Бесславный конец «Чёрной вдовы». Почему проиграл YF-23

36
Битва титанов

Эта завораживающая своей эстетикой машина впервые поднялась в небо 27 августа 1990-го года (теперь уже далекого). Отчасти правы те, кто любит использовать метафору про быстрый ход времени. Казалось, еще вчера Black Widow II красовалась в журналах в качестве перспективного авиационного комплекса. Сейчас все знакомые с авиацией прекрасно знают, что судьба проекта оказалась незавидной, а если быть предельно откровенным, то проект закрыли по причине его проигрыша в конкурсе ATF (Advanced Tactical Fighter) в апреле 1991 года. Победитель тоже всем хорошо известен. Это YF-22, позже «переродившийся» в F-22 Raptor — первый серийный истребитель пятого поколения.





Несмотря на то, что самолет YF-23 так никогда и не увидел серию, он прошел долгий эволюционный путь. За спиной у машины 50 испытательных полетов общей продолжительностью 65,2 часа. Это, конечно, не астрономическое количество. Для сравнения: прототипы Су-57 еще к октябрю 2013 года совершили более 450 полетов. А столь нелюбимый многими F-35 за двенадцать лет летных испытаний выполнил 9,2 тысячи полетов! Впрочем, сравнивать напрямую их неразумно не только потому, что «Черная вдова» так навсегда и осталась прототипом. Можно условно выразиться, что YF-23 стал вообще первым истребителем пятого поколения в истории. Ведь предок «Раптора», YF-22, увидел небо через месяц после первого полета Black Widow II. Примечательно и то, что еще до первого полета конкурента YF-23 выполнил полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, достигнув скорости 1700 км/ч.

После поражения в конкурсе два построенных самолета YF-23 передали исследовательскому центру NASA на авиабазе Эдвардс (штат Калифорния). Обе машины находились на хранении до 1996 года, после чего их передали в музеи. Сейчас один YF-23 можно видеть в Национальном музее ВВС США в Дейтоне. Второй прототип в 2004 году передали в аренду Western Museum of Flight.



Причины поражения

Среди авиалюбителей до сих пор бушуют жаркие дискуссии вокруг целесообразности отказа от «Черной вдовы» в пользу Lockheed YF-22. Парадоксально, но они гораздо чаще встречаются, чем баталии вокруг конкурса JSF (Joint Strike Fighter), который, согласно логике, более «знаковый» во всех смыслах. Мы уже не говорим о том, что F-35 критиковали, критикуют и будут критиковать, несмотря на его уверенную победу. В чем же причина? Она по-своему тривиальна. Black Widow II можно назвать одним из самых эффектных самолетов в истории: он куда «симпатичнее» странного (если не сказать уродливого) X-32, о коем, насколько можно судить, мало кто сожалеет, кроме разработавших его инженеров «Боинга».

Куда интересней техническая сторона. И здесь, конечно, ответы будут не столь просты и очевидны. Разберем по порядку.

Концепция. YF-23 получил интегральную аэродинамическую схему, ромбовидное среднерасположенное крыло со срезанными законцовками и V-образное оперение. F-22 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом и хвостовым оперением, включающим широко разнесенные, наклоненные наружу кили с рулями направления и цельноповоротные стабилизаторы. И хотя оба самолета, разрабатываемые вокруг технологии малозаметности, сильно отличались от своих предшественников четвертого поколения, YF-22 выглядел существенно более консервативно, в сравнении с по-настоящему революционной «Черной вдовой». Американским военным не свойственен британский консерватизм, как и постсоветское стремление «сэкономить» на военных разработках. Однако лишний риск тоже никто не любит. Особенно когда есть гораздо более простой и понятный вариант.



Летно-технические характеристики. Здесь нужно сделать небольшую экскурсию в историю. Как мы знаем, знаменитый F-4 Phantom II, при всех своих достоинствах, мог запросто проиграть ближний бой более старым советским МиГам. Хотя на постсоветском пространстве «неповоротливость» F-4 сильно преувеличивают, ВВС США прекрасно понимали, чем может обернуться отсутствие у YF-23 двигателя с управляемым вектором тяги. Удлиненный фюзеляж Black Widow II, из-за которого самолет любят сравнивать с SR-71, тоже не смотрится в этом смысле выигрышно, особенно в сравнении с «крепко сбитым» YF-22. Даже быстрый взгляд на последний выдает в нем прирожденного воздушного бойца, который отлично подойдет в том числе для ближнего воздушного боя.

Малозаметность. Поскольку применение технологии стелс лежит в основе концепции истребителей пятого поколения, и Northrop, и Lockheed очень внимательно подошли к показателям малозаметности. В сети можно встретить популярное суждение, будто YF-23 «менее заметен», чем «Раптор». Действительно, вышеупомянутые двигатели на «Черной вдове» — огромный плюс в плане снижения ИК-заметности. Однако в случае с радиолокационной заметностью (что намного важней) Black Widow II видится аутсайдером. Несмотря на характерную конструкцию воздухозаборника, в случае с YF-23 можно невооруженным взглядом видеть лопатки компрессора двигателя, что явно не повышает малозаметность. Кроме того, прототипы получили переплетные фонари: в общем, все то, за что сейчас критикуют российский Су-57. Конечно, делать глубокие выводы на основе двух прототипов было бы наивно: в процессе разработки «невидимость» могла как повыситься, так и снизиться. Между тем, комплекс мер по уменьшению радиолокационной заметности на YF-22 более «ощутим». Остается добавить, что доподлинно показатели малозаметности «Раптора» мы, наверное, никогда не узнаем, поэтому окончательную точку здесь ставить рано.

Компания-разработчик. Это, конечно, близко к чистой воды фантазии, однако вопрос компании-разработчика тоже важен. Возможно, именно он и решил окончательно судьбу «Черной вдовы». Эксперты и простые любители авиации часто делают акцент на гигантском опыте, накопленном Northrop в процессе разработки малозаметного стратегического бомбардировщика B-2. Это верно. Но для начала стоит сказать, что у конкурентов из Lockheed к моменту постройки YF-22 на счету уже тоже был созданный стелс. Родоначальник «невидимок» — F-117 Nighthawk. Куда важнее другое: многие специалисты Northrop к моменту поражения в конкурсе были целиком и полностью поглощены вопросами, связанными с B-2 — сложнейшим военным комплексом своего времени и самым дорогим боевым самолетом в мире. Логично предположить, что присуждение победы YF-23 могло сулить проблемы уже непосредственно военным США, у которых приоритетные авиационные проекты оказывались бы в ведении Northrop. Это было не просто неудобно, а банально опасно, так как могло подорвать обороноспособность страны.



В целом победа YF-22 над YF-23 видится совершенно логичной. Как, впрочем, и победа X-35 над X-32 — довольно неоднозначным, хотя и, вне всякого сомнения, революционным самолетом своего времени. Детально этот вопрос мы рассмотрим в одной из наших следующих статей.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    24 июля 2018 06:19
    Дело было не в бабине... По деньгам не сошлись...
    1. MPN
      +8
      24 июля 2018 14:52
      Слабенькая статейка, статья ради статьи...
  2. +8
    24 июля 2018 07:05
    Я ещё помню статью в "Зарубежном военном обозрении" про ATF где-то ближе к середине 90-х. На тот момент YF-23 произвёл на меня впечатленище!!!
  3. +9
    24 июля 2018 07:35
    Просто поддержали отечественного производителя, правильно поступили. Нортроп на тот момент по самые ноздри был долларами на В-2 завален. А Локхид сиротливо ютился в сторонке.
    Собственно как сейчас ситуация у нас. КБ Сухого нарядное и красивое, а КБ Микояна бедный родственник.
    1. +5
      24 июля 2018 08:15
      У локхеда все тоже достаточно неплохо было на тот момент... F-117, С-130, С-5, P-3 их детище, а чуть позже и F-16 к ним перешел...
      А по КБ Микояна - так они ничего путного за много лет и не сделали... В 80-е возомнили (как кстати и КБ Миля), что кроме них истребители в союзе некому делать... После МиГ-31 ничего путного не сделали (у МиГ-29 с планером очень много проблем).. "Легкий" самолет по цене как "тяжелый" это конечно гениально....
      1. +1
        24 июля 2018 17:43
        Цитата: parma
        В 80-е возомнили (как кстати и КБ Миля), что кроме них истребители в союзе некому делать...

        Хоть это и злостный офф-топик, но не могу не возразить: "Миль" является самым успешным российским (пост-советским) авиационным проектом, существующим на данный момент. Их крайняя модификация Ми-8/-17-го это нечто. Если бы мне предложили указать вертолёт, максимально приближенный к КЛА, я бы ткнул пальцем в их Ми-17-А-2.
        И их более ранние Ми-8/-17 покупаются и эксплуатируются по всему миру. Вертолёты непрерывно модернизировались без всяких высокомерных "мы делаем лучшее, а вы все сами дураки!".
        1. 0
          25 июля 2018 08:41
          Я имел ввиду боевые машины, Ми-28 к примеру (хотя Ми-24 на мой взгляд спорная машина, но она сделана по требованию как летающая БМП и к КБ вопросов нет)... Ми-28 был сделан тяп-ляп (когда появилось дублированное управление к примеру?)
          1. 0
            25 июля 2018 12:17
            Цитата: parma
            Я имел ввиду боевые машины


            1. 0
              3 августа 2018 06:27
              И как не крути это военно-транспортный вертолет...оружие все же как дополнительная функция....
              1. 0
                3 августа 2018 08:39
                Цитата: parma
                оружие все же как дополнительная функция....

                ...которое, тем не менее, делает его боевым вертолётом. Как делали боевые самолёты из "дакоты" и наши (АДД), и американцы ("ганшипы"). Если вернуться к вертолётам, то и "хьюи" до появления "Кобры" вполне себе работали ган-шипами во Вьетнаме. Думаю, вьетнамцам не особо было легче от того, что изначально для "хьюи" оружие это опция.
                Наши из додж-3/4 делали вполне себе годные гантраки, работавшие и как зенитка, и по наземным целям. С Ан-12 индийцы бомбы сыпали на пакистанцев. Ну, и так далее; примеров, думаю, можно приводить дюжинами.
                1. 0
                  3 августа 2018 09:35
                  Ну тогда Ми-24/35 я тоже могу транспортом назвать, но это пустая полемика и лукавство...
                  Хорошо, скажу по-другому-претензии к Ми-28 (к Ми-24/35 они скорее к концепции, сам вертолет вполне хорош для своего возраста), который был сделан (на мой взгляд) по принципу - "а больше никто не сделает", в итоге в пух продул КА-50, и сейчас строится и принят на вооружение из-за развала союза и бюджетирования (ну нет у нас денег на полное переоснащение с Ми-24/35 на Ми-28 и уж тем более Ка-52)... Ми-28 (хотя это мое лично мнение, оно и про Ка-52 в принципе такое-же) уступает (да простят меня патриоты и неимеетаналоговвмирщики) современным вертолётам НАТО - что Апачу (в последней версии), что кобре (вернее ее переиздании в виде гадюки), что тигру европейскому. Единственным исключением из боевых машин разве что Итальянца (и его Турецкую версия) можно назвать, но там мелкосерийная машина созданная из гордости..
                  1. 0
                    3 августа 2018 10:12
                    Цитата: parma
                    Ну тогда Ми-24/35 я тоже могу транспортом назвать

                    Валяйте. Тем более, что это правда: транспортно-боевой вертолёт. У Ми-8 "крен" в сторону транспорта с возможностью огневой поддержки; у Ми-24 — всё наоборот.
                    А что "Тигр" — в серии? К спору о сравнении Ми-28 с аналогами я не готов сейчас. Не выспался и жара, и вообще... :)
                    1. 0
                      3 августа 2018 11:10
                      Да, Tiger в строю и даже в БД обкатали, в прошлом году в Мали (по-моему) один разбился...
        2. 0
          6 сентября 2018 16:45
          что такое ваша КЛА?
  4. +5
    24 июля 2018 09:02
    Чего то повторов стало многовато на ВО.Подобная статья по Ф-23 была совсем не давно
  5. 0
    24 июля 2018 09:18
    Статья довольно любопытная, не понятен только пассаж автора по поводу Ф - 35. Очередная рекламная компания?
  6. +2
    24 июля 2018 10:29
    В целом победа YF-22 над YF-23 видится совершенно логичной.

    hi ..В рамках программы «Advanced Tactical Fighter» были созданы прототипы Lockheed YF-22 и Northrop YF-23.
  7. 0
    24 июля 2018 10:33
    В топку эту вдову good Раптор бест good
    1. -1
      6 сентября 2018 16:48
      Раптор отстой. Вооружение только ПВО средней-малой дальности, дикая стоимость, смешная для этой машины дальность, которая сильно ограничивает эффект от всех его плюшек. по мне так вдова больше похожа на новое поколение.
  8. 0
    24 июля 2018 11:36
    Благо то что передача в испытательные центры позволила весело спионерить некоторые параметры для Су-57, ну будущего ессно!
  9. +3
    24 июля 2018 12:18
    в случае с YF-23 можно невооруженным взглядом видеть лопатки компрессора двигателя, что явно не повышает малозаметность
    это радар-блокер а не лопатки компрессора, так-же как и у Су-57
    1. 0
      6 сентября 2018 16:49
      это стартер, если на соляре двигатели глохнут )))
  10. 0
    24 июля 2018 12:48
    Странный заголовок.
    Почему бесславный?
    Этот самолет помнят и любят
    1. +3
      24 июля 2018 14:15
      Его пытаются реанимировать для японских ВВС и на японские деньги.
      Хотя и это дико: проще возобновить производство планера Ф-22 и набить его передовой авионикой от Ф-35.
      1. +2
        24 июля 2018 21:07
        Ну это слухи только им верить нельзя,выходит зря японцы свой самолёт испытывают
        1. 0
          25 июля 2018 12:04
          Японцы сделали маленький самолет (хоть и двух- двигательный). Тактический истребитель. А им нужен тяжелый истребитель для завоевания господства в воздухе, вместо устаревающего Ф-15.
          1. 0
            25 июля 2018 12:13
            Ну на что они рассчитывали самолет та они создавали не за один день ,столько времени сил и средств потратили и теперь это псу под хвост ?
            1. 0
              25 июля 2018 23:34
              Они серьезно напугались военной мощи Китая только в последние годы. А до этого проектировали "в-кэйф", не торопясь. Дескать, Америка нас спасет, а мы - на подхвате.
              А сейчас начинают понимать, что с китайскими летчиками придется рубиться самим...
      2. 0
        6 сентября 2018 16:50
        японцам ф-22 не нужен. им нужен самолет с высокой дальностью и вдова для их ТВД намного лучше подходит.
    2. +1
      24 июля 2018 17:46
      Цитата: aristok
      Странный заголовок.
      Почему бесславный?
      Этот самолет помнят и любят

      А что конца не было? А у слова "бесславный" есть разные смыслы; в первую очередь — буквальный. Славу он завоевал? Нет, конечно.
      Хотя, лично мне, фирма "Нортроп" бесконечно симпатична и я не рад, что она проиграла конкурс
  11. 0
    24 июля 2018 15:01
    когда я смотрю на него то мне кажется что при маневрировании он переломится пополам
    1. +3
      24 июля 2018 17:49
      Цитата: максим1987
      когда я смотрю на него то мне кажется что при маневрировании он переломится пополам

      При взгляде на П-38 Вам так не кажется?
    2. 0
      26 июля 2018 09:06
      Если видео с участием Вдовы посмотрите, то увидите что при маневрировании и на виражах не переламывался...
  12. 0
    24 июля 2018 19:56
    Хороший планер для среднего 5го поколения с одним "Изделие 30"... С меньшим масштабом планера.
  13. 0
    26 июля 2018 09:04
    Красивая машина, даже сейчас очень и очень современно выглядит.
  14. 0
    26 июля 2018 16:42
    Ну, и БРЛС (APG-77), к слову, которую получил от Raptor, тоже нельзя не отметить.