситуация менялась не в лучшую для Японии сторону. Союзники наступали, ресурсов не хватало, суперпроект откладывался. Первые два корабля новой серии ввели в строй только к 1945 году, когда дела японцев стали совсем плохи. Тем не менее командование не унывало, новым оружием планировалось нанести дерзкий удар в тылу врага, чтобы переломить ход войны.

Подводные авианосцы должны были зайти в Атлантический океан через Индийский и разбомбить Панамский канал. Расчёты показывали возможность вывести из строя канал на полгода, адмиралам грезился новый Перл-Харбор. Казалось, всё ещё можно изменить.

Но в июне США захватывают Окинаву. Над Японией нависает угроза вторжения. Планы в спешке меняют, чтобы хоть как-то сдержать американцев. Теперь целью становится база кораблей у атолла Улити. Атака назначается на 17 августа. Но 15 августа Японский император по радио сообщает о капитуляции.

Американцы хозяйничают на сдавшейся I-400

Эра подводных авианосцев закончилась, так и не начавшись. Самолёты и торпеды бесславно сбрасывают в море, корабли без боя сдаются противнику. А ведь ещё планировалась операция «Вишня расцветает ночью»! Сам план был не так поэтичен, как название. В окрестностях калифорнийского Сан-Диего планировалось разбросать груз чумных блох, чтобы вызвать эпидемию.

Хотя японские подводные авианосцы и достались США в целости и сохранности, дальнейшего развития безумный проект не получил. Корабли затопили сразу после того, как СССР потребовал доступ к трофеям, а собственные проекты показались гайдзинам слишком сложными и затратными. А ведь всего несколько дней — и в военных учебниках появилась бы славная глава о боевом применении авиации подводного базирования. А потом бы ещё обязательно сняли голливудский блокбастер о внезапной атаке сверхсекретного японского оружия — хаос, паника и исчезающие под покровом ночи подлодки…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий