Какой танк выбрать при бюджете в $10 млн, если вы министр обороны

Фото © Wikimedia Commons/Vitaly V. Kuzmin Милитари

На сегодняшний день международными поставками танков занято около десяти стран во всём мире. В принципе, если у вас есть 10 миллионов долларов, вы можете купить два-три современных танка.

Однако потратите ли вы деньги с пользой для обороноспособности своей страны или просто порадуете производителя — неизвестно. Разберемся, кто из производителей готов сделать лучшее предложение.

Китайская экспансия

Китайцев часто и порой за дело упрекают в бездумном копировании лучших образцов военной техники. У китайских танков, как и у всех товаров, потенциально способных выйти на международные рынки, есть свои достоинства и недостатки.

Танки из КНР популярны во многом благодаря службе внутри страны. Для того чтобы закрыть потребность НОАК, промышленные предприятия из Поднебесной выпустили неплохо скопированный с зарубежной боевой техники, прежде всего с российской, боевой танк Тype-96.

Фото © Wikimedia Commons/Vitaly V. Kuzmin
Фото © Wikimedia Commons/Vitaly V. Kuzmin

Эта машина считается одной из лучших в линейке китайской бронетехники — простая конструкция и полностью скопированное с российской пушки 2А46А 125-мм орудие ZPT-98 идеально подходят для танка, построенного крупной серией. Но хорошего экспортного продукта из этой машины не получилось — конкурировать с лидерами рынка отправили танки VT-4, очередь из покупателей за которыми не стояла и стоять, скорее всего, уже не будет.

Огромный гвоздь в крышку гроба с экспортными контрактами вбили сами производители — за танк, не испытанный, не показавший себя в боях и состоящий в основном из ненадёжных узлов и агрегатов, просят ни много ни мало $4 млн — за эти деньги можно приобрести куда более надёжные и обкатанные в десятках горячих точек Т-72Б, а если не гнаться за объёмом поставки и сосредоточиться на её качестве, то можно договориться о покупке российских Т-90.

Идеальной войны для такой машины практически не существует — характеристики VT-4 не подтверждены в поле, а при стоимости, сопоставимой с более современными и надёжными боевыми машинами, закупка боевой техники производства КНР выглядит крайне неразумно, и тратить деньги на эту машину мы бы не советовали.

Эксперты отмечают, что потенциальный покупатель уже на этапе переговоров должен задать целый ряд вопросов китайским производителям, чтобы убедиться в надёжности машины, собранной с применением технологий 40-летней давности.

Обязательно бахнем, но потом

Немецкие танки Leopard морально и технологически устарели совершенно неожиданно для всех. Сильнее других удивились сами немцы — машины, которым пророчили безоблачное будущее как минимум до 2025 года, попали в реальную боевую обстановку и, получив всего по одной ракете в корпус, с позором замерли и начали гореть.

Фото © Flickr/Peter Trimming
Фото © Flickr/Peter Trimming

После неудачного дебюта немецких танков в Сирии стало понятно, что европейские боевые машины не могут справиться даже с вооружёнными формированиями, тактика и оснащение которых напоминает регулярную армию лишь отдалённо.

Это обстоятельство заставило поволноваться всех покупателей танков немецкого производства — в списке импортёров немецкой бронетехники фигурирует 22 страны. Особую пикантность ситуации с оценкой боевой эффективности танков Leopard придаёт регулярное попадание бронетехники из Германии в топ лучших боевых машин — журнал Military Ordnance несколько раз ставил немецкие боевые машины во главу списка по совокупности характеристик.

Назвать немецкие танки дешёвыми нельзя даже с большой натяжкой — версия 2А6 обойдётся потенциальному покупателю почти в $7 млн. Однако есть одно но. Фактически отличия в средствах защиты машин разных версий отсутствуют, а значит переплачивать 30% от базовой цены за более современные танки нет никакого смысла.

В новую танковую эру немцы решили не ехать на старом коне, да ещё и в одиночку — осознав масштаб трагедии и пройдя все пять стадий принятия неизбежного, включая торг и депрессию, Krauss-Maffei Wegmann и французы из Nexter решили подзаработать на танке, созданном совместными усилиями. Правда, с реализацией проекта оказалось не всё гладко даже на этапе переговоров — по оценкам экспертов, выпустить на рынок вменяемый продукт франко-германский альянс сможет не ранее 2035–2040 года.

Текущее же положение дел с европейскими машинами таково, что комфорт и электроприводы регулировки сидений обойдутся вам слишком дорого, если вы вдруг начнёте гореть где-нибудь в Сирии.

Арабская ночь и дивный восток

Американские танки М1 Abrams долгое время считались хоть и не самой доступной, но наиболее надёжной, испытанной и проверенной боевой машиной для оснащения армий. Дешеветь ветераны нескольких войн со временем не стали — в ценах 2018 года за самую современную версию танка M1A2 SEP V3 c пакетом умного вооружения и чувствительных приборов для наблюдения придётся выложить $8,5 млн.

Стоит ли машина этих денег, сказать сложно, особенно с учётом боевого применения американских танков в Йемене, где боевые машины от попаданий ракет советских ПТРК «Фагот» и «Конкурс» загорались как спички.

Фото © Flickr/DVIDSHUB
Фото © Flickr/DVIDSHUB

Привлекательнее всего американская боевая техника выглядит на постерах и плакатах армии. Когда танки не воюют, качественная сборка и отсутствие танкоопасной пехоты не заставляют военных задумываться об отсутствии автомата заряжания и о минусах отказа от динамической защиты, размещённой везде, где только можно. Американский М1 — жутко противоречивая машина с абсолютно невменяемой в условиях жёсткой конкуренции стоимостью, и отдавать за танк столько, сколько за него просят производители, — большая глупость.

Тяжёлая машина, на которой просто невозможно быстро воевать, оказалась дороже самой ожидаемой новинки последнего десятилетия — ультрасовременного российского Т-14 на платформе «Армата», который уже на этапе опытного промышленного производства стоит в два с лишним раза меньше — $3,7 млн.

Однако умный покупатель и не станет покупать американский танк из прошлого за $8 млн. Умный покупатель в духе торговца с ближневосточного базара собьёт цену и купит всё дешевле. Именно так и поступили египетские военные, заказавшие в США не готовые боевые машины, а 125 машинокомплектов для сборки танка М1. Отсутствие сборочной линии в США и сама возможность «напряга» с запчастями позволили сбить цену за один комплект до $3,2 млн.

Эксперты отмечают, что золотой век американского маркетинга и многомиллионных контрактов подходит к концу — прорывных технологий в области защиты/вооружения потенциальному покупателю американцы предложить не могут, а продавать боевую технику задарма не позволяет уголовный кодекс и американская гордость.

Практика показывает, что ни один покупатель американских танков, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, не станет покупать машину по цене золота. Проще купить комплект для сборки и получить яркий плакат в подарок, чем переплачивать за боевую технику две цены.

Бессмертный танк

Почти два десятка лет назад вокруг российских танков Т-90 зарубежными экспертами был сознательно создан и растиражирован образ «танка для бедных». Про российскую машину часто говорили: «Хочет быть как взрослые, но не может».

Танкам Т-90, производить которые на Урале начали во многом благодаря личному вмешательству Владимира Путина, приписывали «среднячковые» боевые характеристики: и вооружение не очень, и защита так себе, а уж старая примитивная конструкция, которая родом из далёкой холодной войны, вообще никуда не годится.

Фото © РИА Новости/Григорий Сысоев
Фото © РИА Новости/Григорий Сысоев

Правда, у военных из Индии — стратегических партнёров «Рособоронэкспорта» и первых зарубежных покупателей танка Т-90 — своё мнение на этот счёт. Уже к 2020 году на вооружении страны может оказаться не менее 2000 танков Т-90 в различных модификациях. С учётом экспортных контрактов на поставки танков в Алжир, Индию, Ирак, Вьетнам, Уганду и другие страны Ближнего Востока общее количество произведённых для зарубежных покупателей танков Т-90 может превысить 3200 единиц.

При этом УВЗ совместно с Минобороны России удалось провернуть уникальную маркетинговую операцию — боевые действия в Сирии и неуязвимость Т-90 для современных американских ПТУР резко повысили спрос на эту машину.

Специалисты российского УКБТМ грамотно поймали волну популярности машины и без лишнего шума выкатили на арену мирового оружейного рынка обновлённый танк Т-90 с литерой М — машину, созданную в рамках ОКР «Прорыв-3» с учётом самых современных решений.

Т-90, стоимость которых при крупных закупках может варьироваться и составлять $3,4–3,5 млн, могут занять и другую нишу — современные машины могут заменить устаревшие машины Т-55, Т-62 и другие, отгруженные некоторым заказчикам по распоряжению генеральных секретарей ЦК КПСС. Поэтому, если последний визит в Москву правительство вашей страны совершало ещё при Брежневе, у нас для вас есть очень хорошие новости и много хороших танков по сходной цене.

Неликвид

Стоимость и характеристики других бронемашин зарубежного производства при сравнении основных боевых танков не упомянуты сознательно. Некоторые из образцов боевой техники, скорее всего, никогда не будут поставляться на экспорт — израильтяне, спроектировавшие и построившие один из самых защищённых танков современности Merkava напрочь отказываются говорить о том, почему машина никогда не воевала за пределами Земли обетованной.

Индийский Arjun, турецкий Altay, украинский «Оплот» компетентными специалистами не включаются ни в какие рейтинги боевой техники вообще. Машины из Индии и Турции, хоть и преподносятся как «национальный ответ» на мировое танкостроение, всерьёз тягаться за приличный кусок пирога на рынке вооружений при заоблачной стоимости не смогут даже с китайцами — за Arjun просят $3,8 млн, а турецкий Altay обойдётся потенциальным покупателям почти в $6 млн.

Никто из вменяемых клиентов не захочет отдавать огромную сумму за танки, технология производства которых скопирована с зарубежных машин, чтобы с этими же машинами конкурировать.

Украинский танк "Оплот". Фото ©РИА Новости/Григорий Василенко
Украинский танк «Оплот». Фото ©РИА Новости/Григорий Василенко

Украинский «Оплот» со стоимостью в $5 млн полностью состоялся как отдельный проект и закрепил за собой репутацию лучшего свидетельства того, как не нужно производить, собирать и продавать боевую технику. Контрафакт и подлог при исполнении единственного крупного экспортного контракта в таких масштабах, кроме украинских танкостроителей, не практиковался больше никем.

Адекватно соперничать на международном рынке вооружений не только с американской, но и российской техникой мог бы французский танк AMX-56 Leclerc. Но за один танк AMX-56 французы просят совершенно невменяемую сумму — $12,5 млн — за такие деньги можно купить три современных Т-90, да ещё и на снаряды останется.

Высокая стоимость основного боевого танка во Франции де-факто убила весь проект — чуть более 400 танков состоит на вооружении армии Франции, а часть денег удалось отбить на 388 машинах, поставленных на экспорт единственному заказчику — Объединённым Арабским Эмиратам.

Строгое соответствие старой русской поговорке «Кто в лес, кто по дрова» через несколько лет может сильно проредить список производителей ОБТ. Соединённые Штаты ещё не определились с тем, нужен ли стране и вооружённым силам основной боевой танк, Франция и Германия за трендами и желаниями покупателя могут не успеть.

Не считая остальной региональный эксклюзив и принимая во внимание опыт боевых действий последних лет, можно заключить, что танковый рынок будущего между собой поделят всего две страны — Россия и Китай.

Автор: Сергей Андреев

Stockinfocus.ru