Путь к первой боевой машине пехоты

История создания БМП, часть 1
М. Павлов, И. Павлов. Использованы фото из архивов авторов и редакции
Журнал «Техника и вооружение», февраль 2010 г.
Материал предоставлен редакцией журнала

 

Несмотря на то, что танки являются главной ударной силой Сухопутных войск, пехота всегда остается их составной частью. В зависимости от развития вооружения и военной техники менялись роль и тактика боевого применения пехоты. Большое значение в этом сыграла разработка принципиально нового вида вооружения и военной техники – боевой машины пехоты. Этот вид боевых машин, ставший неотъемлемой частью вооружения мотострелковых (мотопехотных) соединений и частей армий практически всех стран мира, впервые появился в СССР в середине 1960-х гг.

 

К середине 1950-х гг. в условиях возможного применения ядерного, бактериологического и химического оружия в случае развязывания новой войны стало очевидно, что пехота уже не сможет вести боевые действия с полной эффективностью, не будучи в какой-то мере защищенной от воздействия поражающих факторов этого оружия массового поражения (ОМП). Из всех видов вооружения и военной техники, находящихся на оснащении Советской Армии, только танки были способны к ведению боя в этих условиях. Но они не могли в полной мере завершить его, поскольку в основном решали кардинальные, основные задачи боя. Только пехота могла полностью освободить от противника завоеванную территорию и закрепиться на ней, т.е. окончательно утвердить победу. Помимо выполнения завершающих функций, пехота в некоторых случаях создавала благоприятные условия для применения ударных родов войск и осуществляла боевые действия в условиях, когда использование этих родов войск оказывалось нецелесообразным (например, в горах).

Одновременно с развитием ОМП происходило насыщение боевых порядков войск вероятных противников значительным количеством противотанковых средств ближнего действия и автоматическим оружием, что также требовало увеличения огневой мощи пехоты и повышения ее защитных способностей на поле боя от поражения этими средствами. Имевшиеся на вооружении Советской Армии бронетранспортеры (колесные БТР-40*, БТР-152, гусеничный БТР-50П и их модификации) по своим боевым качествам были далеки от танков и не годились для ведения боевых действий. По своей маневренности, вместительности, возможностям оружия и средствам управления эти машины не позволяли создать в наступлении сколько-нибудь управляемые и эффективные боевые и предбоевые порядки пехоты. Как только пехота размещалась в бронетранспортерах, сразу автоматически нарушалась организация ее отделений, взводов и рот и они становились неуправляемыми. При этом терялась боевая сплоченность, и мотострелки превращались в пассажиров на поле боя.

 


* Бронетранспортер БТР-40 не предусматривался как основное средство для перевозки мотострелков, а предназначался для использования в качестве разведывательной машины в разведывательных подразделениях бронетанковых и механизированных войск и стрелковых дивизий, машины связи, а также командирской машины и машины для вывоза раненых из зоны ружейно-пулеметного огня («Бронетранспортер БТР-40. Краткая характеристика и описание», г. Горький, 1951 г.).


 

Кроме того, колесный бронетранспортер БТР-152 в указанный период уже не соответствовал новым условиям ведения боевых действий. В погоне за дешевизной коммерческого шасси машина имела плохую проходимость, малую удельную мощность и по своим боевым качествам оставалась на уровне бронетранспортеров, использовавшихся в годы Второй мировой войны.

Гусеничный бронетранспортер БТР-50П обладал более совершенной конструкцией, но также не удовлетворял многим современным требованиям. По существу, он представлял транспортное средство для перевозки 20 человек, которые скученно размещались в средней части машины и, находясь в ней, не могли активно участвовать в бою. Спешивание десанта было затруднено. Стационарным (штатным) оружием БТР-50П не оснащался, а противопульная броневая защита была недостаточной. К тому же и подвижность машины (запас хода и скорость) оставляла желать лучшего. Аналогичные недостатки в части оружия, количества и размещения десанта имел и готовившийся к принятию на вооружение бронетранспортер ГАЗ-49 (БТР-60П).

Все серийные и опытные образцы БТР (гусеничные К-75, К-78, «Объект 112» и колесные «Объект 1015»**, ЗИЛ-153), разрабатывавшиеся в 1946–1959 гг., предназначались для использования в качестве средств транспортировки мотострелков к полю боя. Поэтому их общая компоновка рассчитывалась на перевозку как можно большего количества личного состава, ограничивавшегося только конструкцией машины (от 16 солдат в БТР ЗИЛ-153 до 24 – в БТР «Объект 112»). Как правило, они не располагали стационарным оружием (за исключением БТР-152, К-75, К-78 и «Объект 112»). В результате на поле боя мотострелки были вынуждены передвигаться в пешем порядке за танками или как танковый десант «на броне» только со своим личным (носимым) оружием, как нередко делалось в годы Великой Отечественной войны. Однако в условиях применения ОМП такой способ передвижения пехоты на поле боя мог привести к неоправданным и преждевременным (даже до непосредственного соприкосновения с противником) потерям личного состава.

 


** Краткие ТТХ БТР «Объект 1015», 1959 г.: боевая масса – 10,52 т; экипаж – 2 чел., десант – 19 чел.; оружие – отсутствует; броневая защита – противопульная; мощность двигателя – 132 кВт (180 л.с.); максимальная скорость: на суше – 74,5 км/ч, на плаву– 10,7 км/ч; колесная формула – 8×8.


 

 

Таким образом, успешное решение задач пехотой было возможно лишь при обеспечении ей высокой подвижности, достаточно надежной защищенности от стрелкового оружия и поражающих факторов ОМП и при высокой эффективности огневого воздействия на противника. В связи с этим возникла необходимость создания специальной пехотной боевой машины (ПБМ), используя которую пехота сохраняла присущие ей особенности ведения боя и приобретала недостающие к этому времени защищенность и подвижность на поле боя. Однако отечественные военные специалисты считали совершенно неправильным рассматривать ПБМ лишь как средство взаимодействия пехоты с танками или как средство перевозки к полю и частично на поле боя. Новая машина должна была стать основным средством ведения боя пехотой в современных условиях, придать ей те положительные качества, которыми она отличалась от других родов войск и которые оправдывали ее существование. Особенно важным было иметь такие машины в танковых войсках.

Главной и руководящей тактической идеей ПБМ являлось целесообразное и органическое соединение первичных подразделений пехоты с бронетанковой техникой по принципу танка и его экипажа с той лишь принципиальной разницей, что экипаж ПБМ мог вести бой как находясь в машине, так и вне ее при поддержке штатного оружия, установленного на машине. Первоначально ПБМ представлялась в виде полностью бронированной (обязательно закрытой и герметизированной) подвижной плавающей машины высокой проходимости, вмещавшей необходимое количество бойцов. Экипаж (десант), находясь в машине, должен был иметь защиту от воздействия поражающих факторов ОМП и мог использовать свое личное оружие, а при действии на местности – возможность удобного и прикрытого спешивания. Помимо индивидуального стрелкового оружия десанта (мотострелков), на ПБМ требовалось установить более мощное стационарное скорострельное оружие с противотанковыми возможностями для обеспечения его поддержки в наступлении и устойчивости в обороне. Кроме того, по воспоминаниям старейшего сотрудника Главного бронетанкового управления (ГБТУ) полковника в отставке Г.Б. Пастернака, в свое время курировавшего эти боевые машины, «…она должна была быть для мотострелка родным домом: там дополнительные боеприпасы, сухие пайки, какая-то одежонка, личные вещички. Она должна не только высадить мотострелка, в том числе на ходу, но и подобрать его с поля боя, взять раненого, уметь поддержать его продвижение огнем, находясь за наступающими, и многое другое».

Применение ПБМ, как принципиально нового оружия, придавало современной пехоте и новые качества, расширяло ее возможности и приводило к необходимости пересмотра способов боевого применения и организационной структуры. Используя высокие качества боевой машины, пехота могла принимать активное участие в выполнении боевых задач как совместно с танками, так и самостоятельно во всех видах боевых действий. Так, при совершении маршей ПБМ могли успешно совершать передвижение вместе с танками, а также выполнять задачи в составе органов походного охранения (походных застав).

ПБМ могли применяться в составе тактического воздушного десанта для уничтожения ракетных средств противника, захвата переправ на водных преградах, а также для овладения важными рубежами и удержания их с целью воспрещения подхода резервов противника. В ряде случаев предусматривались их действия в составе разведывательных подразделений как самостоятельно, так и совместно с танками, а в наступлении с форсированием водных преград – в качестве разведывательных машин в составе передовых подразделений, авангардов и войск первого эшелона.

В связи с достаточно высоким процентным соотношением мотострелковых частей и соединений в сухопутных войсках для их оснащения требовалась массовая и недорогая в производстве машина. Это оказывало определенное влияние на ее конструкцию и боевые качества: как можно меньшая масса (металлоемкость), простота устройства, использование серийных и недорогих в производстве агрегатов автотракторной промышленности.

В 1959–1960 гг. по распоряжению начальника танковых войск генерал-полковника (с 1962 г. – маршала бронетанковых войск) П.П. Полубоярова в Военной академии БТВ и на НИИБТ полигоне при руководстве Научно-танкового комитета (НТК) ГБТУ была проведена научно-исследовательская работа по разработке концепции и выработке основных тактико-технических требований (ТТТ) к новой боевой машине. К этой работе также подключили и ВНИИ-100.

При разработке ТТТ к пехотной боевой машине были проанализированы все существующие на тот момент времени конструкции БТР отечественного и зарубежного производства, состоявших на оснащении пехотных частей и соединений таких стран, как США, ФРГ и Франция. При этом в ТТТ к отечественной ПБМ закладывалось существенное превосходство в боевых и технических характеристиках над лучшими зарубежными машинами с учетом перспективы их возможного дальнейшего совершенствования. Задел в качественном превосходстве предполагалось получить за счет малых размеров и боевой массы машины при условии удобного размещения требуемого числа десантников, установки штатного оружия, способного при необходимости поражать танки, и броневой защиты от огня крупнокалиберных пулеметов в сочетании с обеспечением плавучести.

Командование армии США в рассматриваемый период времени ориентировалось исключительно на гусеничные машины, с упором на то, что вся пехота будет вести боевые действия на БТР. Для этих целей использовались гусеничные бронетранспортеры БТР М59 и М113.

Во Франции на вооружение приняли несколько БТР: гусеничные АМХ VTT и «Гочкис» ТТ6, колесный «Панар» EBR-ETT, созданный на базе разведывательного бронеавтомобиля «Панар». Однако их производство осуществлялось в небольших количествах. Бронетранспортер АМХ VTT не мог быть отнесен к числу наилучших, несмотря на ряд хороших показателей (броневая защита) вследствие несколько завышенных численности десанта и массы машины. Колесный БТР «Панар» EBR-ETT отличался оригинальной конструкцией, но из-за большой сложности представлял лишь технический интерес.

В швейцарской армии использовались гусеничные БТР собственной разработки «Испано-Сюиза» HS.30 и «Пират» (модификаций I, II и III) фирмы «Моваг».

Бундесвер еще только начинал создавать свой парк бронетранспортеров и ориентировался тоже лишь на гусеничные машины, исходя из того, что вся пехота должна действовать на БТР. При этом широко использовался французский и швейцарский опыт. На вооружении армии находились французский БТР «Гочкис» ТТ6 и швейцарский «Испано-Сюиза» HS.30 (SPz.12-3) «Ланг».

В армии Великобритании на вооружении состояли гусеничный БТР «Кембридж» FV.401 и колесный БТР «Сарацин» Mkl FV.603A, являвшийся основным.

Вышеперечисленные гусеничные БТР имели малые размеры и массу. Десант (примерно отделение) удачно располагался в закрытом корпусе и мог в какой-то степени принять участие в бою. Обеспечивалось удобное спешивание десанта в сторону кормы. В конструкции машин широко использовались автомобильные агрегаты – двигатель и трансмиссия. Один из них, «Испано-Сюиза» HS.30, оснащался автоматической малокалиберной пушкой (начальная скорость бронебойного снаряда более 1000 м/с). На части машин во вращающейся башенке устанавливался пулемет калибра 7,62 (7,5) мм или 12,7 мм. Бронетранспортеры АМХ VTT, «Пират» и M113 были оборудованы системой противоатомной защиты (ПАЗ).

В своем большинстве все эти машины являлись просто транспортным средством и не обеспечивали мотопехоте возможности ведения активных боевых действий в новых условиях. Однако некоторые из них при установке соответствующего вооружения могли приблизиться к разрабатывавшейся отечественной ПБМ.

В нашей стране были рассмотрены два направления разработки таких машин. Первое направление было связано с приспособлением состоявших на производстве и вооружении колесных и гусеничных БТР для решения задач ПБМ. Второе направление предполагало создание ПБМ как принципиально нового вида бронетанкового вооружения Сухопутных войск, что подразумевало применение специальных узлов и агрегатов, легких сплавов и многотопливного двигателя для создания машины с наиболее высокими по тому времени боевыми и техническими характеристиками. По результатам проведенных исследований предпочтение было отдано второму направлению.

К выявлению основных тактико-технических характеристик (ТТХ) специальной ПБМ и выработке к ней ТТТ отечественные военные специалисты подошли серьезно и основательно, поскольку ее боевые свойства характеризовались не только подвижностью и броневой защитой, но и основным оружием, а также оптимальной численностью экипажа и десанта. При этом пришлось преодолеть ряд затруднений в определении основных показателей машины, которые объяснялись тем, что она должна была быть наиболее массовой с вытекавшими из этого требования ограничениями, налагаемыми, прежде всего, экономикой государства.

Численность десанта ПБМ, по мнению отечественных специалистов, ограничивалась минимальной штатной единицей – отделением. Меньшая численность десанта приводила к нежелательному увеличению количества боевых машин. Большая – превращала ее в транспортер с неполным боевым использованием всего скученного в машине десанта, а при поражении могла привести к большим потерям в личном составе. Кроме десанта, в ПБМ должны были располагаться механик-водитель и оператор штатного (стационарного) оружия, которые оставались в машине и огнем и маневром поддерживали действия спешенного десанта. Поэтому численность экипажа (десанта) должна была составлять 7–10 человек. При ведении боя из машины для эффективного использования личного оружия десантники должны были располагаться лицом к бортам, в которых предусматривались лючки и бойницы.

Стремление обеспечить более безопасный выход и быстроту спешивания десантников приводило к их размещению около кормовых дверей, что являлось нежелательным для ПБМ, так как пассивное расположение десанта в корме не обеспечивало ведение огня из стрелкового оружия вперед по ходу машины. Утверждение о лучшей защищенности десанта при заднем расположении десантного отделения и переднем размещении агрегатов МТО, играющих роль защитного экрана, не могло быть решающим. Переднее расположение МТО для плавающих машин неизбежно приводило к уменьшению массы лобовой брони и к увеличению толщины кормовой брони по условию местоположения центра тяжести машины.

Предпочтительней была ПБМ с активным расположением десанта, в которой носовая часть корпуса освобождалась от агрегатов силовой установки и трансмиссии для размещения в ней возможно большего числа стрелков, имевших возможность ведения огня по ходу машины.

Компактное стационарное вооружение ПБМ с возможностью кругового обстрела предполагалось использовать для поражения подобных машин противника, огневых точек и живой силы. Его установка должна была обеспечить возможно меньшие размеры машины с удобным размещением десанта. Наиболее подходящим оружием для машины считалась малокалиберная автоматическая пушка калибра 20–30 мм, либо автоматическая пусковая установка неуправляемых реактивных снарядов (НУРС) калибра 70–90 мм, способная поражать даже танки. В качестве дополнительного оружия мог использоваться обычный пулемет. При наличии легкого пушечного вооружения по бокам башенки могли быть установлены несколько ПТУР пехотного типа.

Применение более мощного штатного вооружения во вращающейся башне требовало использования погона диаметром 1300–1500 мм, что значительно усложняло и утяжеляло машину и превращало ее в смесь артиллерийской боевой машины и БТР. Такая ПБМ не могла быть массовой.

Массовость и компактность по возможности легкой ПБМ исключали использование на ней противоснарядной броневой защиты. Целесообразным представлялась ее защита от огня крупнокалиберных пулеметов, при которой лобовые броневые листы корпуса имели приведенную толщину 35–40 мм. Толщина бортовых листов (ввиду того, что машина должна быть плавающей) не превышала 13 мм, при этом обеспечивалась защита только от огня обычных пулеметов, а от крупнокалиберных – в пределах курсового угла ±30°. Также была желательна возможность регулирования клиренса до минимума с целью маскировки машины и уменьшения ее силуэта на поле боя для повышения защищенности.

Специальная защита предусматривала герметизацию корпуса и наличие фильтровентиляционной установки (ФВУ) для коллективной защиты экипажа от поражающих факторов ОМП.

В части подвижности ПБМ должны были иметь средние и максимальные скорости, а также запас хода не ниже, чем у танков. Наиболее приемлемыми считались удельная мощность в 14,7 кВт/т (20 л.с./т) и максимальная скорость – 70–75 км/ч. По проходимости они также не должны были уступать танкам, причем мог использоваться как гусеничный, так и совершенный колесный движитель. При гусеничном движителе ПБМ имели более простую конструкцию трансмиссии, ходовой части и корпуса. Легче решался вопрос обеспечения движения на плаву – за счет перемотки гусениц. Сама ПБМ при прочих равных условиях отличалась меньшими габаритами и массой. В целом эти показатели для объекта массового производства были решающими, а требуемое обеспечение срока службы гусениц в 8000–10000 км для легкой машины не являлось проблемой, а лишь задачей, которую предполагалось решить за счет применения резинометаллического шарнира (РМШ).

Высокие требования предъявлялись и к компоновке ПБМ, в которой большая часть внутреннего объема отводилась для размещения десанта. Предполагалась оригинальная компоновка, на базе которой впоследствии могли быть созданы другие боевые машины аналогичной категории по массе.

Поэтому параллельно с выработкой и обоснованием ТТТ в Военной академии БТВ и ВНИИ-100 выполнили ряд эскизных проработок ПБМ с двумя наиболее рациональными вариантами компоновок. Первый предусматривал расположение моторно-трансмиссионного отделения (МТО) и отделения управления, занимавших от 1/4 до 1/3 длины машины, в передней части корпуса. Остальное пространство оставалось свободным для десанта и вооружения. При этом корма корпуса выполнялась в виде откидной аппарели. Преимущества такой компоновки заключались в свободном размещении и удобном спешивании десанта, а также в широкой возможности использования базы машины без существенных изменений (благодаря наличию свободного пространства) под командно-штабные, разведывательные, санитарные, транспортные и другие машины. Однако в данном случае трудно было обеспечить необходимый дифферент на корму при движении на плаву вследствие тяжелой носовой части. Кроме того, ПБМ получалась более длинной.

 

 

Во втором варианте МТО располагалось в узком туннеле вдоль продольной оси машины с двигателем в кормовой части и трансмиссией в носовой. Личный состав (десант) размещался по бортам машины спинами к туннелю. Для уменьшения ширины машины десантников можно было повернуть под небольшим углом вперед. В носовой части корпуса рядом с механиком-водителем устанавливалось вооружение с оператором. Корма корпуса, как и в первом варианте, выполнялась с откидной аппарелью. Этот вариант компоновки позволял получить наименьшую длину машины, требуемый дифферент на плаву, но он проигрывал предыдущему в универсальности использования (туннель вдоль продольной оси машины).

Выполненные эскизные проработки ПБМ показали, что подобные машины, созданные в гусеничном варианте, удовлетворяли всем рассмотренным выше требованиям и могли иметь массу в пределах 8–10 т. В Академии БТВ, помимо колесного и гусеничного движителя для БПМ, дополнительно были проработаны варианты комбинированного движителя – колесно-гусеничного и гусенично-колесного.

Летом 1960 г. ориентировочные ТТТ на ПБМ, согласованные с Управлением Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (ГКСМОТ), были направлены НТК ГБТУ в конструкторские бюро Московского автомобильного завода им. Лихачева (ЗИЛ), а также Челябинского (ЧТЗ) и Алтайского (АТЗ, Рубцовск) тракторных заводов. Заводам была поставлена задача – выполнить эскизную проработку различных вариантов машины исходя из их производственных возможностей.

Согласно этим требованиям предусматривалось создание плавающей бронированной машины массой 11–12 т с различными вариантами движителей (гусеничного, колесного или комбинированного), вооруженной орудием, ведущим огонь активно-реактивными снарядами, и двумя пулеметами. Активно-реактивные снаряды калибра не менее 100 мм с высокой кучностью боя на дистанции до 1,5 км и фугасным действием у цели должны были иметь достаточную эффективность при использовании против легких броневых целей. Процесс заряжания – автоматизированный, управление оружием и производство выстрела осуществлялось с места командира – дистанционно. Сектора обстрела – максимально возможные, но не менее 120–180° в переднем секторе. Один из 7,62-мм пулеметов был спарен с орудием (пусковой установкой), второй располагался в корме машины. Боекомплект активно-реактивных снарядов – не менее 25–30 шт. (из них половина в автоматизированной укладке).

Лобовая броня корпуса должна была обеспечивать защиту от обстрела из крупнокалиберного пулемета, борта и корма – от бронебойной пули винтовочного калибра. Боевое отделение – закрытое, десантное отделение – с размещением в кормовой части корпуса. Предусматривалась защита обитаемых отделений от ОМП с помощью подбоя и создания избыточного давления очищенного воздуха (ФВУ). В состав экипажа машины входили два человека, в состав десанта – 8– 10 человек (10 посадочных мест).

При использовании комбинированного движителя – колесно-гусеничного (гусенично-колесного) оговаривалась необходимость перехода с одного типа движителя на другой без выхода экипажа из машины. Кроме того, предусматривалось использование в подвеске машины специального устройства для ее опускания на днище. Максимальная скорость на колесном ходу должна была составлять 60–70 км/ч, на гусеничном – до 50 км/ч, а запас хода по движителю (ходимость) – 15000 км и 1500–2000 км соответственно. В случае применения гусеничного движителя движение на плаву осуществлялось за счет его использования (перемотки), при других типах движителей – с помощью водометов. Для преодоления водных преград допускалось применение дополнительных объемов-поплавков, убираемых при движении машины на суше.

В результате в конструкторском бюро ЧТЗ приступили к разработке ПБМ на оригинальной базе, получившей наименование «Объект 765», на АТЗ – «Объект 13» на базе ГТ-Л («Объект 12») и в конструкторском бюро ЗИЛ – «Объект 851» на базе БТР ЗИЛ-153.

Эскизные проекты первых вариантов пехотных боевых машин рассматривались в НТК ГБТУ и на заседании секции №7 Научно-технического совета (НТС) ГКСМОТ в сентябре 1960 г. По результатам рассмотрения представленных проектов, ТТТ к новой машине подверглись доработке и корректировке. Скорректированные ТТТ в октябре того же года вновь были направлены в КБ заводов. Дополнительно к работе был привлечен Горьковский автозавод. Срок представления проектов для рассмотрения в НТК ГБТУ был определен 15–20 ноября 1960 г.

На основе рассмотрения представленных эскизных проектов ЧТЗ, АТЗ и ЗИЛ в НТК ГБТУ и Государственном комитете Совета Министров СССР по оборонной технике (ГКСМОТ) ранее предъявленные ТТТ на ПБМ вновь были подвергнуты корректировке. После их согласования в ГКСМОТ и утверждения в ГБТУ вышло постановление Совета Министров СССР от 17 февраля 1961 г. №141-58, в соответствии с которым ЧТЗ, АТЗ, ЗИЛ, а также Курганскому машиностроительному заводу (КМЗ) была поручена разработка технических проектов специальных боевых машин пехоты (БМП)*** массой 10–12 т, ограниченного бронирования, с экипажем из двух и десантом из 10 человек.

 


*** БМП – такое новое название получила пехотная боевая машина, оно утвердилось за ней на все последующие годы.


 

Конструкторские бюро ЧТЗ, АТЗ и ЗИЛ продолжили разработку своих проектов по скорректированным требованиям, а в конструкторском бюро КМЗ создание БМП было сосредоточено на гусеничном варианте «Объект 659» и колесном – «Объект 664».

Что касается Горьковского автозавода, то он представил в НТК ГБТУ свой эскизный проект пехотной боевой машины в апреле 1961 г. Проект был выполнен на базе БТР-60П с установкой облегченной башни конструкции ЧТЗ. В машине, кроме 2 человек экипажа, размещались б десантников, что не соответствовало предъявляемым требованиям. Численность десанта была ограничена общей массой машины, величина которой, согласно проекту, составляла 10–10,2 т. В 1962 г. в связи с мероприятиями по модернизации серийно выпускавшегося БТР-60П (установка броневой крыши и башенки со спаренными пулеметами калибра 14,5 и 7,62 мм) работа по созданию БМП с завода была снята и передана Брянскому автозаводу. К созданию боевой машины пехоты Горьковский автозавод вернулся летом 1964 г., когда ему была выдана для согласования тематическая карточка на колесную БМП, впоследствии получившую наименование ГАЗ-50.

Для выполнения постановления в конструкторских бюро ЧТЗ, АТЗ, КМЗ, ЗИЛ и ВНИИ-100 была организована конкурсная НИОКР. Для координации работ, оказания технической помощи разработчикам и оперативной оценки результатов по решению ГБТУ и ГКСМОТ во ВНИИ-100 сформировали бригаду специалистов во главе с И.С. Зильбербургом, в состав которой вошли И.В. Бах, В.Ф. Викторов, B.C. Идлис и сотрудники НИО.

В марте 1961 г. задание на разработку БМП с колесно-гусеничным движителем от начальника танковых войск получила и Военная академия БТВ. В соответствии с заданием БМП должна была обеспечить совершение длительных маршей по дорогам на колесах с переходом в особо трудных дорожных условиях на гусеничный движитель.

В процессе проведения НИОКР были выполнены 11 проектов БМП, которые имели одинаковые основное оружие и уровень броневой защиты и отличались конструкцией моторно-трансмиссионной группы и ходовой части. При выборе вооружения были проработаны варианты установки автоматической пушки калибра 30, 37 и 45 мм, а также активно-реактивной системы калибра 57, 76,2 и 73 мм. Окончательный выбор основного оружия был сделан в пользу 73-мм гладкоствольного орудия**** с активно-реактивным выстрелом.

Технические проекты БМП, представленные ЧТЗ, АТЗ, КМЗ и ЗИЛ, были рассмотрены на заседании секции №7 НТС ГКСМОТ в июле 1961 г.

 


 

**** Выбор был сделан в связи с директивным указанием Н.С. Хрущева о переориентации развития вооружения со ствольной артиллерии на ракетное (реактивное) оружие. Прим. авт.


 

Продолжение следует

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru