- Что творится!
- Первый раунд: выбор специалистов
- Франция: «Дассо-Рафаль»
- Германия, Италия, Испания и Великобритания: «Еврофайтер Тайфун»
- Швеция: SAAB JAS-39 «Грипен»
- Второй раунд: народное голосование
- Франция: «Дассо-Рафаль»
- Германия, Италия, Испания и Великобритания: «Еврофайтер Тайфун»
- Швеция: SAAB JAS-39 «Грипен»
- Третий раунд: жестокая реальность
Что творится!
Странные пришли времена. В США количество истребителей пятого поколения скоро перевалит за пять сотен. В Китае и России пятое поколение летает и потихоньку становится на вооружение. Свой проект есть у Японии и даже Ирана (только не гуглите его на ночь глядя!). И лишь Европа молчит. Да, в 2012 году SAAB обмолвился о Flygsystem 2020, но с той поры ни слуху ни духу.
Как это так — страны, недавно претендовавшие на место в зале славы лучших военных авиапроизводителей, отстают уже на несколько лет?
И что теперь делать? Впрочем, неважно. Давайте лучше посмотрим на остатки былой роскоши — проекты четвёртого поколения, созданные в Европе, и устроим контрольную закупку этих летательных аппаратов
Первый раунд: выбор специалистов
Франция: «Дассо-Рафаль»
Двухдвигательный лёгкий многоцелевой истребитель, главная надежда французов в воздушном бою. Поднявшись на крыло в 2001 году, уже через три года он начал поступать на вооружение французских военных, вытесняя предыдущую разработку — «Дассо-Мираж» 2000.
Этот самолёт не может серьёзно похвастаться и выделиться из рядов конкурентов. Тяговооружённость не самая большая, управляемого вектора тяги нет. Есть бортовая радиолокационная станция с активной фазированной решёткой, но кого сейчас этим удивишь. Выгодно отличается лишь боевая нагрузка, составляющая солидные 9500 килограммов, что больше не только европейских, но и американских «коллег».
«Дассо Рафаль»
Ещё создатели активно рекламируют большое количество углепластика (карбона, если по-нашему, дворовому) в конструкции самолёта. Однако хвастаться этим как-то слабовато. Хотелось бы сказать о выгодно отличающей его авианосной версии, но и тут вышла промашка. Оказалось, что двигатели истребителей требуют техобслуживания каждые 150 часов полёта. Причём в условиях авианосца такие работы не провести — нужно возвращаться в порт. Когда это выяснилось, военные моряки громко кричали и жестикулировали, самолёты забраковали, а с двигателями решили разобраться позднее.
Германия, Италия, Испания и Великобритания: «Еврофайтер Тайфун»
Едва ли не главная надежда Европы девяностых годов, «Еврофайтер Тайфун» рванул ввысь в 1994 году, и вплоть до начала эксплуатации в 2003-м говорили о нём с придыханием и нежностью. Тут все веяния последних лет: даже снижение радиозаметности, чтобы играть в «почти стелс». «Почти» — потому что внутренних отсеков для вооружения не предусмотрели, всё крепится снаружи, по старинке.
Топливо льют не только в фюзеляж, но и в крылья.
Горючка находится в кессонах консолей крыла. Отчасти благодаря этому удалось обеспечить боевой радиус в 1390 километров; впрочем, с теми же тремя подвесными баками, что и у «Рафаля».
«Еврофайтер Тайфун» (фото: David Ellins)
Отклоняемого вектора тяги тут нет, но в будущем — если клиенты дадут денег на разработку — можно будет получить и его. Двигатели модульные, как сейчас модно — время замены всего около 45 минут.
Швеция: SAAB JAS-39 «Грипен»
Шведское небо раскрыло объятья первому «грифону» в далёком 1988 году. Эксплуатация же этих самолётов началась почти на десять лет позже, в 1997. Шведские военные, составляя техническое задание для инженеров «Сааб», проставили крестики во всех возможных графах: низкая радиозаметность, возможность использовать истребитель как разведчик и перехватчик, укороченный взлёт, эксплуатация с неподготовленных аэродромов, дешевизна и простота.
Инженеры не подкачали. Пусть двигатель всего один, размеры небольшие, а боевая нагрузка почти в два раза меньше чем у Rafale, зато остальные пункты выполнили — получите и распишитесь.
SAAB JAS-39 «Грипен» (фото: Tuomo Salonen)
Самолёт дешёвый, простой и может похвастаться кокпитом, удивительно похожим на приборную панель автомобиля SAAB 9000 (фирма-то почти та же самая). Особых чудес швед не показывает, но и не теряется. Отдельно стоит отметить и неплохую тяговооружённость.
Оценки:
Dassault Rafale — 4,5
Eurofighter Typhoon — 4,5
JAS 39 Gripen — 3,5
Второй раунд: народное голосование
В этом раунде все просто. Голосуют другие страны, используя рубли, доллары, франки или другую валюту. Больше продаж — больше очков. Впрочем, есть нюансы.
Франция: «Дассо-Рафаль»
Стоимость этого истребителя — 85-124 миллиона долларов. Да, недёшево, но продажи удалось разогнать за счёт победы в «матери всех тендеров» — индийском MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft, «средний многофункциональный боевой самолёт». — Прим. ред.). 36 штук пропихнули Катару и 24 — Египту. Ну и сама Индия вроде как уже раскачалась на 36 французских «шквалов» (планировалось, правда, 126, но это уже детали).
«Дассо Рафаль» (фото: Gauthier Bonnet)
Германия, Италия, Испания и Великобритания: «Еврофайтер Тайфун»
Цена кусается: где-то на уровне 120 миллионов за тушку. Однако купец нашёлся и на этот товар. Помимо участвовавших в создании стран (тут правило железное: участвовал в готовке — будешь есть) «тайфуны» приобрели Австрия, Саудовская Аравия и Оман. Также запущен процесс поставки в Катар и Кувейт. В общей сложности более шестисот самолётов порадуют своих хозяев.
SAAB JAS-39 «Грипен» (фото: Tony Osborne)
Швеция: SAAB JAS-39 «Грипен»
Несмотря на очень сладкую цену в 48 миллионов долларов, покупателей не так много. И покупатели тут другие: из карманов достают последнее, торгуются, надеются на скидку. Венгрия, Чехия, ЮАР и Таиланд доверили своё небо шведским машинам, но стоит учитывать, что некоторые купить не смогли и договорились взять самолёты в лизинг. Хотела завести у себя «грифонов» и Швейцария, но народное голосование оказалось против.
Зато дальше дела пошли лучше: выиграли бразильский тендер, по которому скоро могут начаться поставки. Несколько штук приобретёт Болгария.
Оценки:
Dassault Rafale — 3,5
Eurofighter Typhoon — 4,5
JAS 39 Gripen — 3,5
Третий раунд: жестокая реальность
Что с перспективами? В целом они примерно одинаковые. Франция будет держаться за «рафали» до последнего, пытаясь пропихивать их в любой возможный тендер и надеясь на уже покрывающийся пылью «индийский вариант».
Шведы прочно заняли нишу «просто и недорого», а вот для «Тайфуна» гром грянул в феврале 2017 года. Тогда министр обороны Австрии обвинил создателей в мошенничестве и попросил вернуть пятнадцать уже поставленных самолётов, а на сэкономленные два миллиарда долларов закупить недорогих шведов. Впрочем, остальные пользователи были не столь категоричны в оценках проекта.
«Еврофайтер Тайфун»
Жить четвёртое поколение будет ещё долго. Альтернатив почти нет: или бросать своё, с таким трудом созданное, и переходить на американские F-35, или продолжать гордо нести изрядно потрёпанный флаг «Made in Europe. Мы умеем в авиацию».
Оценки:
Dassault Rafale — 4,0
Eurofighter Typhoon — 3,5
JAS 39 Gripen — 3,5
Итого:
Dassault Rafale — 12,0
Eurofighter Typhoon — 12,5
JAS 39 Gripen — 11,5
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.