Оружие для Ту-22М3. Вчера, сегодня и завтра

55
В составе российской дальней авиации служит несколько десятков бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3. Эти самолеты способны нести различное ракетное и бомбовое вооружение, пригодное для поражения широкого круга целей. Несмотря на солидный возраст, бомбардировщики сохраняют весьма высокий боевой потенциал, а реализуемая в настоящее время программа модернизации расширяет их возможности. Кроме прочего, текущий проект обновления техники позволяет расширить номенклатуру вооружений.

Несколько лет назад российская авиационная промышленность начала реализацию проекта Ту-22М3М. Он предусматривает проведение капитального ремонта техники с одновременной установкой ряда новых систем и приборов. Согласно данным прошлых лет, по результатам этой программы воздушно-космические силы до 2020 года получат три десятка обновленных самолетов. Вместе с рядом прочих бортовых систем замене подлежат приборы для управления вооружением, что понятным образом сказывается на боевых возможностях техники. Рассмотрим современную номенклатуру боеприпасов для Ту-22М3 / М3М.




Ту-22М3 на взлете. Фото ПАО "Туполев" / tupolev.ru


Свободнопадающие бомбы

Ту-22М3 с самого начала имел возможность несения и применения свободнопадающих авиационных бомб разного калибра. Внутри грузоотсека и на паре внешних держателей типа МБД3-У-9М самолет может нести до 24 т авиабомб. Максимальное количество бомб зависит от их типа и, соответственно, габаритов. Так, в случае с ФАБ-250 на внутренней и внешней подвеске самолета помещается 69 бомб; ФАБ-1500 перевозятся только в количестве 8 единиц. Максимальный калибр бомбы внутри грузоотсека – 9000 кг. При эксплуатации в авиации ВМФ те же держатели могут использоваться вместе с морскими минами разных типов.

Текущий проект модернизации Ту-22М3 предусматривает замену приборов прицельно-навигационного комплекса. Согласно новому проекту, самолеты получают аппаратуру типа СВП-24-22 «Гефест». В составе этого комплекта имеются различные приборы для сбора и обработки данных, применение которых позволяет повысить эффективность удара свободнопадающими бомбами втрое. Новая аппаратура увеличивает дальность обнаружения цели и облегчает ее обнаружение. Также она обеспечивает правильный выход на цель со своевременным сбросом бомб. Согласно открытым данным, применение «Гефеста» позволяет свободнопадающим бомбам показывать характеристики на уровне корректируемых.

Оружие для Ту-22М3. Вчера, сегодня и завтра
Грузоотсек самолета со свободнопадающими бомбами. Фото Oruzhie.info


Впервые Ту-22М3 применили свободнопадающие бомбы в середине восьмидесятых годов в Афганистане. В дальнейшем такая боевая нагрузка использовалась во время войн в Чечне и Южной Осетии. Осенью 2015 года Ту-22М3 были привлечены к уничтожению объектов террористов в Сирии. Там же впервые в условиях реальной операции были использованы комплексы СВП-24-22, что позволило улучшить результаты бомбометания.

Противокорабельные ракеты

Самолеты линейки Ту-22М, в том числе «М3» изначально разрабатывались с учетом использования противокорабельной крылатой ракеты Х-22. Ту-22М3 может нести до трех таких ракет. При этом одна в полуутопленном положении помещается в грузоотсеке, а две другие подвешиваются под крылом. Бомбардировщик может нести и применять ракеты Х-22 всех существующих модификаций, имеющих разный состав собственного оборудования и отличающиеся возможности.


Ту-22М3 сбрасывает бомбы на цель в Сирии. Фото Минобороны РФ


Ракеты Х-22 всех модификаций имеют веретенообразный корпус, треугольное среднерасположенное крыло и хвостовое оперение со стабилизатором и складным килем. Изделие оснащается жидкостным ракетным двигателем, обеспечивающим разгон до скоростей порядка М=3,5-4,5. Максимальная дальность полета задана на уровне 300 км. Для ракет Х-22 были разработаны фугасно-кумулятивная боевая часть массой 1 т и специальный боезаряд мощностью до 1 Мт. Длина ракеты – около 11,6 м, размах крыла – 3 м. Стартовая масса – менее 5,8 т.

В рамках общего семейства были созданы несколько вариантов ракеты с отличающимися системами самонаведения. Прежде всего, использовались радиолокационные ГСН активного и пассивного типа. Также имелись модификации с наведением на источник радиосигнала или с управлением инерциальной навигационной системой. По мере развития исходного проекта наращивались скорость и дальность полета, а также менялись варианты боевой части.

Официально ракеты Х-22 разных модификаций до сих пор состоят на вооружении, но их потенциал к настоящему времени резко сократился. Главной проблемой такого оружия считается его низкая стойкость к средствам радиоэлектронной борьбы. Так, головки самонаведения старых ракет работают только на одной частоте, что облегчает их подавление. Впрочем, несколько месяцев назад стало известно, что некоторое количество Х-22 пройдет модернизацию и вернется в строй. Запланированное обновление предусматривает установку новой аппаратуры, отвечающей современным требованиям.


Ракета Х-22 под грузоотсеком бомбардировщика, 1984 г. Фото Wikimedia Commons


Понимая проблемы имеющейся Х-22, советские военные еще в конце восьмидесятых годов заказали разработку ее улучшенной версии. Испытания глубоко модернизированной ракеты начались в 1998 году, а на вооружение она поступила только в 2016-м. Этот вариант оружия для Ту-22М3 известен под названием Х-32.

Новая ракета Х-32 сохранила только планер и некоторые другие устройства базового изделия, тогда как другие были разработаны заново. В этом проекте используется более мощный двигатель, соединенный с топливными баками большей емкости. Были уменьшены габариты и масса боевой части. При этом кардинальной переработке подверглась бортовая электроника. Теперь используется головка самонаведения, включающая инерциальные навигационные приборы и собственный помехозащищенный радиолокатор. Старый автопилот заменили системой автоматического управления.

По известным данным, противокорабельная ракета Х-32 имеет примерно такие же тактико-технические характеристики, что и предыдущая Х-22. Однако применение новой силовой установки и переработанных систем наведения дает значительные преимущества разного рода. В частности, есть основания полагать, что Х-32 не только оказывается защищена от средств РЭБ противника, но и способна атаковать цель, используя профили полета, затрудняющие ее перехват.


Х-22 под самолетом, вид с другого ракурса. Фото Wikimedia Commons


Насколько известно, бомбардировщики Ту-22М3 ни разу не применяли противокорабельные ракеты Х-22 и Х-32 против реальных целей. Такое оружие использовалось только на испытаниях и в ходе учений. По всей видимости, устаревшей Х-22 уже никогда не придется атаковать реальные корабли противника, тогда как современная Х-32 все еще может найти свое место в боевых действиях.

Аэробаллистическая ракета «воздух-поверхность»

В течение некоторого времени бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 имели управляемые ракеты для атаки наземных целей с заранее известными координатами. Для решения таких задач предлагалось использовать баллистические ракеты воздушного базирования семейства Х-15. Однако несколько лет назад такие ракеты были сняты с вооружения, в результате чего Ту-22М3 потеряли часть своего боевого потенциала.


Вариант комбинированной боевой нагрузки, включающий ракеты Х-22 и бомбы. Фото Aviation.ru


Аэробаллистические ракеты Х-15 отличались от противокорабельных Х-22 меньшими габаритами, что положительным образом сказалось на боевых возможностях их носителей. Один Ту-22М3 мог нести шесть таких ракет на барабанной пусковой установке МКУ-6-1 внутри фюзеляжа, а также четыре изделия на установке ПУ-1 под крылом. Для управления таким ракетным вооружением использовались соответствующие приборы из состава прицельно-навигационного комплекса.

Ракеты Х-15 имели цилиндрический корпус с оживальным головным обтекателем и хвостовым оперением, включающим три плоскости. Хвостовая часть корпуса отдавалась под двухкамерный твердотопливный двигатель. Передние отсеки вмещали боевую часть и приборы управления, зависевшие от модификации ракеты. Все версии изделия имели длину 4,78 м при диаметре 455 мм и размахе оперения 920 мм. Стартовая масса – чуть менее 1200 кг, из которых 150 кг приходилось на боевую часть. Дальность стрельбы ограничивалась 30 км. Высота баллистической траектории могла достигать 40 км.

Семейство ракет Х-15 состояло из трех изделий с разными возможностями. Базовая Х-15 имела только инерциальную систему управления и несла специальную боевую часть мощностью 300 кт. Ракета Х-15П получила осколочно-фугасную боевую часть и пассивную радиолокационную систему наведения. Последняя должна была обеспечивать коррекцию траектории на нисходящем участке. Ракета «П» предназначалась для уничтожения радиолокационных систем противника. Корабли предлагалось атаковать с применением ракеты Х-15С, оснащенной кумулятивно-фугасной боевой частью. Такое оружие оснащалось активной радиолокационной ГСН, а также отличалось уменьшенной дальностью полета – не более 150 км.


Ту-22М3М с ракетами Х-32. Фото Airwar.ru


Ракеты Х-15 были приняты на вооружение в 1980 году и в течение нескольких десятилетий оставались в строю. Сравнительно недавно от них отказались в связи с моральным и физическим устареванием. Номенклатура совместимых боеприпасов для Ту-22М3 сократилась. Вместе с этим бомбардировщики потеряли часть своих боевых возможностей.

Гиперзвуковой «Кинжал»

В начале марта стало известно о существовании нового отечественного авиационного средства поражения – гиперзвуковой аэробаллистической ракеты «Кинжал». Тогда же были показаны кадры с летных испытаний перспективного оружия. Согласно опубликованным данным, первым носителем новой ракеты должен был стать специально доработанный перехватчик МиГ-31. Через несколько месяцев стало известно, что носителем «Кинжала» в ближайшем будущем станет и Ту-22М3.


Ракета Х-15 в музее. Фото Rbase.new-factoria.ru


В самом начале июля отечественные средства массовой информации, ссылаясь на неназванные источники в оборонной промышленности, рассказали о скором начале новых испытаний ракеты Х-47М2 «Кинжал». Целью этих проверок станет отработка применения нового оружия дальним бомбардировщиком Ту-22М3. Сообщалось, что такой самолет способен нести сразу несколько ракет нового типа. Впрочем, какие-либо иные подробности многообещающего проекта на тот момент не приводились.

Вскоре появились новые данные, раскрывающие тактико-технические характеристики оружия. Неназванный представитель промышленности рассказал российской прессе о боевом радиусе новых комплексов. По его словам, дальность применения ракеты «Кинжал» с истребителем МиГ-31 достигает 2 тыс. км, а с бомбардировщиком Ту-22М3 – 3 тыс. км. При этом было указано, что в указанные числа входят как дальность полета самой ракеты, так и боевой радиус носителя.

Согласно доступным данным, изделие Х-47М2 представляет собой аэробаллистическую ракету, предназначенную для поражения сухопутных и надводных объектов. В некоторых источниках упоминается, что это изделие могло быть создано на базе одной из ракет оперативно-тактического комплекса «Искандер». Важнейшими особенностями «Кинжала» являются профиль полета и развиваемая скорость. За счет разгона после старта ракета должна выходить на баллистическую траекторию. Максимальная скорость полета может составлять 10-12 тыс. км/ч. Такие характеристики делают крайне сложным или даже невозможным своевременное обнаружение и поражение ракеты средствами ПВО.


Барабанная установка с ракетами Х-15. Фото Rbase.new-factoria.ru


По официальным данным, еще в прошлом году ракета «Кинжал» с носителем в виде МиГ-31 поступила на опытное дежурство в частях Южного военного округа. Вариант ракетного комплекса на основе бомбардировщика Ту-22М3 пока не выходил на испытания, но его проверки должны состояться в самое ближайшее время. По их результатам, в распоряжении воздушно-космических сил может появиться уникальный инструмент для нанесения ударов.

Вчера, сегодня и завтра

Строительство бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 стартовало в конце семидесятых годов, и за несколько лет эти машины заняли важнейшее место в структуре советской дальней авиации. С самого начала они имели возможность атаки разнообразных наземных и надводных целей, для чего могли применять ракетное и бомбовое вооружение разных типов. В целом, такое положение вещей сохраняется до сих пор, однако за прошедшие десятилетия произошли заметные и существенные изменения.


Ракета Х-47М2 "Кинжал" на самолете МиГ-31. Фото Kremlin.ru


В первые годы службы бомбардировщики могли уничтожать наземные объекты при помощи ракет Х-15 и бомб различных типов. Для атаки кораблей у них были ракеты Х-22. В дальнейшем Х-22 морально устарели на фоне развития средств РЭБ, а Х-15 вовсе были сняты с вооружения. Применение свободнопадающих бомб, в свою очередь, имело ограниченную результативность. Подобная ситуация сохранялась в течение нескольких лет, но затем начала меняться.

Ту-22М3 в новейшей версии «М3М» сохраняет способность применения свободнопадающих бомб, но новая аппаратура в разы повышает точность таких ударов. Устаревшая ракета Х-22 заменяется современной Х-32 с улучшенной бортовой аппаратурой. Самолет восстановил свой потенциал, причем часть его новых возможностей уже была проверена не только на полигоне, но и в условиях реального конфликта. В обозримом будущем номенклатура вооружений пополнится новейшей аэробаллистической ракетой Х-47М2, которая может считаться современной заменой для снятой с вооружения Х-15. Это оружие снова позволит Ту-22М3 атаковать наземные объекты при помощи управляемых ракет.

Таким образом, в течение нескольких следующих лет модернизированный самолет Ту-22М3М вновь станет универсальным средством для ударов по разным целям на удалении в тысячи километров. К сожалению, новую модернизацию пройдет далеко не весь парк имеющихся Ту-22М3, но и три десятка обновленных машин смогут внести существенный вклад в обороноспособность страны. Малое количество носителей в таком случае будет компенсироваться высокой эффективностью оружия, способного решать широкий круг боевых задач.

По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://testpilot.ru/
http://tupolev.ru/
http://mil.ru/
http://kremlin.ru/
http://tass.ru/
http://vz.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    8 августа 2018 05:29
    30 машин ? пока модернизируют последнюю, первую уже списывать пора
    1. +3
      8 августа 2018 05:54
      Цитата: тлауикол
      30 машин ? пока модернизируют последнюю, первую уже списывать пора

      а вместе с тушками и миги - в результате ни кинжалов, ни перехватчиков, ни ДА не будет
      1. +4
        8 августа 2018 08:38
        Вы,страху нагоняете, модификации Ту-22М3 летать будут долго (вечно),самолет очень удачный.
        1. +3
          8 августа 2018 09:48
          Цитата: bober1982
          .... Ту-22М3 летать будут долго (вечно),самолет очень удачный.

          hi ....шесть стратегических бомбардировщиков ту-22М3 ВКС России нанесли удары с нераскрытого аэродрома по инфраструктуре так называемого "исламского государства" (ИГИЛ) в городе Абу-Кемаль провинции Дейр-Эз-Зор. Авиаудар был направлен на опорные пункты боевиков, командные пункты, склады с боеприпасами и оружием.... soldier
          RТ.... 2 нояб. 2017 г.
          1. +3
            8 августа 2018 10:05
            Такие самолеты,как Ту-22М3, доведены до совершенства,конструкторами,ИТС, кровью и потом экипажей Ту-22,Ту-22М,Ту-22М2 - остаётся добавить современную начинку и вооружение.
            В статье упомянуты свободнопадающие бомбы,на мой взгляд, к ним почему-то относятся как к какому-то анахронизму, что является заблуждением.Такие авиабомбы,всегда были,есть и будут основным видом вооружения современных бомбардировщиков.
            1. +3
              8 августа 2018 14:45
              У нас уже нет свободнопадающих бомб. Все переделаны в точные.
              1. +2
                8 августа 2018 14:48
                Но,у вас, и нет фронтовых и тяжелых бомбардировщиков.
                Каким образом работать по площадным целям?
                1. По пустыне, что ли?

                  laughing
              2. А в России поставили новые прицелы с которыми обычные старые свободнопадающие бомбы попадают так же точно, как ваши "точные".

                Уже обкатано в Сирии.
                1. 0
                  24 октября 2018 00:55
                  Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
                  свободнопадающие бомбы попадают так же точно

                  Это невозможно по определению. Кроме того, есть ещё подвижные цели, а иногда (по политическим причинам) требуется попасть в форточку второго окна на пятом этаже 16 этажного дома.
            2. -1
              8 августа 2018 16:54
              Цитата: bober1982
              В статье упомянуты свободнопадающие бомбы,на мой взгляд, к ним почему-то относятся как к какому-то анахронизму, что является заблуждением.Такие авиабомбы,всегда были,есть и будут основным видом вооружения современных бомбардировщиков.

              для туарегов ?, а если гейропы ? тут по другому... тут Саша "искандер" более по ...душе.
              1. 0
                8 августа 2018 17:12
                Цитата: андрей юрьевич
                а если гейропы ?

                Если по ним,то ещё эффективней будет,целей много - аэродромы,резервы и скопления войск,базы, ж/д узлы,порты,склады, и многое многое другое.Самый раз - тоннами разгружать.
        2. +1
          8 августа 2018 10:18
          Ту-22М3 летать будут долго (вечно)
          Будет летать до тех пор пока крылья от старости не отвалятся, а это произойдет ибо метал не вечен ... Ну после останется РФ без дальней авиации
      2. +7
        8 августа 2018 11:42
        проект ПАК ДА скоро переименуют в ПАК НЕТ НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ.
        1. +5
          8 августа 2018 13:19
          В бой пойдут одни старики hi
          1. +1
            8 августа 2018 16:56
            Цитата: yehat
            проект ПАК ДА скоро переименуют в ПАК НЕТ НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ.

            как вы переобулись.. но мысль верная.
    2. 0
      9 августа 2018 16:54
      Возможно,что Вы правы.По плану должны модернизировать по 4 машины в год. На следующей неделе выкатят первую из модернизированных машин. Я думаю,что до 31 декабря завод не успеет модернизировать остальные три. Процесс может затянуться.
  2. +6
    8 августа 2018 06:14
    Про ракету Х-15
    Дальность стрельбы ограничивалась 30 км.

    Прям режет глаз..
    Да на такую дальность и болванка улетит.
    Для Х-15 заявлена дольность в 300 км.
  3. +2
    8 августа 2018 09:09
    Хороший обзор . Автор забыл добавить важную деталь - модернизированные 22-е получают возможность дозаправки в воздухе , что значительно расширяет варианты его применения .
    1. +9
      8 августа 2018 10:48
      Цитата: КВУ-НСвД
      Автор забыл добавить важную деталь - модернизированные 22-е получают возможность дозаправки в воздухе , что значительно расширяет варианты его применения .

      Не факт no
      Цитата из публикации:
      Понимая проблемы имеющейся Х-22, советские военные еще в конце восьмидесятых годов заказали разработку ее улучшенной версии. Испытания глубоко модернизированной ракеты начались в 1998 году, а на вооружение она поступила только в 2016-м. Этот вариант оружия для Ту-22М3 известен под названием Х-32.

      Есть какие-то доказательства того, что ПКР Х-32 действительно принята на вооружение и поступает в войска? request Кроме того, в связи с ликвидацией МРА не ясно, кто и как их будет применять. Всё таки специфика подготовки пилотов дальней и морской авиации сильно отличается.
      1. +6
        8 августа 2018 11:02
        Цитата: zyablik.olga
        Кроме того, в связи с ликвидацией МРА кто и как их будет применять. Всё таки специфика подготовки пилотов дальней и морской авиации сильно отличается.

        Плюс Вам, Ольга! Это прям в самый корень!
        1. +9
          8 августа 2018 11:06
          Цитата: ССИ
          Плюс Вам, Ольга! Это прям в самый корень!

          Сергей Иванович, здравствуйте!
          К сожалению профессионалов подобных Вам, на сайте почти не осталось. request Связь с Сергеем Кореньковым ("древний") увы потеряна, а он бы по "уряконью и хотелкам" прошелся бы жестко.
          1. +6
            8 августа 2018 11:42
            Цитата: zyablik.olga
            Сергей Иванович, здравствуйте!
            К сожалению профессионалов подобных Вам, на сайте почти не осталось. Связь с Сергеем Кореньковым ("древний") увы потеряна, а он бы по "уряконью и хотелкам" прошелся бы жестко.

            И Вам привет, Ольга! К сожалению, к большому сожалению, совсем неохота появляться на сайте... Серега это давно понял... А заявления, типа-выкатят и уже со штангой... Ну, Вы сами понимаете!
        2. 0
          8 августа 2018 11:23
          Вся специфика подготовки летчиков дальней и морской авиации не сильно отличается, форма одежды сильно отличается,это можно сказать точно, ну и в морской авиации больше внимания уделяют всякого рода средствам спасения при аварийных ситуациях (приводнениях)
          Пуски ракет первоначально отрабатываются в теории, затем- тактических пусках (прицеливание,работа с бортовой аппаратурой),на всякого рода сборах,получением большого количества допусков,зачетов и проверяющих,и в дальнейшем с практическим применением ракет.
          И,какая здесь разница, экипажи дальней авиации или морской? По времени подготовки занимает одинаковое время.
          1. +5
            8 августа 2018 11:35
            Цитата: bober1982
            Вся специфика подготовки летчиков дальней и морской авиации не сильно отличается,

            Да ладно...особенно "не отличается" работа штурманов.
            Цитата: bober1982
            Пуски ракет первоначально отрабатываются в теории, затем- тактических пусках (прицеливание,работа с бортовой аппаратурой),на всякого рода сборах,получением большого количества допусков,зачетов и проверяющих,и в дальнейшем с практическим применением ракет.

            Простите, из того, что вы пишите следует, что у Вас наверняка есть информация о крайних пусках ракет с Ту-22М3?
            Цитата: bober1982
            И,какая здесь разница, экипажи дальней авиации или морской? По времени подготовки занимает одинаковое время.

            Речь идёт именно о специфике. Понятно, что у флотских Су-24 и Су-25 задачи с ВВС схожие. Но, что касается ракетоносной МРА и самолётов дальней авиации, позвольте с Вами не согласиться. no
            1. 0
              8 августа 2018 11:58
              Цитата: zyablik.olga
              Да ладно...особенно "не отличается" работа штурманов

              Когда были Ту-16, Ту-22,Ту-95 - работа штурмана дальней и морской авиации конечно сильно отличалась, "морякам" было намного сложнее, на Ту-22м3 - сравнялись,основную работу ведёт бортовой компьютер.
              Цитата: zyablik.olga
              что у Вас наверняка есть информация о крайних пусках ракет с Ту-22М3?

              Такой информации у меня нет, и не может быть.Сама специфика подготовки экипажей к пускам ракет стандартна, и меняться не может,это очень сложный процесс,для всех.
              Цитата: zyablik.olga
              Но, что касается ракетоносной МРА и самолётов дальней авиации, позвольте с Вами не согласиться.

              Я,заканчивал училище по профилю ДА, но службу проходил в частях ФБА, но в душе (где-то глубоко), я остался дальником, к МРА всегда относился,как к чему-то непонятному, в училище их дразнили "ракушками" (они нас обзывали "шлангами") и "железнодорожниками".
    2. +5
      8 августа 2018 11:01
      Цитата: КВУ-НСвД
      модернизированные 22-е получают возможность дозаправки в воздухе , что значительно расширяет варианты его применения .

      Да, Вы что? Да неужели.... Вот радости будет...
      1. 0
        8 августа 2018 11:03
        А поподробнее свой саркастический настрой объяснить не затруднит ?
        1. +6
          8 августа 2018 11:07
          А откуда такие сведения о дозаправке в воздухе? Я с этими машинами работаю... И еще НИ РАЗУ не слышал о восстановлении систем дозаправки...
          1. 0
            8 августа 2018 11:09
            На Ту-22м3м , который скоро должны выкатывать , по заявлениям , должна появится штанга дозаправки .
            1. +7
              8 августа 2018 11:16
              Цитата: КВУ-НСвД
              На Ту-22м3м , который скоро должны выкатывать , по заявлениям , должна появится штанга дозаправки .

              Если вы думаете, что дело сводится только к установке одной штанги, то сильно заблуждаетесь. Возможно, что проще построить новый самолёт, чем у старого переделать топливную систему.
              1. 0
                8 августа 2018 11:19
                Цитата: zyablik.olga
                Цитата: КВУ-НСвД
                На Ту-22м3м , который скоро должны выкатывать , по заявлениям , должна появится штанга дозаправки .

                Если вы думаете, что дело сводится только к установке одной штанги, то сильно заблуждаетесь. Возможно, что проще построить новый самолёт, чем у старого переделать топливную систему.

                Ольга , согласитесь , что ставить штангу для красоты никто не станет . hi
                1. +6
                  8 августа 2018 11:26
                  Цитата: КВУ-НСвД
                  Ольга , согласитесь , что ставить штангу для красоты никто не станет . hi

                  Виктор, у нас в Комсомольске Ту-22М никогда не строили, и я этой машины не знаю. Специалист по "Тушкам" Сергей Иванович, и я ему доверяю. Но насколько мне известно, восстановление системы дозаправки в воздухе на Ту-22М3 вряд ли возможно. request
                  1. 0
                    8 августа 2018 11:29
                    Цитата: zyablik.olga
                    Виктор, у нас в Комсомольске Ту-22М никогда не строили, и я этой машины не знаю. Специалист по "Тушкам" Сергей Иванович, и я ему доверяю. Но насколько мне известно, восстановление системы дозаправки в воздухе на Ту-22М3 вряд ли возможно.

                    Время покажет .
                    1. +6
                      8 августа 2018 11:38
                      НЕ БУДУТ СТАВИТЬ систему дозаправки! НЕ БУДУТ!
                      1. -1
                        8 августа 2018 11:40
                        Всё скоро разъяснится
                        Цитата: ССИ
                        НЕ БУДУТ СТАВИТЬ систему дозаправки! НЕ БУДУТ!

                        hi
                2. +1
                  8 августа 2018 11:39
                  да, эта штанга нужна для парковки на невидимом летающем авианосце.
            2. 0
              8 августа 2018 12:45
              Где то читал, что с Ту-22 сняли оборудование для дозаправки в соответствии с договором с амерами по ограничению вооружений. Так что, ставить не будут.
    3. +3
      8 августа 2018 12:52
      Цитата: КВУ-НСвД
      модернизированные 22-е получают возможность дозаправки в воздухе , что значительно расширяет варианты его применения .

      Разве ? belay Что-то я не помню такой опции в перечне "модернизационных намерений" ! what
  4. +2
    8 августа 2018 09:37
    hi ... Согласно новому проекту, самолеты получают аппаратуру типа СВП-24-22 «Гефест»....... soldier


    1. +4
      8 августа 2018 11:04
      Только ОДНА машина была под "Гефест" доработана....Когда еще....все остальное...
      1. -1
        9 августа 2018 20:22
        Уж позвольте с вами не согласиться уважаемый ССИ.Информация не совсем открытая, но смею вас заверить машин доработанных под КБО СВП-24-22 "Гефест" ГОРАЗДО больше одной. И в планах ЗАО "Гефест и Т" на этой цифре не останавливаться!
        1. +1
          10 августа 2018 11:10
          На Ту-22М3? Или и на "сушках"???
          1. -1
            10 августа 2018 23:42
            И там и там. Гендиректор Гефеста очень жесткий и амбициозный.
  5. 0
    8 августа 2018 11:37
    сейчас набирают популярность планирующие боеприпасы
    интересно, какая номенклатура применима на ту-22 и есть-ли новые разработки на подходе?
    1. +2
      9 августа 2018 01:59
      Цитата: yehat
      сейчас набирают популярность планирующие боеприпасы

      Планирующие боеприпасы набирали популярность в 60-х гг.прошлого века во Вьетнаме... wink
      1. -1
        9 августа 2018 09:16
        сейчас появилось новое поколение - с более высокой точностью и дальностью
        1. +2
          9 августа 2018 11:11
          Дык....где 60-е прошлого века,а где исход 2го десятка 21века ?
  6. +1
    8 августа 2018 12:55
    Цитата: КВУ-НСвД
    Хороший обзор . Автор забыл добавить важную деталь - модернизированные 22-е получают возможность дозаправки в воздухе , что значительно расширяет варианты его применения .

    Они снову имели штанги для заправки, потом "партнеры"из космоса увидели как 22 летают на Дальний Восток настояли в Договоре о ограничении стратегических вооружений демонтаж штанг заправки.Похоже мы из договора вышли! hi
  7. -1
    8 августа 2018 22:04
    Околоточный (Алексей), уважаемый, Вы правы, на Ту-22 штанги дозаправки из-за договора с США заглушили. А вот Ту-22М3 со штангами дозаправки было, если память меня не подводит, всего 3 штуки.
  8. +2
    9 августа 2018 09:01
    Так, а как же мифическая Х-50?
  9. 0
    9 августа 2018 18:30
    Статья все же об оружии. Давайте считать, что все, о чем написали авторы комментариев про самолет – сбылось. Все Ту-22М3 максимально модернизировали, штангу для дозаправки в воздухе установили. И что?

    Поговорим о ракетах. Сегодня Ту-22М3 по-прежнему имеет на вооружении разные модификации Х-22. Ракета устарела морально и физически. Она может быть применена для нанесения удара по площадной цели, прикрытой средствами ПВО на уровне конца 60-х, начала 70-х годов. Использование ее для нанесения удара по АУГ уже тогда было проблематично, хотя «воюют не только умением, но и числом», не говоря уж о современных ЗРК сухопутного и морского базирования, способных сбить самолет до выхода на рубеж открытия огня и ракету на участке «завала» или баллистического разворота. Ракета в полете находилась в полуутопленном положении в фюзеляже и была одна. Я брал под плоскости две ракеты всего один раз, когда они были без ГЧ и топлива, т.е. пустыми. Х-32 - это модернизированная Х-22, возможно более совершенная и точная, но не лишенная недостатков предшественницы. Х-15 никогда с ТУ-22М3 не применялась, да их в войсках уже и нет. Х-50,Х-101 – это крылатые ракеты воздушного базирования. Скорость этих ракет – дозвуковая, дальность полета сравнительно невелика, но способность к огибанию рельефа на предельно малых высотах в сочетании с высокой помехозащищенностью делает их потенциально опасными при нанесении ударов по наземным целям. Для поражения одиночным самолетом АУГ нужны гиперзвуковые ракеты, сочетающие высокую скорость в плотных слоях атмосферы, точность поражения цели с возможностью преодоления ПВО ордера на конечном участке траектории. Х-47 «Кинжал» - «первая ласточка» и довольно удачная.

    Мне кажется, что сегодня ДА – не потенциал первого удара. У нас с середины 60-х годов нет боевого дежурства в воздухе. Чтобы ДА нанесла удар, ее нужно заблаговременно поднять. Это легко обнаруживается современными средствами разведки и те, кто считает, что, влетев из Крыма, самолеты держат под прицелом всю Западную Европу и их не видят - это иллюзия. Если они держат, то и их держат тоже, уже в Польше и Румынии.

    Что касается бомбового вооружения, то успехи нашего ВПК налицо. В локальных конфликтах различные типы авиабомб, примененных с Ту-22М3, показали свою эффективность. Так и должно быть.

    Я привык дальность полета делить пополам, потому, что хочется вернуться домой. Если же обмен ракетными ударами застал в полете – куда возвращаться? Везде на Земле будет ядерный ад.

    Говоря о перспективах модернизации Ту-22М3, я не могу не сказать о тех проблемах, которые есть в отрасли. Из Украины удалось вывезти 20-25 авиадвигателей от Ту-22М3, а больше их нет. Что будет дальше?
    1. +1
      25 сентября 2018 13:38
      Интересно были ли случаи подвешивания сразу 3 заправленных, готовых к применению Х-22 и вылета с ними? Везде пишут несёт 3 Х-22. Если это не так, то зачем тогда пишут? И вообще физически такое возможно или самолёт при взлёте с 3 Х-22 развалится?
  10. +1
    25 сентября 2018 13:29
    Насколько я знаю Х15 на вооружение не принимали, по крайней мере с обычной БЧ. При всех её плюсах был у неё огромный минус - небольшая дальность применения. И это при том, что интервалы между пусками ракет были немаленькие. Поэтому пока бы Ту22М3 разгрузил все 10 ракет он бы мог оказаться совсем близко к цели. Короче говоря - полёт в один конец.
  11. 0
    24 октября 2018 01:03
    "Завтра". Если Ту-22М... не будут израсходованы, чтобы отодвинуть границу, то полётное время ракет снизится до 1,5...2 минут.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»