Кто кого: первая в мире система ПВО против немецкой воздушной угрозы

«Боже, покарай Англию»

С начала Первой мировой войны Германия всячески пыталась уязвить Британию. Хотя — по нашим меркам — Англия даже и не начинала досаждать Германии. И уж тем более не пыталась затопить Рур. Но мирные немцы уже радостно пели под аккомпанемент оркестров:

Снарядами с моря, бомбами с воздуха
Мы шлём наш привет,
Чтобы превратить каждый дом Англии
В убежище смерти.

Рифма, конечно, так себе (в переводе), но, что хотел сказать автор своим произведением, вполне понятно. Девиз «Боже, покарай Англию» тоже стал невероятно популярным.

И стихами с молитвами немцы не ограничивались. Сначала попробовали набегать крейсерами. Рано утром они подходили к берегам Альбиона и стреляли из всех стволов на кого Gott mit uns пошлёт. Авось британцы испугаются, свергнут правительство или сдадутся. Снаряды — калибром вплоть до 280 мм — исправно рвались среди домов и церквей юго-восточной Англии.

Британцы приходили в ярость и почему-то не сдавались. Что делать? «А пошлём-ка мы творения графа Цеппелина!», — решили немцы.

Жужжа моторами «Майбах», огромные стальные сигары безнаказанно реяли в небе над Британией. Вниз летели тонны бомб, разносившие кварталы Лондона в щебёнку. Ущерб достигал полумиллиона тогдашних фунтов стерлингов за раз! Но британцы сдаваться не собирались. Больше того, часто добрые жители после очередного налёта громили близлежащие магазины, чьим вывескам не повезло быть похожими на немецкие.

На смену цеппелинам пришли бомбардировщики-аэропланы. Но Британия продолжала воевать.

25 мая 1917 года толпа ворвалась на один из английских аэродромов. Закидала камнями механиков и чуть было не разрушила ангары с самолётами. Дескать, чего ж вы не вылетали нас спасти?

Обозлённой толпе было безразлично, что этот конкретный аэродром принадлежал учебной авиашколе. И там при всём желании просто не было перехватчиков.

12 июля того же года в Лондоне немецкие бомбы повредили, помимо прочего, пивоваренный завод. Терпение народа могло и лопнуть! Надо было что-то делать — и срочно.

От ракет до ночных прицелов: ответ ПВО

Но как уничтожить воздушный корабль, который больше полутораста метров в длину и почти двадцать в диаметре? Тараном, как в   «Ангелах ада»? Так ведь лётчики кончатся. Пулемётом? Но простые пули могут дырявить оболочку такого гиганта до бесконечности. А специальных зажигательных пуль тогда ещё не изобрели.

Средство от дирижаблей

Идея! Берём металлическую трубку длиной чуть больше десяти дюймов (23 см), начиняем чёрным порохом с фосфором. Спереди трубки — заострённый нос, сзади — три пружинных раскрывающихся «лапы». Пролетаем над цеппелином, бросаем снаряд вниз. Наконечник пробивает оболочку дирижабля, лапы удерживают трубку на нужном месте, а зажигательный состав воспламеняет водород внутри корабля.

Хотите верьте, хотите нет — но так и впрямь атаковали дирижабли. А там и зажигательные пули Brock and Pomeroy подоспели.

Как уничтожить, разобрались. Теперь встал вопрос: как найти? Особенно ночью. Ведь немцы перешли на ночные налёты после того, как встретили сопротивление.

Англию разделили на семь районов — по узлам телефонной сети. Если всё складывалось как надо, то с момента получения первого сигнала об угрозе налёта до начала оповещения жителей проходило всего 10 минут. И это в 1915 году!

Каждая новая угроза со стороны неприятеля вызывала немедленный ответ британцев. Наиболее вероятные маршруты налётов перекрыли аэростатами заграждения. Зенитные орудия поставили на скоростные автомобили. Получился мобильный резерв.

Трёхдюймовая зенитка на автомобильном шасси

Специальные сигнальные ракеты-«маруны» (maroons) своим громким «бабахом» сравнительно быстро предупреждали население, что пора прятаться. Только в Лондоне построили убежища почти для миллиона человек. Даже бомбы весом в тонну не смогли заставить британцев усомниться в победе.

Осенью 1918 года в Центре воздушной обороны Лондона поставили большую интерактивную карту. На неё стекалась информация с 25 подцентров ПВО.

Например, передовой пост замечает вражеский аэроплан. И уже через полминуты цветная фишка, обозначающая этот самолёт, стоит на столе у начальника ПВО.

Можно было отдавать ценные указания своим истребителям, прожекторам и зениткам по прямым телефонным линиям и по радио дальнего действия.

В любое время суток ПВО Лондона имело не менее двухсот самолётов, готовых к вылету! Ночью каждый командир эскадрильи истребителей (благодаря радиопередатчику на борту) становился для своих бойцов «воздушным командным пунктом» — в современных терминах.

ПВО Лондона 1918 года

Некоторые истребители даже имели специальные ночные прицелы. Комбинация цветных лампочек и колец, намазанных фосфором, а также слов «ахалай махалай» и «авада кедавра» позволяли ночью видеть силуэт вражеского самолёта в прицеле. И даже сбить его.

Увы, вскоре после конца войны вся эта система ПВО, с таким превеликим трудом выстроенная, исчезла практически без следа. Самолёты с чёрными крестами вновь появятся над Англией в годы Второй мировой. Но их встретят потомки тех, кто отражал первые налёты…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий