Авиация против танков (часть 21)

40


Одновременно с ростом экономики руководство КНР взяло курс на кардинальную модернизацию вооруженных сил. В 80-90-е годы благодаря военно-техническому сотрудничеству с западными странами в НОАК появились современные образцы техники и вооружения. Создание и эксплуатация в Китае боевых вертолётов, созданных на базе французского «Дофина», позволило накопить необходимый опыт и сделать определённые выводы. Основываясь на реалиях уровня развития современных средств ПВО и проанализировав случаи применения вертолётной техники в локальных конфликтах, командование китайской армейской авиации выдало техзадание на специализированный ударный вертолёт, способный бороться с танками и оказывать огневую поддержку днём и ночью, в сложных погодных условиях. На определённом этапе китайцы надеялись получить доступ к разрабатываемому в Италии противотанковому вертолёту А.129 Mangusta, а с американцами в 1988 году была достигнута договорённость о продаже AH-1 Cobra и лицензии на производство ПТУР BGM-71 TOW. Надо сказать, что все основания для этого были. В конце 70-х страны Запада и КНР начали «дружить» против Советского Союза.



США, Франция, Италия и Великобритания на протяжении примерно 10 лет вели достаточно активное военно-техническое сотрудничество с Китаем, в рамках которого, например, была продана партия противотанковых вертолётов SA. 342 Gazelle с ПТУР НОТ. Однако в связи с событиями на площади Тяньаньмэнь в 1989 году против КНР были введены санкции, и речи о поставках современного западного оружия идти уже не могло. После нормализации отношений с Россией китайцам был предложен экспортный Ми-35. Однако к тому моменту китайские специалисты уже успели ознакомиться с широко распространенным Ми-25 (экспортный вариант боевого вертолёта Ми-24Д) и сочли его слишком тяжелым и громоздким. Кроме того, прицельно-поисковые системы советских боевых вертолётов во многом морально устарели. Да и сам Ми-24, создававшийся как «летающая БМП», чаще использовался в роли штурмовика, главным оружием которого были неуправляемые реактивные снаряды, а командование НОАК желало иметь на вооружении манёвренную и в то же время хорошо защищённую двухместную машину, сравнимую с американским «Апачем» и обладающую высоким противотанковым потенциалом.

На аэрокосмических салонах китайцы, конечно, могли видеть Ми-28 и Ка-50. Неизвестно, то ли нашим правителям хватило ума не продавать эти вертолёты в КНР, то ли китайское военно-политическое руководство решило воздержаться от приобретения малосерийных и ещё очень «сырых» машин, но современные российские ударные винтокрылые машины в Китай не поставлялись. Тем не менее, без российской помощи в деле создания китайского боевого вертолёта не обошлось.

Пример появления боевого вертолёта Z-1 хорошо демонстрирует то, как в прошлом в КНР создавалась современная авиатехника. Официально проектировщиком Z-10, который получил обозначение в Китае «Удар огненной молнии», в рамках «программы 823» являлся 602-й научно-исследовательский институт, авиастроительные корпорации China Aviation Industry Corporation II и Changhe Aircraft Industries Corporation. При этом программа создания китайского боевого вертолёта была жестко засекречена, а в СМИ давались строго дозированные противоречивые данные. Во многом это объяснялось тем, что предоставление военных технологий КНР было запрещено из-за наложенных Западом санкций, а создание и поставки ряда ключевых узлов и агрегатов европейскими и американскими компаниями мотивировалось гражданскими проектами. Всё заказанное на Западе оборудование якобы предназначалась для гражданского вертолёта среднего класса. Китайцам удавалось около 10 лет вводить в заблуждение «западных партнёров». Так, компании Eurocopter и Agusta получили за помощь в разработке трансмиссии, системы управления и пятилопастного несущего винта более $ 100 млн. Детали кабины вертолёта и авионика во многом напоминают изделия компаний Thomson CSF и Thales. На Z-10 используется шина данных, имеющая в КНР обозначение GJV289A. Она является аналогом американской MIL-STD-1553. В СМИ имелась информация, что на китайском боевом вертолёте мог использоваться прицельно-обзорный комплекс, созданный южно-африканской компанией Advanced Technologies and Engineering (ATE).

Летом 2012 года американское правительство оштрафовало на $ 75 млн. дочернее предприятие корпорации Pratt & Whitney Canada, компанию United Technologies за поставку партии двигателей PT6C-76C. В итоге западные компании свернули всякое сотрудничество с китайской корпорацией Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC), но это случилось уже после того, как в апреле 2003 года прототип Z-10 впервые поднялся в воздух. Впрочем, как выяснилось совсем недавно, ещё в 1995 году было заключено секретное соглашение с российской стороной, в соответствии с которым Конструкторское бюро Камова и CAIC создали совместную проектную группу, которая в течение 2,5 лет работала над каталогом чертежей. Как сообщил представитель российской компании, инженерно-расчётная группа КБ Камова выполняла проектировочные работы в соответствии с параметрами и компоновочной схемой, предложенной китайской стороной. Однако в настоящее время китайцы все обвинения отвергают, заявляя, что Z-10 на 100% спроектирован китайскими разработчиками и полностью собран из комплектующих, произведённых в КНР.

Ударный вертолёт Z-10 имеет классическую тандемную схему расположения экипажа. С самого начала было предусмотрено, что органы управления вертолётом будут установлены в обеих кабинах. Как и на европейском «Тигре», рабочее место пилота расположено спереди. На последней модификации вертолёта, поставляемой в войска, в кабине каждого члена экипажа имеется два больших многофункциональных жидкокристаллических дисплея.

Авиация против танков (часть 21)


Для управления вооружением используются нашлемная система прицеливания, сходная с американской Honeywell M142 Integrated Helmet. Полёты в темное время суток обеспечиваются аппаратурой, построенной на базе французских и израильских разработок.

Сообщается, что до начала поступления Z-10 в строевые части китайской армейской авиации, прицельно-поисковое оборудование вертолёта менялось три раза. По мнению западных экспертов, возможности применения вертолёта в ночное время, поиска целей и применения управляемого вооружения в данный момент примерно соответствуют американскому вертолёту модификации АН-64А Apache. Однако защищённость китайского вертолёта далека от уровня американского соперника. По крайней мере, при осуждении экспортных поставок Z-10 в Пакистан было официально озвучено, что фюзеляж китайского ударного вертолёта выдерживает обстрел 12,7-мм пулями. Заявлено, что лобовые бронестёкла кабины толщиной 38 мм также защищают от пуль крупнокалиберных пулемётов, впрочем не уточняется с какой дистанции. Амортизационная система шасси и кресел пилотов позволяет обеспечить выживаемость экипажа при аварийном приземлении с вертикальной скоростью 10 м/с, что несколько меньше скорости безопасного приземления которой удалось добиться на американских, европейских и российских боевых вертолётах.

В то же время «Удар огненной молнии» оснащен всем необходимым набором аппаратуры противодействия средствам ПВО и датчиками обнаружения радиолокационного и лазерного облучения. С уверенностью можно утверждать, что аппаратура, установленная на китайских машинах, сравнима с аналогами, имеющимися на «Апачах», «Мангустах» и «Тиграх». Если в баллистической защищенности и весовом совершенстве китайские боевые вертолёты пока уступают современным зарубежным ударным винтокрылым машинам, то сомневаться в уровне китайской электроники оснований нет. Бортовая система самообороны, известная как YH-96, в автоматическом режиме анализирует возможные угрозы и в случае необходимости может самостоятельно генерировать помехи и осуществлять отстрел тепловых и радиолокационных ловушек. Навигация обеспечивается приёмниками сигналов системы спутникового позиционирования Бэйдоу.

Согласно информации, озвученной в китайских СМИ, в данный момент идёт доводка и адаптация БРЛС миллиметрового диапазона. Якобы эта станция ничем не уступает американской надвтулочной AN / APG-78 Longbow. Китайский радар, известный как YH ММЗ FCR, весит около 70 кг, что значительно меньше массы БРЛС «Арбалет», имеющейся на Ми-28Н. Утверждается, что станция YH ММЗ FCR полностью совместима с системой управления огнём, и поставки вертолётов с надвтулочным радиолокатором начнутся в войска в ближайшем будущем. Заявлено, что дальность обнаружения китайской вертолётной БРЛС превышает 30 км. Но непонятно, идёт ли речь о воздушных или наземных целях. В состав оборудования строевых вертолётов входит подвесной разведывательный контейнер KZ900 SIGINT с аппаратурой радиолокационной разведки. Хотя вертолёты с такими контейнерами неоднократно демонстрировались широкой публике, состав аппаратуры и спектр рабочих частот не разглашаются.

В 2006 году появились первые размытые фотографии китайского ударного вертолёта. Западные наблюдатели первоначально посчитали его копией итальянского A.129 Mangusta, но позже выяснилось, что это более крупная и тяжелая машина. Прекращение поставок американских двигателей несколько затормозило процесс доводки и принятия на вооружение Z-10. В итоге серийные вертолёты оснащены двумя китайскими турбовальными двигателями Zhuzhou WZ-9 со взлётной мощностью 1285 л. с. В западных источниках говорится, что в разработке системы управления двигателей участвовали российские и украинские специалисты.


Z-10


Лётные данные боевого вертолёта Z-10 достоверно неизвестны. По всей видимости, максимальный взлётный вес находится в пределах 6700-7000 кг. Исходя из соотношения мощности энергетической установки и массы, можно предположить, что максимальная скорость вертолёта около 300 км/ч, а скороподъёмность 10 м/с. Согласно сведениям, опубликованным в китайских СМИ: дальность полёта превышает 800 км, а на внешних узлах подвески можно разместить боевую нагрузку массой 1500 кг.



Китайский боевой вертолёт может нести до 16 ПТУР HJ-8 и HJ-9. Однако главным оружием считаются управляемые ракеты HJ-10. В западных справочниках пишут, что эта ракета является китайским аналогом ПТУР AGM-114 Hellfire.



Однако, в отличие от «Хеллфайра», китайская ракета имеет зауженную головную часть, что предположительно сделано для снижения лобового сопротивления. Сообщается, что HJ-10 может иметь телевизионную, тепловую и лазерную систему наведения. Всего на наружных узлах подвешивается до 8 ПТУР HJ-10.


ПТУР HJ-10


Так как вертолёт Z-10 в будущем должен получить БРЛС миллиметрового диапазона, по всей видимости, ведутся работы по созданию ПТУР с радиолокационной ГСН. По информации Jane’s Defence Weekly, ракеты HJ-10 с лазерной ГСН поставлялись в Саудовскую Аравию и Судан. Дальность пуска экспортной модификации, весящей около 47-50 кг, способна достигать 10 км. Скорость полёта – 340 м/с. Бронепробиваемость – 1000 мм. Ракета также может иметь термобарическую и бронебойно-фугасную проникающую боевую часть.

Помимо ПТУР, вертолёт может нести на четырёх узлах наружной подвески блоки НАР калибра 57-90-мм. Контейнеры с 7,62-мм, 12,7 или 14,5-мм многоствольными пулемётами или 35-40-мм автоматическими гранатомётами. Для борьбы с воздушным противником предназначены УР TY-90 с дальностью пуска до 8 км или PL-7 и PL-9 с дальностью до 15 км. В общей сложности на боевой вертолёт можно подвесить 16 ракет TY-90 или 4 PL-7/PL-9.


УР TY-90 класса "воздух-воздух"


Вертолёт Z-10 вооружен подвижной артиллерийской установкой с 23-мм пушкой (боеприпас 23х115-мм). Согласно китайским данным угол наводки по горизонтали составляет 130°. Однако китайские военные не удовлетворены могуществом действия 23-мм снаряда и на боевом вертолёте испытывалась турель с российской 30-мм пушкой 2А72. Но оптоэлектронные системы, установленные в носовой части фюзеляжа, оказались слишком «нежными», и из-за сильной отдачи при стрельбе из мощной 30-мм пушки участились отказы. В связи с этим принято решение о установке на Z-10 25-мм пушки (боеприпас 25 × 137-мм), созданной на базе американской M242 Bushmaster. Это орудие с цепным приводом и двойным боепитанием считается достаточно надёжным. Бронебойно-трассирующий снаряд M791 массой 185 г с сердечником из вольфрамового сплава на дальности 1000 м способен пробить по нормали 40 мм броню. Аналог американской 25-мм пушки и боеприпасы серийно производятся в КНР. 25-мм орудием, например, вооружена гусеничная БМП Type 89 (YW-307).



По данным World Аir Forces 2016, в Армейской авиации НОАК во второй половине 2016 года имелось 96 боевых вертолётов Z-10. Кроме того, озвучена информация, что Z-10 наряду с транспортно-десантными Z-8 (SA 321 Super Frelon) могут войти в состав авиагрупп, базирующихся на универсальных десантных кораблях Type 071 и использоваться для огневой поддержки десанта. Ранее специальная морская модификация боевого вертолёта испытывалась на первом китайском авианосце «Ляонин».



В 2017 году сообщалось, что вертолет Z-10 в массовых количествах поступает в войска и им оснащается уже третья вертолетная бригада армейской авиации. Начиная с 2010 года, войсковые испытания Z-10 проходили в 5-й вертолетной бригаде, базирующейся в Нанкине.


Спутниковый снимок Google Earth: вертолёты Z-10 на авиабазе Баодин


Второй воинской частью, получившей в 2012 году вертолёты Z-10, стала 8-я вертолетная бригада 38-й армии Пекинского военного округа, дислоцированная на авиабазе Баодин, провинции Хэбэй. С 2014 года на ударные вертолёты переучивается личный состав 7-й вертолетной бригады 26-й армии Цзинаньского военного округа в Ляочене, провинция Шаньдун.


Спутниковый снимок Google Earth: вертолёты Z-10 на авиабазе Ляочен


Помимо поставок в НОАК, авиастроительная корпорация CAIC предлагает Z-10 на экспорт, экспортная стоимость вертолёта в зависимости от состава БРЭО и вооружения составляет $ 25-27 млн. Что примерно соответствует экспортной модификации Ми-28НЭ и более чем в два раза дешевле АН-64D. Известно, что несколько китайских боевых вертолётов для сравнительных испытаний с российским Ми-35М и «турецким» Т-129 ATAK закупил Пакистан.



Оценивать новый китайский боевой вертолёт очень трудно, поскольку он только начал поступать в войска, изучен лётным и техническим составом ещё недостаточно и имеет много «детских болячек». Освоение новой техники ввиду большой сложности и отсутствия в КНР опыта эксплуатации боевых вертолётов, оснащенных современным БРЭО, может затянуться. Ввод в строй новой вертолётной техники зачастую сопровождается высокой аварийностью. Так было в США и в нашей стране, заметных потерь из-за аварий и катастроф удалось избежать европейцам с их "Мангустом" и "Тигром", но это объясняется очень низкими темпами поступления вертолётов в строевые эскадрильи и длительным периодом доводки и освоения.



Периодически появляется информация о лётных происшествиях с участием Z-10. Так, 4 марта 2017 года в центральной провинции Шэньси потерпел аварию китайский ударный вертолёт, экипаж при этом получил ранения. С 2010 года известно о пяти авариях и катастрофах, случившихся с Z-10.

В настоящее время ведется создание новой модификации китайского боевого вертолёта с двигателем, способным обеспечить на взлёте мощность до 1800 л.с. При прежних геометрических размерах максимальный взлётный вес модифицированного Z-10 может достичь 10 000 кг. То есть приблизится по этому показателю вплотную к «Апачу». По всей видимости, резерв грузоподъемности будет использован для повышения защищённости, боевой нагрузки и объёма топливных баков.

Как уже говорилось в предыдущей части обзора, в КНР на базе французского вертолёта Dauphin 2 был создан транспортно-боевой Z-9W, оснащённый прицельно-поисковой системой и ПТУР HJ-8E и его ночная модификация Z-9WA с системой ночного видения, лазерным дальномером-целеуказателем и ПТУР HJ-9 с лазерным наведением. Одновременно с созданием «большого» ударного вертолёта Z-10 в Китае решили подстраховаться, и несмотря на спор с корпорацией EADS относительно окончания срока лицензии на производство в КНР, SA 365 Dauphin 2 приступили к созданию на его основе разведывательно-ударного вертолёта.

По сравнению со слабо защищенным Z-9W новая двухместная специализированная машина лучше подходит для ведения воздушной разведки и нанесения ударов по наземным целям. При этом риск неудачи, по сравнению с создававшимся с нуля Z-10, был гораздо меньше. Отказ от пассажирской кабины при сохранении прежних лётных данных и максимального взлётного веса давал возможность улучшить защищённость и количество оружия на борту. С прежней силовой установкой новый вертолёт стал короче примерно на 1,5 м. В отличие от Z-9, разведывательно-ударный вертолёт имеет более узкий фюзеляж и тандемную кабину.

Вертолёт Z-19, получивший имя «Черный смерч», создан компанией Harbin Aircraft Manufacturing Corporation (HAMC). Его первый полёт состоялся в мае 2010 года. Так как в Z-19 в значительной степени использовались хорошо освоенные узлы и агрегаты вертолёта Z-9 и БРЭО, уже опробованное на первых прототипах Z-10, испытания шли очень быстро. Несмотря на то, что головной прототип Z-19 был разбит в сентябре 2010 года, в первой половине 2011 года начались тесты машин предсерийной партии. А через несколько месяцев первые Z-19 поступили в 5-ю эскадрилью 8-й вертолетной бригады 38-й армии Пекинского военного округа. Примерно в это же время личный состав этой части, дислоцированной в окрестностях города Баодин, параллельно приступил к освоению боевых вертолётов Z-10.


Спутниковый снимок Google Earth: вертолёты Z-10 и Z-19 на авиабазе Баодин


Благодаря рулевому винту типа фенестрон и ряду мероприятий по снижению шумности, акустическая заметность Z-19 намного меньше, чем у многих других боевых вертолётов. Кроме того, по сравнению с Z-9 уменьшена тепловая и радиолокационная заметность.


Z-19


На «подбородке», где у других ударных вертолётов обычно располагаются подвижные пулемётно-пушечные турели, смонтирован подвижный шар с оптоэлектронной прицельно-поисковой и аппаратурой ночного видения, а также с лазерным дальномером-целеуказателем. Для парирования разного рода угроз ударно-разведывательный вертолёт оснащён датчиками и оборонительными системами аналогичными тем, что используются на Z-10.



На вертолёте Z-19 возможно использование широкого набора вооружения, в том числе ПТУР с лазерным наведением, блоков НАР и подвесных пулемётно-пушечных контейнеров. Вес боевой нагрузки на внешних узлах официально не озвучивался, но по экспертным оценкам он может достигать 700-800 кг.



Судя по всему, защищённость Z-19 не выше, чем у более крупного и тяжелого Z-10. Можно предположить, что кабина и наиболее важные части вертолёта выдерживают обстрел пулями винтовочного калибра.

Лётные данные Z-19 примерно находятся на уровне вооруженного варианта Z-9. Вертолёт с максимальным взлётным весом 4500 кг, с полной заправкой топливных баков способен находиться в воздухе 4 часа. За это время он может пролететь около 800 км. Максимальная скорость полёта – 280 км/ч. Крейсерская – 240 км/ч. Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей WZ-8C мощностью 940 л.с.


Z-19Е


На выставке Heli-Expo демонстрировался вертолёт Z-19Е с макетами ПТУР HJ-10, блоком НАР и подвесным пулемётным контейнером. Данная модификация предназначена для поставок на экспорт. Согласно данным, озвученным в китайских СМИ, несколько машин заказал Судан. Лёгкий боевой вертолёт Z-19Е при стоимости около $15 млн. может представлять интерес для стран «третьего мира», которые стеснены в финансах или не могут закупать современные боевые вертолёты на Западе в связи с санкционными ограничениями.



В настоящее время китайским вооруженным силам поставлено приблизительно 90 лёгких разведывательно-ударных вертолетов Z-19. Зачастую они поступают в вертолётные бригады смешанного состава, где также эксплуатируются Z-10.



Недавно появились снимки Z-19 с надвтулочной БРЛС миллиметрового диапазона. Такая же радиолокационная станция предназначена для установки на боевых вертолётах Z-10. С большой долей уверенности можно предположить, что в состав оборудования вертолётов Z-19 войдут различные подвесные контейнеры с разведывательной аппаратурой, а также возможно лёгкий БПЛА SW-6.

Интересной особенностью этого дрона является использование в качестве силовой установки электрического двигателя постоянного тока, соединенного с двухлопастным винтом и запитанного от аккумуляторной батареи. Аппарат является одноразовым, его эвакуация и повторное использование не предусмотрено. Согласно данным, опубликованным во время проведения аэрокосмического салона Airshow China 2016, максимальная взлетная масса SW6 составляет 20 кг. Масса полезной нагрузки до 5 кг. Максимальная скорость — до 100 км/ч. Емкость аккумуляторных батареи позволяет держаться в воздухе около 1 часа.


БПЛА SW-6


Малогабаритный беспилотный аппарат в транспортном положении со сложенным крылом занимает минимально возможный объем и может перевозиться на внешней подвеске вертолета. После сброса крылья беспилотника раскладываются, и он приступает к решению поставленной задачи. Продемонстрированная в КНР модификация SW6 оснащается оптико-электронной аппаратурой, предназначенной для ведения визуальной разведки. Помимо этого, БПЛА в случае применения генератора помех может служить в качестве ложной цели в условиях действия сильной ПВО, а при установке боевой части способен действовать, как барражирующий высокоточный боеприпас.

На выставке Airshow China 2016 «электрический» БПЛА SW-6 демонстрировался совместно с лёгким разведывательным вертолётом Changhe Z-11WB. В Китае данной модели вертолёта присвоено обозначение «Канюк».


Z-11WB


Представители авиастроительной корпорации Changhe Aircraft Industries утверждают, что данная винтокрылая машина создана китайскими специалистами самостоятельно. Однако ещё во второй половине 80-х в КНР была отправлена документация для лицензионного производства вертолёта Eurocopter AS.350 Ecureuil (рус. Белка). Производство «Белки» началось в 1977 году и продолжается до сих пор. Этот весьма удачный лёгкий вертолёт пользовался популярностью у потребителей. В зависимости от комплектации, его стоимость в 90-е годы составляла $ 2,5-3 млн. Всего построено около 3500 «Экюреев», в ряде стран третьего мира используются модификации, вооруженные ПТУР TOW или НОТ, НАР и пулеметно-пушечными контейнерами.

Первый полёт китайского «Экюрея» состоялся в 1998 году, а через два года началось серийное производство. Поначалу при сборке лёгких вертолётов Z-11 устанавливались французские двигатели Turbomeca Arriel 2B мощностью 847 л.с. Но позже их заменили китайским аналогом WZ-8D.



На первых порах невооруженный вертолёт Z-11 применялся в качестве «летающей скорой помощи», для доставки срочной корреспонденции и особо важных персон. Так как китайская армия остро нуждалась в вертолётах разведки, наблюдения и корректировки артиллерийского огня, на нескольких машинах смонтировали приборы артиллерийских наблюдателей и радиостанции для связи с наземными подразделениями.


Z-11W


В 2005 году появилась вооруженная модификация Z-11W с прицельно-обзорной системой над кабиной и четырьмя ПТУР HJ-8 на внешних пилонах. Вместо управляемых ракет могли быть подвешены шестиствольные 7,62-мм пулемёты CS / LM12, 40-мм автоматические гранатометы LG3 или блоки с 57-мм НАР. Общий вес боевой нагрузки может достигать 500 кг. Считается, что вооруженные Z-11W в основном поставлялись в авиационные подразделения поддержки сил специальных операций. Вертолет с максимальным взлётным весом 2200 кг вмещает двух пилотов и трех десантников. В варианте огневой поддержки в пассажирском отсеке может быть установлен дополнительный топливный бак ёмкостью 225 л. Основной бак вмещает 540 литров керосина. Без использования дополнительного топливного бака дальность полета составляет 580 км. Максимальная скорость полёта – 278 км/ч. Крейсерская — 220 км\ч. В целом лётные данные китайского Z-11W очень близки к характеристикам американского разведывательно-ударного вертолёта OH-58 Kiowa поздних модификаций.



Дальнейшим развитием Z-11W стал Z-11WB, оснащенный подвижной тепловизионной камерой и лазерным дальномером-целеуказателем. Заявлено, что данная машина способна нести широкий спектр вооружения: ракеты с лазерным, тепловым и телевизионным наведением, малогабаритные управляемые бомбы FT-9 и YZ-212D, УР «воздух-воздух» TY-90 и разнообразные пулеметно-пушечные контейнеры. Машина предназначена для противодействия терроризму, наркоторговле и проведения спецопераций. Экспортная стоимость лёгкого ударного вертолёта, способного вести боевые действия ночью, оснащенного современной оптоэлектронной аппаратурой и современными системами вооружения, не превышает $9 млн., что делает его привлекательным на внешнем рынке вооружений. Следует признать, что в деле создания лёгких ударных вертолётов разведки, целеуказания и поддержки спецназа китайские специалисты продвинулись намного дальше, чем российские конструкторы. Очевидно, что залогом успеха в данном случае является способность быстро разработать и создать передовые всесуточные обзорно-прицельные системы, сопряженные с высокоточным оружием.

Продолжение следует…

По материалам:
https://www.airrecognition.com/
https://lt.cjdby.net/thread-2313820-1-1.html
http://defenceforumindia.com/forum/threads/aft10-hj-10-and-akd-10-akd-09.63151/
http://www.pwc.ca/en/engines/pt6c
https://www.globalsecurity.org/military/world/china/wz-10.htm
https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201611010802-9u2a.htm
https://www.flightglobal.com/news/articles/heli-expo-chinese-wz-10-attack-helicopter-based-on-kamov-design-383147/
https://www.flightglobal.com/news/
http://slideplayer.com/slide/8784664/
http://www.ecns.cn/visual/hd/2017/05-18/130315.shtml
https://thaimilitaryandasianregion.wordpress.com/2015/10/22/harbin-wz-19-attack-helicopter/
http://army-news.ru/2016/11/bespilotnyj-letatelnyj-apparat-sw6-tyan-i/
https://regnum.ru/news/2276381.html
http://www.airforce-technology.com/projects/changhe-z-11wb-reconnaissance-and-light-attack-helicopter/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    16 января 2018 15:33
    Очень продвинутый цикл... Автору респекь и уважуха...
  2. +6
    16 января 2018 15:46
    Сергей! Спасибо. Вроде и КНР через "Речку," а вот как-не интересовался китайскими вертолётами.
    По части секретности так нам китайцев ещё догонять и догонять. Ты прав засекречивается буквально всё.
    Интересной особенностью этого дрона является использование в качестве силовой установки электрического двигателя постоянного тока, соединенного с двухлопастным винтом и запитанного от аккумуляторной батареи.
    Вот здесь, мне кажется, нет начала текста. А по части аккумуляторов и электроники, то даже в США неоднократно разгорались скандалы. по поводу применения китайских комплектующих в ВВТ США. Раньше об этом писал компьютерный журнал "Железо." Этот журнал писал о компьютерном железе и гаджетах. Спасибо, интересно.
    1. +11
      16 января 2018 15:59
      Цитата: амурец
      Сергей! Спасибо. Вроде и КНР через "Речку," а вот как-не интересовался китайскими вертолётами.

      Добрый вечер, Николай!
      А ведь совсем недавно у них ещё Ми-4 летали. Что касается современных китайских ударных вертолётов, то хочется надеяться, что мы никогда их в нашем дальневосточном небе не увидим.
      Цитата: амурец
      По части секретности так нам китайцев ещё догонять и догонять. Ты прав засекречивается буквально всё.

      Сравнивать китайскую и нашу системы бессмысленно, уже сейчас средний уровень зарплаты в КНР выше чем в РФ. Основа их внутренней политики - повышение благосостояния населения, а у нас "наполняемость бюджета". Кроме того китайцы не очень любят хвастать своими планами. А вообще у них очень интересное понимание "дружбы". Вдоль наших дальневосточных границ регулярно летают самолёты радиотехнической разведки на базе Ту-154. Вот такие вот "друзья".
      Цитата: амурец
      Вот здесь, мне кажется, нет начала текста.

      Ну никто не идеален... request
      1. +4
        16 января 2018 16:20
        Цитата: Bongo
        Ну никто не идеален...

        Я почему-то подумал что его вырезали.
        Цитата: Bongo
        Вдоль наших дальневосточных границ регулярно летают самолёты радиотехнической разведки на базе Ту-154. Вот такие вот "друзья".

        Ну а это они проверяют соблюдение договора, по части отвода в войск за 100км от границы. laughing
        Цитата: Bongo
        Сравнивать китайскую и нашу системы бессмысленно, уже сейчас средний уровень зарплаты в КНР выше чем в РФ.
        Это уже заметно, по тому как у нас в области резко упало количество гастрабайтеров из китайцев, и заменили северокорейцы, но и их значительно поубавилось, хотя ещё работают. request
      2. +4
        17 января 2018 13:03
        Цитата: Bongo
        Ну никто не идеален...

        Привет, Сергей. Это действительно интересно, о китайских. Практически никакой информации.
        А идеал недостижим в принципе. Разве что "шурави" идеален, но тщательно это скрывает.
        1. +3
          18 января 2018 13:47
          Цитата: EvgNik
          Привет, Сергей. Это действительно интересно, о китайских. Практически никакой информации.

          Евгений, приветствую! Прости, что сразу не ответил. Времени на всё не хватает. сегодня с Ольгой переезжали на новую квартиру, наконец-то закончили ремонт.
          Цитата: EvgNik
          А идеал недостижим в принципе. Разве что "шурави" идеален, но тщательно это скрывает.

          Дык если бы скрывал, а то наоборот сплошное надувание щек, саморекламма, нежелание или неспособность осмыслить прочитанное и кидание какашками. Его заскоки и всерьёз-то уже никто не воспринимает. Если раньше с ним пытались вступить в диалог, то сейчас чаще всего игнорят.
          1. +3
            18 января 2018 16:14
            И правильно, Сергей, не о чём с ним разговаривать.
            Новая квартира, хорошо,счастья вам с Олей на долгие годы!
            1. +3
              18 января 2018 17:22
              Цитата: EvgNik
              Новая квартира, хорошо,счастья вам с Олей на долгие годы!

              Спасибо! И ты будь здоров!
    2. +2
      17 января 2018 10:24
      Спасибо автору за добросовестный труд!
  3. +2
    16 января 2018 17:32
    Не, кто бы что ни говорил, а китайцы молодцы. Да - копируют, да - пользуются уже известными и готовыми решениями (пусть и не первой свежести), но ведь развиваются же! Реально развиваются. Двадцать лет назад словосочетание "китайский двигатель" (неважно, ДВС, ГЗТ, турбовальные, турбореактивные, автомобильные, авиационные, корабельные) у понимающих товарищей вызывало в лучшем случае усмешку - в силу качества, ресурса, расхода, живучести, долговечности. А сейчас уже стоит призадуматься (это если даже все остальные аспекты - электронику, авионику, материалы, вооружение - не учитывать).
    С ув. hi
    P.S.
    А вот с защищенностью у "десятки" все ж таки полный швах: достаточно глянуть на габариты и прикинуть толщину обшивки кабины и мотогондол, и остекления - в бортовой проекции у них, судя по всему, такая же беда, как и у "Тигра".
    P.P.S.
    Кстати, за прошлую статью с "Тигером" спасибо - только лишь о двух основных вариантах был наслышан. request
    1. +4
      16 января 2018 17:38
      Цитата: Рафаэль_83
      А вот с защищенностью у "десятки" все ж таки полный швах: достаточно глянуть на габариты и прикинуть толщину обшивки кабины и мотогондол, и остекления - в бортовой проекции у них, судя по всему, такая же беда, как и у "Тигра".

      По поводу "Тигра", я бы не был столь категоричен. В этой машине очень велика доля использования композитов и синтетических баллистических материалов. Специалисты "Еврокоптера" в прошлом заявляли, что их машина по защищённости не хуже чем АН-64А. Так ли это на самом деле, мы знать не можем, но резервы, в том числе и по увеличению бронезащиты на "Тигре" очень приличные.
      Цитата: Рафаэль_83
      Кстати, за прошлую статью с "Тигером" спасибо - только лишь о двух основных вариантах был наслышан.

      drinks
      1. +2
        16 января 2018 17:58
        Цитата: Bongo
        В этой машине очень велика доля использования композитов и синтетических баллистических материалов

        От то-то и оно, что композиты what : не зная точного их состава, способов плетения/наложения/пропитки и компоновки с металлоэлементами конструкции трудно быть уверенным. От пуль армейской стрелковки, крупняка, и осколков то он худо-бедно защитит, а вот как поведет себя, налетев с приличной скоростью на выставленный заградительный огонь, или при близком разрыве чего-нить серьезного с готовыми поражающими элементами - вопрос. Баллистическая синтетика, как известно довольно чувствительна к последующим вскорости после первого воздействиям (образно говоря, первую шальную очередь на курсе он выдержал, а от прицельной догонной в ту же проекцию не уберег). Хотя по запасу Вы правы - при его сухой массе и тяговооруженности всегда будет возможность впендюрить что-нить вроде легкосплавно-керамического сэндвича. recourse
      2. +1
        16 января 2018 22:01
        Цитата: Bongo
        Специалисты "Еврокоптера" в прошлом заявляли, что их машина по защищённости не хуже чем АН-64А. [


        Это точно, оба защищены хреново.

        Так ли это на самом деле, мы знать не можем, но резервы, в том числе и по увеличению бронезащиты на "Тигре" очень приличные.


        Ну, и сколько этих резервов в килограммах?
  4. +3
    16 января 2018 17:41
    Думаю китайцы еще удивят всех своими новинками. Уже давно они перешли от слепого копирования, к творческой переработке получаемых технологий, что говорит о серьезно возросшем уровне китайских специалистов.
  5. +5
    16 января 2018 18:14
    1.(( Так как вертолёт Z-10 в будущем должен получить БРЛС миллиметрового диапазона, по всей видимости, ведутся работы по созданию ПТУР с радиолокационной ГСН. ))
    "Одно" с "другим" может быть и не связано ! То есть появление надвтулочного радара-не означает разработку ракет с полуактивной радиолокационной ГСН...Хотя режим полуактивного радарного самонаведения применить можно:на начальном участке наведения для вывода боеприпаса на линию атаки при "укрытом" вертолёте.
    2. Идея с вертолётным беспилотником весьма пондравилась ! Сейчас чешу затылок в поиске дополнительных вариантов применения БПЛА геликоптером.
    3.По поводу 23-мм и 25-мм авиапушек: а что китайцы не производят ? request 100-мм и 105-мм ,120-мм и 125-мм танковые пушки;105-мм и 122-мм ,155-мм и 152-мм гаубицы....и вот авиа.пушки:23-мм и 25-мм...Любые "вещи" за ваши деньги ! "И вашим,и нашим" !
    И вообще....китайцы "творчески" подходят к производству! В том числе и электроники...ещё по 90-м заметно было. Спи-лимонят китайцы какой-нибудь "нокия" и "измываются" над ним! "Nokia" в свой родной одну "симку" поставит,китайцы -2-3.."Nokia"-фотокамеру,китайцы-видеокамеру с телевизором. Россия ероплан 5-го поколения один со скрипом доводит ;США-два...а Китай-почти сразу 3 штуки.да ещё обещает ! Ох,"нерадостно" мне смотрится в сторону Китая ! negative
    1. +4
      16 января 2018 18:58
      Цитата: Nikolaevich I
      Идея с вертолётным беспилотником весьма пондравилась ! Сейчас чешу затылок в поиске дополнительных вариантов применения БПЛА геликоптером.

      Идея вообще спорная. Куда лучше применять совместно с вертолётами средние БПЛА с нормальной дальностью/временем полёта. Просто усилив возможности боевых вертолётов по взаимодействию с ними. Сейчас по этому пути пошли американцы.
      Ну а запуск БПЛА с вертолёта скорее стоит оставить на случай, когда противник успел уничтожить нормальные БПЛА-целеуказатели.
      1. +4
        17 января 2018 10:55
        Может и спорная...но всегда хочется иметь "своё",а не клянчить у соседа ! Дадут или не дадут "соседи",сославшись на срочное и важнейшее выполнение супер.стратегических задач ; а худо-бедно,но у себя в "заначке" найдётся то,что может срочно пригодиться...
        Да и к "лазерным" ракетам типа "хеллфайр" или подобным БПЛА будет полезным приложением,если понадобится "подсветить" цель самостоятельно "укрытому" вертолёту.
        1. +2
          17 января 2018 17:48
          Цитата: Nikolaevich I
          но всегда хочется иметь "своё",а не клянчить у соседа !

          Не совсем "сосед". У американцев БПЛА для вертолётов- в другой эскадрилье одного и того же батальона АА
          1. +2
            17 января 2018 18:25
            Ну.что ж.....То американцы,а то китайцы...кто любит свиные рёбрышки,а кто утку по-пекински wink
            1. +2
              17 января 2018 20:26
              Я не уверен, что китайцы не поступят так же.
              Всё же темка больно перспективная. Средние БПЛА вообще довольно сильно уязвимы к средствам РЭП. И управление ими с борта вертолёта проблему практически снимает. Направленная антенна, фактически прямая видимость- подавить сложно. А при применении, к примеру, лазерных решений- и вовсе невозможно. Не обкладывать же БПЛА дымами.
              С другой стороны такие БПЛА значительно увеличивают боевые возможности боевых вертолётов.
              Вот как вариант, сейчас вертолёт по слухам может одновременно управлять четырьмя дронами. Два разведывательных, два "тупых но грузоподъёмных" ударных, работающих как платформа для управляемого вооружения. Всё это превращает такое "звено" в довольно мощную силу. Причём вертолёты могут и сменяться во время боевого дежурства в воздухе, передавая БПЛА сменщику.
              1. +2
                18 января 2018 02:18
                Цитата: Лопатов
                С другой стороны такие БПЛА значительно увеличивают боевые возможности боевых вертолётов.

                Безусловно..например,.если боевая обстановка изменится и экипажи вертолётов получат задание на боевые действия в "недоразведанном" районе или,в ходе выполнения боевой задачи,окажутся в "незнакомом" ,,месте,.то "милое дело"(!),послать на разведку "свои" беспилотники,чтобы не нарваться на засаду и не получить очередь из ДШК или "зушки" в бочину..."стингер" в зaднuцy wink
    2. +2
      17 января 2018 14:43
      Цитата: Nikolaevich I
      И вообще....китайцы "творчески" подходят к производству! В том числе и электроники...ещё по 90-м заметно было.

      Очень творчески этому подошли европейцы и американцы, в погоне за дешёвой рабочей силой, они многие производства и технологии и перенесли в КНР:
      "В настоящее время в Китае действуют следующие 6 СЭЗ, 4 из которых расположены на юго-восточном побережье страны:
      СЭЗ Шаньтоу – (более 3000 проектов с участием иностранного капитала в области нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. 95% объема иностранных инвестиций поступает от китайских соотечественников из Гонконга, Тайваня, Сингапура).
      СЭЗ Шэньчжэнь – (свыше 17,5 тыс. предприятий, 85% инвестиций в которых приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии).
      СЭЗ Чжухай – (более 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капитала – это инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура).
      СЭЗ Сямэнь – (свыше 4150 предприятий с иностранным капиталом, из которых 80% - инвестиции из Тайваня. Основные отрасли инвестирования - электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность).
      СЭЗ Хайнань – (более 7320 предприятий, совокупный объем конктрактных инвестиций - 22,3 млрд. долл. США).
      Новый район Пудун (создан в 1990 г., составная часть Шанхая – насчитывает свыше 5400 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике)." http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike
      /osobie-svobodnie-ekonomicheskie-zoni-v-kitae-168
      8
      1. +7
        17 января 2018 16:24
        Вообще-то,о китайском "творчестве" я высказался с небольшой долей иронии...Просто вспомнилось,как мне в руки попал китайский мобильник, "наименованный" названием известной модели известной европейской фирмы...только буковка была добавлена в конце названия модели...И в этом китайском "клоне" было 2 "симки" и "телевизор";в то время как,в "бренде" была лишь одна "симка" и без "телевизора"..Через месяц мобильник сломался..Бытовало и такое мнение,что "китайцы" так часто ломаются не только из-за того,что изготовлены в "камышовых сараях с земляным полом"; но и из-за того,что часто бывают перегружены функциями. Но поводов иронизировать над "китайцами" было "хоть отбавляй" в 90-е годы Начиная с "нулевых",повод "иронизировать" с каждым годом становится всё меньше и меньше.Да,"становление" экономики Китая произошло благодаря щедрым инвестициям США ,ЕС;благодаря переносу производств и технологий в Китай.Причины этого -разнообразны и не стоит их все "описывать".Но многое зависит (и зависело) от китайцев.Китайцы за всё хватались,у них ничего не пропадало ! Они стремились стать индустриальными,высокотехнологичными . Они не только приобретали лицензии и,зачастую,воровали технологии...Они их очень часто "перерабатывали"...( может они это делали и из-за того,чтобы им труднее было предъявить претензии в ,,незаконном плагиате").Что там "Nokia" с 2-3 "симками" ! Они слямзили "Смерч" и добавили эрэсы со спутниковой коррекцией гораздо раньше российского ВПК ! И всё- в подобном "духе". Экономические зоны есть и в России; но я ,например,не замечаю,чтобы они "бурно кипели",как в Китае. И если сравнить внешние инвестиции в российские зоны с китайскими....думаю.что сравнение будет не в пользу России. А почему ??? Ведь и у России был шанс уподобиться Китаю ! Я помню,как некий высокопоставленный экономист- "експёрд" расписывал акварелью будущее процветание России:мол в России-опытные,высококвалифицированные(в отличие от Китая) трудовые ресурсы;но гораздо более дешёвые,чем в Европе,США Поэтому в Россию должны "хлынуть" инвестиции,технологии,производства ! И где всё это ? Получился "полная конфузия" ! А могло бы получиться ? может быть !!!.Но с самого начала инвесторы" столкнулись" с вопиющими коррупцией,казнокрадством,взяточничеством,бардако
        м в законодательстве .беспределом на всех государственных и негосударственных уровнях ."Наши" взяточники,беспредельщики переплюнули китайцев ! Доходило дело до того.чть иностранные бизнесмены "жаловались": "Китайский чиновник "попросит" взятку в $3.000 и всё сделает! А российский чиновник возьмёт $50.000 и ничего не сделает !" Помню так же случай,когда российские торгаши."работающие" с Китаем слёзно просили расейское правительство не пускать в Россию китайских торговцев торговать...мол.душат нас демпинговыми ценами ! Стали разбираться...выяснилось,что китайский торговец считает бизнес достаточно выгодным,если он на каждый вложенный рубль получит 3-5 копеек прибыли(свои "сверхприбыли" он возьмёт с "реактивного" оборота ).Российский же "бизнесмен" вложится в дело.если на вложенный рубль получит 2-3 рубля прибыли и как можно скорее ! Можно,конечно,"косо" ,,смотреть" на Китай...можно китайцев "не любить" или им завидовать ;но...нечего на зеркало пенять,коли рожа крива...
        1. +3
          17 января 2018 18:07
          Но поводов иронизировать над "китайцами" было "хоть отбавляй" в 90-е годы Начиная с "нулевых",повод "иронизировать" с каждым годом становится всё меньше и меньше.

          Могу добавить, что думаю приобрести Редми от Сяоми.
          У китайца акуммулятор 4000 мА, такие емкие аккумуляторы, некитайцы пока не ставят.
          Даже наш Артель пока ограничивается 3000 мА.
        2. +2
          17 января 2018 23:18
          Цитата: Nikolaevich I
          Вообще-то,о китайском "творчестве" я высказался с небольшой долей иронии...

          Да всё правильно и ваши мысли верные, и иронию я уловил. Я хочу сказать о другом. Китайцы всё это понимают. Сергей высказал опасение:"А ведь совсем недавно у них ещё Ми-4 летали. Что касается современных китайских ударных вертолётов, то хочется надеяться, что мы никогда их в нашем дальневосточном небе не увидим." Скорее всего ответ кроется в сообщениях квартальной давности: надо смотреть газету "Жеминь Жибао" и портал "Восток России." Даты 28 октября-3 ноября.2017года. Ли Кэцян Медведеву: «Ваш визит демонстрирует близость России и Китая»
          Политика
          Медведев стал первым иностранным руководителем, посетившим Китай после проведения в стране XIX съезда Компартии
          Подробности: https://regnum.ru/news/2340549.html
          Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки
          на ИА REGNUM." Вторая ссылка на сайт "Восток России"
          https://www.eastrussia.ru/ Вот на этот визит надо обратить внимание, он широко не освещался в наших СМИ
          Китайцы хотели бы развивать, в основном это Хабаровский край, но касается всего ДВ: переработку леса и лесохимию, высококачественную металлургию, в-первую очередь электрометаллургию, нефтехимию Ну и если вас это заинтересовало то ссылки я вам дал. Разговоров о горнодобыче и сопутствующим ей в основном не велось. Все проекты давно наодятся в стадии реализации. В данный момент КНР интересуют высокотехнологичные проекты.
      2. +2
        18 января 2018 12:54

        Бывал бывал.
        Вот например фото из экономического р-на Шанхая - два крупнейших автопредприятия - VW и GM располагаются здесь.
        Каждые 1.5-2 минуты вот такой автовоз вывозит продукцию и пускается в путь по стране.
        Кроме того в этом кластере шикарный автомузей.
  6. +1
    16 января 2018 20:27
    Цитата: Bongo
    По поводу "Тигра", я бы не был столь категоричен. В этой машине очень велика доля использования композитов и синтетических баллистических материалов. Специалисты "Еврокоптера" в прошлом заявляли, что их машина по защищённости не хуже чем АН-64А. Так ли это на самом деле, мы знать не можем, но резервы, в том числе и по увеличению бронезащиты на "Тигре" очень приличные.




    Вот как увидим в жизни те защитные композитные розовые платы что на рисунке прикрывают тела пилота и оператора, так значит увидим броню на "Тигре".
  7. +5
    16 января 2018 20:41
    В последние 3-4 года стал встречать китайцев с высоким уровнем уверенности в себе. В первую очередь это вызвано гордостью за свою нацию. Небезосновательно.
    Кстати с ними приятно иметь дело.

    Лет 10 назад, китайцы позиционировались, как загнанные в угол зверьки. Минимум самостоятельности.

    И к теме о нациях. " Former citizen of USSR", звучит гордо и отношение уважительно.
  8. +4
    16 января 2018 20:46
    Китайцы - очень кропотливые и целеустремлённые товарищи. Спасибо за интересный цикл в целом и эту статью в частности. hi good
  9. +1
    16 января 2018 20:46
    Залогом создания разного рода эрзац-мусора являются неспособность сделать нормально и нехватка средств.
  10. Комментарий был удален.
    1. +6
      17 января 2018 00:09
      Цитата: шурави
      Автор собрался никак перекопипластить сюда все рекламные материалы.

      Собака лает, а караван идёт.
      1. +4
        17 января 2018 12:54
        Здравствуй, Оля, love Надо бы посчитать, сколько раз "шурави" повторил свою фразу, последний довод утопленника. Как первый раз появился, так и долбит, как попугай.
        1. +3
          17 января 2018 17:58
          Цитата: EvgNik
          Здравствуй, Оля,

          Здравствуйте, Евгений!
          Цитата: EvgNik
          Надо бы посчитать, сколько раз "шурави" повторил свою фразу, последний довод утопленника. Как первый раз появился, так и долбит, как попугай.

          Ему неоднократно предлагали написать собственную статью, тем более, что он себя позиционирует как великий профессионал с огромным лётным и боевым опытом. Но видимо поливать окружающих помоями легче чем, что-то сделать самому. Я с огромным уважением отношусь к людям воевавшим, но никто в здравом рассудке не будет об этом кричать. Да и не важно какие у тебя заслуги, гораздо важней, чтобы человек оставался человеком.
          1. +2
            18 января 2018 07:18
            Оля, здравствуй! love Он и на стихиру такой же, не уважает тех, кто воевал рядом, а из Афганцев есть у меня там друзья. У него нет. Бирюк.
            Цитата: zyablik.olga
            гораздо важней, чтобы человек оставался человеком

            Именно это, Оля. Основная составляющая.
  11. +6
    16 января 2018 22:50
    Не соглашусь с автором, что отсутствие обзрно-прицельных систем основная причина, сдерживающая развитие легких вертолетов в нашей армейской авиации. На мой взгляд причины иные- не опрелелена их нишп с точки зрения военного заказчика и отсутствие отечественного двигателя.
    Похоже кнр выбрали американский путь решения проблемы размещения рлс на борту вертолета. Вот интересно, надвтулочные рлс вращаются с оборотной частой винта или у них свои приводы. Судя по фото в сети рлс longbow вращается заодно со втулкой (могу ошибаться) при частоте около 290-300 об/мин, рлс н025 имеет привод, отклоняющий антенну по углу места (опять же судя по фото), в ттх н025э указана характеристика "время обзора" - не более 1 сек. Т.е. н025 имеет отличную от нв частоту вращения или нет? Кто-нибудь из форумчан разбирался с этим вопросом? Было бы интересно побеседовать.
    А ведь совсем недавно у них ещё Ми-4 летали

    Сергей, ваше упоминание о китайских ми-4 (они же z-5) напомнило мне о небольшой заметке в журнале "Авиация и космонавтика", посвященной последнему полету z-5 в Европе. Читал ее еще в старших классах. Сегодня весь вечер потратил на поиски этой заметки с удовольствием листая дежавюхи и таки нашел - номер 1 за 2004 год. Накрылр просто семиметровой волной ностальгии по времени, когда каждый номер этого журнала рассказывал о нашей и зарубежной технике.
    1. +1
      17 января 2018 20:49
      Цитата: Николай Р-ПМ
      "Авиация и космонавтика", посвященной последнему полету z-5 в Европе. Читал ее еще в старших классах. Сегодня весь вечер потратил на поиски этой заметки с удовольствием листая дежавюхи и таки нашел - номер 1 за 2004 год. Накрылр просто семиметровой волной ностальгии по времени, когда каждый номер этого журнала рассказывал о нашей и зарубежной технике.

      Только недавно начал читать номера за 2014-15 годы. Спрошу Вас как олдфага, журнал стал хуже как всегда или еще можно читать?
      1. +2
        18 января 2018 07:40
        Сложно сказать наверняка. АиК я читал будучи студентом и после срочки и трудоустройства отошел от него. В любом случае там были опубликованы очень интересные циклы, например, о вертолетных рекордах или о миг23/27. В каком он сейчас состоянии я не могу сказать, но Вы меня сподвигли на сравнение. Полистаю и отпишусь) еще был классный журнал авиация и время, но он украинский и что с ним сейчас даже не знаю
        1. +2
          18 января 2018 13:34
          Цитата: Николай Р-ПМ
          еще был классный журнал авиация и время, но он украинский и что с ним сейчас даже не знаю

          Живой. На Ридли есть правда россыпью. По библиотекам надо искать Вот вам пара адресов.http://readli.net/avtor/ZHurnal-Aviatsiya
          -i-vremya/
          https://profilib.net/kniga/133175/zhurnal-aviatsi
          ya-i-vremya-1995-01.php
  12. +5
    17 января 2018 21:10
    Я обвинял автора в том, что он тупо копипластит рекламные материалы и всё.
    Каюсь, и вынужден взять свои слова обратно. Ибо когда "творец" начинает "анализ" и делать "выводы", это вообще нечто.
    Даже для такого столь непрофессионального сайта.
    Итак:

    После нормализации отношений с Россией китайцам был предложен экспортный Ми-35. Однако к тому моменту китайские специалисты уже успели ознакомиться с широко распространенным Ми-25 (экспортный вариант боевого вертолёта Ми-24Д) и сочли его слишком тяжелым и громоздким. Кроме того, прицельно-поисковые системы советских боевых вертолётов во многом морально устарели. Да и сам Ми-24, создававшийся как «летающая БМП», чаще использовался в роли штурмовика, главным оружием которого были неуправляемые реактивные снаряды, а командование НОАК желало иметь на вооружении манёвренную и в то же время хорошо защищённую двухместную машину, сравнимую с американским «Апачем» и обладающую высоким противотанковым потенциалом.


    Во-первых, китайцев интересовала не покупка вертолётов как таковых, а лицензия на их производство. А понятно, что никто Ми-24 им передавать не будет.
    Во-вторых, даже сегодня, прибор наведения "Радуга" вполне обеспечивает поиск целей и наведение ПТУР. АСП-17В совместно с лазерным дальномером также вполне обеспечивает прицельную стрельбу.
    Понимаю, "чайники" начитавшиеся бредней из Интернета, фанатеют от нашлемных прицелов. Не ведая того, что он пригоден разве что для управления СППУ, которая далеко не основное вооружение вертолёта. Да и никаких преимуществ реально не даёт.
    В-третьих, если во время боевых вылетов Ми-24 больше использовал НАР + пушка (пулемёт), то по причине, что такой был характер цели и боевых действий, а не проблемы вертолёта. Хотя. в той же Чечне, ПТУР, особенно с фугасной БЧ весьма активно использовались. Автор этих строк сам расходовал их по четыре за вылет.
    В-четвёртых, Ми-24 не создавался как летающий БМП, это был ответ на американский АН-1 и строился по тому же принципу. То есть, с использованием наработок имеющийся многоцелевой машины, в нашем случае Ми-8Т. Грузовая кабина получилась в результате свободного места при компоновке.
    Потому. Ми-24 только использовался в опытах по изучению вопроса летающей БМП. Но поскольку результат был отрицательный, работы прекратили.
    Более того, даже находящиеся в составе ДШБР Ми-24 не использовались для перевозки личного состава. Использовались только как боевые вертолёты.
    В-пятых. АН-64 никак нельзя назвать хорошо защищённым вертолётом, в этом он сильно уступает Ми-24. Кроме того. никаким особым противотанковым потенциалом он не обладает.

    Следует признать, что в деле создания лёгких ударных вертолётов разведки, целеуказания и поддержки спецназа китайские специалисты продвинулись намного дальше, чем российские конструкторы. Очевидно, что залогом успеха в данном случае является способность быстро разработать и создать передовые всесуточные обзорно-прицельные системы, сопряженные с высокоточным оружием.


    Следует признать. что автор абсолютно не в теме. Хотя бы потому, что ни СССР, ни РФ всерьёз созданием лёгких боевых всерьёз не занимается. По той простой причине. что лёгкая машина по причине скудности боезапаса и прочих характеристик, может быть эффективной только под управлением высокопрофессионального экипажа. Но всё дело в том. что такой экипаж лучше всего использовать на полноценном боевом вертолёте. Ибо экипаж. это самая дорогостоящая часть авиационного комплекса.
    Другими словами, лёгкий вертолёт. это оружие бедных, или тех. кто наоборот, имеет такой запас резерва лётного состава, что можно расходовать его не считаясь с потерями.
    Также следует отметить. что концепция армейской авиации в США и СССР/РФ коренным образом отличается. Если в США могут сажать в кабины лётчиков после сержантской школы, то у нас это высоко подготовленные специалисты специалисты, лётчики-инженеры и штурмана-инженеры. И сажать их в недовертолёты, идиотизм.
    А прицельные системы здесь не причём.
  13. +2
    18 января 2018 12:41
    Молодцы китайцы.
    Неплохо копируют военные разработки.
    Набираются опыта собственной вертолетостроительной школы.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»