Сбой в программе. Как перестали летать вертолеты бундесвера

На прошлой неделе на встрече министров обороны НАТО раздавались воинственные заявления и обещания создать силы “супер-быстрого развертывания” численностью в 30 тысяч отборных солдат. Авангард численностью в 5 тысяч спецназовцев должен быть доставлен на восток в течение 48 часов. Главной целью данного словесного упражнения было продемонстрировать восточным партнерам, что их не бросят на произвол судьбы в случае агрессии России.

Но в контексте сего угрожающего жеста, министр обороны Федеративной Германии, госпоже Урсуле фон дер Лейен было доставлено еще неприятное известие.

Летный элемент бундесвера находится в состоянии тотального хаоса. Причина – программное обеспечение SASPF, задачей которого является мониторинг ухода за боевыми машинами и приобретение запасных частей. После обновления программы она настолько запуталась, что техники более не могут понять – какие машины могут летать, а какие нет.

Наибольший удар нанесен по обслуживанию транспортных вертолетов NH 90, которые имеют важнейшее значение для доставки боевых частей быстрого назначения к местам развертывания. На заседании комитета обороны госсекретарь министерства обороны, фрау Катрин Зудер была вынуждена признать, что в настоящий момент ни один вертолет этого типа летать не может.

Программа SASPF также обслуживает и другие летательные аппараты, в том числе, штурмовой вертолет Tiger. Но с NH 90 дела обстоят хуже всего. Каждая машина состоит из различных компонентов. Тобиас Линнер, эксперт по вооружениям говорит: “Даже когда программное обеспечение работает, обслуживание NH 90 – крайне проблемное дело”.

По данным SPIEGEL , в конце минувшего года лишь 11% штурмовых вертолетов находились в состоянии боевой готовности. Из транспортных вертолетов NH 90, 100% которых сейчас прикованы к земле только 9,5% были готовы к полетам в прошлом месяце и 17,4% – в 2014 году. Причиной плачевного состояния летного крыла является хаос, царивший в военных закупках. Фрау фон дер Лейен и фрау Зудер пытаются создать некую логику в существующей системе, но пока их усилия не увенчались успехом.

Речь идет о знаменательных цифрах. Во времена холодной войны боеготовность на уровне 60% считалась тревожно низкой. Когда фрау фон дер Лейен говорит о строительстве “новой оборонной архитектуры” в качестве ответа бряцающему оружию российскому президенту Владимиру Путину, она также должна услышать трезвый вопрос своих коллег: а что для этого есть в распоряжении германской армии?

Вертолетные проблемы бундесвера не ограничиваются NH 90. В прошлом году вертолет Bell UH-1D во время испытания новой радарной системы врезался в провода линии высоковольтной передачи. Вертолет рухнул и был сильно поврежден. Два члена экипажа получили легкие ранения. Причиной аварии названо “отсутствие летной практики”.

Bell UH-1D находятся на вооружении 53 года, с 1966 года. Их дано должны были заменить на Еврокоптер, но из-за бюрократической неразберихи и несостыковок этого не произошло – и не произойдет до 2020 года. В итоге бундесвер вынужден продлить использование Bell UH-1D что порождает новую волну хаоса, лихорадочного поиска запчастей и гражданских подрядчиков, готовых обслуживать вертолет.

На конец 2017 года летный персонал не добрал 700 летных часов, что негативно сказалось на подготовке пилотов.

В некоторых подразделениях гражданские подрядчики, выполняющие работы по ремонту и обслуживанию не исполняют условий контракта “из-за нехватки персонала”.

Министерство обороны вынуждено купить 6500 летных часов у ADAC (Германская Ассоциация Любителей Автотранспорта) с тем, чтобы пилоты бундесвера могли добрать необходимое для получения летной лицензии количество часов.