В сети появилось очередное видео, которое показало работу ракетного комплекса «Кинжал». Новую аэробаллистическую ракету запустили с истребителя МиГ-31. Она предназначена для поражения надводных и наземных целей на расстоянии до 2000 километров. По почти единодушному мнению экспертов «Кинжал» создан на основе ракеты 9М723 комплекса «Искандер». Что можно сказать о носителе?
Истребитель авианосцев
МиГ-31 — это не просто обозначение самолёта, а довольно обширное семейство со множеством ответвлений. Какое из них использовали для создания носителя «Кинжала»?
Давайте разбираться.
Самолёты на видео явно отличаются от серийных истребителей.
Во-первых, подвеска тяжёлой (около четырёх тонн) ракеты потребовала переработать нижнюю часть фюзеляжа. Эта переделка исключила возможность подвески ракет «воздух-воздух» большой дальности Р-33/37.
Во-вторых, исчезли подкрыльевые узлы подвески для ракет «воздух-воздух» и подвесных топливных баков.
Характеристики носителя известны — анонсированный среди прочих оружейных новинок 1 марта 2018 года, «Кинжал» должен запускаться на сверхзвуковых скоростях полёта и больших высотах. Это позволяет преодолевать расстояние до двух тысяч километров, при этом собственный движок разгоняет ракету до гиперзвуковых скоростей.
Самолёт доставляет один-единственный очень специфический груз к точке сброса.
Позвольте, но где-то я это уже видел.
Истребитель спутников
В начале 1980-х годов в СССР начали разрабатывать противоспутниковую систему авиационного базирования 30П6. Её основные элементы: ракета 79М6 «Контакт» с кинетической боевой частью, предназначенная для разрушения спутников прямым попаданием, и самолёт-носитель МиГ-31Д на базе новейшего тогда перехватчика МиГ-31. От исходного истребителя МиГ-31Д отличался отсутствием радара (перехватчику спутников он ни к чему — наведение идет с земли), удлинёнными наплывами крыла и своеобразными «лопастями» на законцовках — они повышали устойчивость в полёте.
МиГ-31Д и ракета 79М6 «Контакт»
Испытания системы начались в 1985 году, для них построили и подняли в воздух два самолёта МиГ-31Д. Характеристики комплекса подозрительно напоминают те, что специалисты сейчас приписывают носителю «Кинжала»: скорость в момент пуска более двух с половиной скоростей звука, высота пуска 15-18 километров.
При этом ракета 79М6 была заметно крупнее «Кинжала»: длина около 10 метров и масса 4550 килограммов против 7,2 метров и, предположительно, 3800 килограммов. Это может означать и несколько более высокие лётные характеристики носителя «Кинжала». Радиус сверхзвукового полёта до пуска ракеты должен составлять около 700 километров.
Самолёты-носители противоспутниковых ракет МиГ-31Д серийно не строились, однако к середине 1980-х годов ВВС СССР получили более 100 истребителей-перехватчиков МиГ-31ДЗ, отличавшихся от исходных МиГ-31-01 (модели для постройки прототипов МиГ-31Д) только наличием штанги дозаправки в воздухе. Сегодня самолёты этой модификации в основном находятся на хранении. Основные перехватчики сейчас — это более продвинутый МиГ-31Б и его модернизированный вариант МиГ‑31БМ.
Характеристики оборудования МиГ-31ДЗ не позволяют дёшево модернизировать его как перехватчик, но сделать из этих машин носители ракет «воздух-поверхность» ничто не мешает.
А совершенствование электродистанционной системы управления позволит обойтись минимальными переделками в аэродинамике.
МиГ-31ДЗ (фото: Дмитрий Пичугин)
Интересно, как самолёт может называться? МиГ-31ДМ? Д2? Или вслед за почтенным предшественником — МиГ-25РБ — получит те же литеры «разведчика-бомбардировщика»?
Самое забавное в проекте «Кинжал», что машину с подобными характеристиками, способную нести под фюзеляжем ракету массой около четырёх тонн (а может и больше?) можно использовать и как перехватчик спутников. О реанимации комплекса перехвата с участием МиГ-31 руководство ВВС России заговорило ещё в конце 2000-х годов.
Следите за новинками!
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.