Авиация против укреплений. Российские бетонобойные бомбы

24
Враг может спрятать свои объекты под землей или поместить их под железобетонное укрытие. Однако такая защита уже давно не дает никаких гарантий. На вооружении всех развитых военно-воздушных сил, в том числе и российских, состоят специальные бетонобойные авиационные бомбы. Подобное оружие разработано для поражения укрепленных целей, защищенных от других авиабомб. За счет ряда характерных особенностей конструкции бетонобойные бомбы способны уходить в грунт на большую глубину или пробивать солидные слои железобетона.

История советских и российских бетонобойных авиационных бомб (в отечественной терминологии используется сокращение БЕТАБ) началась в середине тридцатых годов. В то время советские инженеры работали над новым классом авиационного оружия – т.н. ракетными бомбами или бомбами с «дополнительной скоростью». Результатом перспективного проекта стало несколько бронебойных и бетонобойных бомб, предназначенных для атаки кораблей и наземных укреплений. Характерной чертой новых классов оружия было наличие твердотопливного ракетного двигателя, обеспечивавшего разгон бомбы перед попаданием в цель.



Из артиллерии в авиацию

В конце тридцатых была запущена разработка новых авиационных бомб, соответствующих актуальным задачам. Вскоре советские конструкторы создали изделия БРАБ-200ДС и БЕТАБ-150ДС. Последняя стала первой отечественной авиабомбой, изначально предназначенной для борьбы с бетонными укреплениями. Любопытно, что уже к началу сороковых оружейники нашли наиболее удачные конструкторские решения, часть которых используется до сих пор.


Реконструкция облика бомбы БЕТАБ-150ДС. Рисунок Russianarms.ru


Примечательные результаты в деле борьбы с корабельной броней и бетонными укреплениями показывала 203-мм артиллерия. По этой причине основой для новых бомб стали существующие снаряды соответствующих калибров. Бетонобойную бомбу построили на основе снаряда Г-620 аналогичного назначения. Последний весил около 100 кг, имел толстостенный корпус и нес 15,36 кг взрывчатого вещества. Снаряд комплектовался ударной трубкой УТ-36. После определенной переработки конструкции и установки дополнительных агрегатов снаряд превратился в бомбу.

Новое изделие получило название БЕТАБ-150ДС – «бетонобойная авиационная бомба калибром 150 кг». Литеры «ДС» означали «дополнительная скорость» – так обозначалось наличие разгонного твердотопливного двигателя, предназначенного для повышения характеристик пробития и заглубления.

Бетонобойная бомба нового типа получила стальной корпус, основанный на детали существующего артиллерийского снаряда. Он имел головную часть заостренной формы с цилиндрической поверхностью в задней части. Сзади к снаряду предлагалось присоединять цилиндрический корпус с твердотопливным двигателем, оснащенным дистанционной трубкой ТМ-4. Снаружи на нем установили Х-образное оперение. Любопытно, что, в отличие от более поздних БЕТАБ, первое изделие этого класса не имело тормозной системы.

Бомба БЕТАБ-150ДС имела длину чуть менее 2,1 м при диаметре корпуса 203-205 мм. Снаряженная масса – 165 кг. Ракетный двигатель получил заряд твердого топлива массой 17,4 кг. После сброса с самолета-носителя бомба должна была выходить на расчетную траекторию и включать двигатель, при помощи которого достигалась скорость 210 м/с. Испытания показали, что при падении на мраморный скальный массив перспективное изделие может уйти на глубину 1,65 м. После взрыва в массиве появлялась воронка диаметром 1,8 и глубиной 2,5 м.


Послевоенная БЕТАБ-500 под крылом самолета. Фото Foxbat.ru


По ряду причин, первая отечественная бетонобойная бомба не успела на Советско-финскую войну. В ходе этого конфликта Красная Армия столкнулась с проблемой в виде многочисленных вражеских укреплений, и при этом не могла рассчитывать на реальную помощь бомбардировочной авиации. Бомбу нового типа приняли на вооружение уже во время Великой Отечественной. По имеющимся данным, советские бомбардировщики регулярно использовали такое оружие против различных объектов противника, и в большинстве случаев речь шла об успешном поражении цели.

В тот же период разрабатывалась более крупная бетонобойная бомба БЕТАБ-750ДС. Она отличалась увеличенной до 4 м длиной и была больше похожа на снаряды реактивных минометов. Однако при освоении производства такого оружия возникли серьезные проблемы, и вскоре от него отказались. В результате этого в линейке БЕТАБ осталось только одно серийное изделие.

Послевоенное семейство

Несмотря на достаточно высокие характеристики, бомба БЕТАБ-150ДС со временем морально устарела. Развитие наземных средств защиты, имевшее место в ходе недавней войны, предъявляло новые требования к оружию. Боевая авиация тоже не стояла на месте и теперь нуждалась в ином вооружении. В связи с этим в послевоенный период было создано новое семейство бетонобойных бомб, соответствовавших актуальным требованиям.

Согласно исследованиям военных теоретиков, теперь самолетам с бетонобойными бомбами предстояло бороться с рядом новых целей. В частности, такое оружие рассматривалось в качестве средства борьбы с железобетонными укрытиями, строящимися на аэродромах вероятного противника. На тот момент уничтожение самолета в таком сооружении было возможно только при использовании специальных бомб, способных пробить мощное перекрытие.

Авиация против укреплений. Российские бетонобойные бомбы
Современная бомба БЕТАБ-500ШП. На хвостовой части корпуса установлен парашютный контейнер. Фото Militaryarms.ru


Первыми послевоенными образцами БЕТАБ стали два изделия сравнительно простой конструкции. Это были свободнопадающие бомбы БЕТАБ-250 и БЕТАБ-500 калибром 250 и 500 кг соответственно. При создании нового оружия использовались современные материалы и технологии. Одновременно с этим был взят курс на упрощение конструкции. В частности, первые послевоенные бомбы не комплектовались реактивным ускорителем. Впрочем, и при таком облике они были способны решать поставленные задачи.

БЕТАБ-250 и БЕТАБ-500 имели корпуса похожей конструкции, отличавшиеся размерами и объемом. Оба изделия комплектовались скругленной головной частью, за которой помещалась цилиндрическая основная часть корпуса. В хвосте предусматривалась коническая секция с креплениями для Х-образного стабилизатора. В связи с различными габаритами и отличающейся массой две бомбы имели разные пропорции.

Бомба меньшего калибра имела длину 1,86 м при диаметре 285 мм и весила 210 кг, из которых 140 кг приходилось на боевую часть. По своим характеристикам она существенно превосходило старую БЕТАБ-150ДС. Длина бомбы БЕТАБ-500 достигла 2,11 м при диаметре 425 мм. Масса – 410 кг с 380-кг боевой частью, оснащенной 75,8 кг взрывчатого вещества. Более крупный боеприпас мог пробить 500-1000 мм железобетона. Взрыв, осуществлявшийся с замедлением до 30 с, оставлял после себя воронку диаметром 4-5 м.

Старые идеи и новые технологии

Бетонобойные бомбы БЕТАБ-250 и БЕТАБ-500 показывали, в целом, высокие характеристики, но со временем перестали полностью отвечать требованиям. Прежде всего, возникали претензии к точности попаданий и реальному воздействию на цель. Для максимального разгона бомбы до момента встречи с целью, обеспечивающего максимальное заглубление, бомбометание приходилось осуществлять с больших высот, что сказывалось на точности свободнопадающего боеприпаса. Кроме того, развитие противовоздушной обороны вынуждало самолеты работать на малых высотах, и это тоже негативно влияло на применение БЕТАБ.


Разрезной макет бомбы БЕТАБ-500ШП. Желтым цветом обозначен заряд боевой части, коричневым - взрыватель, черным - твердотопливный двигатель. В заднем контейнере уложен парашют. Фото Militaryarms.ru


По результатам очередных исследовательских и конструкторских работ были созданы несколько новых бетонобойных бомб с разными особенностями конструкции. Они разрабатывались с использованием некоторых элементов изделия БЕТАБ-500, и потому могут считаться ее глубокой модернизацией.

Идеи, предложенные еще в начале сороковых годов, были вновь реализованы в бомбе БЕТАБ-500ШП («штурмовая, с парашютом»). В ее основе лежала боевая часть существующей БЕТАБ-500, которую дополнили новыми устройствами. В одном корпусе с боезарядом, в его хвостовой части, поместили реактивный двигатель с 2,2 кг твердого топлива. За двигателем установили сбрасываемый контейнер с парашютом площадью 6 кв.м. Бомба имела длину 2,51 м и весила 380 кг, из которых 77 кг приходилось на заряд боевой части.

Изделие БЕТАБ-500ШП после сброса с носителя должно выпускать тормозной парашют, задачей которого является изменение траектории полета. Для повышения боевых качеств авиабомба должна падать на цель под минимальным углом к вертикали. После выхода на подобную траекторию осуществляется сброс парашютной системы и запуск твердотопливного двигателя. С его помощью бомба в минимальное время развивает достаточную скорость. За счет нововведений конструкции БЕТАБ-500ШП может применяться на высотах от 170 м. При этом она пробивает до 550 мм железобетона, а по прочим характеристикам сопоставима с базовой БЕТАБ-500.


Общий вид изделия БЕТАБ-500Ш. Заметны сопла двигателя, направленные вперед и тормозная система в сложенном положении. Фото Russianarms.ru


Не менее интересный вариант бетонобойной бомбы был предложен в проекте БЕТАБ-500Ш («штурмовая»). В этом случае к основному корпусу с усиленной головной частью и боезарядом предлагалось присоединять специальное тормозное устройство комбинированного действия. В крупном цилиндрическом корпусе устройства помещался твердотопливный двигатель, причем его сопла находились на переднем торце. Сзади на корпусе поместили воздушный тормоз т.н. зонтичного типа, состоящий из нескольких подвижных плоскостей. БЕТАБ-500Ш имела длину 2,8 м при диаметре 325 мм. Масса – 424 кг, заряд – 70 кг. Как и БЕТАБ-500ШП, это изделие могло сбрасываться со сравнительно малых высот.

После отделения от носителя БЕТАБ-500Ш самостоятельно затормаживается при помощи реактивного двигателя и зонтичного воздушного тормоза. Падение скорости приводит к изменению траектории. Затем плоскости тормоза складываются вдоль корпуса. Бомба получает возможность разогнаться и упасть на цель. По известным данным, с точки зрения боевых качеств БЕТАБ-500Ш похожа на другое оружие своего класса.

Суббоеприпасы для кассет

Бетонобойные авиационные бомбы калибром до 500 кг предназначаются для поражения железобетонных сооружений, бункеров, укрытий и т.д. При этом авиация может получить приказ на уничтожение иных целей, построенных из бетона. Специально для поражения взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек, автомобильных дорог и иных площадных целей были разработаны боевые элементы, применяемые с разовыми бомбовыми кассетами.

Такое оружие носит названия РБК-500 БЕТАБ и РБК-500У БЕТАБ-М. Бетонобойный элемент для таких кассет представляет собой уменьшенный вариант полноразмерной авиабомбы. Он имеет цилиндрический корпус переменного диаметра с коническим головным обтекателем, внутри которого помещаются основной заряд в усиленном корпусе, а также твердотопливный двигатель и парашют. В кассету типа РБК-500 умещается десять таких изделий.


Компоненты системы РБК-500 БЕТАБ. Слева - боевой элемент, справа - бомбовая кассета с элементами. Рисунок Russianarms.ru


По своему принципу действия суббоеприпасы изделия РБК-500 БЕТАБ похожи на полноразмерные авиабомбы БЕТАБ-500ШП. Сразу после выхода из кассеты отдельные элементы раскрывают парашюты и выходят на траекторию, близкую к вертикальной. Далее осуществляется запуск двигателя, при помощи которого элемент набирает требуемую скорость падения. Несмотря на малые размеры, такие суббоеприпасы способны надежно поражать бетонные ВПП или шоссе, оставляя после себя множество достаточно крупных воронок.

БЕТАБ в бою

Первая отечественная бетонобойная бомба поступила на вооружение в самом начале Великой Отечественной войны, и поэтому вскоре таким изделиям пришлось атаковать реальные цели. Являясь фактически единственным представителем своего класса, БЕТАБ-150ДС активно использовалась до самого конца войны. На счету такого оружия множество разрушенных дотов, блиндажей и бункеров и других сооружений противника.

После войны отечественные ВВС использовали оружие в основном на полигонах в рамках учений, однако им все же пришлось работать по реальным целям. Бомбы семейства БЕТАБ-500 активно использовались в Афганистане для атаки объектов в горах. По разным данным, некоторое количество такого оружия нашло применение позже, во время двух войн в Чечне. Во всех случаях грамотное применение бетонобойных бомб позволяло едва ли не одним ударом уничтожить тот или иной защищенный объект вместе с находящимися внутри врагами.


Показательные выступления авиации с применением бомб БЕТАБ-500ШП. Изделия слева еще летят на парашютах, бомбы справа - уже запустили двигатели. Фото Saidpvo.livejournal.com


В конце сентября 2015 года воздушно-космические силы России начали операцию на территории Сирии. Уже к концу осени того же года стало известно, что в ряде случаев российские боевые самолеты атаковали объекты противника при помощи бетонобойных бомб. В очередной раз была показана высокая эффективность подобного оружия при его грамотном применении.

***

Некоторые задачи оказываются чересчур сложными для оружия общего назначения, и в таком случае должны применяться специализированные системы. Специально для борьбы с укрепленными объектами, построенными в скальном грунте или с применением железобетона, несколько десятилетий назад были разработаны первые отечественные бетонобойные авиационные бомбы. В дальнейшем это направление получило развитие, что привело к заметному росту потенциала боевой авиации.

В арсеналах российских воздушно-космических сил на данный момент имеется сразу несколько средств для борьбы с бетонными сооружениями. А это значит, что вероятный противник может не надеяться на свои укрытия и бункеры. Современное оружие достанет его и под толщей железобетона.

По материалам:
http://airwar.ru/
http://airpages.ru/
http://russianarms.ru/
http://migavia.com/
http://wwii.space/
https://vpk.name/
Широкорад А. Б. История авиационного вооружения. — Мн.: Харвест, 1999.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    18 июля 2018 06:30
    Для повышения боевых качеств авиабомба должна падать на цель под минимальным углом к вертикали.

    На последней иллюстрации это особенно видно. sad
    1. MPN
      +2
      18 июля 2018 13:19
      Цитата: igordok
      Для повышения боевых качеств авиабомба должна падать на цель под минимальным углом к вертикали.

      На последней иллюстрации это особенно видно. sad

      Кассетный боеприпас должен еще и площадь поражать, так, что там идеальная вертикаль ни к чему, ибо много маленький дырок в минимальной площади эффекта не дадут, Аэродромщики в минимальное время их закроют как одну большую... yes
      1. +1
        18 июля 2018 13:32
        Цитата: MPN
        Кассетный боеприпас должен еще и площадь поражать, так, что там идеальная вертикаль ни к чему, ибо много маленький дырок в минимальной площади эффекта не дадут, Аэродромщики в минимальное время их закроют как одну большую...

        Так не фото как раз не кассета, а "моноблок" - БЕТАБ-500ШП.
        Показательные выступления авиации с применением бомб БЕТАБ-500ШП. Изделия слева еще летят на парашютах, бомбы справа - уже запустили двигатели.

        Кассета имеет в названии аббревиатуру РБК.
  2. 0
    18 июля 2018 08:26
    Вообще кассетная более эффективна: наделать много дырок на полосе лучше, чем одна большая.
    Хотя нас готовили в общем-то либо атомные сбрасывать с Ту-16, либо десант с Ан-12. В общем - смерники...
    Ту-16 - дорога в одну сторону. А Ан-12 при сбросе десанта - мишень... Пролетели 1970-е, появились вместо Ту-16 Ту-22М..., а вместо Ан-12 - Ил-76.
    С другой стороны, бетонобойки часто против ВВП. И сколько аэродромов в России? Ну - 200. А сколько в США? В сто раз!!! больше! - 20 тысяч! Это ни бомб, ни самолётов не хватит!
    1. +3
      18 июля 2018 10:35
      Цитата: pafegosoff
      С другой стороны, бетонобойки часто против ВВП. И сколько аэродромов в России? Ну - 200. А сколько в США? В сто раз!!! больше! - 20 тысяч! Это ни бомб, ни самолётов не хватит!
      -
      1)Да хоть в 1000 раз...сколько самолетов в США способных долететь до РФ и вернутся обратно?то-то...а мы десанты туда высаживать не собираемя....поэтому количество аэродромов в США погоды нам не делают вообще
      2)а не проще большие хранилища ГСМ и НПЗ грохнуть?
      1. +2
        18 июля 2018 14:00
        Цитата: свой1970
        не проще большие хранилища ГСМ и НПЗ грохнуть?

        А Гринпис ? belay
        1. +2
          18 июля 2018 17:08
          Цитата: Nikolaevich I
          Цитата: свой1970
          не проще большие хранилища ГСМ и НПЗ грохнуть?

          А Гринпис ? belay

          а он выживет-если мы начнем НПЗ в США рвать(заодно с аэродромами)? lol
    2. t-4
      0
      19 июля 2018 01:02
      Цитата: pafegosoff
      С другой стороны, бетонобойки часто против ВВП

      А что такое ВВП?
  3. +1
    18 июля 2018 11:03
    Цитата: pafegosoff
    ...
    С другой стороны, бетонобойки часто против ВВП. И сколько аэродромов в России? Ну - 200. А сколько в США? В сто раз!!! больше! - 20 тысяч! Это ни бомб, ни самолётов не хватит!

    Вы считаете, что Россия собралась бомбить американские аэродромы - а какой в этом смысл?
    И много американских самолётов долетит до России без пересадок, дозаправок и прочего?
    И в данном случае для нас не важно количество аэродромов в США, при необходимости - если уничтожить все аэродромы в Европе, то Америка будет летать только в зоне досягаемости своих аэродромов.))
  4. +2
    18 июля 2018 11:37
    Бетонобойная бомба с тормозным парашютом и ускоряющим РДТТ - прошлый век.

    Современное решение - бетонобойная бомба, сбрасываемая на кабрировании самолета и оснащенная инерциальной системой самонаведения, что позволяет отказаться от паразитного веса парашютной системы и РДТТ, а также увеличить дальность применения бомбы до нескольких десятков км, делая возможным подлет самолета к точке сброса за пределами радиогоризонта и вне зоны действия ПВО.
    1. +4
      18 июля 2018 14:18
      Бомба типового калибра в свободном падении не разгонится особо. И как вы уже задрали своими трусливым "вне зоны действия системы ПВО". ПВО всегда будет иметь намного большую дальность.
  5. 0
    18 июля 2018 11:51
    На мой взгляд, в бетонобойной бомбе наличие взрывчатого вещества - оксюморон: нужен сердечник из пирофорного вещества, типа, вольфрама, карбида вольфрама... А стенки должны быть сделаны по технологии, аналогичной изготовлению ствола пушки крупного калибра. Если без взрывчатки никак не обойтись, то нужна кумулятивная конструкция.
    1. +2
      18 июля 2018 12:56
      И? Сделали вы дырку в бункере, может убили кого. Но сам бункер функционирует нормально, кроме пораженного помещения. В ВПП такие просто отверстий наделают, которые заделать проще, чем воронки. Вам же не танк с броней в 2м бетона и заброневым объемом в 3-4 м3 надо поразить.
      1. +3
        18 июля 2018 14:15
        Цитата: CTABEP
        Сделали вы дырку в бункере, может убили кого. Но сам бункер функционирует нормально, кроме пораженного помещения. В ВПП такие просто отверстий наделают, которые заделать проще, чем воронки.

        А здря вы против "кумулятива" ! stop Известно ли вам,что ещё в прошлом веке у США имелись малокалиберные бетонобойные авиабомбы кумулятивно-фугасного действия (!) для применения в кассетах. Такая "бетонобойка" конструктивно состояла из 2-х частей: кумулятивной(впереди...) и фугасной (опосля кумулятива...).Действие должно быть таково: 1.сначала срабатывал "кумулятив",пробивая "дырку" в бетонной плите ВПП или капонире ; 2. затем,в эту "дырку" залетал "фугас".....Если упрощённо,то так......
    2. +4
      18 июля 2018 13:39
      Цитата: Tektor
      На мой взгляд, в бетонобойной бомбе наличие взрывчатого вещества - оксюморон: нужен сердечник из пирофорного вещества, типа, вольфрама, карбида вольфрама... А стенки должны быть сделаны по технологии, аналогичной изготовлению ствола пушки крупного калибра. Если без взрывчатки никак не обойтись, то нужна кумулятивная конструкция.

      За такую бомбу ОБАТО вам памятник при жизни поставят. Это ж какая экономия - вместо метровой воронки в бетоне полосы. да ещё и с растрескавшимися краями, нужно будет заделывать аккуратную дырочку от сердечника или кумулятивной струи.
      А второй памятник будет от ТЭЧ - за сокращение работ по восстановлению авиатехники из-за сокращения повреждений (опять-таки, аккуратная дырка вместо множества осколочных пробоин в фюзеляже и плоскостях + развороченные системы самого укрытия). Разве что систему пожаротушения по типу лодочной придётся в укрытиях ставить.
    3. +1
      18 июля 2018 14:22
      Блин, откуда вы такие беретесь, задача бомбы не только сделать дырку, но и поразить как можно больше внутри, а бункер это даже не линкор, который можно проткнуть болванкой и что-нибудь да зацепишь. А делать стенки боеприпаса по сложнейшей технологии изготовления стволов, которые выдерживают сотни, а то и тысячи выстрелов, это никаких ресурсов не напасешься.
    4. +3
      18 июля 2018 14:27
      Да чаво там "ствол пушки" ! (Кстати,американцы для "производства" своих бетонобойных "супер.бомб" ,действительно,брали ствол "ненужной" 203-мм гаубицы) Американцы и саму пушку ("гатлинг") засовывали в бомбу ! belay Предполагались и конструкции ,аналогичные советскому изобретению "ракеты", для прокладки труб,кабелей под бетонным дорожным покрытием, ж/д полотном....
  6. -1
    18 июля 2018 18:21
    A est bombi kotorie porojayut do 10m jelezabetona?
    1. 0
      18 июля 2018 18:45
      Да есть,ядерный заряд в 1 кт,гарантия 100%,где Вы видели объекты с 10 метровым железобетоном,из современных,проще сделать слоённый пирог(грунт,сталь,бетон) и систему ПВО,чем отливать 10 метровый слой,бетон не панацея от бомб а существенно снижает стоимость защитного сооружения до определённого предела.У линкоров бронеплиты толщиной 300-400 мм выдерживали попадания снарядов калибра до 406 мм с дистанции 10-15 км,а это на минуточку вес 1000 кг и более и скорость в момент попадания до 500-600 м/сек,и то они считались дорогими кораблями,чтоб такое выдержать железобетону нужна толщина не менее 5 метров,причём эта защита будет одноразовой.
      1. -1
        18 июля 2018 21:41
        Damba bl-n. Nujno vzarvat dambuuu.
        1. -1
          19 июля 2018 07:11
          Что сдаёшь курс по начальному терроризму,дамба ему мешает,а на нарах в толерантной Германии не хочешь по загарать,осторожно с такими желаниями,плохо может кончится.
        2. 0
          19 июля 2018 07:23
          Sie kennen Russisch gut,warum schreibst du nicht auf Russisch.
  7. 0
    18 июля 2018 18:24
    На мой взгляд будущее за управляемыми бомбовыми кассетами,где каждый суббоеприпас бетонобойного типа имеет свою систему наведения,принцип такой-управляемая планирующая кассета сбрасывается с расстояния 50-200 км,летит и в памяти имеет 3-мерный цифровой гиперспектральный образ цели (к примеру «аэродром»),при подлёте к цели начинает отстрел планирующих суббоеприпасов с тандемной кумулятивно-проникающей фугасно-зажигательной боевой частью с программируемым взрывателем,и те поражают самые важные и жизненные цели,ВВП,ГСМ,ТЭЧ,вышки,РЛС.
    1. 0
      12 октября 2018 19:27
      Не-е-е - будущее за оперативно-тактическими ракетами с кассетными осколочными боевыми элементами и последующим десантом ВДВ на Ил-76, который будет с удовольствием громить то, что уцелело после ракет.