Украинский флот подошел к точке невозврата

0
9 июня 2018 года исполнится ровно 23 года с момента подписания президентами Ельциным и Кучмой соглашения о разделе Черноморского флота. До момента распада Советского союза ЧМФ был настоящим флотом сверхдержавы, насчитывая более восьми сотен кораблей и судов всех классов и свыше ста тысяч военнослужащих личного состава. Общая стоимость имущества Черноморских военно-морских сил оценивалась примерно в 80 миллиардов долларов США по состоянию на 92-й год.





После выхода Украины в самостоятельное плавание Крым и военно-морская база ЧМФ остались в Незалежной. По соглашению между Киевом и Москвой Черноморский флот был разделен, что за годы привело его к фактически состоянию разгрома безо всякой войны. После раздела Украине досталось 138 судов, и участь их была печальна. Боевые корабли выходили из строя один за другим и списывались на утилизацию. Неуклонно сокращалась численность личного состава Черноморского флота Украины и его уровень выучки.

После воссоединения Крыма с Россией, почти 80% украинской части Черноморского флота перешло под управление российского командования. Андреевский флаг был поднят над 51 судном. Эксперты оценили состояние большинства кораблей как «ржавое железо», поскольку Киев не вкладывал достаточных средства в их своевременный ремонт, переоснащение и перевооружение. Как правило, выделение средств сводилось к «освоению бюджетов» причастными. Российский президент даже заявил о готовности вернуть Киеву его «ржавые лоханки».

Президент оставшейся фактически без флота Украины Петр Порошенко в 2015 году заявил о необходимости строительства Военно-морских сил с нуля:

Наш флот должен быть современным и совместимым с кораблями стран НАТО


По мнению Главнокомандующего, Незалежная должна была сотворить чудо, реализовав государственную программу кораблестроения в условиях бюджетного дефицита. К созданию с нуля ВМФУ Порошенко собирался привлечь иностранных специалистов. Угрозу российскому Черноморскому флоту должны были составить украинские корабли-носители ударного оружия, морская авиация, морская пехота, ракетные и артиллерийские береговые комплексы.

О том, что вышло из украинской затеи, можно судить по заявлению командующего ВМС Незалежной. Игорь Воронченко считает, что военное судостроение на Украине стремится к точке невозврата. Киев пытался поправить свое положение на Азовском и Черном морях за счет строительства четырех корветов проекта 58250. Но из-за недостатка финансирования сроки сдачи даже первого корабля этой серии «Владимир Великий» непрерывно сдвигаются. Украинский адмирал жалуется, что несмотря на громкие заявления властей, реально денег на строительство не выделяется:

Как угодно, но один миллиард 361 миллион гривен дайте на флот


По его словам, без финансирования окончательно загнется целая судостроительная отрасль, где заняты сотни украинских предприятий и почти десять тысяч работников. Шансы Незалежной вновь стать военно-морской державой стремятся к нулю.