Красная армия на голубом экране: «клюква» против шедевров

Начало: бурлаки, графини и комиссары

Первым раскрыл тему русской гражданской войны Сесил Демилль, один из «отцов-основателей» классического Голливуда. В 1926 году на экраны США вышел «Волжский бурлак», двухчасовой эпос ценой в почти полмиллиона долларов. О князе, княгине и… волжском бурлаке.

Гвардейский офицер князь Орлов с невестой случайно встречают группу грязных бурлаков. И князь безнаказанно издевается над ними. Но у одного из «животных» оказывается больше внутреннего достоинства, чем у холёного аристократа в начищенных до зеркального блеска сапогах.

Командиры — прошлый и будущий. Кадр из фильма «Волжский бурлак»

Избитый, но непобеждённый бурлак Фёдор разворачивает революционную агитацию, причём весьма грамотную. А после начала революции становится командиром Красной армии.

Начальные титры заявляли, что фильм нейтральный по своей позиции. Тем не менее, «Волжского бурлака» обвинили в симпатиях к большевикам.

Поэтому Демилль, не слишком любивший коммунистов, отказался от идеи переснять это кино в 1939 году.

В 1937 году британцы сняли «Рыцаря без доспехов». Он на удивление правдиво передал хаос революции и гражданской войны. Досталось всем — царской полиции, революционерам-бомбистам, красным, белым…

Прекрасную жизнь министерской дочки, графини Владиновой, прерывает революция. Дальнейшее лучше всего описывает цитата из классического советского фильма «Чапаев»: «Белые пришли — грабят. Красные пришли — грабят. Ну куды бедному крестьянину податься?»

Что белые, что красные — по малейшему поводу расстреливают всех, кто подвернется под руку… у одной и той же стены. И лишь честный советский комиссар спасает главных героев.

В прокате, однако, фильм провалился.

Война: «Я, Нина Иванова, гражданка Советского Союза, торжественно клянусь…»

Началась Великая Отечественная война. Британия, США и СССР теперь вместе боролись против общего врага. Лучшие режиссёры и актёры Голливуда объясняли простым зрителям, «почему мы сражаемся» (одноименный цикл документальных фильмов выходил с 1942 года, специальные серии посвятили борьбе Советского Союза против фашизма).

Грегори Пек, будущая звезда Голливуда, начал кинокарьеру с роли офицера Красной армии Владимира, командира партизанского отряда в фильме «Дни славы», Days of Glory (1944).

Простые советские люди, от пионера до балерины, живут самой обычной жизнью, при этом искренне ненавидя захватчиков. Перед лицом неминуемой смерти они приносят клятву сражаться до последней капли крови — и держат её.

Клятва партизан. Кадр из фильма «Дни славы»

Сталинград с 1943 года стал в кино символом победы.

Об исключительной храбрости советских солдат упоминал и кинотанкист Хамфри Богарт в «Сахаре» 1943 года — официальном ремейке советского фильма «Тринадцать». Он же на экране доставлял грузы в Советский Союз (фильм «Война в Северной Атлантике», Action in the North Atlantic): там в финале истребители с красными звёздами прикрывают корабли США . 

«Последней ласточкой» эпохи союзничества стал фильм «Берлинский экспресс» 1948 года.

Группа людей из разных стран волей случая расследует преступление в послевоенной Германии (съёмки проходили в том числе и в разрушенном Берлине). Среди них — лейтенант Максим Кирошилов, ветеран Сталинграда. Персонажи кино искренне надеются, что сберегут новообретённую дружбу.

Кадр из фильма «Берлинский экспресс»

Но в реальной жизни всё сложилось иначе.

Красная угроза

Увы, вскоре после победы во Второй мировой войне началась новая война — холодная. Недавние союзники быстро забыли братьев по оружию.

Фильмы, где СССР или хотя бы Красную армию упоминали как что-то хорошее, в Голливуде тихо положили на полку. В США некоторых актёров, режиссёров и сценаристов (например, Чарли Чаплина, Далтона Трамбо и Эдварда Дмитрука) публично подвергли преследованиям за «антиамериканскую деятельность». Кто-то уехал из страны, а кто-то сел в тюрьму.

Долгие годы советских военных показывали только врагами. Пусть порой и весьма привлекательными, как в фильме «Пилот» (Jet pilot).

Дважды Герой Советского Союза Джанет Ли. Кадр из фильма «Jet pilot»

В этом фильме, снятом в 1950 году, показали последние новинки авиационной техники — Bell X-1, B-36В, F-94 Starfire, F-86A Sabre, Northrop XP-89… Недаром его продюсировал Говард Хьюз, безумный фанат авиации. А пилотировал самолёты легендарный Чак Йегер, который чуть не разбился на съёмках.

Русская красавица-пилот Анна Марладовна (Джанет Ли) выдает себя за перебежчицу, чтобы завлечь в СССР одного из лучших американских лётчиков (Джона Уэйна). Однако идея, что Джон Уэйн может бросить родину ради советской красотки, не нашла понимания у голливудских цензоров. Поэтому «Jet pilot» появился на экранах лишь в 1957 году, когда былые новинки уже безнадёжно устарели.

Иногда паранойя о советской угрозе достигала комических величин — как в фильме «Вторжение в США» (Invasion USA) 1952 года.

Безымянные враги внезапно вторгаются в США и закидывают ядерными ракетами все важнейшие объекты, включая дамбу Гувера (поклонники Fallout оценят).

Массовые расстрелы и попытки изнасилования прилагаются.

В «Красном кошмаре» (Red Nightmare) 1957 года простой американец, не ценящий демократию, внезапно просыпается в оккупированных Советами США и быстро оказывается перед расстрельной командой.

Чуть позже вышло «Путешествие» (1959 год). Майор Суров в исполнении Юла Бриннера — практически идеал советского офицера. Герой войны, прекрасно говорит по-английски, отважен и честен…

Кадр из фильма «Путешествие»

Всё просто: режиссёр Анатоль Литвак начал работать в кино ещё в Советской России первых лет революции. А во время Второй мировой войны Литвак принял участие в работе над уже упомянутым циклом «Почему мы сражаемся». Так что клюкву от икры он отличал. Больше того, в конце сороковых Литвака обвинили в симпатиях к коммунистам, и он на время сбежал в Англию.

Были и другие люди, которые понимали, к чему приведёт поощрение паранойи.

В Fail-safe 1964 года СССР и США страшной ценой договариваются избежать атомной войны. И пока президент говорит с премьер-министром, офицер США смотрит на фото своего советского коллеги и тихо беседует с ним о Лондоне, где оба служили во время прошедшей войны…

В 1966 году над «русской угрозой» уже открыто смеялись — как в фильме «Русские идут! Русские идут!», где жители небольшого островка у берегов США помогают заблудившимся советским подводникам.

Советский офицер. Кадр из фильма Fail-safe

В британских фильмах 60-х годов советскую армию тоже порой изображают весьма уважаемым оппонентом, который… может даже победить!

В фильме «Мозг ценой в миллиард долларов» миллиардер из Техаса замышляет вторгнуться с армией наёмников по льду Финского залива в советскую Прибалтику и «освободить» её. Пока его армада несётся по льду под музыку из «Александра Невского» (!), русские смотрят на экраны радаров и делают вид, что ни о чём не догадываются… Но советские бомбардировщики превращают финал фильма в настоящий шедевр!

Впечатляют и советские десантники в «Полярной станции Зебра», которые прекрасно говорят по-английски и прыгают с парашютами в район Северного полюса. Кстати, в кои-то веки русские надписи выполнены вполне грамотно.

Фрагмент постера фильма «Полярная станция Зебра»

Смешная эпоха

Накал холодной войны Голливуд встретил множеством фильмов о злобных и коварных русских. Которых, естественно, сотнями побеждают одной левой Сильвестр Сталлоне, Чак Норрис и другие звёзды боевиков. «Рэмбо», «Рокки-4», «Красный скорпион», «Вторжение в США»…

Апофеозом «клюквы» 80-х стал боевик   «Красный рассвет» 1984 года. СССР, Куба и Никарагуа оккупируют США. И только горстка провинциальных школьников может спасти свободу и демократию…

Уровень достоверности сего эпоса лучше всего передаёт легендарная речь полковника спецназа Стрельникова: «И знаете, за что мы бьёмся? Мы бьёмся за залда́мири!». (Кто такие залда́мири, знает только суровый russki yazik клюквенных боевиков).


«Это была смешность. Это была слабость!»

Забавно, что актёр с редким именем Уилл Смит не изучал для этой сцены русский язык, а просто вспомнил опыт Корейской войны, когда он работал на ЦРУ.

Создатели фильма всё же постарались показать правдоподобные макеты «советских» танков, БМП и вертолётов, а актёров перед съёмками даже загнали на военные курсы.

Что, однако, не сделало кино менее бредовым. Хотя местные жители, увидев русские танки и десантников, на всякий случай сообщили в ЦРУ.

Иногда киноделы старались придать «образу врага» побольше достоверности. Так Дольфа Лундгрена в «Красном скорпионе», несмотря на общую клюквенность фильма, вооружили двуствольным автоматом — в те годы в СССР действительно разрабатывали двуствольный АО‑63.

«Шаги индустриализации» в стенгазете. Кадр из фильма «Красный скорпион»

А Ивана Драго из «Рокки 4» в его же исполнении до сих пор любят миллионы зрителей по всему миру.

Русские — как мы

Первые годы перестройки немного смягчили отношение к СССР. В «Шпионы как мы» русские скорее забавные (как и американцы), нежели страшные.

В 1987 году вышел «Побег из Собибора», где советский лейтенант Саша Печерский (с лицом Рутгера Хауэра) стал душой восстания в концлагере Собибор. Кстати, Печерский был абсолютно реальным человеком.

Кадр из фильма «Побег из Собибора»

В «Железном орле-2» 1988 года былые противники, американские и советские лётчики, преодолевают взаимную ненависть ради общей цели — уничтожения атомного реактора в некоей стране Ближнего Востока.

Тема советского супероружия продолжала витать в воздухе. В «Звере» (The Beast, иногда он ещё называется The Beast of War) 1988 года в обычный советский танк легко влезало пять человек, а саму машину оснастили встроенным огнемётом и детектором движения.

Противостояние одинокого танка и душманов завораживает. Причём его экипаж — не безликие истребители всего прогрессивного, а живые люди со своими судьбами. Командир танка вообще ветеран Сталинграда. Да и афганцы не только благостные «фридом файтеры»: встречаются среди них и палачи.

Так что, по сравнению с «Рэмбо-3», уже чувствовался прогресс.

Но вскоре СССР прекратил своё существование, а с ним угас и интерес зрителей к советской армии. Но не везде.

Не только Голливуд

А как же видели советскую армию в азиатском кино?

В китайском фильме «Багряный закат» (Ziri) 2001 года японцы расстреливают китайских пленных. Внезапно сквозь расстрельную стену проходит советский танк… Герои фильма — советская медсестра, китайский беженец и простая японка — оказываются в изоляции, и теперь им предстоит вместе пройти через множество опасностей.

Кстати, сейчас в Китае официально переснимают «А зори здесь тихие» и «Как закалялась сталь».

Герои корейского «Мой путь» тоже внезапно встречают советские танки — но на Халхин-Голе, в составе японской армии. При общей странности фильма атака советских танков, пожалуй, одна из самых эпичных в кино.

Лицо японского солдата, увидевшего советскую танковую бригаду. Кадр из фильма «Мой путь»

Красная армия оставила впечатляющий след в истории мирового кино. Отношение к русским менялось на протяжении целого столетия, и каждый перелом обязательно находил отражение в кинокультуре. И несмотря на то, что доля «клюквенных» фильмов нещадно перевешивала, были среди них и такие, что показали обратную сторону монеты — храбрость, жертвенность, смелость и отвагу советских воинов.

Если знаете какие-нибудь ещё интересные зарубежные фильмы о Красной армии, обязательно поделитесь в комментариях!

А для всех любителей сочной киноклюквы у нас уже есть статья о самом трешовом экранном оружии.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий