Черноморский судостроительный завод: «Варяг» уходит на восток

26
Весной 2000 года уже стало известно, что китайская сторона пересмотрела свои планы в отношении достройки и переоборудования тяжелого авианесущего крейсера «Варяг» на Черноморском судостроительном заводе. Корабль собирались отбуксировать для проведения соответствующих работ в Китай.

Черноморский судостроительный завод: «Варяг» уходит на восток

«Варяг» в проливе Босфор




И снова на восток

Местом назначения первоначально указывался Макао, а потом вместо него начал фигурировать расположенный на Ляодунском полуострове порт Далянь. Когда-то он принадлежал Российской империи и назывался порт Дальний. В результате неудачных итогов русско-японской войны Дальний вместе с крепостью и военно-морской базой Порт-Артур отошли Японии. После окончания Второй мировой войны Ляодунский полуостров вновь вернулся к бывшему владельцу в лице СССР и оставался под его контролем вплоть до середины 50-х гг., когда эта территория была возвращена Китайской Народной Республике.

Сам вывод недостроенного, лишенного хода авианесущего крейсера длиной более 300 метров из акватории завода с последующей проводкой по извилистому фарватеру Бугско-Днепровско-лиманского канала был весьма непростой операцией. Когда вопрос о буксировке «Варяга» на Дальний Восток был решен окончательно, началась соответствующая подготовка к этому действию. Ситуация находилась на контроле у Министерства транспорта Украины и Госфлотинспекции Украины.

Для обеспечения проводки буксирного каравана были привлечены опытнейшие лоцманы. Ход буксировки, ее варианты и детали неоднократно оттачивались на тренажерах Одесской морской академии. Разумеется, корабли большого водоизмещения и размеров и раньше проходили этим маршрутом. Однако в случае с «Варягом» это была буксировка лишенной хода громадины, на которой отсутствовал экипаж.

Для передвижения корабля по Бугско-Днепровско-лиманскому каналу планировалось использовать три буксира. Общая длина каравана, с учетом буксировочных канатов, составляла около 400 метров. Проводке «Варяга» предшествовал целый комплекс подготовительных мер. Были произведены дноуглубительные работы – объем извлеченного со дна грунта за весь подготовительный период достиг 4,5 млн. тонн. Была разработана целая система временно устанавливаемых буёв и вех на фарватере. Их предполагалось выставить непосредственно перед началом буксировки. Перед караваном должен был идти специально выделенный катер гидрографической службы, который осуществлял бы регулярные промеры глубин.

11 июня 2000 года буи были поставлены. 12 июня было объявлено, что Бугско-Днепровско-лиманский канал объявляется временно закрытым в связи с будущей буксировкой недостроенного авианесущего крейсера «Варяг», которая назначена на 14 июня.

Главную скрипку в предстоящей операции должен был сыграть океанский буксир «Suhaili», заранее прибывший на Черноморский завод. Судно имело водоизмещение почти 1 тыс. тонн и было оснащено двумя дизелями суммарной мощностью 9 тыс. л.с. Построенный в 1977 году «Suhaili» имел сертифицированную буксирную тягу в 102 тонны. Буксир был приписан к Панаме, большинство его экипажа состояло из филиппинцев. Капитан «Suhaili», увидев извилистый фарватер Бугско-Днепровско-лиманского канала, поначалу высказал серьезные сомнения в возможности проводки по нему столь большого объекта, как «Варяг». Лишь долгий и детальный инструктаж опытных лоцманов смог несколько развеять его скептицизм.

Приближался день операции. К вечеру 13 июня 2000 года было прекращено все судоходное движение по Бугско-Днепровско-лиманскому каналу. В районе двух часов ночи 14 июня на «Варяг» начали заводить буксирные тросы. Процесс отшвартовки от достроечной стенки Черноморского завода оказался трудоемким – только спустя три часа тяжелый авианесущий крейсер, а ныне просто «объект для буксировки» оторвался от того места, куда его с радостным воодушевлением поставили в далеком уже ноябре 1988 года после спуска на воду. Места, на котором он простоял без малого долгие 12 лет. Уже не было той страны, по чьей воле он появился. Многие из тех должностных лиц и военных чинов, чьими подписями были заверены приказы и распоряжения в отношении этого корабля, уже лишились своих кресел, кабинетов и должностей. Все это время «Варяг» стоял молчаливой стальной глыбой, неосуществленным замыслом, незавершенным делом, недокованным мечом канувшего в прошлое флота Союза.

Не без труда при помощи заводских буксиров вывели корпус корабля и развернули на фарватере. Теперь главной скрипкой каравана стал «Suhaili», которому ассистировали буксиры-кантовщики «Тигрис» и «Базальт». Им помогали их коллеги с Черноморского завода «Украинец» и «Докер».


Проводка «Варяга» Бугско-Днепровско-лиманским каналом


Ранним утром 14 июня 2000 года крейсер «Варяг» начал свой поход на Восток. Никто тогда еще не предполагал, насколько долгим он окажется. На борту огромного корабля находилась лишь небольшая заводская команда из 10 человек, во главе которой стоял заместитель директора Черноморского завода Иван Иосифович Винник.

Во время сложного форсирования Бугско-Днепровско-лиманского канала скорость каравана составляла не более 4 узлов. Больше всего проблем создавали нередкие в этих водах внезапные порывы ветра – из-за высокого борта и большой надстройки-острова «Варяг» имел большую парусность. На прохождение канала было затрачено 12 часов. После того как караван оставил позади себя Кинбурнскую косу, он был расформирован. Буксиры под украинским флагом, предварительно сняв заводскую швартовочную команду, повернули обратно. С крейсером остался лишь «Suhaili», который начал буксировку «Варяга» к проливу Босфор.

Турецкие проливы и преграды

Первоначально ничто не предвещало особых трудностей при прохождении этого географического пункта, однако на подходе к турецким берегам они возникли для каравана, как внезапно налетевший океанский шквал. Дело в том, что Стамбул категорически отверг какую-либо возможность прохождения буксируемого «Варяга» через Босфор и Дарданеллы. Мотивация турецкой стороны была неясна, поскольку предварительная договоренность о прохождении каравана была достигнута заранее. Корабли были вынуждены стать на якорь, пока бульдоги под политическим ковром разминали свои челюсти, чтобы опять сцепиться друг с другом.

Даже китайскому представителю, бывшему при караване, не удалось добиться от хозяев проливов четкого ответа. С большой долей вероятности можно предположить, что к упрямству турок приложила свою неумолимую руку некая сила, несущая свободу и демократию с помощью авианосных ударных групп. Проход «Адмирала Кузнецова» осенью 1991 года был произведен беспрепятственно не только из-за внезапного решения срочно перебросить крейсер на Север, но и от нараставшей тогда эйфории от развала опасного противника в лице СССР.

Очевидно, что к прохождению «Варяга» подготовились заранее. Возможно, аналитики соответствующих структур США хорошо себе представляли, во что может чудесно трансформироваться «плавучий развлекательный центр». Не исключено, что стремление американцев затормозить недостроенный крейсер, который имел все шансы стать крейсером достроенным, пересекалось с желанием Стамбула получить от этой ситуации материальные барыши. Поэтому «Варяг» и «Suhaili» продолжали ожидать решения своего, оказавшегося таким нелегким, вопроса.


Буксировка через Босфор


Прошло лето, и прошла осень, на Черном море наступила зима. «Варяг» провел это холодное время года в болгарских территориальных водах. В апреле 2001 г. турецкие власти окончательно отказали Китайской Народной Республике в проходе корабля через Босфор. Объяснялась такая категоричность серьезным опасением того, что «Варяг» может застрять в проливе, или что порывом ветра неуправляемый корабль снесет на изобилующий постройками берег. Все это время «Варяг» дрейфовал вместе с регулярно меняющимися буксирами.

Ситуация с кораблем, который уже нельзя было вернуть продавцу, повисла в воздухе. Наконец в нее твердо и уверенно вмешалось китайское правительство. В ходе нового раунда схватки бульдогов под ковром в августе 2001 г. было достигнуто соглашение: Китай выплачивал миллиардную страховку на случай непредвиденных ситуаций и брал на себя все расходы при их возникновении во время прохождения Босфора и Дарданелл. Кроме того, китайская сторона обещала большой поток своих туристов, что крайне позитивно отразилось бы на турецкой экономике.

1 ноября 2001 года, на 506-й день после того, как Черноморский завод остался позади, «Варяг» в сопровождении норвежского океанского буксира «Havila Champion» и океанского буксира российского флота СБ-131 «Николай Чикер» вошел в Босфор. Вопреки опасениям турецкой стороны, что с крейсером произойдет авария, и он закупорит своим корпусом транспортную артерию, форсирование черноморских проливов прошло беспрепятственно.

Эгейское море встретило караван штормом, который вскоре достиг 10 баллов. Порывы ветра обрушились на корабли со скоростью 25–28 м/с. Ночью 3 ноября оборвался буксирный трос, который связывал «Варяг» с норвежским буксиром «Havila Champion». Огромный корпус корабля оказался во власти стихии. В это время на крейсере находились семь человек, среди них трое представителей Черноморского судостроительного завода во главе с последним главным строителем «Варяга» Евгением Михайловичем Ентисом.

Ранним утром 4 ноября выяснилось, что никем не управляемый корабль несет на скалы расположенного недалеко острова. Ситуация сложилась критическая: ни норвежский, ни голландский буксиры не смогли принять концы с «Варяга». Положение изменил российский «Николай Чикер», которому удалось принять буксир, подаваемый с кормы крейсера. Все 12 часов шторма самый большой и мощный буксир в мире (однотипный «Фотий Крылов») удерживал огромный корпус «Варяга».

Находящихся на борту крейсера людей удалось эвакуировать севшим на палубу вертолетом и доставить в Пирей. Во время маневров вокруг «Варяга» при передаче троса с голландского буксира на норвежский погиб один член экипажа последнего.

После того как стихия успокоилась, Евгения Ентиса и его коллег вновь доставили на борт «Варяга», буксировка которого продолжилась уже беспрепятственно. За кормой осталось Средиземное море, и караван продолжил свое движение со средней скоростью в 7 узлов вокруг Африки. В отличие от оказавшегося не очень гостеприимным Эгейского моря погода в океане оставалась благоприятной. В новогоднюю ночь с 2001 на 2002 год «Варяг» и сопровождающие его буксиры, включая «Николая Чикера», прошли мыс Доброй Надежды.


Несостоявшийся развлекательный центр. На борту указан порт приписки «Kingstown»


Караван не заходил порты – топливо на буксиры, провизию и пресную воду доставляли зафрахтованные Китаем суда. 3 марта 2002 года одиссея «Варяга», наконец, завершилась – он достиг акватории порта Далянь. Так закончилась история советского недостроенного тяжелого авианесущего крейсера, и началась история китайского авианосца «Ляонин».

Под китайским флагом

Идея иметь в составе собственного флота авианосец существовала в Китае с конца 1960-х гг., когда страна уже прочно утвердилась в ядерном клубе. Не прекращающиеся проблемы в отношениях с СССР, тайваньская проблема и наличие под боком американских баз подталкивала мысли некоторой части китайских военных кругов к целесообразности постройки авианосца.


На верфи в Даляне


Весной 1970 г. была создана специальная комиссия во главе с генералом Лю Хуа Цином с целью проработки данного вопроса. Внимательно проанализировав ситуацию и возможности страны, эта комиссия высказалась против программы строительства подобных кораблей из-за их чрезмерной дороговизны и отсутствия необходимых для этого технологий. В 1992 г. китайская делегация посетила стоящий на приколе недостроенный «Варяг» – соблазн приобрести находящийся в высокой готовности корабль был слишком велик, однако тогда от этой идеи отказались по причинам политического характера. И наконец, в 2002 году после вполне успешной экономической комбинации с двойным дном, Китай заполучил уникальный корабль.

Благодаря прагматичному подходу и четко сформулированным целям и задачам, Пекин приобрел не только корабль, но и готовые технологии, на разработку и внедрение которых уходят десятилетия. Цена вопроса выразилась в ничтожной для китайской экономики сумме – 25 млн. долларов.

25 сентября 2012 г. состоялась торжественная церемония ввода в строй Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая авианосца «Ляонин», чья служба благополучно продолжается и по сей день. На территории достроечной набережной Черноморского завода, где когда-то стоял «Варяг», теперь располагается предприятие «Нибулон», одной из главных сфер деятельности которого является торговля зерном и удобрениями.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    30 января 2018 15:13
    Вспомнила бабушка, как староверы крестились!
  2. +4
    30 января 2018 15:43
    Ну китайцы, продвинутыми оказались! Урвали почти готовый авианосец и еще получили технологии на постройку других, за такую низкую цену.
    1. +5
      30 января 2018 15:49
      Наши моряки маху дали,надо было всё таки обрубить трос во время шторма.
      1. +5
        30 января 2018 16:18
        Цитата: Мар.Тира
        Наши моряки маху дали,надо было всё таки обрубить трос во время шторма.

        Просто мы порядочные но соглашусь с вашим мнением.
        1. +4
          30 января 2018 16:53
          Вот за нашу порядочность нас и склоняют все.В том числе и в МОК.Знают недруги,что с США этот номер с подставой не прошёл бы.Засудили бы всех членов МОК,по надуманным статьям,и посадили.А мы так не умеем.Только озабоченность выражаем.нет пророка в своём отечестве.В том числе и с кораблями.Вот АТЛАНТ стоит догнивает,и ни кому до него нет дела.
        2. 0
          26 мая 2018 11:25
          Так ото ж. Командира или капитана "Чикера" - оштрафовать на две бутылки водки. Могли ведь и сказать, что сделать было ничего невозможно.
      2. 0
        30 января 2018 17:14
        Зачем- просто не помогать, и посмотреть как корабль мимо проплывет по течению...
      3. +2
        30 января 2018 23:30
        А с амерами если что кто воевать будет?русский понт беспонтовый?КНР авианосец нужен в первую очередь для освобождения Формозы и противостояния с амеровским флотом.
    2. +4
      30 января 2018 16:20
      Забыли дописать что они еще прикупили у свидомых и чертежи Т-10К за копейки. И много других плюшек.
      1. +12
        30 января 2018 16:48
        Вы бы меньше к свидомым в замочную скважину подглядывали, а поинтересовались, чего и сколько сами за последние лет 25 Китаю отдали.
  3. +2
    30 января 2018 16:06
    Судостроительные технологии с почти готовым авианосцем в Китай, ракетные технологии в КНДР...
    Что ещё мы узнаем нового?
    Кстати, хорошо, что и мы что-то получили от Франции и непроданных Мистралей)))
    1. +7
      30 января 2018 16:34
      Получить то может и получили, а толку? Где верфи, где специалисты? Юристы и бухгалтеры строить будут?
      1. +2
        30 января 2018 19:12
        забыли экономистов приплюсовать laughing
      2. 0
        31 января 2018 05:58
        Цитата: sabakina
        Получить то может и получили, а толку?

        Т.е. новая технология арприори должна давать всё и сразу?
        Её даже не надо адаптировать под себя?
        Далее, про толк.
        Что такое НЦУО РФ знаете? Одна из технологий ушла в него.
        Напомню, фиат вместе с заводом и 126 моделью купили в 1964, выпуск копейки начался в 1970. И то, с итальянскими комплектующими.
  4. +3
    30 января 2018 16:36
    Мдя...Как говорится. эх, если бы молодость знала, а старость могла...Такой корабль про.........
    1. avt
      +4
      30 января 2018 16:45
      Цитата: sabakina
      .Такой корабль про.........

      Вообще то если и жалеть , так о 1143.7 , распиленном на стапеле. Вот если бы реально спустили к достроечной стенке корпус,,Ульяновска" , да смогли бы его увести на Север , то в довесок к ,,Варягу" можно было бы и ,,Кузю" продать, или китайцам , или индянцам вслед за ,,Горшковым"
  5. +5
    30 января 2018 19:34
    Спасибо , Денис , за Ваши статьи .Читаю с огромным удовольствием . С нетерпением жду новых . Успехов Вам и неожиданно-приятных находок уникальных материалов good hi
  6. +15
    30 января 2018 20:01
    Жалко "Варяга" - слов нет
    Такой флагман был бы для нашего флота
    Сейчас особенно, десятка Кузнецовых стоит
    1. +1
      30 января 2018 21:08
      Цитата: BRONEVIK
      Сейчас особенно, десятка Кузнецовых стоит
      С чего вдруг? Вы его с Ульяновском не путаете?
      1. +15
        31 января 2018 08:26
        Да, вероятно спутал с атомным "Ульяновском".
        Но "Варяг" все равно жалко, как и др. утраченные ТАКРЫ
  7. +2
    30 января 2018 22:34
    Пример "Варяга" и других авианесущих кораблей СССР, очень показательный.В плане того,что творили с Флотом, в те лихие времена. Конечно, на фоне таких гигантов,продажа и распил маленьких кораблей, прошёл "незаметно", в " деловой тишине". Кроме боевых кораблей,суда вспомогательного флота,гидрографы,псс.. Тьма...Про гражданский флот,вообще молчу- там практически всё,под корень..Вот такие "реформы"...
    Автору спасибо! Много интересных моментов описано)
  8. +1
    31 января 2018 00:37
    Отнеслись порядочно китаёзы к судну!
  9. +1
    31 января 2018 06:56
    В общем продали его хохлы за 20 лямов зелени и 10 ящиков китайского первача, которым китайская делегация в течение недели усердно поила украинских коллег.
    Продажная нация, что и говорить...
  10. +1
    31 января 2018 12:05
    Ранним утром 4 ноября выяснилось, что никем не управляемый корабль несет на скалы расположенного недалеко острова. Ситуация сложилась критическая: ни норвежский, ни голландский буксиры не смогли принять концы с «Варяга». Положение изменил российский «Николай Чикер», которому удалось принять буксир, подаваемый с кормы крейсера. Все 12 часов шторма самый большой и мощный буксир в мире (однотипный «Фотий Крылов») удерживал огромный корпус «Варяга».
    РФ тоже внесла свою лепту в это предательство, по другому продажу корабля Китаю не назовёшь! Да лучше бы он на скалах разбился и на металлолом пошёл!
    1. +2
      31 января 2018 22:02
      Не факт: он сейчас - геморрой для амеров. А чем больше они уделяют внимания китайцам, тем меньше гадят нам.
  11. +3
    1 февраля 2018 12:48
    Бывал на этом корабле ещё тогда,когда он назывался "Рига" и стоял на стапеле.Потом на достройке у стенки он уже стал "Варягом".Первый раз попав на борт этого ТАКРа я в нём реально заблудился.Воскресенье.Никого нет и спросить дорогу не у кого.Кругом горит только временное дежурное освещение в виде подвешенных к подволоку лампочек.Палубы...палубы...палубы...переборки...п
    ереборки...переборки...десятки дверей и люков между ними...и ни одного лучика солнечного света... winked Машинное отделение колоссальное...Ангар огромный...Верхняя палуба просто гигантская да и вид с неё восхитительный... почти 30 метров высоты...Рядом на стапеле стоял корабль перезарядки атомных подводных лодок.У стенки стоял на достройке ТАКР "Леонид Брежнев"( первая "Рига",а потом "Тбилиси" и в конце концов "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов").Чуть дальше стоял проходящий швартовные испытания газотурбоход RO-RO "Владимир Васляев",а рядом с ним на достройке ТАКР "Баку".На рейде стоял пришедший в ремонт вертолётоносец "Ленинград"...Короче говоря,устав обследовать крейсер я начал из него выбираться...и так прошли ещё минимум 40 минут...К эскалаторам поднимающим и спускающим людей в рабочее время я так и не вышел... smile А выбрался наружу через какой-то технологический вырез в борту на высоте 10-12 метров над землёй и спустился вниз по лесам,которые стояли вокруг корпуса примерно до середины борта... А вот "Ульяновск" уже так не впечатлил,но видимо из-за того,что он был ещё не полностью сформирован...Ракетный крейсер "Адмирал Лобов" тоже очень интересный корабль.Жаль умрёт так и не родившись...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»