Арктическая проблема

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Согласно официальным данным, объем инвестиций, планируемых Россией для освоения арктического шельфа, составит в период до 2050 года порядка 500 миллиардов долларов. Предполагается привлечь и иностранные инвестиции, которые станут частью общероссийского плана арктических разработок (в настоящее время правом разрабатывать месторождения здесь обладают лишь те компании, в которых Российскому государству принадлежит более 50 процентов капитала и с опытом работы на шельфе не менее пяти лет: «Газпром» и «Роснефть»).. 

Значение Арктики определяется, прежде всего, морскими транспортными путями вдоль северных побережий России и Канады, месторождениями нефти и газа (по данным ООН, запасы нефти в Арктике превышают 100 млрд. тонн), а также рыбными ресурсами. 

Привлекательность северных морских перевозок известна. В 2009 году Северным морским путем воспользовалось, например, только два коммерческих судна, а в 2011 году – уже 34. В 2010 году было перевезено 111 тысяч тонн транзитных грузов, а в 2011 году этот показатель превысил 820 тысяч тонн. По прогнозам специалистов, в ближайшие семь лет грузопоток может увеличиться в 10 раз и в будущем достигнет 50 миллионов тонн в год. В качестве кратчайшего пути между Северной Атлантикой и северной частью Тихого океана действительно гораздо более удобно использовать Северный Ледовитый океан. Северный морской путь безопасен для навигации, и это делает его основной транспортной артерией для регионов Арктики. 

В настоящее время ни одна страна в мире, кроме России, не имеет уникального опыта эксплуатации флотилии атомных ледоколов – судов, располагающих огромными преимуществами перед обычными ледоколами и способными существенно облегчить транспортировку судов через арктические воды. Первый ледокол такого типа появился в СССР еще в 1959 году («Ленин»), а в 1977 ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса. Всего же на сегодняшний день в мире существует 10 атомных ледоколов, которые были спроектированы, построены и спущены на воду в России (шесть из них относятся к классу «Арктика»). 

23 августа 2012 года Госкорпорация «Росатом» подписала договор на постройку головного атомного ледокола нового поколения, который сможет работать в устье арктических рек и на трассах Севморпути (главными пользователями являются «Норникель», «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Росшельф», Чукотка, Красноярский край и Якутия). По своим основным показателям он сможет заменить ледоколы классов «Арктика» и «Таймыр» и будет способен самостоятельно проводить танкеры с водоизмещением до 70 тысяч тонн. Ледокол предполагается спустить на воду уже в 2017 году. 

С огромной заинтересованностью смотрят в сторону Арктики США, Канада, Норвегия и даже Китай. Пекин уже открыл научную лабораторию на Шпицбергене, его ледокол «Северный дракон» дважды совершал походы в Северный Ледовитый океан, а китайские судостроители заложили подводную лодку с возможностью подлёдного плавания. Что касается США, то они заявили свои претензии на Арктику открыто. Так, еще в 2008 году адмирал и командующий службой береговой охраны США Тэд Ален сокрушался по поводу того, что Америка теряет позиции в глобальной конкуренции, связывая это с российской программой создания атомных ледоколов следующего поколения. 

Сегодня в Соединенных Штатах в распоряжении береговой охраны есть только один работающий ледокол средней мощности «Хили». Правда, в 2009 году для укрепления береговой охраны должен был быть расконсервирован тяжелый арктический ледокол «Polar Star» (спущен на воду в 1976 г.) с той целью, «чтобы США могли иметь присутствие в Арктике на море и в воздухе в масштабах, достаточных для поддержки режимов превентивности и реагирования, а также для выполнения дипломатических задач». Однако в настоящее время его судьба неясна. Основное применение американских ледоколов – обеспечение торгового судоходства в арктических водах и частично военные или научно-исследовательские цели. Поэтому они имеют комплектацию, обитаемость и вооружение (или возможность его установки), характерные для военных судов. Однако от строительства атомных ледоколов США отказались. 

Рост грузоперевозок по Северному морскому пути уже в ближайшие несколько лет приведет к тому, что наличных мощностей ледокольного флота (ледоколы имеют всего 10 стран: Канада – 12 , США - 9, Финляндия, Швеция и Дания вместе – 20. Япония – 1 , Аргентина – 1 и по одному в ФРГ и Польше), скорее всего, будет не хватать. В этих условиях преимущество позиций России в Арктике станет ещё очевиднее. США пытаются воспрепятствовать этому уже сейчас. Американцами проводятся различного рода учения, где отрабатывается «защита» буровых установок от подозрительных подводных лодок при помощи воздушной авиации, в водах Северного Ледовитого океана организуются совместные с канадской береговой охраной патрульные рейды, «вырабатываются планы по созданию постоянных баз» в Арктике. Надо сказать, что у США, не ратифицировавших Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, иных инструментов в соперничестве за Арктику, кроме военной силы, практически нет. 

Поиски международных компромиссов по Арктике, видимо, неизбежны. Как известно, международно-правовой статус арктических пространств является предметом спора, в первую очередь, между США, Канадой, Россией, Данией, Швецией, Норвегией и Финляндией. Речь идет о принадлежности подводных хребтов Ломоносова и Менделеева, где, по последним исследованиям, может содержаться около 10 миллиардов тонн, или почти 12 процентов всех мировых запасов, черного золота. Поэтому для России имеет большое значение юридическое закрепление внешней границы своего континентального шельфа за пределами исключительной экономической зоны: согласно подписанной СССР в 1982 году Конвенции ООН (UNCLOS), прибрежные государства имеют право на дополнительный участок континентального шельфа за пределами 200-мильной экономической зоны, если он является геологическим продолжением прибрежной полосы. 

Ещё в 2000 году российские учёные организовали экспедицию «Арктика-2000», по итогам которой в Комиссию ООН по границам континентального шельфа была подана заявка об определении внешних границ континентального шельфа в Арктике, выходящих за пределы 200 морских миль. В Комиссии аргументы России не поддержали, а после этого Дания выделила средства на поиск доказательств связи хребта Ломоносова с островом Гренландия. Была организована международная Арктическая буровая экспедиция, которая впервые смогла пробурить этот хребет, предоставив датчанам возможность (надо сказать, недостаточно обоснованную) заявить о своих претензиях на предполагаемые месторождения нефти и газа. 

В 2007 году в ходе новой российской экспедиции «Арктика-2007» было совершено погружение двух аппаратов «Мир», которые не только взяли пробы донных осадков, но и на глубине 4261 метр установили государственный флаг Российской Федерации. Последнее обстоятельство вызвало у западных держав крайнее недовольство и побудило их увеличить активность на арктическом направлении. Начиная с 2007 года, США стали регулярно проводить масштабные исследования своей части Чукотского моря с помощью ледокола «Хили» и усиливать военный контроль над акваториями арктических морей. Здесь следует напомнить, что Госдума РФ не ратифицировала соглашение о морской границе между США и Россией, подписанное при Горбачёве, буквально в последние дни существования СССР. 

Для закрепления своих прав на арктический шельф российским компаниям предстоит провести на нём глубоководное бурение, для чего понадобятся и специализированная техника, и значительные средства. При этом возможности самостоятельной разработки континентального шельфа у России в настоящее время ограничены (еще в 2005 году один из немногих буровых кораблей «Валентин Шашин» был сдан до 2023 года в аренду норвежской компании VentureDrillingAS для работы в Анголе). По сути, арктическая проблема превратилась для России в проблему национальной безопасности…