Авиация против танков (часть 21)
Одновременно с ростом экономики руководство КНР взяло курс на кардинальную модернизацию вооруженных сил. В 80-90-е годы благодаря военно-техническому сотрудничеству с западными странами в НОАК появились современные образцы техники и вооружения. Создание и эксплуатация в Китае боевых вертолётов, созданных на базе французского «Дофина», позволило накопить необходимый опыт и сделать определённые выводы. Основываясь на реалиях уровня развития современных средств ПВО и проанализировав случаи применения вертолётной техники в локальных конфликтах, командование китайской армейской авиации выдало техзадание на специализированный ударный вертолёт, способный бороться с танками и оказывать огневую поддержку днём и ночью, в сложных погодных условиях. На определённом этапе китайцы надеялись получить доступ к разрабатываемому в Италии противотанковому вертолёту А.129 Mangusta, а с американцами в 1988 году была достигнута договорённость о продаже AH-1 Cobra и лицензии на производство ПТУР BGM-71 TOW. Надо сказать, что все основания для этого были. В конце 70-х страны Запада и КНР начали «дружить» против Советского Союза.
США, Франция, Италия и Великобритания на протяжении примерно 10 лет вели достаточно активное военно-техническое сотрудничество с Китаем, в рамках которого, например, была продана партия противотанковых вертолётов SA. 342 Gazelle с ПТУР НОТ. Однако в связи с событиями на площади Тяньаньмэнь в 1989 году против КНР были введены санкции, и речи о поставках современного западного оружия идти уже не могло. После нормализации отношений с Россией китайцам был предложен экспортный Ми-35. Однако к тому моменту китайские специалисты уже успели ознакомиться с широко распространенным Ми-25 (экспортный вариант боевого вертолёта Ми-24Д) и сочли его слишком тяжелым и громоздким. Кроме того, прицельно-поисковые системы советских боевых вертолётов во многом морально устарели. Да и сам Ми-24, создававшийся как «летающая БМП», чаще использовался в роли штурмовика, главным оружием которого были неуправляемые реактивные снаряды, а командование НОАК желало иметь на вооружении манёвренную и в то же время хорошо защищённую двухместную машину, сравнимую с американским «Апачем» и обладающую высоким противотанковым потенциалом.
На аэрокосмических салонах китайцы, конечно, могли видеть Ми-28 и Ка-50. Неизвестно, то ли нашим правителям хватило ума не продавать эти вертолёты в КНР, то ли китайское военно-политическое руководство решило воздержаться от приобретения малосерийных и ещё очень «сырых» машин, но современные российские ударные винтокрылые машины в Китай не поставлялись. Тем не менее, без российской помощи в деле создания китайского боевого вертолёта не обошлось.
Пример появления боевого вертолёта Z-1 хорошо демонстрирует то, как в прошлом в КНР создавалась современная авиатехника. Официально проектировщиком Z-10, который получил обозначение в Китае «Удар огненной молнии», в рамках «программы 823» являлся 602-й научно-исследовательский институт, авиастроительные корпорации China Aviation Industry Corporation II и Changhe Aircraft Industries Corporation. При этом программа создания китайского боевого вертолёта была жестко засекречена, а в СМИ давались строго дозированные противоречивые данные. Во многом это объяснялось тем, что предоставление военных технологий КНР было запрещено из-за наложенных Западом санкций, а создание и поставки ряда ключевых узлов и агрегатов европейскими и американскими компаниями мотивировалось гражданскими проектами. Всё заказанное на Западе оборудование якобы предназначалась для гражданского вертолёта среднего класса. Китайцам удавалось около 10 лет вводить в заблуждение «западных партнёров». Так, компании Eurocopter и Agusta получили за помощь в разработке трансмиссии, системы управления и пятилопастного несущего винта более $ 100 млн. Детали кабины вертолёта и авионика во многом напоминают изделия компаний Thomson CSF и Thales. На Z-10 используется шина данных, имеющая в КНР обозначение GJV289A. Она является аналогом американской MIL-STD-1553. В СМИ имелась информация, что на китайском боевом вертолёте мог использоваться прицельно-обзорный комплекс, созданный южно-африканской компанией Advanced Technologies and Engineering (ATE).
Летом 2012 года американское правительство оштрафовало на $ 75 млн. дочернее предприятие корпорации Pratt & Whitney Canada, компанию United Technologies за поставку партии двигателей PT6C-76C. В итоге западные компании свернули всякое сотрудничество с китайской корпорацией Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC), но это случилось уже после того, как в апреле 2003 года прототип Z-10 впервые поднялся в воздух. Впрочем, как выяснилось совсем недавно, ещё в 1995 году было заключено секретное соглашение с российской стороной, в соответствии с которым Конструкторское бюро Камова и CAIC создали совместную проектную группу, которая в течение 2,5 лет работала над каталогом чертежей. Как сообщил представитель российской компании, инженерно-расчётная группа КБ Камова выполняла проектировочные работы в соответствии с параметрами и компоновочной схемой, предложенной китайской стороной. Однако в настоящее время китайцы все обвинения отвергают, заявляя, что Z-10 на 100% спроектирован китайскими разработчиками и полностью собран из комплектующих, произведённых в КНР.
Ударный вертолёт Z-10 имеет классическую тандемную схему расположения экипажа. С самого начала было предусмотрено, что органы управления вертолётом будут установлены в обеих кабинах. Как и на европейском «Тигре», рабочее место пилота расположено спереди. На последней модификации вертолёта, поставляемой в войска, в кабине каждого члена экипажа имеется два больших многофункциональных жидкокристаллических дисплея.
Для управления вооружением используются нашлемная система прицеливания, сходная с американской Honeywell M142 Integrated Helmet. Полёты в темное время суток обеспечиваются аппаратурой, построенной на базе французских и израильских разработок.
Сообщается, что до начала поступления Z-10 в строевые части китайской армейской авиации, прицельно-поисковое оборудование вертолёта менялось три раза. По мнению западных экспертов, возможности применения вертолёта в ночное время, поиска целей и применения управляемого вооружения в данный момент примерно соответствуют американскому вертолёту модификации АН-64А Apache. Однако защищённость китайского вертолёта далека от уровня американского соперника. По крайней мере, при осуждении экспортных поставок Z-10 в Пакистан было официально озвучено, что фюзеляж китайского ударного вертолёта выдерживает обстрел 12,7-мм пулями. Заявлено, что лобовые бронестёкла кабины толщиной 38 мм также защищают от пуль крупнокалиберных пулемётов, впрочем не уточняется с какой дистанции. Амортизационная система шасси и кресел пилотов позволяет обеспечить выживаемость экипажа при аварийном приземлении с вертикальной скоростью 10 м/с, что несколько меньше скорости безопасного приземления которой удалось добиться на американских, европейских и российских боевых вертолётах.
В то же время «Удар огненной молнии» оснащен всем необходимым набором аппаратуры противодействия средствам ПВО и датчиками обнаружения радиолокационного и лазерного облучения. С уверенностью можно утверждать, что аппаратура, установленная на китайских машинах, сравнима с аналогами, имеющимися на «Апачах», «Мангустах» и «Тиграх». Если в баллистической защищенности и весовом совершенстве китайские боевые вертолёты пока уступают современным зарубежным ударным винтокрылым машинам, то сомневаться в уровне китайской электроники оснований нет. Бортовая система самообороны, известная как YH-96, в автоматическом режиме анализирует возможные угрозы и в случае необходимости может самостоятельно генерировать помехи и осуществлять отстрел тепловых и радиолокационных ловушек. Навигация обеспечивается приёмниками сигналов системы спутникового позиционирования Бэйдоу.
Согласно информации, озвученной в китайских СМИ, в данный момент идёт доводка и адаптация БРЛС миллиметрового диапазона. Якобы эта станция ничем не уступает американской надвтулочной AN / APG-78 Longbow. Китайский радар, известный как YH ММЗ FCR, весит около 70 кг, что значительно меньше массы БРЛС «Арбалет», имеющейся на Ми-28Н. Утверждается, что станция YH ММЗ FCR полностью совместима с системой управления огнём, и поставки вертолётов с надвтулочным радиолокатором начнутся в войска в ближайшем будущем. Заявлено, что дальность обнаружения китайской вертолётной БРЛС превышает 30 км. Но непонятно, идёт ли речь о воздушных или наземных целях. В состав оборудования строевых вертолётов входит подвесной разведывательный контейнер KZ900 SIGINT с аппаратурой радиолокационной разведки. Хотя вертолёты с такими контейнерами неоднократно демонстрировались широкой публике, состав аппаратуры и спектр рабочих частот не разглашаются.
В 2006 году появились первые размытые фотографии китайского ударного вертолёта. Западные наблюдатели первоначально посчитали его копией итальянского A.129 Mangusta, но позже выяснилось, что это более крупная и тяжелая машина. Прекращение поставок американских двигателей несколько затормозило процесс доводки и принятия на вооружение Z-10. В итоге серийные вертолёты оснащены двумя китайскими турбовальными двигателями Zhuzhou WZ-9 со взлётной мощностью 1285 л. с. В западных источниках говорится, что в разработке системы управления двигателей участвовали российские и украинские специалисты.
Лётные данные боевого вертолёта Z-10 достоверно неизвестны. По всей видимости, максимальный взлётный вес находится в пределах 6700-7000 кг. Исходя из соотношения мощности энергетической установки и массы, можно предположить, что максимальная скорость вертолёта около 300 км/ч, а скороподъёмность 10 м/с. Согласно сведениям, опубликованным в китайских СМИ: дальность полёта превышает 800 км, а на внешних узлах подвески можно разместить боевую нагрузку массой 1500 кг.
Китайский боевой вертолёт может нести до 16 ПТУР HJ-8 и HJ-9. Однако главным оружием считаются управляемые ракеты HJ-10. В западных справочниках пишут, что эта ракета является китайским аналогом ПТУР AGM-114 Hellfire.
Однако, в отличие от «Хеллфайра», китайская ракета имеет зауженную головную часть, что предположительно сделано для снижения лобового сопротивления. Сообщается, что HJ-10 может иметь телевизионную, тепловую и лазерную систему наведения. Всего на наружных узлах подвешивается до 8 ПТУР HJ-10.
Так как вертолёт Z-10 в будущем должен получить БРЛС миллиметрового диапазона, по всей видимости, ведутся работы по созданию ПТУР с радиолокационной ГСН. По информации Jane’s Defence Weekly, ракеты HJ-10 с лазерной ГСН поставлялись в Саудовскую Аравию и Судан. Дальность пуска экспортной модификации, весящей около 47-50 кг, способна достигать 10 км. Скорость полёта – 340 м/с. Бронепробиваемость – 1000 мм. Ракета также может иметь термобарическую и бронебойно-фугасную проникающую боевую часть.
Помимо ПТУР, вертолёт может нести на четырёх узлах наружной подвески блоки НАР калибра 57-90-мм. Контейнеры с 7,62-мм, 12,7 или 14,5-мм многоствольными пулемётами или 35-40-мм автоматическими гранатомётами. Для борьбы с воздушным противником предназначены УР TY-90 с дальностью пуска до 8 км или PL-7 и PL-9 с дальностью до 15 км. В общей сложности на боевой вертолёт можно подвесить 16 ракет TY-90 или 4 PL-7/PL-9.
Вертолёт Z-10 вооружен подвижной артиллерийской установкой с 23-мм пушкой (боеприпас 23х115-мм). Согласно китайским данным угол наводки по горизонтали составляет 130°. Однако китайские военные не удовлетворены могуществом действия 23-мм снаряда и на боевом вертолёте испытывалась турель с российской 30-мм пушкой 2А72. Но оптоэлектронные системы, установленные в носовой части фюзеляжа, оказались слишком «нежными», и из-за сильной отдачи при стрельбе из мощной 30-мм пушки участились отказы. В связи с этим принято решение о установке на Z-10 25-мм пушки (боеприпас 25 × 137-мм), созданной на базе американской M242 Bushmaster. Это орудие с цепным приводом и двойным боепитанием считается достаточно надёжным. Бронебойно-трассирующий снаряд M791 массой 185 г с сердечником из вольфрамового сплава на дальности 1000 м способен пробить по нормали 40 мм броню. Аналог американской 25-мм пушки и боеприпасы серийно производятся в КНР. 25-мм орудием, например, вооружена гусеничная БМП Type 89 (YW-307).
По данным World Аir Forces 2016, в Армейской авиации НОАК во второй половине 2016 года имелось 96 боевых вертолётов Z-10. Кроме того, озвучена информация, что Z-10 наряду с транспортно-десантными Z-8 (SA 321 Super Frelon) могут войти в состав авиагрупп, базирующихся на универсальных десантных кораблях Type 071 и использоваться для огневой поддержки десанта. Ранее специальная морская модификация боевого вертолёта испытывалась на первом китайском авианосце «Ляонин».
В 2017 году сообщалось, что вертолет Z-10 в массовых количествах поступает в войска и им оснащается уже третья вертолетная бригада армейской авиации. Начиная с 2010 года, войсковые испытания Z-10 проходили в 5-й вертолетной бригаде, базирующейся в Нанкине.
Второй воинской частью, получившей в 2012 году вертолёты Z-10, стала 8-я вертолетная бригада 38-й армии Пекинского военного округа, дислоцированная на авиабазе Баодин, провинции Хэбэй. С 2014 года на ударные вертолёты переучивается личный состав 7-й вертолетной бригады 26-й армии Цзинаньского военного округа в Ляочене, провинция Шаньдун.
Помимо поставок в НОАК, авиастроительная корпорация CAIC предлагает Z-10 на экспорт, экспортная стоимость вертолёта в зависимости от состава БРЭО и вооружения составляет $ 25-27 млн. Что примерно соответствует экспортной модификации Ми-28НЭ и более чем в два раза дешевле АН-64D. Известно, что несколько китайских боевых вертолётов для сравнительных испытаний с российским Ми-35М и «турецким» Т-129 ATAK закупил Пакистан.
Оценивать новый китайский боевой вертолёт очень трудно, поскольку он только начал поступать в войска, изучен лётным и техническим составом ещё недостаточно и имеет много «детских болячек». Освоение новой техники ввиду большой сложности и отсутствия в КНР опыта эксплуатации боевых вертолётов, оснащенных современным БРЭО, может затянуться. Ввод в строй новой вертолётной техники зачастую сопровождается высокой аварийностью. Так было в США и в нашей стране, заметных потерь из-за аварий и катастроф удалось избежать европейцам с их "Мангустом" и "Тигром", но это объясняется очень низкими темпами поступления вертолётов в строевые эскадрильи и длительным периодом доводки и освоения.
Периодически появляется информация о лётных происшествиях с участием Z-10. Так, 4 марта 2017 года в центральной провинции Шэньси потерпел аварию китайский ударный вертолёт, экипаж при этом получил ранения. С 2010 года известно о пяти авариях и катастрофах, случившихся с Z-10.
В настоящее время ведется создание новой модификации китайского боевого вертолёта с двигателем, способным обеспечить на взлёте мощность до 1800 л.с. При прежних геометрических размерах максимальный взлётный вес модифицированного Z-10 может достичь 10 000 кг. То есть приблизится по этому показателю вплотную к «Апачу». По всей видимости, резерв грузоподъемности будет использован для повышения защищённости, боевой нагрузки и объёма топливных баков.
Как уже говорилось в предыдущей части обзора, в КНР на базе французского вертолёта Dauphin 2 был создан транспортно-боевой Z-9W, оснащённый прицельно-поисковой системой и ПТУР HJ-8E и его ночная модификация Z-9WA с системой ночного видения, лазерным дальномером-целеуказателем и ПТУР HJ-9 с лазерным наведением. Одновременно с созданием «большого» ударного вертолёта Z-10 в Китае решили подстраховаться, и несмотря на спор с корпорацией EADS относительно окончания срока лицензии на производство в КНР, SA 365 Dauphin 2 приступили к созданию на его основе разведывательно-ударного вертолёта.
По сравнению со слабо защищенным Z-9W новая двухместная специализированная машина лучше подходит для ведения воздушной разведки и нанесения ударов по наземным целям. При этом риск неудачи, по сравнению с создававшимся с нуля Z-10, был гораздо меньше. Отказ от пассажирской кабины при сохранении прежних лётных данных и максимального взлётного веса давал возможность улучшить защищённость и количество оружия на борту. С прежней силовой установкой новый вертолёт стал короче примерно на 1,5 м. В отличие от Z-9, разведывательно-ударный вертолёт имеет более узкий фюзеляж и тандемную кабину.
Вертолёт Z-19, получивший имя «Черный смерч», создан компанией Harbin Aircraft Manufacturing Corporation (HAMC). Его первый полёт состоялся в мае 2010 года. Так как в Z-19 в значительной степени использовались хорошо освоенные узлы и агрегаты вертолёта Z-9 и БРЭО, уже опробованное на первых прототипах Z-10, испытания шли очень быстро. Несмотря на то, что головной прототип Z-19 был разбит в сентябре 2010 года, в первой половине 2011 года начались тесты машин предсерийной партии. А через несколько месяцев первые Z-19 поступили в 5-ю эскадрилью 8-й вертолетной бригады 38-й армии Пекинского военного округа. Примерно в это же время личный состав этой части, дислоцированной в окрестностях города Баодин, параллельно приступил к освоению боевых вертолётов Z-10.
Благодаря рулевому винту типа фенестрон и ряду мероприятий по снижению шумности, акустическая заметность Z-19 намного меньше, чем у многих других боевых вертолётов. Кроме того, по сравнению с Z-9 уменьшена тепловая и радиолокационная заметность.
На «подбородке», где у других ударных вертолётов обычно располагаются подвижные пулемётно-пушечные турели, смонтирован подвижный шар с оптоэлектронной прицельно-поисковой и аппаратурой ночного видения, а также с лазерным дальномером-целеуказателем. Для парирования разного рода угроз ударно-разведывательный вертолёт оснащён датчиками и оборонительными системами аналогичными тем, что используются на Z-10.
На вертолёте Z-19 возможно использование широкого набора вооружения, в том числе ПТУР с лазерным наведением, блоков НАР и подвесных пулемётно-пушечных контейнеров. Вес боевой нагрузки на внешних узлах официально не озвучивался, но по экспертным оценкам он может достигать 700-800 кг.
Судя по всему, защищённость Z-19 не выше, чем у более крупного и тяжелого Z-10. Можно предположить, что кабина и наиболее важные части вертолёта выдерживают обстрел пулями винтовочного калибра.
Лётные данные Z-19 примерно находятся на уровне вооруженного варианта Z-9. Вертолёт с максимальным взлётным весом 4500 кг, с полной заправкой топливных баков способен находиться в воздухе 4 часа. За это время он может пролететь около 800 км. Максимальная скорость полёта – 280 км/ч. Крейсерская – 240 км/ч. Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей WZ-8C мощностью 940 л.с.
На выставке Heli-Expo демонстрировался вертолёт Z-19Е с макетами ПТУР HJ-10, блоком НАР и подвесным пулемётным контейнером. Данная модификация предназначена для поставок на экспорт. Согласно данным, озвученным в китайских СМИ, несколько машин заказал Судан. Лёгкий боевой вертолёт Z-19Е при стоимости около $15 млн. может представлять интерес для стран «третьего мира», которые стеснены в финансах или не могут закупать современные боевые вертолёты на Западе в связи с санкционными ограничениями.
В настоящее время китайским вооруженным силам поставлено приблизительно 90 лёгких разведывательно-ударных вертолетов Z-19. Зачастую они поступают в вертолётные бригады смешанного состава, где также эксплуатируются Z-10.
Недавно появились снимки Z-19 с надвтулочной БРЛС миллиметрового диапазона. Такая же радиолокационная станция предназначена для установки на боевых вертолётах Z-10. С большой долей уверенности можно предположить, что в состав оборудования вертолётов Z-19 войдут различные подвесные контейнеры с разведывательной аппаратурой, а также возможно лёгкий БПЛА SW-6.
Интересной особенностью этого дрона является использование в качестве силовой установки электрического двигателя постоянного тока, соединенного с двухлопастным винтом и запитанного от аккумуляторной батареи. Аппарат является одноразовым, его эвакуация и повторное использование не предусмотрено. Согласно данным, опубликованным во время проведения аэрокосмического салона Airshow China 2016, максимальная взлетная масса SW6 составляет 20 кг. Масса полезной нагрузки до 5 кг. Максимальная скорость — до 100 км/ч. Емкость аккумуляторных батареи позволяет держаться в воздухе около 1 часа.
Малогабаритный беспилотный аппарат в транспортном положении со сложенным крылом занимает минимально возможный объем и может перевозиться на внешней подвеске вертолета. После сброса крылья беспилотника раскладываются, и он приступает к решению поставленной задачи. Продемонстрированная в КНР модификация SW6 оснащается оптико-электронной аппаратурой, предназначенной для ведения визуальной разведки. Помимо этого, БПЛА в случае применения генератора помех может служить в качестве ложной цели в условиях действия сильной ПВО, а при установке боевой части способен действовать, как барражирующий высокоточный боеприпас.
На выставке Airshow China 2016 «электрический» БПЛА SW-6 демонстрировался совместно с лёгким разведывательным вертолётом Changhe Z-11WB. В Китае данной модели вертолёта присвоено обозначение «Канюк».
Представители авиастроительной корпорации Changhe Aircraft Industries утверждают, что данная винтокрылая машина создана китайскими специалистами самостоятельно. Однако ещё во второй половине 80-х в КНР была отправлена документация для лицензионного производства вертолёта Eurocopter AS.350 Ecureuil (рус. Белка). Производство «Белки» началось в 1977 году и продолжается до сих пор. Этот весьма удачный лёгкий вертолёт пользовался популярностью у потребителей. В зависимости от комплектации, его стоимость в 90-е годы составляла $ 2,5-3 млн. Всего построено около 3500 «Экюреев», в ряде стран третьего мира используются модификации, вооруженные ПТУР TOW или НОТ, НАР и пулеметно-пушечными контейнерами.
Первый полёт китайского «Экюрея» состоялся в 1998 году, а через два года началось серийное производство. Поначалу при сборке лёгких вертолётов Z-11 устанавливались французские двигатели Turbomeca Arriel 2B мощностью 847 л.с. Но позже их заменили китайским аналогом WZ-8D.
На первых порах невооруженный вертолёт Z-11 применялся в качестве «летающей скорой помощи», для доставки срочной корреспонденции и особо важных персон. Так как китайская армия остро нуждалась в вертолётах разведки, наблюдения и корректировки артиллерийского огня, на нескольких машинах смонтировали приборы артиллерийских наблюдателей и радиостанции для связи с наземными подразделениями.
В 2005 году появилась вооруженная модификация Z-11W с прицельно-обзорной системой над кабиной и четырьмя ПТУР HJ-8 на внешних пилонах. Вместо управляемых ракет могли быть подвешены шестиствольные 7,62-мм пулемёты CS / LM12, 40-мм автоматические гранатометы LG3 или блоки с 57-мм НАР. Общий вес боевой нагрузки может достигать 500 кг. Считается, что вооруженные Z-11W в основном поставлялись в авиационные подразделения поддержки сил специальных операций. Вертолет с максимальным взлётным весом 2200 кг вмещает двух пилотов и трех десантников. В варианте огневой поддержки в пассажирском отсеке может быть установлен дополнительный топливный бак ёмкостью 225 л. Основной бак вмещает 540 литров керосина. Без использования дополнительного топливного бака дальность полета составляет 580 км. Максимальная скорость полёта – 278 км/ч. Крейсерская — 220 км\ч. В целом лётные данные китайского Z-11W очень близки к характеристикам американского разведывательно-ударного вертолёта OH-58 Kiowa поздних модификаций.
Дальнейшим развитием Z-11W стал Z-11WB, оснащенный подвижной тепловизионной камерой и лазерным дальномером-целеуказателем. Заявлено, что данная машина способна нести широкий спектр вооружения: ракеты с лазерным, тепловым и телевизионным наведением, малогабаритные управляемые бомбы FT-9 и YZ-212D, УР «воздух-воздух» TY-90 и разнообразные пулеметно-пушечные контейнеры. Машина предназначена для противодействия терроризму, наркоторговле и проведения спецопераций. Экспортная стоимость лёгкого ударного вертолёта, способного вести боевые действия ночью, оснащенного современной оптоэлектронной аппаратурой и современными системами вооружения, не превышает $9 млн., что делает его привлекательным на внешнем рынке вооружений. Следует признать, что в деле создания лёгких ударных вертолётов разведки, целеуказания и поддержки спецназа китайские специалисты продвинулись намного дальше, чем российские конструкторы. Очевидно, что залогом успеха в данном случае является способность быстро разработать и создать передовые всесуточные обзорно-прицельные системы, сопряженные с высокоточным оружием.
Продолжение следует…
По материалам:
https://www.airrecognition.com/
https://lt.cjdby.net/thread-2313820-1-1.html
http://defenceforumindia.com/forum/threads/aft10-hj-10-and-akd-10-akd-09.63151/
http://www.pwc.ca/en/engines/pt6c
https://www.globalsecurity.org/military/world/china/wz-10.htm
https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201611010802-9u2a.htm
https://www.flightglobal.com/news/articles/heli-expo-chinese-wz-10-attack-helicopter-based-on-kamov-design-383147/
https://www.flightglobal.com/news/
http://slideplayer.com/slide/8784664/
http://www.ecns.cn/visual/hd/2017/05-18/130315.shtml
https://thaimilitaryandasianregion.wordpress.com/2015/10/22/harbin-wz-19-attack-helicopter/
http://army-news.ru/2016/11/bespilotnyj-letatelnyj-apparat-sw6-tyan-i/
https://regnum.ru/news/2276381.html
http://www.airforce-technology.com/projects/changhe-z-11wb-reconnaissance-and-light-attack-helicopter/
- Линник Сергей
- Авиация против танков (часть 1)
Авиация против танков (часть 2)
Авиация против танков (часть 3)
Авиация против танков (часть 4)
Авиация против танков (часть 5)
Авиация против танков (часть 6)
Авиация против танков (часть 7)
Авиация против танков (часть 8)
Авиация против танков (часть 9)
Авиация против танков (часть 10)
Авиация против танков (часть 11)
Авиация против танков (часть 12)
Авиация против танков (часть 13)
Авиация против танков (часть 14)
Авиация против танков (часть 15)
Авиация против танков (часть 16)
Авиация против танков (часть 17)
Авиация против танков (часть 18)
Авиация против танков (часть 19)
Авиация против танков (часть 20)
Информация