«Крепкий орешек» и судебные иски: как «Глок» покорял США

Стрип-клубы, Брюс Уиллис и полиция

Мы уже писали, как малоизвестный производитель лопат и пластиковой утвари для душевых внезапно стал производителем пистолетов. Речь, конечно же, о компании «Глок», которая уверенно занимает лидирующие позиции не только у себя на родине, в Австрии, но и на самом крупном рынке оружия — в США.

По имеющимся оценкам, не менее 60 процентов всех сотрудников служб охраны порядка в США вооружили именно пистолетами фирмы «Глок». Такой успех не приходит просто так. Попробуем немного приподнять покровы над историей успеха австрийцев в Америке.

Приход пистолетов «Глок» в США состоялся примерно в 1988 году. Австрийцы опоздали к главному пистолетному событию декады — американскому конкурсу ХМ9 на новый армейский пистолет, который успешно выиграли итальянцы. Нужно было выходить на другие «вкусные» рынки, в первую очередь — рынок полицейского оружия. Благо полиции в США много и большая часть департаментов весьма самостоятельна в выборе и закупках оружия и снаряжения для сотрудников.

Нанятые американским филиалом австрийской компании маркетологи и специалисты по продажам оказались ребятами хваткими, без шуток. Они начали наступление по всем фронтам: помимо агрессивной рекламы, расхваливавшей простоту, малую массу и большую ёмкость магазина, продавцы предлагали полицейским департаментам значительные скидки, минимизируя собственную краткосрочную прибыль и тем самым инвестируя в будущие продажи.

Заодно маркетологи позаимствовали у продавцов автомобилей схему trade-in, когда стали принимать в зачёт части стоимости нового полицейского оружия старые служебные пистолеты… Последние затем перепродавали на гражданском рынке.

В дело шли и более интересные методики продаж: например, организация деловых встреч с начальниками полицейских департаментов в одном из самых знаменитых стрип-клубов города Атланта.

Не забыли и о масс-медиа: чего стоила одна только лекция, прочитанная героем Брюса Уиллиса с большого экрана в фильме «Крепкий Орешек 2»: «Немецкий фарфоровый пистолет Глок 7, не обнаруживаемый детекторами».

Не важно, что с экрана звучала сущая глупость: главное, миллионы узнали, что существует такой супер‑пистолет.

Все эти практики на фоне действительно значительных достоинств пистолета сделали своё дело — счёт продаваемых в США «глоков» уже давно перевалил за четверть миллиона единиц в год. То есть за прошедшие 30 лет в США продали миллионы пистолетов этой марки… на суммы, уверенно приближающиеся к миллиарду вечнозелёных. Впечатляет, не так ли?

Но, как известно, большому кораблю — большая торпеда, а большим деньгам — большие скандалы.

Интриги, скандалы, расследования

Первые скандалы вокруг «Глока» начались не с денег, а с продырявленных задниц и филейных частей офицеров полиции. Виноват в этом был, разумеется, именно пистолет, поскольку на нём не было внешних предохранительных устройств, а для выстрела требовалось сравнительно небольшое усилие на спуске.

Ну кто же признается, что сам дурак — если, убирая пистолет в кобуру, забыл убрать палец со спуска?!

А тут — бабах! И дырка в собственном организме.

Особенно этим прославились нью-йоркские копы, что привело к созданию «нью-йоркского спуска» для пистолетов «Глок». У него были более жёсткие пружины, что требовало больших усилий при выстреле.

Но это ещё мелочи. В 2000 году компания «Глок» наняла группу частных детективов, чтобы расследовать коррупционные схемы и попытку покушения на убийство основателя компании, Гастона Глока, — с целью покрыть махинации. Когда детективы откопали факты, указывавшие непосредственно на руководство компании как источник коррупции, попилов, откатов и уклонения от налогов, они сами попали под раздачу и иск.

Судебные тяжбы тянулись с 2009 по 2016 год. Часть обвинений доказали в суде, а ряд крупных дистрибьюторов компании попал за решётку по делу об «откатах».

Руководство получало взятки за то, что позволяло дистрибьютору покупать оружие по специальному заниженному тарифу «только для полиции», а перепродавать обычным гражданам уже по розничным ценам, получая в результате некислую прибыль.

Ничего личного, просто бизнес.

Бывало, впрочем, и наоборот. В 1994 году компания «Глок» подала в суд на легендарного американского производителя оружия, «Смит-Вессон», за нарушение патентов. Новый, только-только появившийся на рынке пистолет «Сигма» оказался настолько хорошим клоном «Глока», что у них даже ряд деталей оказался взаимозаменяемым. До суда дело не дошло: компании пришли к досудебному соглашению, в результате которого «Смит-Вессон» заплатили австрийцам несколько десятков миллионов отступного. Пистолету «Сигма» это, конечно, не помогло; но не будем отвлекаться.

Glock 22 и Smith & Wesson «Сигма»

Самый свежий иск, связанный с маркой «Глок», датируется 2017-м годом, когда компания попыталась оспорить результаты конкурса на новый пистолет для армии США — Modular Handgun System. Впрочем, жалобу австрийцев отклонили. Они не только выполнили требования конкурса не полностью, предоставив лишь одну конфигурацию пистолета вместо требуемых двух (полноразмерной и компактной); но и выставили цену на весь контракт на сотню миллионов выше, чем победивший «Зиг-зауэр».

Вся эта история и шумиха никак не мешает пистолетам «Глок» оставаться вполне приличным оружием, которое пользуется неугасающей популярностью по всему миру. И пусть армия империи добра будет нести свободу и демократию по всему миру не «глоками» — зато за самих американцев можно быть спокойными.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий