Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 апреля 2024
Блокадный Ленинград: взгляд итальянца

Блокадный Ленинград: взгляд итальянца

О нереализованном проекте кинорежиссера Джузеппе Торнаторе
Ирина Баранчеева, Рим
08.05.2018
Блокадный Ленинград: взгляд итальянца

В итальянском издательстве Sellerio вышла необычная книга – сценарий так и не снятого фильма о блокаде Ленинграда, который известный режиссер, лауреат премии «Оскар» Джузеппе Торнаторе пытался реализовать на протяжении последних семнадцати лет.

Публикацией сценария этого неосуществленного фильма итальянский режиссер решил поставить точку в долгой борьбе, которую ему пришлось вести с продюсерами и спонсорами разных стран, чтобы напомнить миру о драматических страницах Второй мировой войны, которые, как оказалось, на Западе многими забыты, а кое-кому вообще не известны.

В предисловии к сценарию фильма, который должен был называться «Ленинград», Джузеппе Торнаторе рассказывает о той «битве», которую ему пришлось выдержать прежде всего с самим собой, чтобы убедиться, что он сможет достойно представить эту невероятную человеческую трагедию, разворачивавшуюся в осажденном городе в течение 900 дней, а затем уже с теми, от кого зависело финансирование картины. Увы, высокое искусство, как это ни печально признать, капитулировало перед презренным металлом.

Надо сказать, изначально идея создания фильма о героической обороне города на Неве принадлежала не Джузеппе Торнаторе, а не менее известному в Италии режиссеру Серджио Леоне, который в1980-х годах намеревался экранизировать книгу Гаррисона Солсбери «900 дней. Блокада Ленинграда».

Солсбери был одним из первых американских журналистов, попавших в освобожденный Ленинград в 1944 году. Он увидел собственными глазами следы произошедшей в городе трагедии, хотя, конечно, в тот момент не мог еще оценить весь ее масштаб. Тем не менее писатель был настолько потрясен увиденным, что в течение последующих 25-ти лет собирал материалы для своего исследования.

Серджио Леоне с увлечением рассказывал друзьям о будущем фильме. Он рисовал перед ними целые сцены, и у многих сложилось впечатление, что сценарий уже написан. На самом деле в архиве режиссера сохранились лишь три листка с самыми общими заметками по поводу сюжета. По его задумке, камера должна была сфокусироваться на клавиатуре пианино и на руках играющего музыканта. По мере того, как она отъезжала назад, становилось бы видно, что это играет Шостакович. Затем камера удалялась через распахнутое окно и показывала весь военный Ленинград, паря над крышами домов и постепенно выходя за пределы города, приближаясь к линии фронта, где на горизонте наступали немецкие войска.

Идея была грандиозной! Однако книга Гаррисона Солсбери так и не была экранизирована. Незадолго до поездки в Москву для переговоров с «Мосфильмом», поскольку это должен был быть итальянско-российский проект, Серджио Леоне умер. Позже известный продюсер Альберто Гримальди, финансировавший фильмы не только Леоне, но и Феллини, Пазолини, Бертолуччи и Скорсезе, предложил молодому, но уже утвердившему себя в мире кино Джузеппе Торнаторе снять фильм, который не успел Серджио Леоне, но тот дважды отказывался, не желая становиться заложником чужого проекта.

Тем не менее история осажденного Ленинграда и невероятной стойкости его жителей, о которой, как замечает Торнаторе, «не рассказывали учебники в итальянских школах», потрясла и необыкновенно заинтересовала его.

Больше всего итальянца поразило, что несмотря на нечеловеческие условия и страшный голод, ленинградцы не только старались выжить физически, но и духовно, спасая свое культурное наследие.

Джузеппе Торнаторе решил создать собственный сюжет о блокаде Ленинграда, и эта идея была с восторгом воспринята компанией «Medusa», которая выпускала его фильмы.

Tornatore Leningrado.jpgВ течение пяти лет режиссер, оставив другие проекты, часто ездил в Петербург, чтобы работать в архивах, познакомиться с военной кинохроникой, встретиться с людьми, пережившими блокаду, и узнать об этой героической странице войны как можно больше. Его консультантами стали писатель Даниил Гранин и президент Ассоциации историков блокады Юрий Колосов.

В фильме должны были появиться как персонажи Дмитрий Шостакович и Ольга Берггольц, а его главной героиней стать виолончелистка Вера Платонова, солистка оркестра Ленинградской филармонии, принимавшая участие в исполнении Седьмой симфонии Шостаковича в 1942 году в осажденном Ленинграде и пережившая всю трагедию отрезанного от мира города, теряющая близких, спасающая от смерти своих двоих детей.

Сценарий, написанный Джузеппе Торнаторе «в четыре руки» со сценаристом Массимо Де Рита, очень человечен, проникновенен, берет за душу. День за днем перед нами проходит трагическая повседневность блокады – от начала войны до освобождения города. Но именно несомненные художественные достоинства сценария стали камнем преткновения для его практической реализации.

Бюджет фильма по предварительным подсчетам должен был составить около 100 миллионов евро, и это сразу же отпугнуло продюсеров. Несмотря на то, что главную роль должна была играть Николь Кидман, а музыку написать «оскароносный» композитор Эннио Морриконе, американские спонсоры не торопились открывать свои кошельки.

Итальянский продюсер Гоффредо Ломбардо, заинтересовавшийся сюжетом, прямо сказал Торнаторе: «Сценарий прекрасный, но ты никогда не снимешь этот фильм. Он очень дорого стоит, а американцы не дадут тебе ни одного доллара на фильм о войне, где не они появляются в роли спасителей отечества, а коммунисты».

Справедливо. Действительно, почему деньги на фильм о блокаде Ленинграда должны давать американцы? Впрочем, Джузеппе Торнаторе и с продюсерами из России вел переговоры, но они тоже не увенчались успехом.

Затем неожиданно появился какой-то русский олигарх, который был готов профинансировать фильм, но при одном условии: главную роль должна была играть его жена. Это предложение режиссер благоразумно отклонил. Мы не увидим пока фильм «Ленинград», однако его сценарий теперь опубликован, и есть надежда, что в ближайшее время он будет переведен на русский язык.

И все же не оставляет чувство сожаления, что такой интересный проект одного из самых известных и талантливых на сегодняшний день режиссеров остается нереализованным. Он стал бы хорошим напоминанием современному обществу, балансирующему на грани войны, о том, какими нечеловеческими усилиями завоевывается мир.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..