Операция «Афродита»: дедушка дронов, погубивший Кеннеди

Яблоко от яблони

Джозеф Патрик Кеннеди-старший, или просто «Джо», был весьма необычным человеком даже по меркам своего времени. Первую мировую он благополучно провел на верфи «Bethlehem Steel» в Куинси. Там завёл полезное знакомство с молодым Франклином Делано Рузвельтом, помощником секретаря по делам флота.

Джозеф Патрик Кеннеди-старший с сыновьями

В весёлую эпоху «ревущих двадцатых» Кеннеди-старший стал мультимиллионером, пользуясь инсайдерской информацией на бирже. Тогда это ещё не было противозаконным. А вот бутлегером Кеннеди не был: несмотря на стойкие слухи, он занимался только легальным алкогольным бизнесом.

Кеннеди всерьёз хотел стать президентом — но не вышло. Зато удалось стать личным советником Рузвельта и послом в Лондоне. На этой должности в годы Второй мировой Кеннеди не раз провоцировал скандалы, предлагая договориться с Гитлером и Муссолини.

Дети идут на войну

Поразительно, но сыновья такого влиятельного человека не стали отсиживаться в тылу. Они полезли в самое горнило войны.

Джон Кеннеди, будущий президент, в 1943 году сражался на Тихом океане против японцев. «Сын Кеннеди» — так называла его американская пресса — получил множество орденов и медалей.

Пока Джон геройствовал, его брат — Джо-младший — учился управлять летающей лодкой Martin PBM Mariner (неудачливым соперником знаменитой «Каталины»).

Получив предложение воевать на бомбардировщике PB4Y-1 (флотская версия знаменитого В-24), он не раздумывая согласился.

Джозеф Патрик Кеннеди-младший

Его эскадрилья обосновалась в Англии в конце сентября 1943 года. Молодой лётчик боролся с вражескими подлодками в Бискайском заливе. Однако вскоре ему подвернулось ещё более интересное и опасное дело…

Наш ответ вундерваффе

Роковую роль в судьбе Джо Кеннеди, сам того не зная, сыграл майор Генри Джеймс Ренд.

Во время боевого вылета далеко от Англии, на Средиземном море, Ренд увидел летевшую немецкую управляемую бомбу Fritz-X. Впечатлившись увиденным, лётчик начал звонить во все колокола, чтобы нечто подобное появилось и у США.

Fritz-X

Весной 1944 года майору позвонил легендарный генерал Дулиттл, лётчик-испытатель 20-30-х, а на тот момент уже командир Восьмой воздушной армии. Британии и США срочно требовалось оружие, о необходимости которого так долго говорил Ренд.

По данным разведки немцы вот-вот могли пустить в ход мощные и разрушительные ракеты. Их и предстояло уничтожить. Иначе противник сотрёт с лица земли Лондон, а потом и, чего доброго, Нью‑Йорк.

Так началась операция «Афродита».

Её идея заключалась в использовании беспилотных самолётов для уничтожения объектов противника.

На деле это выглядело следующим образом. Брали бомбардировщик В-17 (или В-24 — для последующего проекта «Наковальня»), вытряхивали из него всё ненужное (в рамках операции): оружие, броню, радио. Облегчив машину примерно на 4 т, укладывали внутрь 20-25 тысяч фунтов (порядка 9-11 т) нитрокрахмала или напалма. А также монтировали две телекамеры. Одна передавала изображение с носа получившейся «летающей бомбы», другая — информацию с приборной доски самолёта, получившего индекс BQ-7.

B-17 переделанный в BQ-7 на аэродроме

На другой бомбардировщик, получивший название CQ-17, устанавливали экран телевизора и радиопередатчики.

Первым взлетал CQ-17, за ним — «летающая бомба» BQ-7, тоже под управлением пилота. На борту «бомбы» эксперт-электрик включал всю электронику, а пилот взводил взрыватели.

Система дистанционного управления в самолете-снаряде

Набрав нужную высоту — порядка 550 м — экипаж покидал самолёт, выпрыгивая с парашютами. А «бомба» летела дальше, управляемая по радио с CQ-17. В финале, столкнувшись с целью, она должна была взорваться в стиле японских камикадзе.

Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам

В «летающие бомбы» BQ-7 переделали в общей сложности не менее 25 бомбардировщиков B-17, но система вышла не слишком удачной. 24 машины были запущены по целям в Германии с августа 1944 по январь 1945 года, и лишь одна из них взорвалась достаточно близко, чтобы нанести какие-то повреждения своей цели (заводу по производству синтетического топлива). Остальные либо промахнулись, либо были сбиты, либо упали не долетев до цели из-за выхода из строя системы управления. «Летающих бомб» BQ-8 на базе PB4Y-1 построили всего две.

Испытаниям мешала присущая Англии облачность: наведение требовало постоянного зрительного контакта. К тому же самолёт-матка (бомбардировщик CQ-17), находясь выше бомбы, постоянно норовил её обогнать. А беспилотный В-17, слишком устойчивый в полёте, упорно отказывался пикировать — сервомоторам автопилота не хватало мощности. Радиочастоты часто перекрывались.

Зато нитрокрахмал заменили более мощным и надёжным британским торпексом — смесью тротила, гексогена и алюминиевой пудры.

Антенна телеуправления самолетом

В случае с бомбардировщиком В-24 (BQ-8) использовали два самолёта управления: первый передавал «эстафету» второму. Одним из пилотов «бомбы» и стал доброволец Джо Кеннеди‑младший.

Боевой вылет

30 июля 1944 года лейтенант Джо Кеннеди поднял переделанный, но ещё не нагруженный PB4Y-1 в воздух (флот не хотел отставать от армии с её В-17). Затем последовали тестовые полёты с грузом из мешков с песком.

Телеуправляемый самолет в полете

В начале августа всё было готово к проведению боевой операции. Однако дождливая погода приковала самолёт к земле. На его борту находилось около 9600 кг напоминающей масло взрывчатки, общей мощностью более 11 т тротила.

До появления атомной бомбы самолёт Кеннеди фактически был самым мощным оружием в мире.

Первая попытка запустить четыре В-17 состоялась 4 августа. Но завершилась она тотальным провалом. Началось с того, что британские зенитки радостно обстреляли свои же самолёты.

Ни один беспилотник и близко не поразил цели. Более того, не успев выпрыгнуть из забарахлившего самолёта, погиб пилот Джон Фишер. Вторая миссия, 6 августа, тоже окончилась пшиком.

Подрыв самолета-снаряда

Из-за непогоды «летающая бомба» BQ-8 Джо Кеннеди смогла отправиться в вылет только 12 августа. Целью операции было уничтожение ФАУ-3 в районе французского Кале.

Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам

ФАУ-3 (V-3) — очередной немецкий проект «оружия возмездия» (Vergeltungswaffe), представлявший собой многокаморную суперпушку дальностью стрельбы до 165 километров. Суть проекта — в дополнительном разгоне снаряда в канале ствола за счёт срабатывания пороховых зарядов в дополнительных каморах по мере прохождения снаряда по стволу. Так же, как и ракеты V-1 и V-2, пушка V-3 предназначалась для обстрела целей на территории Великобритании; в первую очередь — Лондона.

Машину Кеннеди сопровождали два самолёта управления: Lockheed Ventura и B-17. За боевой группой летел разведчик F-8 с кинокамерой. Казалось, всё шло хорошо.

Никто не подозревал, что для Кеннеди первый боевой вылет с новым оружием окажется последним.

Последний полет Джо Кеннеди

Через 26 минут после взлёта его самолёт внезапно взорвался в небе над Англией. Джо Кеннеди и второй пилот, лейтенант Уилфорд Вилли, погибли.

Буквально чудом обошлось без других жертв на земле и в воздухе. Что именно пошло не так, неизвестно до сих пор. Флотский проект с переделкой PB4Y-1 свернули уже осенью 1944. А весь проект «Афродита» закрыли зимой 1945 года. Причиной послужила трагическая череда неудач экипажей «летающих бомб».

Гибель Джо Кеннеди-младшего стала не последней в известной семье. Жизнь его брата, Джона Кеннеди, ставшего одним из самых известных президентов США, оборвалась не менее трагически 22 ноября 1963 года.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий